УДК 37.082
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РОСТА ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ И
СОВРЕМЕННОСТЬ.
Попова О.А., д.п.н., Институт управления образованием РАО, E-mail: [email protected], Москва. Россия
Аннотация: Рассматриваются актуальное вопросы сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений в России в прошлом и настоящем и основные факторы влияния на развитие этого процесса. Анализируются теоретические обоснования сетевого взаимодействия в педагогике. Обосновывается необходимость развития сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений в современной России и его нормативно-правовая база. Определяется круг проблем, замедляющих процесс развития сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений России на современном этапе.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений; основные характеристики сетевого взаимодействия; профильное обучение в общеобразовательных учреждениях; управление развитием сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений.
NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CONDITIONS OF GROWTH OF INDEPENDENCE: HISTORY AND MODERNITY.
Popova O.A., D.ofArts, Institute of management in education of RAE, E-mail: [email protected], Moscow. Russia
Abstract: Discusses the topical issues of network interaction of educational institutions in Russia in the past and present and the main factors influencing the development of this process. Analyzes theoretical substantiation of network interaction in pedagogy. The necessity of development of network interaction of educational institutions in modern Russia and its legal framework. Determined the range of issues that slow down the process of development of network interaction of educational institutions of Russia at the present stage. Keywords: network interaction of educational institutions; the main characteristics of network interaction; specialized training in educational institutions; development of network interaction of educational institutions
Введение
С 2013 года в Институте управления образованием РАО действует постоянный методологический семинар "Научные основы управления образованием в меняющемся мире". Целью данного семинара является методологическое, научно-педагогическое и методическое обеспечение развития отечественной системы управления образованием в современных условиях повышения доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и глобализации.
В рамках этого семинара 28 апреля 2014 года проходило очередное заседание на тему: "Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений в условиях роста их самостоятельности: история и современность". С докладом "Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений в условиях роста их самостоятельности: история и современность" выступила Попова Ольга Анатольевна, д.п.н., главный научный сотрудник лаборатории управления образовательными системами ФГНУ ИУО РАО, также на заседании были выслушаны следующие содокладчики: Обухова Людмила Александровна, д.п.н., профессор, проректор Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; Попенкова Ольга Эльдвиговна, к.п.н., директор МОУ ДПО "Методический центр" г. Ивантеевка Московской области. В настоящей и трех следующих статьях данного выпуска журнала приведены материалы семинара.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в основу развития системы образования заложены такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Одним из инструментов реализации поставленных задач является все более активно развивающееся сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений РФ, предполагающая использование современных информационно-телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций с использованием сети Интернет.
Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие динамично развиваться образовательным учреждениям. При сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а идет процесс работы образовательных учреждений над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ, взаимообогащение накопленным методическим и иным опытом, обсуждение и совместное решение насущных проблем современного российского образования и многое другое.
Хотя сам термин "сетевое взаимодействие" в российском образовании появился сравнительно недавно, явление это для России не новое и имеет свою историю.
В начале ХХ века задача наиболее эффективного использования имеющихся, весьма небольших, ресурсов в образовании поставила перед правительством молодой советской республики развивать различные формы взаимодействия образовательных учреждений. Иными словами, в это время формировались и имели свое развитие сетевые формы взаимодействия различных видов образовательных учреждений. Так, 12 мая 1919 г. на заседании коллегии Наркомпроса был рассмотрен и утверждён проект Положения «О Первой опытной станции по народному образованию», который был разработан и предложен на рассмотрение коллективом сотрудников общества "Детский труд и отдых" под руководством известного русского педагога и ученого С.Т.Щацкого.
Согласно этому Положению опытная станция объединяла несколько десятков образовательных учреждений Москвы и Калужской губернии. Это были детские сады, школы для детей и взрослых, детские клубы, площадки, трудовые детские колонии, народные дома, избы-читальни курсы по подготовке учителей, педагогический техникум. Иными словами, все ресурсы и потенциал этих учреждений был объединён и работал на общую цель.
Первая опытная станция исследовала вопрос "об организации системы учреждений, осуществляющих в определённом взаимодействии работу по народному образованию, социальному воспитанию в условиях городской и деревенской действительности" [1]. Успешно проработав более десяти лет, станция была расформирована.
Уже в 90-е годы, когда идеи сетевого взаимодействия в образовании становятся актуальными вновь, происходит работа по осмыслению и теоретическому обоснованию этого процесса в педагогике. Так, социолог М.М. Чучкевич, проводя исследования в этой области, дает определение и выделяет основные характеристики сетевой организации, которые в полной мере можно отнести и к области педагогики.
В качестве сетевой организации М.М. Чучкевич понимает "объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру" [2]. К основным характеристикам ученый относит следующие:
- независимость членов сети;
- множественность лидеров;
- объединяющая цель;
- добровольность связей;
- множественность уровней взаимодействия.
В это же время создаются и первые сети в образовании (первые для современного этапа исторического развития России), инициаторами создания которых выступали В.Ф. Матвеев, С.Л. Соловейчик и А.И. Адамский. Прежде всего здесь речь идёт о клубе творческой педагогики "Эврика". Иными словами, к концу ХХ века в российском образовании имелись не только теоретические, но и практические предпосылки создания и развития сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений в российской образовании.
Новый импульс развитию сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений дала утвержденная Правительством РФ в 2002 году Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [3]., в которой были выделены две модели организации профильного обучения:
- модель внутришкольной профилизации;
- модель сетевой организации (выделено нами).
Для реализации второй модели профильного обучения были, в свою очередь, предложены два варианта:
- ресурсный центр, предполагающий объединение нескольких школ вокруг одного наиболее сильного образовательного учреждения;
- кооперация, или объединение образовательных ресурсов различных учреждений.
На основании предложенных вариантов стали возникать и развиваться различные
формы сетевого взаимодействия: простое товарищество образовательных учреждений в рамках территориальных образовательных округов; Ассоциации; Союзы; Образовательные консорциумы; профильные классы по системе "школа-ВУЗ", "школа-лицей", "школа - межшкольный учебный комбинат". Но в итоге у всех этих новообразований была одна цель - максимально эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении образовательные, методические, материальные и иные ресурсы для решения поставленных перед образованием задач.
В это же время ( 2005 г.) выходит сборник научно-методических материалов "Рекомендации по нормативно-правовому обеспечению сетевого взаимодействия образовательных учреждений", подготовленный группой специалистов Института управления образованием РАО [4]. О сетевом взаимодействии школ также говорится в Письме Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-412 " О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения", которое было подготовлено Институтом развития образования РАО [5]. .
В данном документе рассматриваются организационные вопросы в рамках профильного обучения на основе социального партнёрства и сетевого взаимодействия
образовательных учреждений, взаимодействия общего и дополнительного образования в общеобразовательных документах, возможность привлечения для педагогической работы в системе профильного обучения кадров из системы профессионального образования. В этих же рекомендациях предлагаются следующие модели сетевого взаимодействия в системе профильного обучения:
- "вертикальное" взаимодействие - социальное партнёрство образовательных учреждений различного уровня;
- "горизонтальное" взаимодействие - партнёрами являются несколько общеобразовательных учреждений;
- комбинированное взаимодействие - объединение двух выше приведённых вариантов.
В тот же период создаются и начинают успешно функционировать новые виды сетей в образовании, деятельность которых основывается не на реализации Концепции профильного образования, а направлены на решение других задач, решаемых системой образования:
- создание сетей и развитие сетевого взаимодействия между учреждениями образования и культуры, между учреждениями дошкольного образования и школами, между школами и учреждениями дополнительного образования детей;
- создание сетевого взаимодействия образовательных учреждений как основы воспитательного пространства;
- создание сетевого взаимодействия образовательных учреждений в области обмена опытом (например, в вопросах реализации требований новых ФГОСов), методического взаимообогащения и пр.
Таким образом, при сетевом взаимодействии объединяются следующие ресурсы участников сети:
- кадровые;
- материальные;
- интеллектуальные;
- научно-методические,
Однако, главной проблемой рассматриваемого периода являлась отсутствие законодательной базы для дальнейшего развития сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений. Отсутствие на тот период в Законе РФ "Об образовании" положения о совместной реализации учебного процесса несколькими образовательными учреждениями в значительной мере тормозило процесс развития сетевого взаимодействия в образовании.
Вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" в статье 15 рассмотрел сетевую форму реализации образовательных программ. Тем самым, появилась новая возможность освоения образовательной программы обучающимися с использованием образовательных ресурсов нескольких образовательных учреждений. Несомненно, это открывает перед школами большие возможности в деле выстраивания и развития сетевого взаимодействия. И не только на старшей ступени, при решении вопросов профильного обучения, но и при освоении новых Федеральных образовательных стандартов, и при решении задач воспитания подрастающего поколения, при организации внеурочной деятельности, при создании единого воспитательного пространства.
Появление разнообразных моделей взаимодействия общеобразовательных учреждений, типов кооперации свидетельствуют о необходимости сотрудничества различных сфер образования, развития такого сотрудничества, наполнения его новым содержанием, а также новых моделей и механизмов управления этими процессами. Говоря о развитии сетевого взаимодействия, надо отметить, что без предоставления достаточной самостоятельности самим общеобразовательным учреждениям, такое взаимодействие было бы вряд ли возможным.
Сеть, сетевое взаимодействие предполагает развитие, укрепление и расширение связей прежде всего по горизонтали. И это реалии нельзя игнорировать в практике управления современным российским образованием. В рамках Программы развития современного образования РФ до 2020 года определены два фундаментальных принципа которые определяют основные изменения в системе управления образованием:
- децентрализация управления;
- развитие автономии школ через усиление самостоятельности и повышения ответственности за принимаемые управленческие решения, качество полученных результатов по всем управленческим функциям, реализуемым образовательным учреждением, принятие стратегических решений, организация учебного процесса, использования финансовых, кадровых и других ресурсов и т.д.
Решение всех этих задач нуждается в соответствующем научно-методическом сопровождении. К настоящему времени разработаны и определены в основном общие контуры и ориентиры сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений. Разработаны принципы государственно-общественного управления образованием (законности, независимости и паритетности государственно-общественного управления, правовой обоснованности притязаний физических и юридических лиц на
участие в управлении общим образованием и т.п.), под которыми понимаются те его основания, которые определяют не только главные направления, всю систему деятельности, и отношения, складывающиеся между его участниками [ 6, 7 ].
По оценкам специалистов для создания сети требуется от 3 до 5 лет. Как будет развиваться этот процесс в будущем? Каким образом изменятся модель и механизмы управления этими процессами в условиях роста самостоятельности общеобразовательных учреждений? Как будет выстраиваться сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений на новом законодательном этапе? Как уживутся подушевое финансирование и сетевое взаимодействие? Как будет учитываться при аттестации педагогических работников их работа в сети?
Как видим, вопросов перед сетевым взаимодействие стоит немало. И, видимо, их будет возникать ещё больше. Но то, что процесс сетевого взаимодействия необходим школам - это не оспаривается никем.
Список литературы:
1. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. Под ред. И.А.Каирова, Л.Н.Скаткина, М.Н.Скаткина, В.Н Шацкой, - М. Просвещение, 1964 . - тт. 1-3
2. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. - М., Институт социологии РАН, 1999. - с. 24 - 32.
3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.//Электронный ресурс. www.bestpravo.ru/rossij skojt/vrgosudarstvo/t5n.htm от 08.01.2014
4. Рекомендации по нормативно-правовому обеспечению сетевого взаимодействия образовательных учреждений.// Афанасьева Т.П., Буслов Е.В., Дащинская З.П., Ерошин В.И., Немова Н.В., Куров С.В., Пуденко Т.И. - М. СпортАкадемПресс. 2005. - с. 94
5. О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения. Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-412.//Электронный ресурс// www.bestpravo.ru/rossijskojt/vrgosudarstvo/t5n.htm от 13.01.14
6. Новоселова С.Ю. Научные основы управления образованием в меняющемся мире: развитие, совершенствование, инновации. // Управление образованием: теория и практика. // Электронный журнал. 2013, № 1 - с. 1- 9
7. Пуденко Т.И. Проблемы управления развитием муниципальных образовательных систем образования.// Управление образованием: теория и практика. // Электронный журнал. 2011, № 2 - с. 24- 36