Сетевое взаимодействие с родителями в коррекционной школе
Журавлева М.С.
Журавлева Мария Сергеевна / Zhuravlyova Maria Sergeyevna - кафедра информатизации образования, магистрант Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
г.Санкт-Петербург
Аннотация: статья посвящена вопросу осуществления взаимодействия с родителями в коррекционной школе. Многие исследования подтверждают, что роль родителей в обучении велика, поэтому организация взаимодействия школы и родителей необходима. Одной из наиболее удобных, современных и эффективных форм является организация сетевого взаимодействия с родителями.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие с родителями в корреционной школе, сетевое взаимодействие, родительское участие, дети с нарушениями речи, коммуникация, информационная образовательная среда.
Keywords: networking, parental involvement, children with speech disorders, communication, informational and educational environment.
Взаимосвязь школы и семьи является одним из необходимых условий успешного воспитания и обучения ребенка. Ш.А. Амонашвили писал: «Детство - это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления. Ребенок хочет быть взрослым. Характер, направленность его повседневной жизни постоянно доказывают это стремление к взрослению... Взрослый, не замечающий, как детям порой сложно жить, как многогранна и содержательна эта жизнь, может допустить ошибку в их воспитании».[1, С. 15] Важность родительского участия в обучении были отмечена многочисленными зарубежными исследователями. Николс-Соломона утверждал, что «родительское участие» является одной из тех немногих тем в образовании, о которой, похоже, нет разногласий»[8, С.33]. Уиллер утверждал, что «в средней и старшей школе «родительское участие» является жизненно важным для становления личности подростка»[9, С.1] .
Многочисленные исследования показывают, что участие родителей в образовании своих детей, влияет на повышение успеваемости учащихся и улучшение отношения учеников к обучению, снижение проблемы с дисциплиной, желание учиться[8, С. 34].
К сожалению, современные исследования показали, что родительское участие на самом деле тем более снижается, чем ученики становятся старше, так что к тому времени, когда ребенок достигает средней школы, мало кто из родителей продолжает принимать активное участие в процессе обучения. Снижение участия может происходить по разным причинам, однако, исследования показали, что продолжение участия родителей на протяжении всей средней школы остается в наилучших интересах ребенка[8, С. 35].
Анализ литературы и реальной образовательной практики позволяет утверждать, что роль родителей в обучении велика и организация взаимодействия школы и родителей необходима.
Общество начала XXI века в современном научном знании определяется как общество постиндустриальное. [6, С.54]. Оно характеризуется последовательным возрастанием роли информации и знания. Фундаментальной характеристикой труда в постиндустриальном обществе становится «характер новых отношений, которые во все возрастающей степени сводятся к взаимодействию людей друг с другом», а основной формой организации производства и внутриорганизационного управления выступает сеть (М. Кастельс, К. Келли).
Проблема создания и функционирования «сетевых организаций» сегодня активно исследуется в педагогике (А.И. Адамский, Ю.Т.Болтышев, Ю.А.Конаржевский, A.M. Лобок, К.Г. Митрофанов, Г.Н. Прозументова, C.B. Тарасов, Ю.А. Фильчаков, A.M. Цирульников).
Исходя из вышесказанного, можно рассматривать сетевое взаимодействие педагогов с родителями как одну из современных форм образовательной коммуникации.
В современном мире родители настолько заняты, что порой не могут найти время, чтобы прийти в школу. А вот в сети Интернет родители учеников бывают часто. Порой они задают вопросы учителю по электронной почте, спрашивают о домашних заданиях, если ребенок заболел. Некоторые интересуются, где в Интернете можно найти ответ по той или иной проблеме воспитания или как объяснить материал, непонятый ребенком, или чем позаниматься с ним, если школьник пропустил уроки по болезни. Вопросов у родителей возникает огромное количество, а времени свободного мало. В данной ситуации педагоги и администрация школы пытается найти выход во взаимодействии с родителями, используя новые информационные технологии, в том числе Интернет. Сетевая организация взаимодействия предоставляет широкий круг возможностей, размещать информацию могут не только педагоги, но и родители. В таком случае, родители не пассивные слушатели, а активные заинтересованные участники взаимодействия. При сетевой организации круг взаимодействия увеличивается, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными. Таким образом, одной из наиболее удобных, современных и эффективных форм является организация сетевого взаимодействия с родителями.
Семьи, воспитывающие ребенка с речевыми проблемами, требуют социально-педагогической поддержки. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий, поддержки ребенка в обучении. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, которая включает обследование, направленное на выявление
наиболее трудных в психологическом плане моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.
Главная цель взаимодействия - обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам помощи в обучении ребенка с речевыми проблемами.
По мнению С.Д. Забрамной, очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия[4,С.46]. Т. И. Пороцкая указывает, что в процессе реализации всех форм работы с родителями воспитанников, вспомогательная школа решает одну из главных задач этой работы -педагогическое просвещение родителей и повышение их культурного уровня средствами педагогической пропаганды [7, С. 143].
Идея организации сетевого взаимодействия с родителями учащихся коррекционной школы реализуется автором статьи в образовательном учреждении ГБОУ СОШ №120 Санкт-Петербурга. Спроектирована информационная образовательная среда, основными целями которой явились: на микро уровне - осуществление сетевого взаимодействия с родителями класса учащихся с нарушениями развития речи в рамках учебной, воспитательной и коррекционной деятельности; на мезо уровне - осуществление сетевого взаимодействия с родителями всего образовательного учреждения в рамках учебной, воспитательной и коррекционной деятельности; на макро уровне -осуществление сетевого взаимодействия с родителями учащихся школ района, города в рамках учебной, воспитательной и коррекционной деятельности.
Среда позволит педагогу предоставлять актуальную информацию для родителей с целью расширения кругозора в области речевых нарушений; организовать опосредованное взаимодействие с учениками с целью развития связной речи; предоставить возможность коммуникации родителей и педагогов школы для решения воспитательных и образовательных задач; осуществлять консультирование родителей по различным вопросам.
Родители получат возможность расширить кругозор в области речевых нарушений; развить медиакомпетенции (поиск, анализ и отбор информации), активность и самостоятельность в решении проблем своих детей.
Можно утверждать, вопрос организации сетевого взаимодействия родителей в коррекционной школе является актуальным. Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с речевыми нарушениями в семье и школе. Развитие данного направления поможет школе привлечь родителей к воспитательной работе, расширяя уровень их педагогических знаний, создаст единую коррекционно-воспитательную систему школы и семье.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. М.: Педагогика, 1986. 176с.
2. Д.Бэлл. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999. 578с.
3. Брусянина Е. Ю. РГОУ. Особенности работы с родителями в коррекционной школе-интернате.
Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Технологический подход к моделированию и реализации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» // Сайт V Всероссийской студенческой научно-практической конференции, 2011 .иКЪ:Мр://1аЬш1еаго.тоМар1.ги.(Дага обращения: 13.03.2013).
4. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: рабочая книга для родителей / С. Д. Забрамная. М.: Педагогика, 1990. 55с.
5. Кастельс М.Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
6. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000 .249с.
7. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1984.176 с.
8. Rochelle Nichols-Solomon. Barriers to Serious Parent Involvement // Education Digest; Jan. 2001, Vol. 66 Issue 5, p.33-
36.
9. Wheler H. Parents as partners in children's early learning and development.
10. URL:http://www.teachingexpertise.com/articles/parents-as-partners-in-childrens-early-learning-and-development-2864 (Дата обращения: 11.12.2012).