УДК 37.082
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ И РОЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЕГО РАЗВИТИИ.
Обухова Л.А., д.п.н., профессор, проректор Воронежского областного института ПКиПРО, Воронеж, Россия
Попова О.А., д.п.н., Институт управления образованием РАО, E-mail: [email protected], Москва. Россия
Аннотация. Рассматриваются правовые и методологические основания организации и проведения повышения квалификации руководящих педагогических кадров работников общеобразовательных организаций Воронежской области. Анализируется понятие эффективности в контексте повышения квалификации руководящих педагогических кадров и роль содержания повышения квалификации в этом вопросе. Раскрываются сущностные особенности содержания повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений и разработанных новых образовательных программ дополнительного профессионального образования как инструмента модернизации образовательного процесса и развития сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, повышение квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций, модернизация образовательного процесса, эффективность деятельности педагога, новые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации управленческих и педагогических работников.
NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND THE
ROLE OF TRAINING GUIDING AND PEDAGOGICAL WORKERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN ITS DEVELOPMEN
Obukhova L.A., D.ofArts, prof., Vice-rector of Voronezh region Institute of Teachers Training, Voronezh, Russia
Popova O.A., D.ofArts, Institute of management in education of RAE, E-mail: [email protected], Moscow, Russia
Abstract. Discusses the legal and methodological bases of the organization and conduct of training senior pedagogical staff workers of educational institutions of the Voronezh region. Examines the concept of efficiency in the context of training senior teaching staff and the role of the content of training in this issue. Reveal the essential special feature of the content of training senior and pedagogical chemical workers educational institutions and developed new education-educational programs of additional professional education as a tool of modernization of educational process and development of the set of the model of cooperation of educational institutions.
Keywords: network interaction of educational institutions, training of managerial and pedagogical workers of educational institutions, modernization of the educational process, efficiency of activity of the teacher, new supplementary professional training programs managerial and teaching staff.
Успешная современная школа - это, прежде всего, эффективное управление и квалифицированный учитель. И повышение квалификации менеджеров (администраторов) образования и педагогических работников направлено на проектирование реальных шагов по модернизации образовательного процесса. Иными словами, современный период менеджмента в сфере образования России должен быть ориентирован на динамическое приспособление образовательного учреждения к изменениям во внешней среде, требованиям потребителей к образовательным услугам, что требует от руководителей любого уровня системы образования отслеживания достижений теории и практики управления образованием, постоянного поиска новых форм и методов работы, новых организационных решений [1]. Это в равной мере относится и к такому сравнительно недавнему явлению в нашем образовании как создание и развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений.
Для достижения этой цели перед преподавателями кафедр Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО) поставлена задача по выявлению профессиональных затруднений и потребностей управленческих и педагогических работников Воронежской области. В 2013 году в исследовании принимали участие 420 руководителей школ и более трёх тысяч педагогических работников. Изучение и анализ полученных данных позволил скорректировать и разработать новые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации управленческих и педагогических работников.
Целевое назначение образовательной программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников формируется в логике компетентностного подхода:
■ образование через созидательную деятельность;
■ самостоятельность, поисковая активность;
■ развитие проективной культуры и др.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации имеет теоретический базис. Как руководитель, так и учитель образовательной организации (ОО) должны иметь представление о современных концепциях управления, образования и воспитания и уметь применить их в реальной практике. При составлении стратегического плана школы руководитель ОО должен опираться на Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"; «Основные направления стратегии развития образования в РФ», Федеральные государственные стандарты на каждой ступени образования, в которых акцептируется внимание на повышения качества образования. Согласно этим документам, руководитель должен уметь опреде-
лить систему внутришкольных целей и ценностей, которые составляют ядро миссии школы и определяют направления её развития.
Задачи развития системы в целом чётко представлены в программе модернизации российского образования: это повышение качества образования, расширение доступа и обеспечения экономической эффективности образования. Выделим ключевые положения, касающиеся управления образованием:
■ взаимосвязь государственного и общественного контроля качества образования, мониторинг качества образования;
■ независимость, автономия школы, самостоятельность субъектов образования как необходимое условие повышения эффективности образовательного процесса;
■ сетевые структуры, сетевое взаимодействие как способ повышения эффективности системы образования;
■ экономика образования: обеспечение самостоятельности и эффективности образовательного учреждения за счёт введения новых управленческих механизмов и др.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководителей и педагогических работников образовательных организаций аккумулирует инновации в сфере образования. Она раскрывает теоретические подходы и даёт методические рекомендации по основным аспектам [2,3].
Программа построена по модульному принципу, включает инвариантную и вариативную часть. Основные содержательные блоки программы повышения квалификации руководителей образовательных организаций:
- стратегия развития образования. Модернизация образования: управленческий аспект. Реализация приоритетного национального проекта «Образование»;
- инновационный менеджмент;
- организационные аспекты управления; государственно-общественное управление образованием;
- управление качеством образования;
- правовые основы управления;
- экономика образования;
- новые информационные технологии в управлении. Дистанционное управление.
Основные содержательные блоки программы повышения квалификации педагогических работников:
- нормативно-правовая база образования;
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
- теория преподавания предмета;
-методика преподавания предмета;
-инновационные технологии в образовании;
- инновационные технологии в образовании.
Программа курсов построен на сочетании лекционных занятий, на которых в интенсивном режиме дается необходимая общетеоретическая информация, и семинаров и практических занятий, в процессе которых обсуждаются конкретные ситуации. Практические занятия проводятся на стажировочных площадках, в качестве которых привлекаются лучшие, инновационные образовательные учреждения региона. Предусматриваются индивидуальные консультации, которые помогут обучающимся рассмотреть актуальные для них вопросы.
Важным для руководителей образовательных учреждений представляется совместный поиск ответа на вопрос: «Как управлять современной школой в условиях модернизации российской системы образования?»
В системе непрерывного образования руководителей представлены курсы повышения квалификации по актуальным проблемам: «Школа в новых социально-экономических условиях», «Модернизация образования. Реализация приоритетного национального проекта «Образование», «Новые информационные технологии в управлении. Дистанционное образование», «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения. Управленческий аспект», «Инновационный менеджмент. Развитие общественной составляющей в управлении образованием» и др.
В реализации программ важно использовать следующее ресурсное обеспечение:
а) содержание:
- обогащение слушателей знаниями менеджмента, личностно ориентированного подхода к управлению педагогами;
- формирование у слушателей умений анализировать состояние образовательного процесса в школе, его личностно развивающего потенциала;
- повышение компьютерной грамотности руководителей образовательных учреждений, освоение ими новых информационных технологий управления;
- повышение экономико-правовой грамотности руководителей;
- формирование у руководителей способностей практической реализации полученных знаний, умений строить управленческую деятельность в условиях изменений;
б) технологии использования:
- лекций (обычных и интерактивных);
- групповых дискуссий;
- индивидуально-групповой работы с кейсами и проблемными заданиями;
- проектировочных семинаров;
- тестирования и др. интерактивных технологий;
в) учебно-материальное обеспечение (наличие аудиторного фонда, технических и др. форм обеспечения).
Руководители, успешно прошедшие курсы повышения квалификации,
научатся:
- применять модели и концепцию управления изменениями к себе и своим ОУ;
- разрабатывать проекты и управлять ими;
- определять сильные и слабые стороны собственной профессиональной управленческой деятельности;
освоят:
- методы SWOT и PEST-анализа;
- правила формулировки корректных целей стратегического развития;
- процедуры составления стратегического плана программы развития и целевых программ и др.
Важным для педагогических работников образовательных учреждений представляется совместный поиск ответа на вопрос: «Как осуществить полноценное введение и реализацию федерального государственного стандарта?»
В системе непрерывного образования педагогических работников представлены курсы повышения квалификации по актуальным проблемам: «Реализация моделей качественного современного образования», «Психолого-педагогические аспекты введения ФГОС», «Практика введения ФГОС НОО», «Реализация ФГОС ООО», «Теоретические и практические аспекты введения ФГОС полного общего среднего образования», «Теория и методика преподавания исторического краеведения», «Теория и методика преподавания географического краеведения», «Теория и методика преподавания литературного краеведения», «Применение информационных технологий ев образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС », «Компьютерная графика и web -дизайн».
В реализации программ важно использовать следующее ресурсное обеспечение:
- мобильные компьютерные классы;
- стационарные компьютерные классы;
- Специально оборудованные лаборатории для отработки практической части программы повышения квалификации учителей физики, химии, биологии, ОБЖ;
- интерактивное оборудование: доску, столы, глобусы, диски и др. для повышения квалификации учителей начальных классов и воспитателей ДОО;
- музей развития образования Воронежской области для учителей истории, обще-ствознания, литературы, начальных классов;
- физкультурный комплекс для учителей физической культуры.
Педагогические работники, успешно прошедшие курсы повышения квалификации, освоят:
- новое содержание образования;
- современные образовательные технологии;
- современное интерактивное оборудование;
сформируют профессиональную компетенцию в области:
- реализации ФГОС;
- использования инновационных образовательных технологий;
- применения современного оборудования в образовательном процессе.
Таким образом, изучение и анализ профессиональных затруднений и потребностей управленческих и педагогических работников позволяет создать педагогические условия для развития профессиональной компетенции слушателей курсов повышения квалификации ВОИПКиПРО.
Список литературы:
1. Новоселова С.Ю. Научные основы управления образованием в меняющемся мире: развитие, совершенствование, инновации. - Управление образованием: теория и практика.// Электронный журнал. - № 1, 20013 /9. - с. 1.
2. Чечель И.Д. Модель многокритериального оценивания профессиональной компетентности руководителя ОУ .- Управление образованием: теория и практика// Электронный журнал.- 2013, № 2, - с. 83 - 85.
3. Пуденко Т.И., Потемкина Т.В. Проектирование системы оценки профессиональной деятельности учителя в условиях развития образовательной системы// Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). - 2012. - №3.