Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие как формат организации дополнительного профессионального образования'

Сетевое взаимодействие как формат организации дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНСОРЦИУМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / CONTINUING EDUCATION / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / LEARNING ENVIRONMENT / NETWORKING / CONSORTIUM / EDUCATIONAL CLUSTER / BLENDED LEARNING / SOCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гам Владимир Иванович, Михайлова Валерия Евгеньевна

Проведен анализ дополнительного профессионального образования в рамках концепции непрерывного образования. В данном контексте актуализировано понятие «непрерывное образование», методологические подходы к его рассмотрению, основные характеристики, задачи, факты и тенденции, характеризующие развитие системы непрерывного образования. Выявлены особенности дополнительного профессионального образования, специфика среды обучения, причины востребованности на рынке образовательных услуг, факты недостаточного соответствия потребностям времени. На этой основе рассмотрено сетевое взаимодействие как формат организации дополнительного профессионального образования. Предложен авторский взгляд на содержание, способы создания сетевой организационной структуры, управление сетью организаций, субъекты сетевого взаимодействия, направленность их работы, специфику действий субъектов, критические факторы успеха, возможные модели сети консорциум, образовательный кластер. Смешанное обучение представлено как эффективная форма в условиях дополнительного профессионального образования, рассмотрены его технологические и технические особенности, интеграция с социальными сетями, модификация и привлечение социальных ресурсов. Обозначены основные индикаторы результативности сетевого взаимодействия, параметры оценки результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Networking as a Mode of Continuing Professional Education

The study analyzes continuing professional education within the context of continuing education. The authors update the concept of continuing education and the methodological approaches to dealing with it. The research notes the main characteristics, tasks, facts, and trends that characterize the development of the continuing education system. The study identifies the aspects of continuing professional education, the characteristics of its learning environment, and the reasons for its demand on the education market. Its insufficient compliance with the needs of time has been revealed as well. Based on these points, networking is considered as a mode of continuing professional education. The authors express their opinion on the content, ways to create a network organizational structure, network management, networking players, their focus and activities, critical success factors, and possible network models such as a consortium or an educational cluster. Blended learning is regarded as an effective form of continuing professional education. The study discusses its technological and technical aspects, its integration with social networks, and modification and attraction of social resources. The research outlines the main indicators of the effectiveness and the performance measures of networking.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие как формат организации дополнительного профессионального образования»

УДК 378.046.4

Гам Владимир Иванович

доктор педагогических наук, профессор, ректор Многопрофильной Академии непрерывного образования, академик Российской академии естествознания

Михайлова Валерия Евгеньевна

кандидат педагогических наук, начальник отдела научно-методического сопровождения Многопрофильной Академии непрерывного образования

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФОРМАТ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Gam Vladimir Ivanovich

D.Phil. in Education Science, Professor, Rector, Multidisciplinary Academy of Continuing Education, Member of the Russian Academy of Natural History

Mikhailova Valeria Evgenyevna

PhD in Education Science, Head of the Department of Scientific and Methodological Support, Multidisciplinary Academy of Continuing Education

NETWORKING AS A MODE OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация:

Проведен анализ дополнительного профессионального образования в рамках концепции непрерывного образования. В данном контексте актуализировано понятие «непрерывное образование», методологические подходы к его рассмотрению, основные характеристики, задачи, факты и тенденции, характеризующие развитие системы непрерывного образования. Выявлены особенности дополнительного профессионального образования, специфика среды обучения, причины востребованности на рынке образовательных услуг, факты недостаточного соответствия потребностям времени. На этой основе рассмотрено сетевое взаимодействие как формат организации дополнительного профессионального образования. Предложен авторский взгляд на содержание, способы создания сетевой организационной структуры, управление сетью организаций, субъекты сетевого взаимодействия, направленность их работы, специфику действий субъектов, критические факторы успеха, возможные модели сети - консорциум, образовательный кластер. Смешанное обучение представлено как эффективная форма в условиях дополнительного профессионального образования, рассмотрены его технологические и технические особенности, интеграция с социальными сетями, модификация и привлечение социальных ресурсов. Обозначены основные индикаторы результативности сетевого взаимодействия, параметры оценки результатов.

Ключевые слова:

непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, среда обучения, сетевое взаимодействие, консорциум, образовательный кластер, смешанное обучение, социальные ресурсы.

Summary:

The study analyzes continuing professional education within the context of continuing education. The authors update the concept of continuing education and the methodological approaches to dealing with it. The research notes the main characteristics, tasks, facts, and trends that characterize the development of the continuing education system. The study identifies the aspects of continuing professional education, the characteristics of its learning environment, and the reasons for its demand on the education market. Its insufficient compliance with the needs of time has been revealed as well. Based on these points, networking is considered as a mode of continuing professional education. The authors express their opinion on the content, ways to create a network organizational structure, network management, networking players, their focus and activities, critical success factors, and possible network models such as a consortium or an educational cluster. Blended learning is regarded as an effective form of continuing professional education. The study discusses its technological and technical aspects, its integration with social networks, and modification and attraction of social resources. The research outlines the main indicators of the effectiveness and the performance measures of networking.

Keywords:

continuing education, continuing professional education, learning environment, networking, consortium, educational cluster, blended learning, social resources.

Экономические тренды, новые экономические теории и альтернативные экономические практики связаны с логикой формирования экономической системы государства, национальными приоритетами и развитием политических институтов. Все больше появляется новых фактов, демонстрирующих выстроенную взаимосвязь между экономическими переменами и сферой образования как частью экономики страны. Это объясняет появление новых экономических процессов в

образовании, стратегий его развития, моделей управления ресурсами образовательных организаций; позволяет оценить качество взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг. Это не только модификация структур и видов деятельности существующих образовательных институтов, которые в своей миссии заявляют о новых формах подготовки и формировании востребованных кластеров и типов компетенций. Речь идет и о дополнительном профессиональном образовании (ДПО) как отрасли профессионального образования, отвечающей за воспроизводство кадров для экономики страны и изменения в профессиональной и квалификационной структуре человека и общества. Дополнительное профессиональное образование непосредственно связано с пониманием содержания непрерывного образования как базовой категории, с которой и следует начать.

Миссия непрерывного образования обозначена следующим образом: предоставлять населению непрерывное открытое образование в течение всей жизни по месту жительства или работы через совокупность логически связанных образовательных программ. Непрерывное образование существует в условиях взаимодействия организаций, инициирующих новое качество образования и позволяющих приобретать обучающимся индивидуальный опыт и востребованные временем компетенции.

Методологическую основу процесса непрерывного образования составляют положения системного (Л. Берталамфи, И.В. Блауберг, Ж. Делёз, В.С. Стёпин, Э.Г. Юдин) и системо-мыследе-ятельностного (Ю.В. Громыко, С.В. Попов, М.В. Рац, М.Т. Ойзерман, Г.П. Щедровицкий) подходов, согласно которым данный феномен рассматривается как единство взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов образовательной системы; положения о непрерывности образования (Г.Л. Ильин, Б.О. Майер), позволяющие рассматривать непрерывное образование в фокусе истории и культурного наследия, которое продолжается всю жизнь и выступает принципиальным основанием стратегии образования для устойчивого развития общества; положения теории «образования в течение всей жизни» (11Те1опд 1еагп1пд) (Р. Барнет, Д. Белл, А. Тоффлер).

Основными характеристиками непрерывного образования выступают: преемственность между уровнями образования, наличие многосторонних связей, вариативность, мобильность и открытость системы образования. Задачей организаций непрерывного образования является переход от разрозненных инфраструктурных элементов к последовательному построению инфраструктурных комплексов, работающих по сетевому принципу. Непрерывное образование рассматривается как многомерное и многофункциональное социально-педагогическое явление, модели которого переживают усиленную диверсификацию. При этом появляются новые технологические сети, партнеры нового типа, новые механизмы управления изменениями, позволяющие обучающимся использовать ресурсы нескольких образовательных организаций. Установление устойчивых отношений с партнерами по сети на основе взаимного согласования интересов приводит к развитию маркетинга в сфере образовательных услуг, логистики, брэндинга, приспособленности к изменениям конъюнктуры рынка.

Дополнительное профессиональное образование занимает в профессиональном образовании самостоятельное место и имеет свою специфику среды обучения - открытость, мобильность, способность индивидуализировать обучение, а также свои модели обучения, содержание образования и результат, эффект которого появляется уже после прохождения обучения, но носит краткосрочный характер. Дополнительное профессиональное образование - востребованный сектор: «наблюдаемый рост численности работников, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации сохранится (с 2016 по 2020 год показатель вырастет на 2,27 млн. человек)» [1, с. 8].

Несмотря на то, что дополнительное профессиональное образование всегда представлялось автономным «производителем» образовательных услуг, действующим на рынке и самостоятельно регулирующим свои действия, в настоящее время этот сектор должен учитывать следующие тенденции:

- во-первых, спрос на работников-универсалов, которые имеют набор универсальных компетенций и способны работать в разных контекстах, в ситуации неопределенности, в разных технологических средах;

- во-вторых, спрос на мобильное адресное образование, способное предложить услугу в нужном месте, в нужное время и по подходящим ценам;

- в-третьих, возрастающую потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни, позволяющих обеспечивать постоянное дообучение персонала в соответствии с меняющимися задачами [2].

В настоящее время система дополнительного профессионального образования не всегда способна оперативно реагировать на изменения и соответствовать запросам времени по многим причинам:

- желание привлечь больше обучающихся не качеством, а количеством программ, многие из которых содержательно устарели;

- перенос существующей педагогической системы обучения студентов на обучение практиков-специалистов;

- формальность механизмов индивидуальных образовательных траекторий специалистов;

- недостаточное использование передового потенциала и опыта ведущих специалистов-практиков;

слабая связь результатов ДПО с аттестацией и заработной платой слушателей.

Актуализируют данную проблему и изменившиеся требования к ДПО, введение профессиональных стандартов для работников различных сфер, ФГОС ВО (3++). В этой связи возникает вопрос: какие механизмы способны поддерживать гибкую систему дополнительного профессионального образования, отвечающую на экономические, технологические и общественные вызовы и обеспечивающую развитие и личностный рост человека? Особый интерес представляет построение сетевого взаимодействия как формата организации дополнительного профессионального образования. Содержательно его можно охарактеризовать как согласованные действия участников сети для достижения общих целей и комплементарности ресурсов. Особенность сетевой организации заключается в том, что она реализуется на принципах проектного менеджмента, который нивелирует внешние влияния, фрагментированность рынка. Можно считать, что сетевая структура организации деятельности является производной сложных систем управления в условиях неопределенности. Такие модификации структур стали активно развиваться, когда возникла явная потребность в организации конструктивных диалогов между различными заинтересованными сторонами.

Сетевая организационная структура создается, как правило, на небольшой срок, учитывая специфику всех ресурсов. Благодаря единству целей партнеры быстро реагируют на потребности рынка образовательных услуг, используют опыт и навыки квалифицированных специалистов партнера, не дублируют процессы, придерживаются политики разделения труда.

Направленность работы сети соответствует принципам реализации компетентностной парадигмы российского образования, а также содержанию Национальной рамки квалификаций России и профессиональным стандартам. Возможные субъекты сетевого взаимодействия: организации профессионально-педагогического образования (высшее образование, среднее профессиональное образование); организации высшего и среднего профессионального образования, осуществляющие (или планирующие осуществлять) подготовку педагогов; организации, осуществляющие профессиональное обучение, в том числе учебные центры профессиональной квалификации, образовательные организации основного общего, среднего общего и дополнительного образования, организации культуры, здравоохранения, социальной сферы, бизнес-сообщества, предприятия разных форм собственности, структуры управления территорией.

Эти субъекты могут усилить социальный и образовательный эффект, потому что их взаимодействие увеличивает вариативность содержания и видов образовательных услуг, информационную емкость материала, охватывает больше категорий обучающихся, обеспечивая равенство в получении образования населением с «низким уровнем квалификационных навыков», позволяет с наименьшими затратами создавать новые элементы системы образовательного сервиса для удовлетворения запросов обучающихся.

Критическими факторами успеха сетевого взаимодействия в сфере образования могут выступить: управленческие локальные решения, дисбаланс интересов, неправильная оценка вклада участников, соревновательность (конкуренция), работа с конфиденциальной информацией [3].

Значительными возможностями в ДПО сетевые структуры обладают еще и потому, что их преимущество заключается в представлении модульных программ с учетом запросов слушателей и основных работодателей; совместном проектировании обучающих программ, курсов, модулей; расширении доступа обучающихся к современным образовательным технологиям; предоставлении обучающимся возможности выбора дисциплин, специальностей; совместном предоставлении услуг [4].

Требования к организации и содержанию образовательного процесса потребуют также повышения эффективности управления сетью организаций и навыков антикризисного управления. Руководящим звеном организационной структуры сетевого взаимодействия в системе непрерывного образования может стать управляющий совет, в который войдут представители муниципалитета, Торгово-промышленной палаты, ученые, руководители образовательных учреждений (высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов), представители структур рынка труда. Функционал управляющей структуры будет включать: формирование заказа на подготовку и переподготовку специалистов, обеспечение работы системы обучения, утверждение содержательной и технологической составляющих процесса. Оптимальным решением является

минимизация количества уровней управления, способствующая большей открытости границ специализации, децентрализации за счет усиления роли полномочий в сети и расширения автономии ее компонентов, самоорганизации за счет усиления роли персонала сети.

В то же время анализ поставленных задач интеграции в образовании показывает, что сетевое взаимодействие, обладающее большим потенциалом, не всегда достаточно эффективно. Все чаще особая роль отводится разработке новых форм сетевого взаимодействия, способных решать актуальные задачи нового, повышенного уровня сложности, поддерживать организационные и академические инициативы. Так, моделью сетевого взаимодействия организаций, участвующих в едином процессе непрерывного образования, может стать консорциум на основании контрактных соглашений организаций с централизованным координатором; или образовательный кластер как единство организационных структур, элементы которого находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и функционируют с определенной целью [5]. Кластерный подход в образовании разрабатывают В.Т. Волов, Г.Б. Клейнер, С.В. Кривых, J. Sallet, P. Cooke, O. Solvell, учитывая взаимосвязи между элементами, объединенными в единое целое. Ряд технологических возможностей, расширение телекоммуникационных каналов, методы поликультурных коммуникаций, IT-технологии позволили сетевому взаимодействию приобрести новые черты: независимость от расположения ресурсов, объединение по отраслевому признаку, приоритет потребностей обучающегося, возможность фиксировать индивидуальный прогресс каждого субъекта [6].

Комплексное системное взаимодействие (graduate recruitment) на основе использования широкого спектра форм учитывает особенности рыночных механизмов, увеличивает перечень предлагаемых образовательных услуг, запускает новые методы и форматы обучения специалистов. Примером такой системы может служить региональный промышленный кластер, где главную роль исполняет ведущее предприятие или корпорация, вспомогательные роли - учебные заведения, научные центры, органы государственной и муниципальной власти. Или региональный научно-образовательный кластер, где ведущим звеном является федеральный вуз, потенциал которого дополняют научные центры региона, другие образовательные учреждения, предприятия, органы государственной и муниципальной власти. Интересна модель автономного университетского кластера, который способен учесть линии государственной стратегии развития страны, создать управленческие структуры кластера (административно-образовательную, научную, финансово-экономическую), реализующие функции планирования, организации, мотивации, контроля.

В образовательном процессе, который обеспечивает кластер, учитываются экономический уклад страны, географические условия среды, региона, качества жизни человека, состояние социального пространства «доступности для населения благ цивилизации» (П. Бурдье). Это позволяет сформировать среду для сетевых форм взаимодействия образовательных организаций как наиболее мобильных в использовании совместных ресурсов. Прежде всего, это информационно-технологические ресурсы, позволяющие использовать веб-интерфейсы: электронные учебно-методические комплексы, рекомендации, руководства по определенным курсам и разделам, информационные, кадровые, экономические, финансовые ресурсы.

В целом процесс непрерывного образования в описанных выше структурах реализует принцип сочетания основной специализации с предоставлением потребителям разнообразных услуг за счет гибкости образовательной сети и преемственности всех звеньев системы. Но главное заключается в том, что он, с одной стороны, объединяет различные организационно-экономические формы организаций, с другой - социотехнические системы организаций. Так, например, Управление дополнительного образования Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) сотрудничает с бизнес-структурами, отраслевыми профессиональными объединениями (Инновационный территориальный кластер Smart Technologies Tomsk), предприятиями инновационного пояса ТУСУРа по вопросам организации практики, стажировки и трудоустройства слушателей. Обязательным условием такого процесса является логическая схема последовательной реализации этапов непрерывного образования, интеграция профессиональной, научной и практической деятельности, использование образовательных, управленческих, социально-экономических, информационных технологий. В зависимости от характера профессиональной деятельности обучаемого, объема и этапов обучения становится возможным индивидуальное обучение по специализированному курсу.

Весьма продуктивным и заслуживающим особого внимания является смешанное обучение, которое позволяет сделать образовательный процесс более гибким за счет сочетания очного и электронного обучения. В этом случае очное обучение проводится в традиционных формах - лекции, семинары, групповые занятия, где объем занятий можно уменьшить. Электронное обучение осуществляется с использованием систем управления обучением формата LMS (Blackboard, Canvas, Desire2learn, Redclass), созданием персональных образовательных сред (PLE).

В АНПОО «Многопрофильная Академия непрерывного образования» (г. Омск) в рамках сетевого взаимодействия действуют более 200 программ ДПО с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Реализация программ предусматривает обучение слушателей в инвариантном и вариативном модулях, которые обеспечиваются электронными курсами лекций по дисциплинам, электронными материалами, тестовыми дистанционными занятиями с тестирующей программой SunRav TestOfficePro, мобильными технологиями, технологиями дополненной и виртуальной реальности. Самостоятельное обучение обеспечивается информационно-образовательными онлайн-ресурсами, интерактивными мультимедийными материалами, размещенными в виртуальной среде, а также активной обратной связью в онлайн-режиме. Совершенствуется система, ориентированная на коллективную работу; в настоящее время в нее интегрированы социальные сети, вики, глоссарий, блоги, сервисы веб 2.0, удаленные лабораторные комплексы. Одним из определяющих факторов является выбор такой системы управления обучением, которая использовала бы элементы электронных информационно-образовательных сред сети, давала возможность встраивать новые обучающие курсы, моделировать перспективный контент. Ее разновидностью выступают открытые онлайн-курсы, встроенные в преподавание по дисциплине, и фиксирование проявляющихся в процессе обучения дефицитов, потребностей, интересов слушателей.

Все больше внимания в сфере дополнительного профессионального образования уделяется социальным ресурсам как практической форме участия в различных сообществах, как средству укрепления и повышения социального статуса [7]. Появляются модели обучения, реализуемые по типу неформального общения людей, виду распространения информации, специфике интересов слушателей, которые являются средством обучения, неформального общения, отдыха, игры и творчества. Например, это программы образовательного туризма, клубной работы, экскурсионные музейные программы, фактически стирающие грани между институционально организованной учебой и досуговым времяпрепровождением [8].

Сетевое взаимодействие в системе непрерывного образования может быть охарактеризовано с разных позиций: степень опосредованности, уровень активности педагогов, объем совместных программ повышения квалификации, выраженность информационной составляющей и онлайн-взаимодействия, контент обучения, число обучающихся, образовательный продукт, способ организации обучения. Также, по нашему мнению, оценке подлежат образовательные потребности различных категорий и групп населения с учетом пола, социального статуса, возраста, уровня профессиональной подготовки.

Результативность дополнительного профессионального образования оценивается более точно, если фокус оценки смещается с параметров процесса, в котором осуществлялась образовательная деятельность, в сторону основных качественных изменений группы ключевых потребителей. При этом результативность сетевого взаимодействия в ДПО следует оценивать, во-первых, как динамику сформированности компетенций по видам профессиональной деятельности. В данном контексте их компонентами являются профессионально-прикладные, опережающие, компенсирующие, дополняющие и развивающие знания, которые осваивает, углубляет и расширяет обучающийся. Во-вторых, как динамику универсальных компетенций, вторичных или дополнительных умений как фактической готовности слушателя осуществлять деятельность в различных общественных практиках.

Ссылки:

1. Дополнительное профессиональное образование в России - итоги реформ [Электронный ресурс] // Бюллетень о сфере образования. 2017. № 14. URL: http://ac.gov.rU/files/publication/a/15844.pdf (дата обращения: 10.01.2020).

2. Будущее образования: глобальная повестка [Электронный ресурс]. URL: http://rusinfoguard.ru/wp-content/up-loads/2016/12/GEF.Agenda_ru_full.pdf (дата обращения: 10.01.2020).

3. Грошева А.В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций: ресурсы, риски, эффекты // Методист. 2016. № 5. С. 15-17.

4. Елисеева А.А. Возможности методики выявления образовательного потенциала межорганизационного сетевого взаимодействия для развития системы образования в Томской области // Педагогический имидж. 2019. Т. 13, № 1 (42). С. 19-28. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2019-13-1-19-28.

5. EM HIEC - East Midlands Health, Innovation, Education Cluster. Latest Bulletin Published on 15th April, 2014. URL: https://www.tvhkt.org.uk/category/latest-bulletins/page/3/ (дата обращения: 10.01.2020).

6. Усик Н. Глобальная экономика: обоснование управленческих модернизаций // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 10. С. 13-23.

7. Чикилева Е.Н. Развитие дополнительного профессионального образования в регионе: социально-институциональные аспекты: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2018. 24 с.

8. Mezirow J. Learning as Transformation: Critical Perspectives on a Theory in Progress. San Francisco, 2000. 371 p.

Редактор: Арсентьева Ирина Ильинична Переводчик: Куликова Маргарита Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.