Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы непрерывного и дополнительного профессионального образования'

Теоретико-методологические основы непрерывного и дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУБЪЕКТНЫЙ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ / CONTINUING EDUCATION / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / NETWORK SPACE / SUBJECT / SPACE-SUBJECT / TECHNOLOGICAL AND SOCIAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Елена Николаевна

В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к исследованиям специфики и тенденций развития непрерывного и дополнительного профессионального образования. Автором впервые дается аргументация возможной структуры сетевого пространства непрерывного дополнительного профессионального образования современного университета, способствующего непрерывному развитию профессиональных и социально-личностных компетентностей слушателей дополнительных профессиональных образовательных программ – участников сетевого пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF CONTINUING AND ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

The article considers the theoretical and methodological approaches to the study of the specifics and trends of development of continuous and additional vocational education. For the first time the author provides the reasoning of the possible structure of the network space of continuous additional vocational education in a modern university, contributing to the continuous development of professional and socio-personal competences of the students of additional vocational educational programs – participants of the network space

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы непрерывного и дополнительного профессионального образования»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF CONTINUING AND ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

E.H. Белова E.N. Belova

Непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, сетевое пространство, субъектный, пространственно-предметный, технологический и социальный компоненты.

В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к исследованиям специфики и тенденций развития непрерывного и дополнительного профессионального образования. Автором впервые дается аргументация возможной структуры сетевого пространства непрерывного дополнительного профессионального образования современного университета, способствующего непрерывному развитию профессиональных и социально-личностных компетентностей слушателей дополнительных профессиональных образовательных программ-участников сетевого пространства.

Continuing education, additional vocational education, network space, subject, space-subject, technological and social components. The article considers the theoretical and methodological approaches to the study of the specifics and trends of development of continuous and additional vocational education. For the first time the author provides the reasoning of the possible structure of the network space of continuous additional vocational education in a modern university, contributing to the continuous development of professional and socio-personal competences of the students of additional vocational educational programs - participants of the network space.

Главной характеристикой современного этапа развития общества являются перемены, которым присущи такие особенности, как непрерывность, устойчивость и стремление к ускорению. В условиях развития экономики, основанной на знаниях, все большее значение в повышении конкурентоспособности организаций реального сектора экономики приобретает образование руководителей и специалистов этих организаций в течение жизни, основной частью которого является дополнительное профессиональное образование (ДПО).

Целью нашего исследования являются выявление и описание специфики и тенденций развития непрерывного ДПО современного университета посредством создания сетевого пространства (СП), способствующего повышению конкурентоспособности организаций ДПО современной высшей школы и непрерывному развитию профессиональных и социально-личностных компетентностей участников СП.

Научная новизна исследования заключается:

- в описании специфики непрерывного дополнительного профессионального образования современного университета;

- в понимании сетевого пространства ДПО университета как синтеза электронного или дистанционного обучения и сетевого объединения различных субъектов, являющихся заинтересованными в формировании и развитии данного пространства, центральную роль среди которых играют сетевые научно-образовательные центры и другие субъекты СП;

- в выделении и описании субъектного, пространственно-предметного, технологического и социального компонентов СП непрерывного дополнительного профессионального образования университета.

Одним из приоритетных направлений деятельности организаций ДПО современного университета является решение задач в области активного поиска инновационных управленческих технологий, позволяющих повышать конкурентоспособность этих организаций (или структурных

подразделений вуза) и интенсивно развиваться в условиях все более нарастающей конкуренции среди организаций ДПО; развития рынка услуг дополнительного образования посредством вхождения в него новых автономных некоммерческих организаций (АНО), негосударственных образовательных учреждений (НОУ), различных корпоративных центров, школ и др.

Конкуренция, как правило, является важнейшим фактором интенсивного развития той или иной отрасли экономики. Позитивные факторы развития образования вследствие современной конкуренции выделяет и Н.С. Розов. Он считает, что «нормальным, здоровым стимулом к росту качества продукции, в том числе качества образования, является конкуренция, причем не за внимание министерских чиновников, а за талантливых абитуриентов и за поддержку бизнес-структур, местных сообществ, местных властей, заинтересованных в специалистах и в уровне образования в своем регионе или городе. В этом плане гораздо важнее, какой факультет, какого вуза человек закончил, а вовсе не наличие "государственного образца" его диплома» [Розов, 2013, с. 29].

Изменения федерального законодательства в сфере образования, а именно принятие Федерального закона № 293 от 8 ноября 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» и Федерального закона № 273-ФВ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» отменили государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПОП), разработанных не на основе федеральных государственных требований (ФГТ). В настоящее время перечень утвержденных ФГТ программ ДПО весьма ограничен, а это значит, что выдавать слушателям по итогам обучения большинство организаций ДПО могут только документы «установленного образца» [Белова, 2012, с. 33], что еще более усиливает создавшуюся конкуренцию для организаций ДПО высшей школы, традиционно выдававших слушателям документы «государственного образца».

В условиях растущей конкуренции, необходимости поиска новых технологий эффективного менеджмента ДПО высшей школы, интенсивного развития дистанционных образовательных технологий очевидна значимость исследования специфики непрерывного ДПО и управленческих технологий создания и развития сетевого пространства непрерывного ДПО университета, компонентов этого пространства.

Среди продуктивных, на наш взгляд, технологий адаптивного, эффективного менеджмента являются технологии управления созданием и развитием сетевого пространства ДПО университета, позволяющие не только существенно увеличить доходы от реализации ДПОП посредством вовлечения в образовательный процесс новых слушателей, но и обеспечить непрерывное развитие профессиональных и социально-личностных компетентностей участников сетевых профессиональных сообществ.

С целью выявления специфики сетевого пространства непрерывного ДПО рассмотрим сущность понятий «непрерывное образование», «дополнительное профессиональное образование», «сетевое пространство». Все эти понятия не имеют общепринятых определений. Остановимся на некоторых из них.

Непрерывное образование- это «принцип организации образования, объединяющий все его ступени и виды (дошкольное, школьное, профессиональное и постпрофессиональное - повышение квалификации и переподготовка) в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний и навыков на протяжении всей жизни человека - от раннего детства до старости» [Российская социологическая энциклопедия, 1998].

«Непрерывное образование- философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики...» [Российская педагогическая энциклопедия, 1993].

«Непрерывное образование- образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни» [Словарь согласованных терминов..., 2004, с. 55].

Взяв за основу понятие о непрерывном образовании Содружества Независимых Государств и разделяя точку зрения А.Д. Ишкова, мы остановимся на понимании сущности непрерывного образования (англ. education, continuing) как целенаправленного получения и усвоения человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни с целью поддержания общественно и индивидуально необходимого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, т. е. как образования на протяжении всей жизни (LifeLong Learning или LLL) [Ишков, 2011, с. 8], которое, и на наш взгляд, является наиболее широким из рассмотренных выше нами понятий «непрерывное образование» и снимает все противоречия и пересечения, характерные для вышеперечисленных подходов.

ДПО является неотъемлемым компонентом системы непрерывного образования и представляет собой образование в пределах соответствующих уровней профессионального образования, осуществляемое в целях повышения уровня квалификации по той или иной профессии. ДПО - обучение, направленное на развитие профессиональной и социально-личностной компетентности лиц, имеющих профессиональное образование (начальное, среднее или высшее), в соответствии с новыми вызовами времени и способствующее удовлетворению их образовательных потребностей. ДПО осуществляется посредством реализации ДПОП повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки.

Непрерывное ДПО- это дополнительное профессиональное образование, в основе кото-

рого заложен принцип непрерывности, направленной на компенсацию недостающего профессионального знания у специалистов, возникающего в силу объективного отставания базового образования от потребностей динамично развивающейся практики.

В современных условиях организации ДПО университета, представляющие чаще всего определенные структурные подразделения и реализующие различные ДПОП, становятся одним из ключевых движущих механизмов реализации рыночных реформ, а образование LifeLong Learning становится ключевым звеном развития всего образования в России.

В системе профессионального образования, и высшего образования в частности отмечается усиление роли ДПО, чему способствует значительное сокращение числа абитуриентов, поступающих в вузы (около 16 %), в связи с неблагоприятной демографической обстановкой. И организациям ДПО высшей школы нужно быть готовым к активации деятельности на рынке дополнительных образовательных услуг, которые могут стать одним из основных способов привлечения дополнительных финансовых средств.

Анализ мировых и отечественных тенденций развития системы ДПО указывает на то, что ежегодно в мировом хозяйстве, по оценкам западных исследователей, отмирает более 500 старых профессий и возникает более 600 новых. Если раньше высшего образования было достаточно для 20-25 лет практической деятельности, то сейчас оптимальный срок его эффективности составляет, по мнению экспертов ЮНЕСКО, 5-7 лет, а в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, - 2-3 года. Следовательно, специалисты, получившие образование много лет назад и не работающие над своим образовательным уровнем, безнадежно устаревают в профессиональном плане. Из этого закономерен вывод, что развивающееся сегодня ДПО должно занять достойное место во всей системе непрерывного образования населения, удовлетворять потребности человека на различных этапах его духовного и профессионального развития, соответствовать требованиям социальных и экономических структур регионов [Багин, 2005, с. 24].

На данном этапе развития нашего общества,

как нам представляется, гораздо рациональнее идти по пути развития ДПО при вузах, используя имеющиеся ресурсные базы учреждений базового образования для развития системы ДПО. Интегрирование ДПО и высшей школы будет способствовать развитию и взаимному обогащению базового и дополнительного образовательных процессов, повышению качества профессионального образования в целом.

По мнению С. Дьяконова, направление развития системы ДПО - важный по своей концептуальной основе процесс. Идеология этого процесса очевидна- кто присваивает квалификацию, тот и должен ее повышать или модифицировать [Вагин, 2005, с. 26].

Для успешной реализации значительного интеллектуального и организационного потенциала, сосредоточенного в университете, мы создаем новую организационную структуру, готовую определять стратегию развития управленческого, психолого-педагогического и языкового направлений ДПО Красноярского края. Такой структурой может стать сетевая организация, базирующаяся на сетевом пространстве ДПО, формируемом в рамках проекта «Сетевое пространство дополнительного образования» Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева на 2012 - 2016 гг.

С точки зрения сущности содержания понятие «сетевое пространство» можно рассматривать как множество информационных объектов, между которыми устанавливаются отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями. Анализ складывающейся ситуации в области современных ДОТ дает возможность представить сетевое пространство ДПО университета как синтез электронного или дистанционного обучения, а также сетевого объединения различных субъектов, являющихся заинтересованными в формировании и развитии данного пространства [Белова, 2012, с. 86].

Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Сетевое пространство ДПО университета мы рассматриваем не только как реализацию программ с применением дистанционных образовательных технологий, но и продолженное сопровождение выпускников ДПОП посредством вовлечения их в сетевое профессиональное сообщество и консультационно-методическое сопровождение дистанционного обучения.

Сетевое пространство непрерывного ДПО университета может быть представлено четырьмя компонентами: субъектный, пространственно-предметный, технологический и социальный.

Субъектами СП ДПО могут быть представители всех целевых групп наших слушателей, филиалы университета, ресурсные центры, малые инновационные предприятия, базовые научно-внедренческие площадки, методические службы, органы управления образованием и другие.

Пространственно-предметный компонент СП предполагает обеспечение условий для равнодоступного общего пространства для всех его участников, специально оборудованные помещения для очных встреч-событий, точки удаленного доступа, расположенные на местах проживания участников сети, включая персональные компьютеры с обязательным программным обеспечением и доступом к Интернету, кабинет консультационно-методического сопровождения слушателей.

Основными составляющими технологического компонента являются ДПОП с применением дистанционных образовательных технологий, модули этих программ, позволяющие каждому слушателю выбрать индивидуальный образовательный маршрут повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Индивидуальный образовательный маршрут имеет временную и содержательную структуры.

Социальный компонент СП ДПО университета включает внешние факторы, субъектное самосознание (представление участника сетевого пространства о себе как представителе профессионального сообщества) и социальные связи [Белова, 2012, с. 89].

Итак, среди основных перспективных тенденций развития ДПО современного университета мы выделяем создание и развитие сетевого пространства на основе компетентностного, системно-

деятельностного и индивидуально-практико-ориентированного подходов к развитию профессиональных и социально-личностных компетент-ностей руководителей, специалистов сферы образования и реального сектора экономики посредством реализации принципа непрерывности.

Библиографический список

1. Багин В.В. Дополнительное профессиональное образование в вузе: стратегии развития: монография. Чита: ЧИГ1КРО, 2005. 140 с.

2. Белова E.H. Модель инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования университета // Инновации в непрерывном образовании. 2012. №5. С. 32-39.

3. Белова E.H. Сетевое пространство дополнительного профессионального образования в современной высшей школе // Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования: материалы X Международной науч.-практич. конферен-

ции (19-20 апреля 2012 г., город Ярославль). Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2012. С. 86-89.

4. Ишков А.Д. Особенности реализации дополнительного профессионального образования в исследовательских университетах: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит, ун-т». М.: МГСУ, 2011. 216 с. (Библиотека научн. разработок и проектов МГСУ).

5. Розов Н.С. Основания и перспективы инновационного образования в эпоху глобальной турбулентности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 1 (23). С. 24-43.

6. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова, 1998.

7. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.Г. Панова, 1993.

8. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств -участников Содружества Независимых Государств. М., 2004. С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.