МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
М. А. Таппасханова
В «Меморандуме непрерывного образования Европейского союза» констатируются изменения, произошедшие в европейском обществе в связи с его развитием, что они называют «вступлением в эпоху знаний» [2, с. 4], а по итогам оценки сложившейся ситуации делается вывод, что единственно возможной образовательной политикой в имеющихся условиях является развитие непрерывного образования. Все требования, цели, обозначенные в Меморандуме, и возможности, методы и способы их достижения сведены в документе к шести ключевым принципам непрерывного образования. Назовем принципы и обозначим во взаимосвязи цели устойчивого развития на международном уровне.
Первый принцип непрерывного образования постулирует, что современные базовые знания должны быть доступны для всех. Целью, в соответствии с данным принципом, является обеспечение постоянного доступа к образовательным услугам для всех желающих без ограничений. Второй принцип гласит, что инвестиционные вложения в человеческие ресурсы должны увеличиваться [2, с. 7]. Согласно данному принципу, целью в политике образования является смещение приоритетов при распределении инвестиционных потоков в сторону человеческих, образовательных ресурсов с повышением статуса индивидуальной личности в европейском обществе. В третьем принципе содержится правило проектирования педагогического процесса, говорящее о том, что при обучении должны применяться инновационные методики преподавания [2, с. 8]. По данному принципу одной из приоритетных целей системы образования является разработка и внедрение в практику самых современных образовательных моделей и стандартов, соответствующих текущему уровню развития общества и производства. Четвёртый принцип гласит о том, что система формального оценивания образованности обучающихся должна учитывать не только этапы формального образования, но и результаты их неформального и информального образования. Данный принцип предполагает достижение цели разработки и внедрения современных систем педагогической диагностики [4, с. 67]. В пятом принципе содержится тезис о необходимости создания и развития института тьюторства именно в контексте поддержки образования в течение всей жизни [2, с. 9]. В рамках данного принципа перед европейской образовательной системой ставится цель обеспечения каждому гражданину Европы полного доступа к информации об образовательных возможностях в рамках Европейского пространства, а также к консультационным мероприятиям данной направленности. Шестой принцип постулирует о необходимости обеспечить максимальную приближенность образования к месту проживания людей. В соответствии с данным принципом перед управляющими структурами в системе образования ставится цель обеспечения возможностями получения
97
образовательных услуг всех желающих по месту их проживания с применением всех организационных и технологических возможностей [2, с. 190].
Отметим, что общим для всех принципов является понимание необходимости добиваться всеобщего доступа к полному спектру образовательных услуг в европейском сообществе всеми возможными методами. Для воплощения в жизнь принципов и целей, сформулированных на Лиссабонском саммите (2000) и зафиксированных в Меморандуме непрерывного образования Европейского союза, реализуется множество программ, специализирующихся каждая в своей сфере системы образования. В Европейском союзе разрабатываются партнёрские программы создания сетей по совместной подготовке требуемых специалистов и программы, посвящённые выработке единых стандартов требований к европейским образовательным системам [2, с. 10]. Ориентированные на высшее образование программы развития непрерывного образования реализуются в соответствии с Болонским процессом [1, с. 65]. Несмотря на многоплановость Болонского процесса, среди задач, поставленных перед академическим сообществом, можно выделить главную -объединение всех высших учебных заведений в единое образовательное пространство с едиными образовательными стандартами, обеспечивающими взаимную признаваемость документов об уровне образования, с высокой мобильностью студентов и преподавательского состава в пределах создаваемого пространства, с участием университетов в европейской программе по реализации непрерывного образования.
В мире существует нескольких моделей развития системы непрерывного образования. Первая модель, реализуемая в Германии, Франции, Норвегии, Испании и Греции, характеризуется вовлечением в процесс развития системы непрерывного образования национальных университетов, которые становятся в данной системе основными центрами. Вторая модель предполагает развитие системы непрерывного образования через создание сети образовательных центров, которые активно поддерживаются государственными структурами (Япония, Дания, Финляндия, Швеция, Португалия и Италия). Третья модель, реализуемая в Великобритании, а также в других странах с англосаксонским типом общественно-социальных отношений, характеризуется наличием учреждений, специализирующихся на непрерывном образовании, но государственные структуры самоустраняются от их поддержки, перенося всю ответственность на коммерческий сектор.
Необходимо отметить, что в большинстве северных европейских стран процессы развития непрерывного образования начались задолго до принятия общеевропейских документов, посвящённых вопросам развития непрерывного образования. В большинстве южных европейских стран развитие непрерывного образования перешло в активную стадию лишь в последнее десятилетие ушедшего века и совпало по времени с развитием общеевропейского законодательства, посвящённого непрерывному образованию, хотя, естественно, к началу реализации непрерывного образования привели внутренние социальные процессы, протекавшие в этих странах. Также можно отметить, что если в северных странах Европы в развитии и реализации участвуют не только университеты, но и большое количество коммерческих структур и общественных организаций, то в южных странах важнейшая роль в
98
развитии непрерывного образования принадлежит университетам и другим образовательным учреждениям. Вместе с тем пример Великобритании и Австралии показывает, что полноценное развитие системы непрерывного образования в обществе возможно лишь при активнейшем участии в данном процессе государства. Причиной необходимости государственного участия является не только высокий уровень финансовых затрат - во многих северных европейских странах бизнес также активно участвует в финансировании образовательных программ, - только централизованная и грамотно спроектированная государственная политика, учитывающая все аспекты развития общества, позволит создать жизнеспособную и оптимально функционирующую систему непрерывного образования для данного общества. Образцом создания такой системы непрерывного образования является Япония.
Среди указанных основных направлений развития системы непрерывного образования на международном уровне наиболее значимыми являются следующие: (а) увеличение количества образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в контексте непрерывного профессионального образования и обеспечение их близости к потенциальным обучающимся; (б) повышение уровня финансирования и внедрение современных технологий обучения; (в) смещение приоритетов при распределении инвестиционных потоков в сторону человеческих и образовательных ресурсов; (г) повышение статуса индивидуальной личности в европейском обществе через систему возможностей ее непрерывного образования; (д) увеличение выделяемых на образование государственных ассигнований и частных капиталовложений (введение субсидий для организаций и предприятий, предоставляющих своим сотрудникам возможности для получения образования; сотрудничество с коммерческими структурами и общественными фондами по кредитованию или финансированию образовательных программ и т. д.); (е) обеспечение каждому гражданину Европы полного доступа к информации об образовательных возможностях в рамках Европейского пространства, а также к консультационным мероприятиям данной направленности.
Список литературы
1. Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 302 с.
2. Меморандум непрерывного образования Европейского союза // Общество «Знание» России, 2001. - 10 с.
3. Новиков А.М. Профессиональное образование для развивающей постиндустриальной экономики // Развитие профессионального непрерывного образования в постиндустриальной России и на Украине: моногр. / сост. Т.Ю. Ломакина, М.А. Таппасханова, А.П. Суходимцева; под науч.ред. Т.Ю. Ломакиной, М.А. Таппасхановой, А.П. Суходимце-вой; Ноу вПо МИСАО, ФГНУ «Инст. теории и ист. пед.» РАО, Нац. центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ., Харьков. гуманитар. ун-т НАУ. - М.: НОУ ВПО МИСАО, 2012. -С. 5-20.
4. Ye.V. Astakhova. Generation Next. Education Next. Teacher Next? // Lifelong Learning: Continuous Education for Sustainable Development: proc. of the 10th int. coop. / arr. N.A. Lobanov; sci. ed. N.A. Lobanov, V.N. Skvortsov; lSu n.a. A.S. Pushkin, Res. Inst. Soc.-Econ. and Ped. Probl. of Lifelong Learn: in 2 pts.: paral. ed. - Vol. 10. - SPb.: LSU n.a. A.S. Pushkin, 2012. -Pt. I. - p. 66-68.
99