Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие стран СНГ в сфере высшего образования как форма региональной интеграции'

Сетевое взаимодействие стран СНГ в сфере высшего образования как форма региональной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
895
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев А. О.

В статье определяется сущность сетевого взаимодействия в сфере высшего образования и подготовки научных кадров как форма региональной интеграции. Проведен анализ существующих форм сетевого взаимодействия университетов в современном мире. Разработана модель сетевого взаимодействия университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедев А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие стран СНГ в сфере высшего образования как форма региональной интеграции»

УДК 332.14 СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН СНГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФОРМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

АО. ЛЕБЕДЕВ

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

г. Белгород

В статье определяется сущность сетевого взаимодействия в сфере высшего образования и подготовки научных кадров как форма региональной интеграции. Проведен анализ существующих форм сетевого взаимодействия университетов в современном мире. Разработана модель сетевого взаимодействия университетов.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, сетевой университет, сетевые образовательные программы, экономическая интеграция.

e-mail:

[email protected]

На фоне активного современного развития мировых интеграционных процессов продолжающаяся дезинтеграция экономик стран СНГ ухудшает индивидуальные позиции каждой страны в международных экономических рейтингах и сдерживает повышение относительно низкой конкурентоспособности их товаров на мировом рынке. Актуальность поиска путей активизации тесного социально-экономического сотрудничества стран Содружества с целью его постепенной трансформации в один из наиболее значимых мировых региональных центров глобальной экономической системы определяет цель и задачи данного исследования. В качестве форм межрегиональной интеграции особую роль играют формирование кластеров и сетевые проекты сотрудничества в различных сферах социально-экономического развития как государств, так и отдельных регионов, особенно приграничных.

Актуальность задачи развития сетевых проектов сотрудничества стран СНГ, в частности, в сфере высшего образования и подготовки научных кадров, как одной из форм межрегиональной интеграции определила цель исследования, направленную на выявление сущности понятия «сетевое взаимодействие университетов» и перспектив включения Белгородского государственного национального исследовательского университета в проект Сетевого Университета СНГ.

Сложность выработки единого подхода к содержанию категории «сетевое взаимодействие» определяется относительной немногочисленностью современных исследований в российской экономической науке по данному направлению. Не вызывает сомнения его актуальность, ввиду возрастающей значимости экономических и социальных сетей в практике мирового развития. Особо следует отметить их приоритетность и перспективы внедрения в межрегиональных интеграционных процессах, основанных на все возрастающем сетевом характере социально-экономического взаимодействия субъектов. В контексте цели нашего исследования проведен категориальный анализ, результаты которого показали, прежде всего, некоторую фрагментарность и бессистемность современных научных работ. При этом еще в работах классиков экономической науки исследовалась проблема взаимодействия субъектов, а английский экономист А. Маршал работал над моделью сетевого развития.

В последние годы в российских научных публикациях более широко рассматривается сетевое взаимодействие в образовании как важнейшая компонента инновационной системы. Так, Т.А. Зубарева обосновывает особую роль сетевого взаимодействия в инновационном развитии образовательных учреждений, представив его содержание и технологию как взаимосвязь различных компонентов совместной образовательной деятельности:

- совместное планирование экспериментальной работы;

- совместное проектирование образовательной сети;

2013 № 15 (158). Выпуск 27/1

- единое методическое сопровождение в образовательной сети;

- групповую рефлексию и анализ видов образовательной деятельности, коллективную экспертизу;

- коллективные разработки в процессе обучения и повышения квалификации, в проектировании образовательной сети;

- сетевые проекты и программы;

- создание единой информационной среды;

- конструирование и расширение системы горизонтальных связей, в том числе с внешними партнерами образовательной сети;

- коллективные формы коммуникации;

- управление образовательной сетью;

- совместное принятие решений;

- организация деятельности Ресурсного центра [1].

Обоснование упомянутым автором необходимости создания Ресурсного центра, на наш взгляд, наиболее ценно, исходя из необходимости координации и ресурсного обеспечения любого сетевого образовательного проекта.

Т.Б. Брехова проблему системного управления интеграционными процессами в инновационной среде предлагает решать на основе развития открытых экстерриториальных инновационно-сетевых университетов как элемента национальной инновационной системы, позволяющих, по мнению автора, субъектам интеграции - бизнесу, науке и образованию - реализовать инновационно-адаптационные стратегии развития [2].

Заслуживает внимания разработанная автором структурная модель открытого экстерриториального инновационного сетевого университета, отличающаяся наличием системы горизонтальных взаимосвязей между субъектами образовательных и производственных процессов при реализации инновационной деятельности, что, по мнению автора, позволит повысить адаптивные характеристики производственных систем за счет развития элементов инновационной инфраструктуры и повышения качества образовательных программ [2].

По нашему мнению, акцентирование авторами приведенных работ инновационной составляющей сетевого взаимодействия в образовании, при несомненном наличии таковой, несколько чрезмерно. Также необходимо отметить в работах недостаточную проработку экономических аспектов сетевой деятельности. Заслуживает внимания сделанный Е.В. Пономаревой анализ экономической составляющей сетевой модели взаимодействия университетов, представленной двумя параметрами:

- построение связей на экономической основе (прибыль от проектов, финансирование программ, доходы от иностранных студентов);

- объединение рынков разных уровней в сфере образования: рынок научных кадров, рынок образовательных услуг, рынок научных разработок [3].

При этом следует отметить актуальность и перспективность всех предлагаемых моделей. Данный постулат подтверждается интенсификацией сетевого образования в развитых странах и началом этого процесса на постсоветском пространстве.

В нашем исследовании было проанализировано нынешнее состояние сетевого взаимодействия стран и регионов США, Европы и СНГ в сфере высшего образования и подготовки научных кадров, а также тенденции его развития с позиций влияния на межрегиональные интеграционные процессы.

Международное взаимодействие университетов формируется под воздействием процессов глобализации и ускоряет интеграционные процессы в мире. Лавинообразно нарастающее распространение информационно-коммуникационных технологий способствует быстрому налаживанию виртуальных сетевых связей и коммуникаций, в том числе в сфере науки и образования. Характерным примером является ассоциация «Всемирная сеть университетов (Worldwide university net)», в которой ученые из 16 исследовательских университетов мира объединяют свои усилия для решения глобальных научных проблем посредством организации виртуальных учебных курсов (e-learning), семинаров, финансирования мобильности реальных научных исследований.

Результаты анализа международных коммуникаций в области высшего образования и подготовки научных кадров позволили выделить характеристики некоторых мировых коммуникаций (табл. 1). При этом научную составляющую мы условно отнесли к типу подготовки научных кадров, исходя из поставленных целей исследования.

Таблица 1

Характеристика основных коммуникаций в образовании

США Европа СНГ

Основные черты о лидирующие позиции национальных вузов о автономность о внутренние связи о влияние политических направлений на международные контакты о финансовая привлекательность о унификация стандартов ву-зов-участников о искусственное происхождение о многочисленность программ о культурная привлекательность о ориентация на западные стандарты о неразвитость нормативноправовой базы о отсутствие научного обоснования о недостаточное финансирование

Ориентированность Студенческая мобильность Студенческая мобильность / проектная деятельность Проектная деятельность

Следует отметить, что все международные сетевые связи в образовании базируются на общих принципах и целях, ориентированных на развитие академического сотрудничества и уровня образования во всем мире.

Наиболее известные программы сетевого взаимодействия в Европе в области высшего образования и подготовки научных кадров, на которые ориентируются российские программы, собраны в табл. 2.

Таблица 2

Характеристика основных европейских сетевых программ в образовании*

Программа Описание

Erasmus некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза а также Исландии, Лихтенштейна, Ма кедонии, Норвегии, Турции. Входит в программу Евросоюза «Непрырывное образование 2007—2013»

Erasmus Mundus всемирная программа академической мобильности для студентов, аспирантов, преподавателей, призванная придать высшему образованию отчётливо выраженную европейскую направленность

Erasmus Mundus Partnership программа Европейской Комиссии в области межвузовского сотрудничества и организованной мобильности, адресованная студентам и про-фессорско- преподавательскому составу из третьих стран, включая Россию

Основная цель

Содержание

укрепление европейского сотрудничества и международных связей в сфере высшего образования на основе поддержки высококачественных европейских программ Европейская комиссия определяет следующие цели программы:

• развивать студентов образовательно, лингвистически и культурно, с помощью обучения в других европейских странах

• расширять сотрудничество между институтами и обогащать образовательную среду принимающих учреждений

• способствовать развитию молодых людей как высококвалифицированных и непредубежденных будущих профессионалов с международным опытом

программа предоставляет возможность обучаться, проходить стажировку или преподавать в другой стране, участвующей в программе. Сроки обучения и стажировки могут составлять от 3 месяцев до 1 года каждый, в сумме до 2 лет

• бакалавры, специалисты и магистры могут получить степень магистра в университетах Европы

• специалисты и магистры могут получить степень РЪБ в университетах Европы

• преподаватели могут читать лекции и/или проводить исследования в университетах Европы

Организация мобильности и индивидуальные поездки студентов и преподавателей вузов

Составлено автором по материалам сайта http://eacea.ec.europa.eu/

2013 № 15 (158). Выпуск 27/1

Проведенное в 2013 году экспертами консорциума во главе с Bertelsmann Stiftung исследование по поручению Европейской комиссии интенсивности и распространения трансграничных услуг в сфере высшего образования в ЕС на основе франчайзинга, заключения соглашений и создания организаций и филиалов показало, что уровни обеспечения трансграничного высшего образования (CBHE - Cross-border Higher Education) являются самыми высокими там, где исходящая мобильность студентов также достаточно высока. Наибольшая активность в СНВЕ наблюдается в англоязычных регионах [4].

Результаты анализа сетевого взаимодействия университетов России и стран СНГ показали, что этот процесс в настоящее время находится еще в зачаточной стадии. Однако успешный европейский и мировой опыт дает основание надеяться на его интенсивное развитие. По мнению С.Э. Савзихановой, «... наиболее применимой формой горизонтальной интеграции для России является объединение ресурсов вузов, расположенных в различных регионах, с целью совместной реализации отдельных образовательных программ. В условиях развития сетевых образовательных технологий в России появятся новые виртуальные консорциумы и ассоциации вузов, предоставляющие услуги в новых технологических средах» [5].

Наиболее амбициозным и имеющим серьезные перспективы, на наш взгляд, является проект создания сетевого университета Содружества независимых государств (СУ СНГ), участниками которого в настоящее время являются 27 ведущих вузов Содружества, в том числе 8 университетов входят в технический консорциум СУ СНГ:

- Государственный инженерный университет Армении (Политехник);

- Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа (Украина);

- Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева;

- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана;

- Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского "харьковский авиационный институт";

- Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина;

- Таджикский технический университет им. М.С. Осими;

- Уральский федеральный университет им. Первого президента России Б.Н. Ельцина.

Изначально целью проекта являлась разработка и внедрение аналога программы Erasmus Mundus в рамках единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ, что подтверждает наш вывод о западной ориентации сетевого взаимодействия стран СНГ в области образования.

Основная цель проекта, заявленная в программных документах СУ СНГ, состоит в повышении качества и привлекательности высшего образования, укреплении сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории государств-участников СНГ. Проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований с целью подготовки кандидатской диссертации.

Сетевой университет СНГ функционирует на правах Консорциума при равноправном сотрудничестве всех вузов-партнеров и открыт для вступления других организаций в установленном членами Консорциума порядке. Проект «Сетевой университет СНГ» был инициирован РУДН в 2008 году. Поддержку проекту оказывает Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Уже в 2012 году по совместным магистерским образовательным программам успешно завершили обучение 139 человек из 7 государств-участников Содружества Независимых Государств [6]. Однако в 2013 году второй выпуск магистров показал не увеличение, а сокращение их количества, что свидетельствует о недостаточном внимании к проекту как руководства Министерства образования и науки РФ и подобных министерств других стран, так и менеджмента уни-верситетов-участников.

Прежде всего, такая тенденция определяется недостатком финансирования и выделяемых квот на подготовку иностранных студентов. Тем более, что основное направление образовательной миграции - из других стран СНГ в Россию. Это подтверждается приведенными на рисунке 1 статистическими данными на примере динамике обычной образовательной миграции с Республикой Беларусь:

Рис. 1. Динамика миграции с целью образования Беларусь - РФ

в 1995-2012 гг. [7]

Конечно, соотношение ВУЗов и обучающихся в них студентов в РФ и других крупнейших странах СНГ несоразмерно (рис. 2), однако в данный сетевой проект принимаются только лучшие университеты стран-участниц, соответствующие установленным требованиям. Белгородский государственный национальный исследовательский университет интенсивно развивается и может включиться в проект Сетевого Университета СНГ, продолжая развивать те показатели, которые требуются для этого.

Рис. 2. Соотношение количества ВУЗов в крупнейших странах СНГ [7]

2013 № 15 (158). Выпуск 27/1

Россия в целом заинтересована в притоке высококвалифицированных кадров из постсоветских республик, владеющих русским языком и, в массе своей, имеющих близкую культуру, однако интеграция в сфере образования выгодна и остальным странам-участницам сетевого проекта. Ведь это не просто социокультурное взаимодействие и улучшение регулирования миграционных потоков, но и основополагающая база экономической интеграции.

В Российской Федерации уже на законодательном уровне постепенно создаются предпосылки для развития сетевых проектов. В статье 15 вступившего в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уже регулируются основы сетевой формы реализации образовательных программ. При этом в законе сетевая форма определяется как обеспечивающая «... возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [8].

Необходимо помнить, что при организации и формировании сетевых структур тесно взаимодействует значительное число организаций, представляющих все сектора образования, науки и бизнеса - университеты, государственные научные организации, наукоемкие фирмы, бизнес-структуры. Это более сложные партнерства, чем кооперация между отдельными научными организациями и частными фирмами [5].

В результате такого взаимодействия обеспечивается диффузия знаний и развивается устойчивая система генерации и трансфера научного знания.

В развитых странах со значительным объемом финансирования науки со стороны частного сектора, таких, как США и Канада, тем не менее, оказывается поддержка сетевых образовательных структур со стороны государства, как правило, в течение длительного времени (7-10 лет). Этот опыт необходимо внедрить и в странах СНГ.

Другой близкой формой интеграции университетов является виртуальный университет (Web-университет). Данная форма больше получила распространение в пределах одной страны. Она интересна, прежде всего, в межрегиональной интеграции одного государства или интеграционного союза государств. Ярким примером может служить Калифорнийский виртуальный университет, который объединяет более 95 вузов и колледжей США, преимущественно из штата Калифорния. Другим примером является Агентство по открытому обучению Австралии, которое представляет собой консорциум из 9 университетов страны. Основная задача подобных консорциумов - объединение и составление каталогов всех учебных курсов, разработанных вузами-участниками, и обеспечение академической мобильности обучающихся, например, путем межвузовских соглашений [5].

В результате проведенного исследования нами было уточнено понятие «сетевое взаимодействие университетов», представляющего собой, на наш взгляд, процесс организационного объединения ведущих университетов макрорегиона в единый комплекс подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров с целью развития интеграционных процессов.

На базе проведенного исследования нами была составлена модель сетевого взаимодействия университетов, представленная на рис. 3.

Следует отметить, что процесс сетевого взаимодействия университетов зависит от основополагающих принципов и выбранной формы интеграции. Оценка полученных социально-экономических эффектов проводится на основе комплекса заданных критериев.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали возрастающую актуальность процессов сетевого взаимодействия в образовательной среде, являющихся базой социально-экономической региональной интеграции, и необходимость активизации этих проектов в России и странах СНГ.

Рис. 3. Модель сетевого взаимодействия вузов

Детальная разработка приведенной выше модели сетевого взаимодействия университетов, выявление возможных эффектов, как и оценка перспектив включения Белгородского государственного национального исследовательского университета в проект Сетевого Университета СНГ, будет являться целью наших дальнейших исследований.

Список литературы

1. Зубарева, ТА. Сетевые формы взаимодействия в образовании. Основные вопросы теории и практики: монография / Т.А Зубарева, А. В. Петров. - Горно-Алтайск: МНКО. - 2008. - 150 с.

2. Брехова, Т.Б. Управление интеграционными процессами в инновационной среде на основе развития открытых экстерриториальных инновационно-сетевых университетов: автореферат / Т.Б. Брехова. -Орел, 2012. - 24 с.

3. Пономарева, Е.Б. Сетевая модель международного взаимодействия университетов: автореферат / Е.Б. Пономарева.- Саратов, 2008. - 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.eur0pa.eu/educati0n/news/20i307i2_en.htm (дата обращения 10.09.2013).

5. Савзиханова, С.Э. Горизонтальная интеграции вузов на ресурсном уровне путем сетевого взаимодействия / С.Э. Савзиханова // Креативная экономика. 2011. № 3 (51). С. 92-96.

6. Официальный сайт СУ СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.ido.rudn.ru/su_sng/ (дата обращения 11.09.2013).

7. Беларусь и Россия. 2012: Стат. сб. / Росстат, Белстат, Постоянный Комитет Союзного государства. - М., Росстат, 2012. - 190 с.

8. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от

29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 г.)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=l49753 (дата обращения 13.09.2013).

NETWORKING CIS COUNTRIES IN HIGHER EDUCATION AS A FORM OF REGIONAL INTEGRATION

The article defined the essence of networking in the field of higher education and scientific training as a form of regional integration. The analysis of the existing forms of networking of universities in the world today. A model of networking universities.

Keywords: networking, a university network, Web-based educational programs, economic integration.

A.O. LEBEDEV

Belgorod State National Research University, Belgorod

e-mail:

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.