Научная статья на тему 'Сетевой проект как инновационая форма непрерывного образования'

Сетевой проект как инновационая форма непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевой проект как инновационая форма непрерывного образования»

СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ

КАК ИННОВАЦИОНАЯ ФОРМА

НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. П. Суходимцева

Современный этап развития системы непрерывного образования определяется динамичным характером развития общества, необходимостью профессиональной мобильности и концепцией «образование через всю жизнь», сформулированной ЮНЕСКО как альтернатива старой концепции «образования на всю жизнь» [5, с. 118]. Главным смыслом непрерывного образования является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни [2]. Эффективность реализации этой идеи зависит, с одной стороны, от того, насколько человек понимает стратегические ориентиры своего образования, осваивает средства и методы самообразования, умения учиться. С другой стороны, насколько система непрерывного образования готова поддерживать и сопровождать человека в его стремлении совершенствоваться. Как показывает практика, существующая система образования еще остается ориентированной на образовательный процесс с традиционной передачей «готового знания», с перегруженным информационным материалом, который часто мало связан с потребностями обучающихся.

В рамках непрерывного образования должны развиваться образовательные процессы опережающего характера (т. е. образование, которое «обращено к будущему»), разрабатываться и применяться эффективные методы и технологии непрерывного образования [2]. Эти требования к организации непрерывного образования в единстве и целостности позволяют учесть про-ектно-технологический подход [1]. На практике данный подход был реализован нами при разработке и реализации сетевого проекта «Виртуальная мастерская» [3], который ориентирован на сопровождение профессионального развития педагогов и поддержку их проектной деятельности в рамках самообразования, курсовой и межкурсовой подготовки. Необходимость создания условий для овладения педагогами проектированием связана с его стратегическим потенциалом в организации деятельности самого педагога и обучающихся, в развитии способов компетентно принимать ключевые решения и действовать «на опережение». Проект «Виртуальная мастерская» стал универсальным средством решения задач системы непрерывного образования и удержания целостности взаимосвязанных процессов по трем объектам [2]: личности, образовательным процессам, организационной структуре образования.

Относительно личности педагога в проекте обеспечена возможность учиться постоянно, без относительно длительных перерывов в рамках курсовой и межкурсовой подготовки или заниматься самообразованием, в том числе по развитию проектной компетентности, которая в связи с проектным содержанием деятельности, позволяет проявлять собственные инициативы, личностные замыслы и выстраивать образование на опережение [6]. Относительно образовательного процесса непрерывность выстроена через вклю-

ченность педагога в сам образовательный процесс и обеспечение преемственности образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому.

Относительно организационной структуры образования осуществляется связь в сети образовательных и научных организаций с учетом преемственности образовательных программ. Идея организации сети в проекте основывается на положении А. М. Цырульникова о том, что сетевая организация образования оптимальна для реализации «современной педагогической парадигмы и формы организации и самоорганизации образования». Кроме того, стратегия сетевой организации образования на государственном уровне рассматривается как механизм трансляции опыта лучших педагогов и должна находить распространение в системе подготовки, переподготовки педагогических кадров (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Сетевое взаимодействие позволяет удовлетворить разнообразие образовательных потребностей педагогов.

В рамках проекта «Виртуальная мастерская» внутри сети осуществляется глубокая интеграция всех образовательных подсистем и процессов между Национальным центром ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в Российской Федерации, Федеральным государственным научном учреждением «Институт теории и истории педагогики» РАО и др. Тематическим полем, объединяющим содержание их деятельности в рамках непрерывного образования, является проблема развития детской одаренности. Как известно, проблема одаренности в современной России переживает период активного становления. Важность вопроса подчеркивается в ряде государственных документов. И одной из проблем является недостаточная готовность образовательных организаций и педагогов работать в этой области. Например, как показывает практика, педагоги общеобразовательных организаций испытывают трудности при организации образовательного процесса одаренных детей. Таким образом, существует необходимость для педагогов в овладении педагогическим проектированием. В сетевом проекте «Виртуальная мастерская» педагогам созданы для этого условия: есть возможность пройти курсы повышения квалификации.

По окончании курсов повышения квалификации педагоги имеют возможность продолжить развитие своей профессиональной компетентности. Например, приобрести необходимые навыки применения проектных, коммуникационных, компьютерных технологий или разработки собственной системы преподавания, которая сделает их конкурентоспособными на рынке образовательных услуг. Для такого общения сотрудниками лаборатории теории непрерывного образования Института теории и истории педагогики ТИП РАО совместно с другими учебными учреждениями создана специализированная коммуникативно-образовательная среда - международный фестиваль «Одаренному ребенку - одаренный педагог», в рамках которого предусмотрены вебинары, скайп-консультации, работа в виртуальных кабинетах, очная конференция с презентациями опыта педагогов по развитию одаренности детей и встречей с видными деятелями науки и образования. Используются сайт vmdar.ru (оболочка MOODLE) и веб-сервис webinar.ru+COMDI. Разработан компьютерный комплекс психологического сопровождения профориентацион-ной работы «Career guidance» (www.careerguidance.ru), компьютерный ком-

плекс психологической экспресс-диагностики творческого потенциала «ОгеаНуНу» (www.crtest.ru), сайт фестиваля (http://odarfest.wix.com/pedagog). Фестиваль проводится при поддержке Московской областной организации Союза писателей России, Центра творческого обучения в городе София (Болгария) и других организаций [7].

Таким образом, в рамках сетевого проекта «Виртуальная мастерская» созданы условия для непрерывного опережающего образования и систематической трансляции фундаментальных педагогических и психологических знаний, отвечающих актуальным запросам педагогов-практиков, а также для разработки и реализации авторских проектов педагогов, развития их проектной компетентности, позволяющей им легко адаптироваться в изменяющихся условиях образовательной практики, быть конкурентоспособными на образовательном рынке.

Список литературы

1.Новиков А.М. Методология образования. 2-е изд. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.

2. Профессиональная педагогика: учеб. / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. 3-е изд., перераб. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. - 456 с.

3. Работа с одаренными учащимися: опыт сотрудничества Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ и окружного сетевого сообщества педагогов САО «Виртуальная мастерская». - МО, Щелково: Онтопринт, 2011. - 274 с.

4. Развитие профессионального непрерывного образования в постиндустриальной России и на Украине: моногр. / сост. Т.Ю. Ломакина, М.А. Таппасханова, А.П. Суходимцева; под науч. ред. Т.Ю. Ломакиной, М.А. Таппасхановой, А.П. Суходимцевой; НОУ ВПО МИСАО, ФГНУ «Инст. теории и ист. пед.» РАО, Нац. центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ., Харьков. гу-манитарн. ун-т. НАУ - М.: НОУ ВПО МИСАО, 2012. - 247 с.

5. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. - М.: Российская академия образования; НИИРПО, 2006. - 320 с.

6. Суходимцева А.П. Модель развития проектной компетентности педагогов // Развитие профессионального непрерывного образования в постиндустриальной России и на Украине: моногр./ сост. Т.Ю. Ломакина, М.А. Таппасханова, А.П. Суходимцева; под науч. ред. Т.Ю. Ломакиной, М.А. Таппасхановой, А.П. Суходимцевой; НОУ ВПО МИСАО, ФГНУ «Инст. теории и ист. пед.» РАО, Нац. центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ., Харьков. гумани-тарн. ун-т. НАУ - М.: НОУ ВПО МИСАО, 2012. - С. 88-106 с.

7.Суходимцева А.П. Фестивальная технология развития профессионализма педагогов, работающих с одаренными детьми // Управление образованием: перспективы развития научной школы Т.И. Шамовой: сб. ст. Пятых Всерос. Шамовских пед. чт. науч. шк. управл. образоват. системами (25 янв. 2013 г.) / отв. ред. С.Г. Воровщиков. - М., 2013. -С. 465-467.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.