УДК 371
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Попенкова О.Э., Институт управления образованием РАО, Методический центр города Ивантеевка, E-mail: [email protected] Москва. Россия.
Аннотация. Обосновывается необходимость и возможность сетевого взаимодействия муниципальных методических служб при распространении инновационного опыта учителей, образовательных учреждений, Описывается опыт Московской области в организации сетевого методического сопровождения инновационных процессов в общем образовании.
Ключевые слова: общее образование, сетевое взаимодействие в образовании, муниципальные методические службы в системе общего образования; инновации в образовании; диссеминация инновационных практик
NETWORKING MUNICIPAL METHODICAL SERVICES FOR CO-INNOVATIVE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Popenkova O.E., Institute of management in education of RAE, Methodical center of Ivanteyevka, E-mail: [email protected] Moscow. Russia.
Abstract: The necessity and the possibility of networking municipal teaching services in the propagation of innovative experience of teachers, educational institutions, describes the experience of the Moscow region in the organization network methodological support innovation processes in general education.
Keywords: general education, networking in education, municipal services methodical in general education; innovations in education; dissemination of innovative practices
Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют от муниципальных методических служб новых, современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующих повышению качества и адаптивности муниципальных систем образования к современным требованиям образовательной политики.
Приоритетными задачами, стоящими сегодня перед методическими службами, являются стимулирование позитивных изменений в образовании, развитие инновационных практик, касающихся непосредственно образовательного процесса, профессиональное развитие педагогов, руководителей образовательных организаций. [1, 2]
Прежде всего, речь идет о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая является одним из ключевых механизмов развития обще-
го образования; об изменениях в работе с педагогами в связи с реализацией нового порядка аттестации, модернизацией муниципальных систем дошкольного образования, внедрением стандартов общего и дошкольного образования и т.д. Все нововведения в общем образовании на современном этапе его модернизации требуют содержательной методической поддержки. Следует помнить, что повышение профессионального уровня методиста - первое условие эффективного методического сопровождения инновационных процессов в системе образования.
Для решения этих задач сами муниципальные методические службы должны быть модернизированы. Не секрет, что многие из них располагают слабой материальной базой. Большинство методических служб из-за трудностей с финансированием не имеют средств на покупку необходимой литературы, на ведомственную подписку, на приобретение современной аппаратуры, компьютеров, множительной техники, а также элементарных канцелярских товаров, не говоря уже о современных средствах связи.
Еще одной остро стоящей проблемой в деятельности муниципальных методических служб является повышение квалификации своих специалистов. Методисты сегодня ясно понимают, что имеющегося у них опыта собственной работы и знания состояния дел на местах недостаточно для повышения эффективности деятельности методических служб. Необходимы серьёзная и глубокая подготовка в области педагогики и психологии, владение основами теории управления, экономики образования, основами информационных технологий. Особенно важно профессиональное владение предметом методической деятельности, для которой необходимы:
• организация целевой подготовки специалистов муниципальной методической системы с учетом усложнившегося и постоянно усложняющегося функционала методистов,
• разработка комплексной программы, в которой были бы прописаны уровни обучения в соответствии с квалификационными требованиями,
• создание учебно-методического обеспечения для ее реализации.
Для решения вышеуказанных проблем в настоящее время необходимо объединение методических служб на региональном уровне, при обязательном условии целенаправленной координации их деятельности. Возникает потребность формирования единого методического пространства, где субъектно задаётся множество отношений и связей, направленных на совершенствование учительского корпуса и самих методистов. [3]
Сегодня явно сформировался государственный запрос на приоритетные изменения в деятельности муниципальных методических служб - формирование сетевой структуры деятельности, развитие консалтинговых услуг, маркетинга. При этом сохраняется
традиционная модель деятельности по предметному принципу и имеет место новая модель методической службы, которая строится по функциональному принципу, позволяющему наиболее эффективно реализовать методические запросы различных категорий педагогического сообщества и содействовать совершенствованию учительского корпуса.
С целью содействия проведению единой политики развития образования и совершенствованию учительского корпуса на региональном уровне возможно, на наш взгляд, разработать проект «Совместная содержательная деятельность по формированию сетевой модели муниципальной методической службы» силами самих заинтересованных методических служб. Главная цель построения единого методического пространства - проектирование и реализация практики сетевого методического сопровождения и совершенствование учительского корпуса. [3, 4]
В рамках модели сетевого взаимодействия возможны [5] :
• планирование и организация региональных и муниципальных семинаров, мастер-классов, методических мастерских, конференций на постоянной основе и др., что взаимно будет обогащать их участников и способствовать качественной реализации актуальных направлений развития системы образования (площадкой для проведения данных форм работы могут быть разные муниципалитеты с учетом тематики мероприятий);
• вебинаров по актуальным направлениям развития образования;
• профессиональных конкурсов (методистов, педагогов), конкурсов муниципальных методических служб как активной формы повышения квалификации их работников;
• открытие сетевой школы методиста;
• организация виртуальных выставок достижений в сфере образования;
• общение в образовательных форумах;
• проведение «Мастер - классов» педагогов-новаторов;
• организация обучения в виртуальных школах.
• и др.
Такая организация сетевого взаимодействия позволяет:
• Создать информационно-методическую среду в сопровождении образовательного процесса;
• Сделать доступными цифровые образовательные ресурсы в рамках индивидуализации обучения на всех ступенях образования;
• Организовать проведение дистанционных мероприятий (конференций, семинаров, олимпиад, форумов, педсоветов, открытых уроков и т.д.);
• Распространять передовой педагогический опыт.
Чтобы создать такую практику, необходимо сформировать определенную сферу социальных отношений. Показателем сформированного социального методического пространства является профессиональный потенциал его субъектов, который может раскрыться в определённой среде. С 2007 года в Московской области уже были заложены основы такого сетевого взаимодействия.
В Московской области было создано 7 зональных методических объединений. На зональных совещаниях были выбраны базовые территории для методических сетей, регулярно проводились встречи руководителей муниципальных методических служб, составлялся совместный план проведения крупных мероприятий. Работала система по диссеминации передового педагогического опыта. Например, в Северо-восточном зональном объединении за три года были проведены:
• 4 зональных научно-практические конференции;
• 17 проблемных семинаров по вопросам педагогической деятельности и по предметам;
• Более 30 обучающих семинаров (школьные стратегические команды, РКПМО и т.д.; всего в сети обучилось более 700 человек);
• Совместные мероприятия по организации работы с талантливой молодёжью (Фрязино, Королев, Ивантеевка; Ивантеевка - Фрязино и т.д.)
Стали традиционными Педагогические ассамблеи.
На одной из зональных научно-практических конференций было проведено исследование, посвящённое выявлению актуальных проблем методической поддержки и вопросу о необходимости сетевого взаимодействия муниципальных методических служб. В опросе приняли участие 114 человек.
Ответы педагогов на вопрос, «Какие проблемы возникают при изучении опыта работы учителей?» представлены в Таблице1.
Все 114 участников при ответе на вопрос, «На каком уровне возникают проблемы при изучении опыта работы учителей?» отметили, что на уровне самого учителя.
Также все 114 педагогов отметили, что максимальные сложности при изучении опыта работы учителей возникают при обобщении опыта, его описании, распространении и подготовке публикации.
отсутствие специального сайта о передовом педагогическом опыте
недоступность материалов и информации об опыте рабо1ы учителей
недостаточная разработанность форт и технологий изучения опыта
отсутствие координирующего центра по изучению передового педагог ического опыта
Таблица 1. Какие проблемы возникают при изучении опыта работы учителей?
Распределение ответов на вопрос «На каком уровне должно осуществляться сопровождение при описании опыта работы педагога» представлено в Таблице 2.
При оценке предложенных в анкете направлений тьюторского сопровождения со стороны методиста муниципальной методической службы все педагоги отметили необходимость организации работы по овладению новым содержанием образования; по формированию навыков написания авторских (рабочих) программ; по овладению современными педагогическими технологиями. Также все педагоги считают необходимым наличие методических рекомендаций по описанию своего опыта и своей методической системы в муниципальных методических службах, причём эти рекомендации должны учитывать региональную специфику.
96%
78%
0%
руководителя руководителя РМО методиста ММС сотрудника ИПК LUMO
Таблица 2. Необходимо ли сопровождение при описании своего опыта со стороны?
Распределение ответов на вопрос, «Каким образом предпочтительнее обмениваться опытом своей работы?» представлено в Таблице 3.
через создание сетевой Ассоциации учителей-п обедител ей П НП О
85%
через создание регионального виртуального клуба учителей-новаторов
100%
на семинарах, круглым столах, конференциях
89%
через постоянно действующие методические приемные учителя
54%
Таблица 3. Каким образом предпочтительнее обмениваться опытом своей работы?
Отмечая роль муниципальной методической службы в диссеминации опыта работы, участники опроса пришли к выводу, что организация системной деятельности, с помощью создания зонального ресурсного методического центра, позволит обеспечить работу по составлению банка данных о передовом педагогическом опыте, по организации семинаров, круглых столов, конференций и т.д., в том числе, и по организации индивидуальных консультаций.
Проект по сетевой организации деятельности муниципальных методических служб продолжался в Московской области до 2011 года. После прекращения этой деятельности стало очень сложно проводить масштабные мероприятия. Например, с 20112012 учебного года совместно с Отрадненским управлением министерства образования и науки Самарской области в городе Ивантеевке проходит Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций.
В 2014 году в Ивантеевской Ярмарке приняли участие 194 педагога, которые представили 138 стендовых и 158 устных докладов. Были даны 8 мастер-классов, показано 17 открытых уроков. Работало 8 секций: 5 - общего, 2 - дошкольного и 1 - дополнительного образования. Представленные на секциях доклады оценивали 40 экспертов, представителей науки, муниципальных методических служб из разных территорий. Авторами докладов были педагоги не только Подмосковья (Ивантеевка, Кубинка, Сергиев Посад, Ступино, Фрязино, Пушкино, Хотьково, Щелково...), но и Москвы, Санкт-Петербурга, Таганрога, Самарской и Костромской областей.
По решению экспертов на аукцион выставили 17 интеллектуальных продуктов, которые были раскуплены быстро и азартно. Ассортимент технологий был богатейший: от развития лексики дошкольников до изготовления с ними вееров из пластмассовых
вилок, от фестиваля «Семья в мире, мир в семье» до внедрения информационных технологий в систему дополнительного образования, от дидактических материалов по французскому языку до учебно-методического комплекта для уроков технологии. Начальная цена на аукционе и шаг были 200 руб., средняя цена лота составила примерно 2 тыс. рублей, а лидер, комплект «Нестандартный урок по биологии как способ повышения интереса к предмету», был приобретен за 9 тысяч. Большое количество (более 30) проектов были обменены или куплены на выставке-продаже стендовых докладов. Все участники Ярмарки получили сертификаты, а победители - ещё и деньги по результатам аукциона. На закрытии представители делегации из Отрадного выразили намерение провести в Ивантеевке уже не региональный, а заключительный этап Ярмарки.
К сожалению, так как это мероприятие не входит в сетевой план работы муниципальной методической службы, то активно принять участие коллеги из других территорий не могли. В настоящее время установившиеся контакты сохраняются, но тесное сетевое взаимодействие осуществлять очень сложно, так как на методическую службу возложена большая нагрузка в муниципалитете и нет возможности выделить методиста, курирующего сетевую организацию.
Следует отметить, что в настоящее время развитие сетевого взаимодействия муниципальных методических служб через зональные методические объединения в Московской области перешло на новый уровень. Основным направлением модернизации системы дополнительного профессионального образования и организации сетевого взаимодействия муниципальных методических служб стало обеспечение индивидуальной траектории профессионального роста и личностного развития каждого педагога и руководителя образовательного учреждения через индивидуальную целостную образовательную программу, соотносимую с профессиональным уровнем и карьерными перспективами работника. Данный подход осуществляется через региональное сетевое взаимодействие всех образовательных учреждений, имеющих лицензии на реализацию программ повышения квалификации.
Через сетевое взаимодействие также организована и экспертиза квалификационного уровня педагогических работников при аттестации. В рамках экспертизы происходит изучение опыта работы педагогов и методистов муниципальных методических служб. Например, изучалось владение современными педагогическими технологиями и технологиями методической работы, Таблица 4.
Экспертная оценка выявила низкий процент использования технологий, отражающих специфику методической работы, работы со взрослыми людьми, работы с педагогами (Технология сетевой организации методического пространства, Технология
методической работы в школе, Технология развития критического мышления, Технология диссеминации передового педагогического опыта).
Таблица 4. Перечень педагогических технологий, которые используют в своей работе методисты ММС
В заключение хочется отметить основные эффекты сетевой организации деятельности муниципальных методических служб:
• замена «закрытости» на сетевое взаимодействие;
• поддержка инициатив снизу;
• обогащение содержания работы от взаимообмена ресурсами;
• выход участников сети на собственные проекты, участие в конкурсах, форумах по образовательным новациям.
В то же время существует все еще низкая мотивация к сетевому взаимодействию педагогов образовательных учреждений, присутствует некоторое сопротивление, вызванное высокой загруженностью педагогов, недопониманием того, что сетевое взаимодействие - одно из средств развития и проявления личных инициатив.
Однако опыт Московской области показывает, что сложившаяся модель организации сетевого взаимодействия муниципальных методических служб успешно реализуется и позволяет при поддержке Министерства образования Московской области и Академии социального управления достойно решать задачи, поставленные перед общим
образованием в документах, отражающих государственную политику в области образования.
Список литературы:
1. Чечель, И.Д. Профессиональное развитие руководителей образовательного учреждения /И.Д. Чечель // Управление образованием: теория и практика (Электронный научный журнал). - 2013. - № 1
2. Пуденко, Т.И., Доступность качественного дошкольного образования: риски современного этапа / Т.И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика (Электронный научный журнал). - 2013. - №2
3. Ефремов, В.С. Совместная содержательная деятельность муниципальных методических служб Томской области 2012-2013 учебный год /В.С. Ефремов. Электронный ресурс. Режим доступа: www:sob.znate.ru/docs/15/index-6799.html
4. Рожнова, Е.В. Сетевая организация методической работы в образовательных учреждениях Белгородского района /Е.В. Рожнова. Электронный ресурс. Режим доступа: www:download.myshared.ru/f1T8L-nrnqpUesVga-HhNg/1401879897/224371.ppt
5. Коровко, А.В. Взаимодействие муниципальных методических служб и межшкольных методических центров (проект «Информатизация системы образования») / А.В. Коровко. Электронный ресурс. Режим доступа: www:wkavp2006.khb.ru/index.php?module=sec&file=index&id=1