Н.В. Дружинина, ст. преподаватель, кафедра теории и методики дошкольного образования, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск, Россия, [email protected]
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стремительные темпы развития образования, необходимость в непрерывном повышении квалификации требуют новых форм и методов работы в организациях дополнительного профессионального образования. В статье рассмотрен вариант обеспечения доступности повышения квалификации в организациях дополнительного профессионального образования посредством применения дистанционных образовательных технологий. В качестве основной используется интернет-технология, которая позволяет повышать квалификацию большому количеству педагогических работников без отрыва от работы, снижая таким образом затраты на обучение как со стороны организации дополнительного профессионального образования, так и со стороны слушателя. Непрерывность образования обеспечивается посредством организации обучения через использование многоуровневой модели. Данная модель позволяет учесть разницу в образовании, стаже работы в системе образования, то есть начальный уровень профессиональной квалификации педагогических работников, обратившихся в организацию дополнительного профессионального образования. В основе модели лежит системно-деятельностный подход, который позволяет слушателям в ходе выполнения практических заданий, разработанных в соответствии с положениями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.02.2013 «Об утверждении уровней квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов», освоить необходимые знания, умения и компетенции для перехода на следующий уровень квалификации.
Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, уровень квалификации, профессиональный стандарт, повышение квалификации, дистанционные образовательные технологии, интернет-технология, модель обучения.
Непрерывность образования на сегодняшний день — объективное требование времени. Система непрерывного образования в Российской Федерации включает в себя: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, при этом дополнительное образование представлено двумя видами — дополнительным образованием детей и дополнительным образованием взрослых. Последнее включает в себя систему повышения квалификации.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности1.
Принятие закона об образовании внесло изменения в сроки прохождения курсов повышения квалификации у педагогических работников. В соответствии со статьей 47 п. 5.2 «Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные
гарантии: ... право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года»2. Таким образом, число слушателей органи- = заций дополнительного профессионального образования, которые проходят повышение квалификации, увеличилось в 1,6 раза в год, по сравнению с предыдущими годами, когда повышение квалификации проходили один раз в пять лет. При этом количе- = ство организаций дополнительного профессионального образования (ДПО) осталось на прежнем уровне. Обеспечение возросшей потребности в повышении квалификации, а следовательно и в непрерывности образования, возможно путем экстенсивного или интенсивного развития ДПО.
Одним из решений данной проблемы может быть интенсивный путь развития системы дополнительного профессионального образования посредством применения новых образовательных технологий, способных удовлетворить возросшие потребности слушателей. Наиболее перспективными являются дистанционные образовательные технологии, так как позволяют включить в процесс обучения большее количество слушателей при минимальных затратах как материальных, так и кадровых.
Число слушателей организаций
дополнительного профессионального образования, которые проходят повышение квалификации, увеличилось в 1,6 раза в год. При этом количество организаций дополнительного профессионального образования осталось на прежнем уровне.
Дистанционные образовательные технологии в среднем и высшем профессиональном образовании уже стали традицией, однако в дополнительном профессиональном образовании еще являются инновацией. Основная проблема, с которой сталкиваются педагогические работники системы ДПО при разработке программ обучения с применением дистанционных образовательных технологий — это разный = базовый уровень обучающихся (слушателей). При организации обучения в системе среднего и высшего профессионального образования данная проблема стоит не так остро, потому что задачи обучения, содержание и результаты разрабатываются в соответствии со стандартами образования и едины для всех обучающихся. В системе ДПО это сделать достаточно сложно, так как слушатели имеют разный уровень профессиональной квалификации.
Однако на сегодняшний день многие организации дополнительного образования реализуют дистанционные образовательные технологии. Они представлены тремя основными технологиями: кейс-технологией, интернет-технологией и телекоммуникационной технологией, однако наиболее распространенной является интернет-техноло-
Применение дистанционных образовательных технологий в организациях повышения квалификации Сибирского федерального округа.
№ Учреждение ПК е-шаИ 2011 2013
ДО технология ДО технология
1 Алтайский РИПКРО http://ipkro.gorny.ru/ * сетевая
2 Хакасский РИПК и ПРО http://www.ipk.khakasnet.ru/ * сетевая * сетевая
3 Алтайский краевой ИПКРО http://www.akipkro.ru/ * кейс * кейс
4 Красноярский краевой ИПКРО http://www.kipk.ru/ * сетевая * сетевая
5 Иркутский ИПК http://www.ipkro-38.ru/ * сетевая
6 Кузбасский региональный ИПК и ПП http://ipk.kem-edu.ru/ * сетевая
7 Кузбасский региональный ИРПО http://www.krirpo.ru/ * сетевая * сетевая
8 Новосибирский ИПК и ПРО http://www.nipkipro.ru/ * сетевая * сетевая
9 Омский ИРО http://www.irooo.ru/ * сетевая
10 Томский ИПК и ПРО http://edu.tomsk.ru/ * кейс * кейс
11 Забайкальский краевой ИПКРО http://chipkro.ru/
12 Бурятский ИПК работников социальной сферы http://depobr.aginskoe.ru/ipk/
Итого, % 50 33/76 83 20/80
гия. Эти данные подтверждаются анализом ситуации использования дистанционных образовательных технологий в организациях повышения квалификации в Сибирском федеральном округе (таблица).
По данным, полученным нами в ходе анализа официальных сайтов организаций дополнительного профессионального образования Сибирского федерального округа, на сентябрь 2011 года дистанционное обучение ввели 50% организаций ДПО (6 из 12), при этом интернет-технологию используют 66% (4 организации). В сентябре 2013 года дистанционное обучение реализуют уже 83% организаций ДПО =
(10 из 12), при этом интернет-технологию используют 80% (8 организаций). Таким образом, за два года прирост введения дистанционного обучения в организациях ДПО составил 30% (4 организации). При этом организации в качестве основной выбирали интернет-технологию — 100% (4 организации). Это обусловлено тем, что применение интернет-технологии позволяет не только предоставлять обучающимся учебный материал в различных формах и видах, но и органи-
На сегодняшний день многие организации дополнительного образования реализуют дистанционные образовательные техно логии. Они представлены тремя основными технологиями: кейс-технологией, интернет-технологией и телекоммуникационной технологией, однако наиболее распространенной является интернет-технология.
зовывать управляемый учебный процесс, осуществляемый под руководством преподавателя. При этом обучение может происходить как индивидуально, так и в составе учебных групп. Контакты между преподавателями и обучающимися осуществляются с помощью электронной почты и телеконференций, и их интенсивность, зависящая, в целом, от выбранной методики обучения, может приближаться к аналогичной при очном обучении.
Слушателями дополнительного профессионального образования являются педагогические работники, имеющие разный уровень базового образования, различный уровень квалификации и профессионального опыта. Отсюда возникает необходимость в создании модели реализации дополнительного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, ориентированной на разный базовый уровень слушателей, и, следовательно, на различную траекторию обучения, осваивая которую педагогический работник будет иметь возможность перейти на следующий уровень профессиональ-
ной квалификации. Следовательно, модель должна быть многоуровневой, позволяющей стимулировать дальнейшее обучение, обеспечивая при этом его непрерывность (рисунок).
Эта особенность организации учитывается и при разработке учебно-методического комплекса к курсу.
Уровни обучения по содержанию соответствуют пятому, шестому и седьмому уровням квалификации профессиональных стандартов3. Таким образом, освоение определенного уровня обучения способствует переходу на следующий уровень квалификации.
Курс обучения с применением интернет-технологии размещается в сетевой оболочке и имеет модульную структуру. Каждый модуль включает в себя: лекционный материал, практические задания, тестовые задания. При необходимости модуль дополняется справочными материалами, презентациями, видео- и фотоматериалам.
Практические задания имеют три уровня сложности:
— первый уровень — задания технологического характера, направленные на «применение профессиональных знаний технологического или методического характера»;
— второй уровень — задания методологического характера, позволяющие слушателю осуществить «применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных»;
— третий уровень — задания творческого характера, ориентированные на «решение задач развития области профессиональной деятельности с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных; разработка новых методов, технологий и т. п.»4.
Слушатели, принятые на обучение, проходят вводное тестирование, цель которого — определение уровня знаний слушателя, а затем, исходя из данных тестирования, слушатели распределяются по трем подгруппам и зачисляются на определенный уровень обучения.
Первый уровень обучения рассчитан на слушателей, набравших наименьшее количество баллов (менее 50% правильных ответов) при вводном тестировании.
Слушатели зачисляются в группу, где каждый работает с предоставленными материалами курса индивидуально, но имеет возможность обращаться за консультацией к преподавателю и другим слушателям. Изу-
практическое задание (ПЗ) технологического характера 1
ПЗ технологического характера 2
ПЗ технологического характера ...
—/
Второй уровень модуль 1 ПЗ методологического характера 1 тестирование для самопроверки 1
модуль 2 ПЗ методологического характера 2 тестирование для самопроверки 2
модуль . ПЗ методологического характера . тестирование для самопроверки .
—/
Третий уровень
ПЗ творческого характера 1
модуль 1
тестирование для самопроверки 1
ПЗ творческого характера 2 модуль 2 тестирование для самопроверки 2
ПЗ творческого характера .
модуль .
тестирование для самопроверки .
Структурная модель обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
чение лекционного материала закрепляется в ходе выполнения практических заданий. По результатам освоения модуля слушатель отвечает на вопросы тестовых заданий и при успешном прохождении тестирования (75% правильных ответов) может начать изучение следующего модуля. Курс считается освоенным, если пройдено итоговое тестирование.
Второй уровень рассчитан на слушателей, набравших среднее количество баллов (от 50 = до 80% правильных ответов) при вводном тестировании. Слушатели зачисляются в группу, где каждый работает с предоставленными материалами курса индивидуально и при этом имеет возможность обращаться за консультацией к преподавателю и другим слушателям. После изучения лекционного материала слушатель выполняет практическое задание методологического характера. При выполнении заданий слушатели могут объединяться в подгруппы или выполнять задания самостоятельно. Каждый модуль дополнен тестовыми заданиями для самопроверки. В конце курса каждый слушатель представляет свою систему работы в образовательной организации по изученному на курсе направлению.
Слушатели, набравшие наибольшее количество баллов в ходе предварительного тестирования (более 80% правильных ответов) зачисляются на третий уровень обучения. Они приступают к выполнению практических заданий творческого характера, для чего используют лекционный теоретический материал, представленный в модуле. Самопроверка знаний проводится через тестирование, размещенное внутри каждого модуля. По итогам обучения на курсе слушатель обобщает свой опыт работы в образовательной организации и представляет педагогический проект по изученному на курсе направлению.
Данная модель реализации интернет-технологии была апробирована в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования на протяжении трех лет в рамках реализации курса повышения квалификации
Применение интернет-технологий позволяет удовлетворить возросший спрос на повышение квалификации при минимальных материальных затратах как со стороны организаций дополнительного профессионального образования, так и со стороны педагогических работников.
«Искусство и изобразительное творчество детей дошкольного возраста».
Содержание курса включает в себя основные направления методики развития детского изобразительного творчества, позволяя тем самым слушателям без педагогического образования изучить азы методики. Слушатели с педагогическим профильным образованием имеют возможность повторить основные аспекты методики = и познакомиться с новыми тенденциями в нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса и современными технологиями обучения детей дошкольного возраста.
Обоснованность подобного подхода подтверждается данными анкетирования слушателей курса повышения квалификации: 85% респондентов отметили, что в курсе подобраны темы, которые их интересуют и тесно связаны с профессиональной практикой; при этом необходимость для профессиональной практики и усовершенствования профессиональных навыков отметили 94% респондентов. Таким образом, данные анкетирования показывают высокий уровень ревалентности содержания обучения запросам слушателей.
Практические задания в последующем послужили основой для разработки педагогических проектов, успешного прохождения аттестации и повышения уровня профессиональной компетентности.
Таким образом, применение интернет-технологий позволяет удовлетворить возросший спрос на повышение квалификации при минимальных материальных затратах как со стороны организаций дополнительного профессионального образования, так и со стороны педагогических работников. При этом использование разработанной модели многоуровневого обучения дает возможность индивидуализировать обучение и повысить квалификацию посредством освоения умений, необходимых для соответствующего уровня квалификации, и, следовательно, обеспечивает непрерывность образования/^
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (дата обращения 15.08.2014).
2. Там же.
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении
уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12 апреля 2013 r. № 148н. [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70266852/ (дата обращения 15.08.2014). 4. Там же.
SUPPORT OF EDUCATION'S CONTINUITY OF PEDAGOGICAL WORKERS IN THE ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
N. V. Druzhinina, senior lecturer, the department of theory and methodology of preschool education, The Novosibirsk Teachers' Professional Re-Training Institute, Novosibirsk, Russia, [email protected]
Swift development of education and necessity of continuous training demand new forms and methods of work in organizations of additional professional education. This article considers the variant of support for availability of training in the organizations of additional professional education by means of application of remote educational technologies. As a basic one it is used an Internet technology, which allows making training of many pedagogical workers without discontinuing from work, reducing expenditures for education from the side of organization of additional professional education and listener's one. Continuity of education is supported by means of organization through application of multilevel model. This model allows taking into account the difference in education, work experience in the educational system, so called initial level of professional qualification of pedagogical workers, turned to organization of additional professional education. In the basis of the model there is a system-activity approach, which allows all the listeners in the process of carrying out practical tasks, developed in accordance with statements of Order of Ministry labor and social security of Russian Federation from 14.02.2013 «About affirmation of qualification levels with a view of professional standards' preparation», to get all the necessary knowledge, skills and competences for transition from one level of qualification to another.
Key words: continuing education, continuing professional education, qualifications, professional standards, professional development, distance education technologies, Internet technology, training model.
References
1. Federal law «On education in the Russian Federation» of December 29, 2012 № 273-FZ (in Russian). Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (accessed 15.08.2014).
2. Federal law «On education in the Russian Federation» of December 29, 2012 № 273-FZ (in Russian). Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (accessed 15.08.2014).
3. Order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation «On approval of qualification
levels in order to develop projects of professional standards» dated 12 April 2013 No.148n (in Russian). Available. at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70266852/ (accessed 15.08.2014). 4. Order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation «On approval of qualification levels in order to develop projects of professional standards» dated 12 April 2013 No.148n (in Russian). Available. at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70266852/ (accessed 15.08.2014).