Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие на уроке как фактор формирования проектной компетентности школьников'

Сетевое взаимодействие на уроке как фактор формирования проектной компетентности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие на уроке как фактор формирования проектной компетентности школьников»

Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.

171

Сетевое взаимодействие на уроке

как фактор формирования проектной компетентности школьников

Е.В. Трубицына (truev@rambler.ru)

Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Киров

В современном мире постоянно происходят изменения в экономической, политической и социальной сфере на фоне стремительно меняющегося программно-технического обеспечения. При этом человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. Указанные изменения и ориентация отечественной педагогики на личность и ее развитие как субъекта и главной ценности образования привели к появлению компетентностно-ориентированного подхода в образовании. Для успешной социализации в обществе человеку приходится прикладывать значительные усилия, в том числе проявляя компетентности в различных сферах жизни. Задача школы - содействовать ученику в формировании его компетентностей, целенаправленно привлекая весь арсенал современных педагогических средств.

Сетевое взаимодействие и сетевая форма обучения на его основе обеспечивают ученику позицию активного участника познавательного процесса. Самостоятельный выбор учащимися темпа и направления своей деятельности, степени собственного участия во взаимодействии (от позиции инициатора до позиции «присутствующего»), привлеченных к достижению личностно-значимой цели ресурсов (своих, чужих и созданных в совместной деятельности во время взаимодействия), реальная возможность брать на себя ответственность за свое образование - весь этот комплекс потенциалов, ориентированный на ценность личности и ее индивидуальности, создает условия для становления самоактуализации, самоуправления и самоосмысления учащихся.

Указанные процессы саморазвития личности учащегося позволяют формироваться новым моделям адаптивного и продуктивного поведения молодого человека и проявляются в компетентностях, которыми овладевает ученик. Кировские ученые в качестве ключевых компетентностей рассматривают коммуникационную, информационную, проектную, рефлексивную и социальную компетентности [2]. Обладание коммуникативной компетентностью позволяет использовать ресурсы коммуникации для решения задач. Информационная компетентность дает возможность принимать осознанные решения на основе критически освоенной информации. Использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач позволяет социальная компетентность. Владение рефлексивной компетентностью подразумевает гибкое изменение собственной образовательной траектории, самостоятельное освоение знаний и умений, необходимых для решения поставленной задачи.

Все перечисленные компетентности находят свое воплощение в процессе сетевого взаимодействия в ходе образовательного процесса. Наиболее полно указанные процессы саморазвития соответствуют пониманию проектной компетентности как интегрированного качества личности, выраженного через такие способности, как: способность моделировать образ будущего; способность к реализации этой модели в реальной жизни; способность оценивать и соотносить собственные достижения и предпринятые усилия для реализации построенной модели.

Выделение проектной компетентности как ведущей в сетевой форме обучения основывается на осознании учащимся аксиологического Я и ассимилированных в нем ценностей1. Это ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной среде; ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности; ценности, позволяющие осуществить самореализацию2. Перечисленные ценности входят в оценочно-целевой аспект как проектной компетентности, так и сетевого взаимодействия. Действенный аспект указанных феноменов опирается на такое понятие, как «свобода».

Сетевое взаимодействие основывается на процессе сохранения идентичности участников, поддержании их индивидуальности предоставляемыми средствами связи. Несмотря на технологическую и продуктивную объе-диненность участников сетевого взаимодействия, действия индивида в сетевой структуре подчинены его выбору. Каждый при желании может стать центром активности сети, проявить инициативу и взять на себя ответственность за организацию и интенсивность связей, за предоставленные ресурсы, или не стать таким центром, оставаясь на позиции пассивного узла сети. Отсутствие иерархии общения и, как следствие, переход к децентра-

1 Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Е. Шиянов; под ред. В.А.Сластёнина. - 7 изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с. - С. 105.

2 Ценностью сетевого взаимодействия в образовательном процессе признается свободная, образованная личность, способная сохранять свою индивидуальность и вместе с тем способная к сотрудничеству в рамках открытого поликультурного пространства (И.В. Вылегжанина).

172

ИТО Марий Эл - 2009

лизованному управлению (при сохранении модерирования как гаранта соблюдения добровольно принятых правил взаимодействия) способствуют созданию атмосферы свободы, в которой осуществляются самоактуализация личности, ее самореализация, становление индивидуальности.

Наличие свободной атмосферы позволяет человеку самому строить (моделировать) свое будущее и брать за него ответственность: анализировать ситуации, выделять проблемы, выдвигать содействующие решению проблем идеи, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, программировать и планировать свою деятельность, оценивать ее результаты. А именно эти действия описывают, по определению [3], компоненты проектной компетентности.

Моделировать собственное будущее человек может по-разному: от глобальных проектов своей жизни в целом или этапов собственного образования до проектирования своей деятельности на одном отдельном уроке. Говоря образно, человек иногда пытается объять необъятное, выстраивая в голове образ своего светлого будущего (взгляд «со стороны»), в то время как это будущее уже начинается, оно прорастает в настоящем и человек уже находится в той жизни, о которой так много задумывается (взгляд «изнутри»). Урок как часть жизни включает все шаги формирования проектной компетентности.

Моделирование образа будущего на уроке суть создание представления о собственных изменениях после урока, включая (подсознательно или сознательно - чего мы, собственно, и добиваемся, формируя проектную компетентность: самосознание, самоактуализация) анализ ситуативных показателей, определение проблем и выдвижение гипотез их решения, субъектное целеполагание и планирование. Этот этап формирования проектной компетентности соответствует на уроке этапам целеполагания, актуализации знаний и умений учащихся (в некоторых технологиях - стадии вызова). Этап урока, проведенный в сетевой форме, дает возможность привлечения к моделированию когнитивных ресурсов других участников сети, возможность в сетевом общении (т.е. более объективно) оценить собственные ресурсы для достижения поставленной цели. На стадии вызова сетевого урока посредством сетевого общения и взаимодействия оказываются более активно задействованы эмоционально-волевые компоненты аксиологического Я.

Следующий этап формирования проектной компетентности - реализация смоделированного образа будущего, имеет действенную природу и подразумевает деятельность учащего на принципах самоорганизации и самоуправления, что позволяет ученику стать субъектом познания, общения и творчества (сотворчества). На уроке данный этап соответствует этапам изучения нового материала и закрепления знаний. Сетевая форма урока, организованная на принципе взаимоСОдействия [2] и сохранения идентичности, создает условия для осуществления индивидуальной образовательной траектории, то есть индивидуальный образ будущего («Я буду после урока»), смоделированный учеником, получает индивидуальный подход к реальному воплощению в жизнь («Я на уроке»).

Способность оценивать и соотносить собственные достижения, предпринятые усилия для реализации построенной модели собственного будущего находит свое воплощение на этапах рефлексии и подведения итогов. Урок, организованный в сетевой форме и свойственной ей свободной атмосфере, включает на всем своем протяжении элементы самоконтроля и завершается формирующим самооцениванием, при этом оценивается не только когнитивная составляющая, но и эмоционально-волевые изменения личности как ее внутреннего ориентира («Я стал после урока»). Определенность ориентира, в свою очередь, вносит ясность в процесс дальнейшего моделирования будущего, его направленности.

Как и сетевое взаимодействие, формирование проектной компетентности не ограничивается рамками урока, оно инициируется на уроке и, по возможности, модерируется учителем, ведь урок - лишь часть жизни и часть состоявшегося будущего - нашего настоящего.

Находящаяся на стадии становления сетевая форма обучения и реализующийся в образовании компетентно-стный подход имеют, таким образом, прекрасное общее основание - построение модели ЧЕЛОВЕКА будущего, свободной и образованной личности с сохраненной индивидуальностью, способной строить свое будущее при добровольном соблюдении принципов сотрудничества в рамках открытого поликультурного пространства.

Литература

1. Вылегжанина, И.В. Сетевые формы обучения. КИПК и ПРО / И.В. Вылегжанина. - 2008.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя. - http://www.rsuh.ru

3. Ларина, В.П. Подготовка педагогических кадров к реализации идей компетентностно-ориентированного образования / В.П. Ларина // Модели построения информационного пространства региона: сб. материалов КИПК и ПРО, 2005. - 87 с. - С. 12-16.

4. Информатика и ИКТ: сб. нормативных док. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. - 103 с. (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования). - С. 5.

5. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. - М.: Высш. шк., 2007. - 639 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.