Научная статья на тему 'Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяв условиях сельской школы: организационно-методический аспект'

Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяв условиях сельской школы: организационно-методический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушева Вероника Владимировна

Встатьераскрывается понятие «сопровождение», формулируются цели, задачи организации сопровожденияобучающихся сельской школы, их родителей и педагогов, приводятся примерыметодических ресурсов, используемых специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушева Вероника Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяв условиях сельской школы: организационно-методический аспект»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 376

Якушева Вероника Владимировна

канд. пед. наук, доцент СмолГУ, г. Смоленск, РФ E-mail: [email protected]

СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯВ УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

Встатьераскрывается понятие «сопровождение», формулируются цели, задачи организации сопровожденияобучающихся сельской школы, их родителей и педагогов, приводятся примерыметодических ресурсов, используемых специалистами.

Ключевые слова

Сопровождение; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

здоровья; сельская школа; сетевое взаимодействие.

В условиях модернизации образования сельская школа призвана, иногдав единственном лице, способствовать развитию и формированию личности и индивидуальности детей и подростков, созданию условий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход к развитию способностей каждого школьника. Поэтому профессиональная деятельность учителя сельской школы полифункциональна. Ему приходится брать на себя функциипедагогов дополнительного образования,педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, зачастую не имея достаточной базы знаний, умений и практических навыков.Данные, полученные в ходе анкетированияучителей сельских школ, свидетельствуют о том, чтоони имеют недостаточное представление о психофизическом, речевом развитии детей; нечетко представляют себе причины возникновения не успешностиобучающихся;затрудняются в определении своей роли в решении возникающих проблем, касающихся не только выстраивания продуктивного взаимодействия с ребенком, но ис членами его семьи.

Положение сельской семьина современном этапе развития общества, ограниченный уровеньпедагогической и психологической грамотности родителей, их низкий культурный уровень, асоциальный образ жизни большинства из них обуславливают необходимость оказания социально-педагогической поддержки семьям обучающихся собственными силами педагогов сельской школы. Поэтому наряду с обучением, воспитанием, развитием ребенка большую роль начинаютиграть защита и охрана прав ребенка, функции социально-педагогической и психологическойпомощи обучающемуся и его семье.Сложившееся противоречие между полиморфным составом обучающихся и невозможностью реализации коррекционной помощи в необходимом объеме актуализирует проблему поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельской школы и приведения его содержания в соответствие с потребностями изменившегося социума и процессами модернизации образования.

Ориентируясь на положительный опыт создания специальных образовательных условий через развитие службыпсихолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в городской местности, считаем необходимым и возможным разработку модели комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-образовательного процесса в сельской школе на основе согласованной совместной деятельности представителей системы здравоохранения, образования и социальной защиты.

В данной статье рассмотрим основные аспекты организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в сельской школе и, прежде всего, остановимся на трактовке понятия «сопровождение».

В настоящее время можно определить, по крайней мере, два методологических подхода к определению

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

понятия «сопровождение» и его содержанию.

Первый подход представлен в работах М.Р. Битяновой, Т.В. Азаровой и др., которые под сопровождением понимают проектирование такой образовательной среды, которая будет способствовать созданию ситуации успеха для воспитанника (обучающегося) на основемаксимального раскрытия возможностей, способностей, личностного потенциала ребенка, ориентируясь на показатели психического, двигательного, познавательного иречевого нормативного развития [1].

При втором подходе - понятие сопровождения может быть соотнесенос понятиемподдержки «функционирования» ребенкапри создании оптимальных специальных образовательных условий, препятствующих утяжелению проявлений отклоняющегося развития [3].

Разделяя взглядыМ.М. Семаго на сущность процесса сопровождения ребенка с ОВЗ, подчеркнем, что только прииспользовании сетевой формысотрудничества образовательной организации сельского поселения со специалистами, например, Центра, можно определить стратегию и тактику эффективной комплексной помощи детям с ОВЗ.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка специалистамив учебно-воспитательном процессе, охватывающем всехего участников (педагогов, обучающихся, родителей, администрацию), являетсясоздание оптимальных образовательных условий, обеспечивающих преодоление или минимизацию проявлений в структуре нарушения.Включениепедагогов-психологов, учителей-логопедов,социального педагогав коррекционно-развивающий процесс ориентировано на реализацию таких видов профессиональной деятельности как диагностико-консультативной, коррекционно-педагогической и культурно-просветительской.

Достижение поставленной цели обеспечивается решениемцелого комплекса задач: определение готовности к систематическому обучению в школе; обеспечение адаптации к школе; развитие познавательнойи учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации; раскрытие потенциальных возможностей ребенка; коррекция отклонений в развитии речемыслительной деятельности.

Реализация выше обозначенных задач базируется на результатах пролонгированной диагностики детей узкими специалистами, что позволяет своевременно выявить индивидуальные особенности каждого ребенка, подобрать такие формы, методы и приемы работы, которые бы способствовали егоразвитию. Создание оптимальных условий для развития учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода становится возможным при наличии педагога-профессионала, способного работать с неоднородным контингентом детей (детей с особенностями в развитии, одаренных, детей с речевым недоразвитием, детей-представителей различных этнических общностей).

Работа с учителями сельских образовательных учреждений проводится поэтапно. Сотрудничество с педагогическими коллективами школ начинается с расширения и углубления теоретических представлений педагогов о психофизиологических особенностях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через мастер-классы, семинары-практикумы, лекционные курсы, проводимые как на базе образовательной организации, так ив дистанционной форме.

Второй этап представляет собой отработку практических навыков взаимодействия учителя и учеников для более полного и эффективного развития способностей детей, а также преодоления учебных трудностей. Разработка модели урока с учетом рекомендаций педагога-психолога, учителя-логопеда позволяет учителям начальных классов добиваться успешного усвоения обучающимисяпрограммы [2].

На третьем этапе осуществляется тренинговая работа, направленная на развитие профессионального и личностного роста педагогов.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка требует организации работы и с родителями, как участниками учебно-воспитательного процесса.

Учитывая особенности взаимодействия семьи и сельской школы, специалисты, используя дистанционные образовательные технологии и/или при личном участии в мероприятиях на базе сельской школы (не реже одного раза в квартал), координируют деятельность педагогов в этом направлении и реализуют обучающую функцию по отношению к учителям. Приоритетными задачами, стоящими перед специалистами, являются такие как:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

• ознакомить с нетрадиционными формами работыпо организации сотрудничества с родителями (тренингами, практикумами, дискуссиями);

• сформировать умения и навыки использования тренинговых упражнений, разрешения проблемных ситуацийв ходе работы с родителями обучающихся;

• обновление традиционных организационных форм (бесед, консультирования) на основе личностно-ориентированного подхода к ребенку и членам его семьи;

• непосредственное взаимодействие с родителями - индивидуальные беседы и консультирование родителей по интересующим их вопросам, участие в родительских собраниях («Психолого-педагогические аспекты взаимодействия семьи и школы», «Жестокое отношение к детям», «Развитие ценностной сферы ребенка» и др.).

Специалистами разрабатываются информационные материалы по вопросам эффективного воспитания детей в семье, преодоления трудностей в обучении в содружестве с учителем и др. с учетом уровня психологической и педагогической грамотности родителей сельского поселения.

Без совместной деятельности семьи, школы и специалистов, являющихся модераторами всех мероприятий с каждым из участников сопровождения обучающегося с ОВЗ, невозможно воспитание подрастающего поколения, развитие социально активной, нравственной личности, способной к переустройству окружающего мира.

Вышесказанное подтверждает значимость психолого-педагогического сопровождения, прежде всего, обучающегося ипедагога, работающего с детьми.

Результатомработыявляется повышение педагогического мастерства учителей и формирование мотивации к самообразованию, а также успешное усвоениеобучающимися содержания образовательной программы.

Список использованнойлитературы:

1. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998. - 352 с.

2. Вопросы профилактики социального сиротства, жестокого обращения с детьми, отклоняющегося поведения школьников. Методическое пособие «В помощь учителю сельской школы малой наполняемости» /сост.Н.И. Дивакова, И.А. Зорская, В.В. Костикова (Якушева), А.Я. Тишурова, С.В. Трифоненкова, Н.М. Фараонова и др. - Смоленск, 2009. - 149с.

3. Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования.- М.:АРКТИ, 2005. - 50с.

© Якушева В.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.