Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие в информационной среде как средство самореализации будущего педагога'

Сетевое взаимодействие в информационной среде как средство самореализации будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / NETWORK INTERACTION / SELF-ACTUALIZATION OF A FUTURE TEACHER / INFORMATIONAL ENVIRONMENT / SOCIAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Дмитрий Валерьевич

Актуализируется проблема выявления потенциала сетевого взаимодействия в подготовке будущего учителя. Самореализация будущего педагога рассматривается в контексте полилога с культурно-образовательной и информационной средой вуза. Определены возможности сетевого взаимодействия для обеспечения самореализации будущего педагога, заявлены ожидаемые результаты самореализации личности в информационной среде средствами сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the issue of the potential of network interaction in future teacher training. Self-actualization of a future teacher is considered in the context of polilog with the cultural, educational and informational environment of a higher school. There is determined the potential of network interaction for future teacher’s self-actualization, claimed the expected results of personal self-actualization in the informational environment by means of network interaction.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие в информационной среде как средство самореализации будущего педагога»

Д.В. ЛЕВЧЕНКО (Оренбург)

сетевое взаимодействие в информационной среде как средство самореализации будущего педагога

Актуализируется проблема выявления потенциала сетевого взаимодействия в подготовке будущего учителя. Самореализация будущего педагога рассматривается в контексте полилога с культурнообразовательной и информационной средой вуза. Определены возможности сетевого взаимодействия для обеспечения самореализации будущего педагога, заявлены ожидаемые результаты самореализации личности в информационной среде средствами сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, самореализация будущего педагога, информационная среда, социальная среда, образовательная среда.

Социальные процессы на рубеже второго и третьего тысячелетий, связанные со становлением информационного общества, возрастающей ролью человеческого капитала, требуют постановки и решения принципиально новых целей и задач современного образования. Приоритетным становится развитие личностного потенциала учащегося, студента, будущего специалиста, что обусловливает потребность образовательных организаций в педагогах, способных работать в режиме самореализации.

Формирование личности будущего педагога - результат не только специально организованного учебно-воспитательного процесса, но и среды, в которой он проживает, общается, действует в течение своего обучения, поэтому среда все чаще становится предметом исследования различных наук, прежде всего гуманитарных, и, в частности, педагогики.

В педагогической науке доказано, что только особая организация образовательного процесса обеспечивает благоприятные условия для развития профессиональных качеств личности. В нашем исследовании мы рассматриваем информационную среду как особое образовательное пространство для самореализации будущего педагога, что актуализирует проблему выявления педагогических возможностей сетевого взаимодействия в инфор-

мационной среде, обеспечивающего становление субъектности, формирование готовности к постоянной профессионально ориентированной самореализации и стимулирование потребности в ней.

В качестве ведущих методологических подходов к исследованию рассматриваемой проблемы мы заявляем информационно-полилогический и синергетический подходы. Информационно-полилогический подход раскрывает идею полилога как способа многомерного взаимодействия субъектов в информационном пространстве и проектирования ими интерсубъектных миров (Е.Н. Медведева, П. Бергер), гипертекстовости, многовекторной коммуникации субъектов в виртуальном пространстве Шег^ (М. Маклюэн, Е.Г. Трубина, И.Р. Купер, А.А. Калмыков). Детерминируя внешние условия, среду самореализации, данный подход обосновывает применение в изучении личности совокупности понятий, идей и методов теории информации, социальной теории информационного общества, выявляет сферы, механизмы и перспективные направления развития практик самореализации, предлагает инструментальное обеспечение самореализации личности в информационном образовательном пространстве.

Синергетический подход открывает организационный механизм обеспечения взаимодействия субъектов образования и информационной образовательной среды в контексте самореализации, подчеркивая его стохастический (вероятностный) характер. данный подход дает возможность расширенного целостного понимания самореализации как самоорганизующегося процесса, как не локализованной внутри индивида открытой системы, органично связанной со сценариями развертывания событий в реальности на микро-, макро- и мегауровнях существования личности.

Ключевым для нашего исследования является понятие самореализации, раскрываемое как проявление и осуществление возможностей своего развития в различных сферах жизнедеятельности (С.С. Гиль, Л.А. Коросты-лева, Г.К. Чернявская и др.), раскрытие личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях (М.Ю. Коваленко, Л.В. Бурая). Как отмечает Ф.У. Базае-ва [1, с. 10], самореализация студента педагогического вуза складывается из самопонимания (проявление интереса к познанию своего

© Левченко Д.В., 2014

внутреннего мира, осмысливание моральноценностных установок), самооценки (определение значимости собственных учебных и профессиональных достижений по сравнению с другими) и самоутверждения (предъявление собственного Я в качестве субъекта). Автор отмечает значение процесса самореализации в профессиональном становлении личности, формировании рефлексивной, оценочной, коммуникационной, мотивационной, мировоззренческой функций, функции формирования опыта профессиональной деятельности.

A.В. Москвина исследует соотношение учебной и научной сфер самореализации студента в вузе, определяя в качестве одной из целей научно-исследовательской деятельности студента «открытие самого себя», когда «в качестве творческого продукта выступает сам процесс прогрессивного качественного изменения личности» [6, с. 70].

Самореализация, как правило, социально детерминирована, ибо человек как общественное существо опредмечивает свою сущность в социальных отношениях. Социальная среда содержит в себе как средства самореализации, так и определенные препятствия, барьеры.

На наш взгляд, самореализацию будущего педагога следует понимать как осуществление себя, своих ценностных ориентаций, знаний, умений, отношений во взаимодействии с ценностями профессиональнопедагогической культуры. Самореализация будущего учителя, соотносимая с целью профессионального педагогического образования, рассматривается нами как осознанный, целенаправленный процесс раскрытия сущностных сил личности в учебнопрофессиональной деятельности и свободном жизнетворчестве на основе диалога и полилога с культурно-образовательной средой и информационной средой вуза. Если первая традиционно рассматривается как модель профессионально-культурной среды страны, то вторая, по большому счету, имеет такие функции лишь в потенциале.

В работах А.И. Артюшиной, В.С. Библера,

B.Г. Воронцовой, В.А. Козырева, Т.В. Менг,

В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина исследованы вопросы образовательных сред, в том числе в информационном контексте, однако аспекты природы информационной среды, ее влияния на самореализацию еще только разрабатываются (Н.В. Водянова, М.С. Иванов, В.Г. Магомедов, В.Н. Маризина и др.).

Понятие «информационная среда» рассматривается в контексте коммуникационной среды как «совокупность условий, позволяющих группе людей/организаций (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу» [3].

Информационная среда есть «совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, обеспечивающих определенный режим работы и условия выполнения ее задач; реальность, в которую погружаются люди, находящиеся в контакте с медиа» [9, с. 38].

Итак, информационная среда - новая реальность взаимодействия между людьми, получения необходимой информации, обеспечения эффективного выполнения какой-либо деятельности. Динамически развивающаяся информационная среда, обладающая свойствами открытости, синергизма, поставляющая и порождающая новые аттракторы развития, представляет собой весьма интересный, многогранный и неисчерпаемый объект научного познания как социальное пространство, в котором человек проживает множество социальных ситуаций. Налицо избирательность влияния данной среды в зависимости от индивидуальных особенностей самого субъекта, возможность конструирования «личной среды», маркированной индивидуальными смыслами, событиями.

Информационная среда, являясь «буферной» зоной синхронного и асинхронного взаимодействия субъектов, тем не менее, позволяет более емко и целостно представить сферы «приложения сил» личности, что помогает определить круг учебных, личностных и потенциальных профессиональных интересов, способностей, возможностей, направлений самореализации, получить четкое целостное представление о себе, содержании, способах и средствах своей деятельности, осознать свои слабые и сильные стороны.

Конечно, взаимодействие в информационной среде опосредовано аппаратурой, техническими устройствами (телефоном, компьютером и различными их симбиозами и модификациями), информационно-программными продуктами, что порождает потребность их использовать. Но даже в виртуальном пространстве все же притягательными становятся не модные гаджеты и популярные сервисы, а люди, без признания и принятия которыми не реализуется потребность личности в значи-

мости для других, самоутверждении в близком социальном окружении. таким образом, актуализируются потребности индивида в познании и признании как личности. Среда переживается человеком не в чистом пространственном виде, а через собственные смыслы - в «превращенной форме» (М.К. Мамар-дашвили). Конкурирование, «столкновение смыслов» (Д.А. Леонтьев), встреча с новыми смысловыми структурами, сопоставление разных вариантов осмысления действительности, вхождение в «смысловое поле» какой-либо социальной общности и последующая идентификация себя с ней - в таком ключе можно констатировать влияние среды на личность. Среда также представляет собой место, где происходят коммуникации с другими личностями, утверждение смыслов своего бытия, самореализация.

Поскольку в нашем контексте предполагается рассмотрение информационной среды применительно к будущему педагогу, очевидна ее связь как в онтологическом, так и в гносеологическом плане с понятиями «социальная среда» и «образовательная среда».

Социальная среда в отечественной науке традиционно рассматривается как один из ведущих факторов развития личности. Среда обеспечивает диалог культуры и личности, в результате которого обеспечиваются трансляция и интериоризация культурных ценностей. В социальной среде происходят приобретение личностью жизненного опыта, адаптация к обстоятельствам изменчивого мира. Специально организованная социальная среда, «запланированные факторы среды» (Б.Скиннер) детерминируют поведение человека и его модификацию. В науке доказано влияние среды на развитие и социализацию личности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Т. Шацкий). Выражением «средовой» природы личностной социализации индивида является ситуация развития личности. В контексте изложенного отечественные исследователи рассматривали среду как фактор воспитания с позиций системного подхода и позднее как фактор образования личности (А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, В.И. Слободчиков). Возросшее внимание к феномену среды объясняется прежде всего изменением самой окружающей человека среды и разработкой систем личност-но ориентированного образования.

С 1980-х гг. исследователи отмечают новые феномены влияния социальной среды в результате развития и изменения роли

средств массовой информации в жизни человека. Наблюдаются уменьшение социальных контактов, их «оскудение» в плане содержания, выражения чувств. Отношения человека с человеком все более опосредуются техникой, перерождаются и заменяются отношениями человека и техники, человека и вещи, а непосредственные межличностные контакты становятся редкими, а то и вовсе не нужными. В этой связи требуется усилить роль образовательного учреждения как института социализации личности, используя при этом функциональные возможности образовательной среды.

Применительно к школьной и вузовской практике воспитания и обучения рассматриваются возможности проектирования и конструирования данной среды (В.А. Петровский, М.В. Кларин, Н.Б. Крылова, В.А. Ясвин и др.). Т.В. Менг отмечает, что проблема образовательной среды «решается поиском условий максимальной индивидуализации личности в контексте ее социокультурной интеграции, характеризующих не только изменение характера взаимодействия личности со средой, обусловленное адаптацией личности к быстро изменяющемуся социальному миру» [5, с. 16].

Создание образовательной среды обеспечивается педагогически целесообразным смысловым наполнением окружения обучающегося в образовательном учреждении, интеграцией различных внешних факторов воздействия на личность, расширением педагогического влияния на социум. Констатируя наличие определенной социальной среды формирования личности, В.Д. Гатальский отмечает также необходимость ее «педагогизации» [4, с. 19], в результате чего обеспечиваются социализация, вхождение в общую и профессиональную культуру, самореализация личности. Именно понимание социальной и образовательной среды в информационном аспекте позволяет раскрыть возможности сетевого взаимодействия в самореализации личности.

В последнее время человек в обществе рассматривается через призму сетевых социальных структур, что обусловило появление феномена «сетевого» взаимодействия, которое онтологически является следствием постепенного расширения пространства бытия человека. Ведущим фактором этого явились создание и активное распространение средств коммуникации. Их привлекательность, эргономика, широкая реклама возможностей обу-

словливают массовость сетевых коммуникаций и их прочное вхождение в жизнь современного человека, в его профессиональную деятельность.

Исследование сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях обнаруживает отдельные аспекты использования данного феномена в образовательных учреждениях: сетевое взаимодействие субъектов образовательной деятельности рассматривается как условие формирования гражданской компетенции обучающихся (В.Н. Алексеев); как средство формирования информационнокоммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации (Н.Ю. Гончарова); выделяются методы и средства интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в интернет-обучении (Л.А. Пескова); изучаются диалоговое взаимодействие и образовательная деятельность в сетевых сообществах (В.А. Полякова, А.Н. Сергеев). Сетевое взаимодействие образовательных организаций позволяет повысить качество образовательной деятельности благодаря обмену опытом, совместному использованию методических и кадровых ресурсов, разработке совместных проектов.

Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов [10, с. 31]. Это также взаимодействие активных агентов, каждый из которых, в зависимости от ситуации и решаемой задачи, может выступать как в роли управляемого субъекта -активного элемента, так и в роли управляющего органа - центра или в роли метацентра, осуществляющего руководство центрами, и т.д. [7]. Исходя из представленных определений, мы выделили признаки сетевого взаимодействия :

- полисубъектность;

- автономность каждого субъекта;

- добровольность включения субъекта в решение общей задачи;

- постоянная доступность материалов совместной деятельности для всех участников сети;

- использование технических средств и телекоммуникационных сетей в интерактивном режиме;

- формирование сетевых сообществ.

Р.Д. Унайсарова [8, с. 12] отмечает, что в компьютерной среде (информационной среде на основе компьютеров) «возникает новое качество социального взаимодействия субъектов обучения: студент - компьютер - виртуальные сообщества преподавателей и студентов - научные сообщества - педагог», которое мы рассматриваем как сетевое взаимодействие, что способствует появлению новых интерактивных педагогических технологий, выводит образовательный процесс за границы вуза.

В педагогической деятельности сетевое взаимодействие с учащимися позволяет эффективнее решать задачи организации самостоятельной работы, проектной деятельности, классного руководства; сетевое взаимодействие с коллегами - передавать опыт, обмениваться методическими находками, развивать свое педагогическое мастерство.

С учетом многообразия информационных потоков участие в сетевых группах позволяет обеспечить избирательность восприятия информации. Эффективными механизмами являются актуализация ценностной ориентировки среди многообразия знаков, смыслов, этических образцов поведения, существующих моделей самореализации, определение соответствующей интересам личности референтной группы, понимание своей профессиональной и личностной роли в реальных и виртуальных сетевых сообществах, самоопределение в отношении статуса, позиции, получение опыта поиска и выбора в среде необходимого для саморазвития материала, т.е. использование среды для удовлетворения потребностей социализации, личностной и профессиональной самореализации.

Отметим важные для самореализации личности свойства сетевого взаимодействия:

- отсутствие четкой иерархии;

- единая среда взаимодействия;

- множество горизонтальных связей;

- возможность и наличие междисциплинарных связей;

- нелинейность и открытость для информационного обмена с внешней средой.

Сетевые структуры, основанные на горизонтальных связях, создают синергетический эффект, стимулируя творческое взаимодействие входящих в сети элементов и образование сетевых сообществ на основе общей специальности, общей проблематики.

Констатируя множественность сред в вузе, возможности их взаимного позитивного и негативного влияния, выскажем предпо-

ложение, что в определенных случаях среды не просто взаимно проникают, но и резонансно усиливают друг друга, иллюстрируя тем самым суммативный эффект, который целесообразно использовать с педагогической целью. В соответствии со спецификой личностного опыта, приобретаемого в учебном процессе и поставляемого информационной средой, подчеркнем необходимость интеграции личностного опыта, получаемого посредством участия в специально организованном учебновоспитательном процессе, и опыта коммуникации, самооценки, принятия решений, реагирования на появляющиеся в среде ситуации поведения, ответственности за свои поступки и другие средовые феномены.

Возможности сетевого взаимодействия для обеспечения самореализации будущего педагога, на наш взгляд, заключаются в следующем:

- трансляция опыта решения профессиональных задач согласно требованиям ФГОС. Студент (равно как и опытный педагог) не замыкается на своем успешном решении педагогической задачи, а предлагает этот опыт для обсуждения. Зачастую именно на примере ошибок и удач таких же начинающих педагогов будущий учитель может найти свои недостатки и возможности;

- поддержка и инициирование ситуаций самореализации студента (в коммуникации, обсуждении какой-либо проблемы, проектной деятельности);

- предоставление или раскрытие возможностей для творчества, самовыражения, самоутверждения, профессиональной активности; многие конкурсы, идеи, сервисы реализуются именно в сетевом взаимодействии;

- предоставление будущим педагогам реального выбора содержания, форм и программ учебной и научно-исследовательской работы, возможности участия в различных учебных и внеаудиторных мероприятиях (открытые занятия, научные кружки, семинары, вебинары, конференции, тренинги);

- использование методик, предполагающих коллегиальное обсуждение проблем и нахождение решений (круглый стол, беседа, мозговой штурм, дискуссия и т. д.), разнообразное электронное обеспечение учебных дисциплин, личные преподавательские информационные ресурсы.

В нашем исследовании сетевое взаимодействие рассматривается как смысловое аттрактивное пространство субъекта, обеспечиваю-

щее проживание ситуаций пребывания в нем как чувства принадлежности, причастности, комфорта в «своем» профессиональном сообществе; многосторонность вхождения в среду, определение для себя возможностей самореализации в различных сферах вуза, межличностном общении на разных уровнях; получение дополнительного жизненного и профессионального опыта, в известной мере «достраивающего» целостность образования.

На наш взгляд, информационная среда будет реализовывать функцию самореализации будущего педагога, если в ней:

- интегрируется целенаправленно создаваемое и спонтанно возникающее содержание социальной и профессиональной жизнедеятельности специалиста, ситуаций, проблем, образов, дискурсов, побуждающих к принятию студентами мышления, профессионального поведения и стиля жизни будущего педагога;

- обеспечиваются поддержка и сопровождение (тьюторство) личностного и профессионального развития студентов с различными индивидуально-психологическими особенностями как субъектов самореализации;

- запущен механизм сетевого взаимодействия преподавателей, структурных подразделений вуза, образовательных организаций (реализующих основные образовательные программы педагогического образования и непедагогические), а также всего педагогического сообщества.

В качестве ожидаемых результатов самореализации будущего учителя с опорой на сетевое взаимодействие мы определяем следующие:

- включенность в информационные процессы обмена профессионально-педагогическим опытом, в сетевое педагогическое сообщество - значимое для личности социальное окружение, в котором происходит самореализация;

- обеспечение преемственности обучения, практики и профессиональной деятельности, последовательный подъем по ступеням профессионального роста;

- определение личностных, учебных, профессиональных интересов, самопознание и формирование целостного представления о себе, что позволяет осознать перспективные направления реализации собственных возможностей;

- стимулирование творчества и потребности выступать аттрактором какого-либо

смыслового направления профессиональнопедагогической деятельности, формирование векторов индивидуальной траектории жизни;

- обеспечение многообразия практик профессиональной и личностной самореализации, освоения новых пространств, реальных и виртуальных сред самореализации;

- постоянное смыслообразование, формирование сетевой полилоговой педагогической культуры российского общества, развитие гражданских институтов;

- формирование профессионального самосознания современного учителя или «учителя школы будущего», которое будет выступать связующим звеном между личностью студента и его будущей профессиональной деятельностью.

Литература

1. Базаева Ф.У. Подготовка учителя к самореализации в национально-культурной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2012.

2. Базаева Ф.У. Принципы конструирования дидактической ситуации самореализации будущего учителя // Общество: социология, психология, педагогика: электрон. журн. 2011. Вып. 3-4. URL : http://dom-hors.ru/issue/spp/2011-3-4/bazaeva.pdf.

3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org.

4. Гатальский В. Д. Принципы оптимизации культурно-образовательного пространства // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. №105.

С. 14-20.

5. Менг Т.В. Исследование образовательной среды: проблемы, подходы, модели: моногр. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2011.

6. Москвина А.В. Становление научного творчества студентов как педагогическая проблема // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2004. №7. С. 67-71.

7. Тимкин С.Л. Педагогическая система вуза в условиях внедрения дистанционных образовательных технологий: моногр. Омск : Изд-во ОмГУ, 2007.

8. Унайсарова Р.Д. Формирование информационной культуры будущих инженеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2010.

9. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010.

10. Чернобай Е. В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012.

* * *

1. Bazaeva F.U. Podgotovka uchitelya k samorealizatsii v natsionalno-kultumoy srede: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Volgograd, 2012.

2. Bazaeva F.U. Printsipyi konstruirovaniya didakticheskoy situatsii samorealizatsii buduschego uchitelya // Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika: elektron. zhurn. 2011. Vyip. 3-4. URL : http://dom-hors.ru/issue/spp/2011-3-4/bazaeva.pdf.

3. Vikipediya. Svobodnaya entsiklopediya [Elekt-ronnyiy resurs]. URL: http://ru.wikipedia.org.

4. Gatalskiy V. D. Printsipyi optimizatsii kulturno-obrazovatelnogo prostranstva // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gertsena. 2009. №105. S. 14-20.

5. Meng T.V. Issledovanie obrazovatelnoy sredyi: problemyi, podhodyi, modeli: monogr. SPb. : Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena. 2011.

6. Moskvina A.V. Stanovlenie nauchnogo tvorchestva studentov kak pedagogicheskaya proble-ma // Vestn. Orenburg. gos. un-ta. 2004. №7. S. 67-71.

7. Timkin S.L. Pedagogicheskaya sistema vuza v usloviyah vnedreniya distantsionnyih obrazovatelnyih tehnologiy: monogr. Omsk : Izd-vo OmGU, 2007.

8. Unaysarova R.D. Formirovanie informatsionnoy kulturyi buduschih inzhenerov v protsesse professionalnoy podgotovki v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Magnitogorsk, 2010.

9. Fedorov A.V. Slovar terminov po

mediaobrazovaniyu, mediapedagogike,

mediagramotnosti, mediakompetentnosti. Taganrog : Izd-vo Taganrog.gos. ped. in-ta, 2010.

10. Chernobay E. V. Metodicheskie osnovyi podgotovki uchiteley k proektirovaniyu uchebnogo protsessa v sovremennoy informatsionnoy obra-zovatelnoy srede (v sisteme dopolnitelnogo professio-nalnogo obrazovaniya): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2012.

Network interaction in informational environment as the means of self-actualization of a future teacher

There is considered the issue of the potential of network interaction in future teacher training. Self-actualization of a future teacher is considered in the context of polilog with the cultural, educational and informational environment of a higher school. There is determined the potential of network interaction for future teacher’s self-actualization, claimed the expected results of personal self-actualization in the informational environment by means of network interaction.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: network interaction, self-actualization of a future teacher, informational environment, social environment, educational environment.

(Статья поступила в редакцию 01.04.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.