2017
УДК 37
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-131-135
БОБРЫШЕВА Наталия Сергеевна Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета г. Старый Оскол, Россия [email protected]
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ДПО С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ АКТИВНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме взаимодействия системы ДПО с образовательными системами в условиях стандартизации современного отечественного образования. Изложено понимание ДПО как организованного и социально обусловленного образовательного процесса, способствующего усвоению взрослым человеком научных достижений, культурно-исторических и духовно-нравственных ценностей общества посредством овладения дополнительными профессиональными программами; как совокупности дополнительных профессиональных программ, реализуемых с целью повышения квалификации, стажировки, переподготовки специалистов. Показана роль ДПО в системе непрерывного образования взрослых. Установлено, что взаимодействие системы ДПО с другими образовательными системами основывается на современной парадигме системы дополнительного образования как открытой образовательной системы, основанной на постоянном взаимодействии с внешней средой. В современных условиях приоритетными в развитии системы ДПО становятся тенденции предоставления образовательных услуг на основе объединения учебных ресурсов различных образовательных организаций, которые нормативно закреплены в новых стандартах отечественного образования. Представлены преимущества сетевого взаимодействия между системой ДПО и образовательными организациями, которое позволяет выстроить взаимоотношения, основанные на равноправии и взаимной заинтересованности в совместной реализации инновационного образовательного пространства. Выявлены проблемы сетевого взаимодействия системы ДПО и образовательных организаций, в качестве которых выступают неготовность субъектов образования к реализации сетевого взаимодействия, проблемы организации сетевого взаимодействия, отсутствие единой сетевой образовательной структуры. Показано, что эффективное взаимодействие системы ДПО с другими образовательными системами реализуется на базе ресурсных центров дополнительного образования взрослых на основе сетевого взаимодействия между субъектами образовательной деятельности.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование взрослых, открытая образовательная система, сетевое взаимодействие, ресурсный центр
Nataliya S. BOBRYSHEVA Stary Oskol Branch of Belgorod State National Research University Stary Oskol, Russia [email protected]
PROBLEM OF THE INTERACTION OF THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION WITH OTHER EDUCATIONAL SYSTEMS IN TERMS OF ACTIVE STANDARDIZATION OF EDUCATION
The article is devoted to the problem of interaction of additional professional education with educational systems in terms of standardization of modern domestic education. Set out the understanding of the additional professional education as an organized and socially determined educational process, contributing to the assimilation of adult scientific achievements, cultural-historical and spiritual-moral values of society through the development of additional professional programs; as a set of additional vocational programs with the purpose of professional development, training, retraining. The role of additional professional education in the system of continuous education of adults is analyzed. It is established that the interaction of the additional professional education with other educational systems is based on modern paradigm of the system of additional education as an open educational system based on constant interaction with the external environment. In modern conditions a priority in the development of additional professional education be the trends the provision of educational services by combining educational resources of different educational institutions of the normative embodied in the new national education standards. Presents the advantages of network interaction between system additional professional education and educational organizations, which allows you to build relationships based on equality and mutual interest in joint realization of innovative educational space. Identified problems in the network communication system additional professional education and educational organizations, which serve the unwillingness of subjects of education to implement network communication, the problems of organization of network interaction, and the lack of uniform networked educational structure. It is shown that the effective interaction of the additional professional education system with other educational systems is realized on the basis of the resource centers of additional education of adults on the basis of network interaction between subjects of education.
Keywords: additional professional education, continuous adult education, free educational system networking, resource center
Дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) является одним из главных элементов системы непрерывного профессионального образования, в основе которой лежит концепция непрерывного профессионального образования взрослых. Развитие непрерывного образования взрослых предполагает, согласно О.Г. Прикот, «раз-
витие конкурентной образовательной среды и ее насыщение разнообразными образовательными услугами; создание институтов и инфраструктуры непрерывного образования; внедрение в непрерывном образовании современных технологий обучения, новых финансовых механизмов» [4, с. 17].
В общей структуре непрерывного образования взрослых система ДПО является основным связующим звеном между интересами специалиста, его работодателя, общества и государства. В настоящее время система ДПО включает в себя повышение квалификации, стажировку и профессиональную переподготовку. На современном этапе развития из сети разрозненных образовательных структур система ДПО постепенно трансформируется в системный компонент отечественного образования. В настоящее время на территории РФ функционирует более 100 тыс. образовательных учреждений и структурных подразделений ДПО, в которых ежегодно проходят обучение около 1,5 млн человек. Главным образом это краткосрочные и среднесрочные программы, доля которых составляет более 50%. В последние годы появилась тенденция к увеличению спроса на длительные программы обучения. В учебных заведениях и структурных подразделениях ДПО работают свыше 80 тыс. преподавателей, причем 45% составляют преподаватели, имеющие ученую степень и звание, 55% - преподаватели-практики [5].
Проблема взаимодействия системы ДПО с другими образовательными ми требует осмысления содержания понятия «дополнительное образование», а также современных тенденций развития системы ДПО. В самом общем смысле дополнительное образование в исследованиях О.В. Кониной и У.В. Чичеровой определяется как непосредственно или косвенно организованный и социально обусловленный процесс обучения, воспитания и развития человека, способствующий усвоению им научных достижений, а также культурно-исторических и духовно-нравственных ценностей общества посредством освоения дополнительных профессиональных программ в соответствующем учебном заведении [7]; в узком смысле - как совокупность дополнительных профессиональных программ, реализуемых вузом или самостоятельным учреждением дополнительного профессионального образования с целью повышения квалификации, стажировки, переподготовки специалистов или получения ими второго высшего образования или дополнительного к нему [7]; как образование, получаемое дополнительно к основному общему или профессиональному образованию через дополнительные образовательные программы и услуги, которые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства [2]. Основные характеристики системы ДПО отражены в ее принципах, к которым относятся преемственность и непрерывность образовательных программ, единая организационная структура, общность требований к качеству предоставляемого образования, высококвалифицированный преподавательский состав с обязательным привлечением практических работников в соответствующей сфере деятельности [1, с. 12].
Взаимодействие системы ДПО с другими образовательными системами основывается на современной парадигме системы дополнительного образования как открытой образовательной системы, которая характеризуется постоянным взаимодействием с внешней средой, прежде всего с сопряженностью рынков труда и образовательных услуг. По мнению Л.В. Резинкина, «открытая образовательная среда системы ДПО может стать таким социальным институтом, который предоставляет человеку разнообразный образовательный сервис, позволяющий учиться непрерывно и получать современные профессиональные знания, выстраивать ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствовала бы его образовательным и профессиональным способностям и потребностям. Подобная среда может быть сформирована как ассоциация связанных друг с другом учебных учреждений. Она предполагает наличие информационно-педагогического пространства образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности населения, возможность многомерного движения потребителя образовательных услуг в образовательно-профессиональном пространстве и создания для него оптимальных условий раз-
вития через обучение и профессионально-образовательный консалтинг в рамках единых технологических средств [5].
Таким образом, в современных условиях приоритетными в развитии системы ДПО становятся тенденции предоставления образовательных услуг на основе объединения учебных ресурсов различных образовательных организаций, которые нормативно закреплены в новых стандартах отечественного образования. Вступление в силу Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепило право на сетевую форму реализации образовательных программ, что обеспечивает возможность освоения образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций. Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», разрешена реализация дополнительных профессиональных программ с использованием модульных, дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевых формах обучения.
Данные нормативно-правовые акты открыли новые возможности для взаимодействия системы ДПО с другими образовательными системами в условиях активной стандартизации образования. Образовательную сеть можно определить как «совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга» [5, с. 91]. Сетевое взаимодействие между системой ДПО и образовательными организациями позволяет выстроить взаимоотношения, основанные на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном выстраивании инновационного образовательного пространства, и при этом сохранить автономность и уникальность каждого субъекта. Однако опыт практической реализации сетевого взаимодействия системы ДПО с другими образовательными системами показал наличие ряда проблем. К ним относятся:
- проблемы готовности субъектов образования к реализации сетевого взаимодействия;
- проблемы организации сетевого взаимодействия, которые связаны с недостаточной разработанностью нормативно-правовых документов, регламентирующих сетевое взаимодействие с вузами-партнерами и с общеобразовательными организациями;
- отсутствие единой сетевой образовательной структуры, объединяющей кадровые, информационные, материально-технические, учебно-методические, социальные ресурсы и обеспечивающие результативное технологическое и техническое сопровождение данного процесса [6].
В настоящее время эффективное взаимодействие системы ДПО с другими образовательными системами реализуется на базе ресурсных центров дополнительного образования взрослых, которые представляют
собой учреждения дополнительного образования с высокоразвитыми информационными технологиями, имеющие доступ к глобальным, национальным и региональным информационным ресурсам и осуществляющие дистанционное обучение кадров. Центры такого вида обеспечивают сетевую связь образовательных учреждений между собой, с другими образовательными учреждениями и организациями, в том числе с учреждениями профессионального образования [5].
Таким образом, эффективное взаимодействие системы ДПО с другими образовательными системами в современных условиях стандартизации образования возможно при построении образовательной практики системы ДПО как открытой образовательной системы. Это достигается на основе сетевого взаимодействия ресурсных центров дополнительного образования с другими образовательными учреждениями, что позволяет приблизить дополнительные образовательные услуги к потребителям, сконцентрировать имеющиеся кадровые, материально-технические, финансовые и информационные ресурсы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы 8-й Всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М.В. Новикова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - 200 с.
2. Коротков Э.М. Управление качеством образования / Э.М. Коротков. - М.: Академический Проект, 2007. - 320 с.
3. Открытость образования: разные взгляды - общие ценности: сб. материалов. Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2013. - 193 с.
4. Прикот О.Г. Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле / / Человек и образование. - № 3 (32). - 2012. - С. 17-21.
5. Резинкина Л.В. Сопровождение непрерывного образования взрослых в муниципальной территории: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Великий Новгород, 2017. - 410 с.; Резинкина Л.В. Образовательная среда: муниципальный аспект // Успехи современного ния. - 2015. - № 6. - С. 168-172.
6. Рябова Н.В. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4 / [Электронный ресурс] -U RL: https:/ / science-education.ru/ ru/ article / view?id=21268.
7. Таратонова Е.Е. Дополнительное профессиональное образование как пространство реализации системы менеджмента качества вуза / Е.Е. Таратонова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 363-369.; Конина О.В., Чичерова У.В. Система дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества образовательных услуг в вузах России / Интернет-журнал «Науковедение» - Т. 7. - № 3 (2015) / [Электронный ресурс] - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/52EVN315.pdf DOI: 10.15862/52EVN315
REFERENCES
1. Additional professional education in conditions of modernization: materials of the eighth all-Russian scientific-practical Internet-conference (with international participation) scientific. Ed. M.V. Novikov. Yaroslavl. RIO AGPU, 2016. 200 p.
2. Korotkov E.M. education quality Management. E.M. Korotkov. M.: Academic Project, 2007. 320 p.
3. Openness in education: different perspectives - common values: proceedings of the Institute of education. M.: Publishing House. house Higher. SHK. of Economics, 2013. 193 p.
4. Prikot O.G. Continuous additional professional education: new models and legal field. Man and education. No. 3 (32). 2012. Pp. 17-21.
5. Rezinkina L.V. Maintenance of continuous adult education in the municipal territory: the dissertation ... doctor of pedagogical Sciences: 13.00. Rezinkina Liliya Vladimirovna. Velikiy Novgorod. 2017. 410 p.; Rezinkina L.V. Educational environment: the municipal aspect. The success of modern estestvoznanie. № 6, 2015. Pp. 168-172.
6. Ryabova N.V. Problems of formation of network interaction of educational organizations. Modern problems of science and education. 2015. No. 4.; Available at: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=21268.
7. Taratonov E.E. Supplementary professional education as a space of implementation of the quality management system of the University. E. E. Taratonov. Siberian pedagogical journal. 2009. No 4. Pp. 363-369; Konina O.V., Chicherova U.V. System of additional professional education as a tool to improve the quality of educational services in Russia Internet-journal "Science of Science" V. 7, № 3 (2015). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/52EVN315.pdf DOI: 10.15862/52EVN315
Информация об авторе:
Бобрышева Наталия Сергеевна, ассистент, кафедра педагогики и физической культуры, Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Старый Оскол, Россия
Information about the author:
Nataliya S. Bobrysheva, Assistant, Department of Pedagogy and Physical Culture, Stary Oskol Branch of Belgorod State National Research University, Stary Oskol, Russia
Получена: : 01.06.2017
Для цитирования: Бобрышева Н.С. Проблема взаимодействия системы ДПО с другими образовательными системами в условиях активной стандартизации образования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 3. Часть 2. с.131-135. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-131-135.
lia-1909 @yandex. ru Received: 01.06.2017
For citation: Bobrysheva N. S. Problem of the interaction of the additional professional education with other educational systems in terms of active standardization of education. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.3. Part. 2. Pp. 131-135.
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-131-135. (in Russian)