Научная статья на тему 'Сетевое сотрудничество как фактор трансграничной регионализации в Балтийском регионе'

Сетевое сотрудничество как фактор трансграничной регионализации в Балтийском регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
393
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНАЯ РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РАЙОН / СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / TRANSBOUNDARY REGIONALIZATION / TRANSBOUNDARY REGION / NET COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Каледин Николай Владимирович, Корневец Валентин Сергеевич, Чекалина Татьяна Николаевна

В статье рассматривается трансграничная регионализация как процесс формирования нового типа международной региональной общности трансграничных регионов. Анализируются как теоретические, так и прикладные (применительно к Балтийскому региону) аспекты этого процесса. Систематизированы пространственные формы трансграничного сотрудничества и формы трансграничного взаимодействия, создающие в совокупности физические и институциональные сети трансграничных регионов. Более детально в качестве модели сетевого сотрудничества в Балтийском регионе в 2000 2006 гг. анализируется реализация программы «Интеррег».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Net cooperation as a factor of transboundary regionalization in the Baltic region

Transboundary regionalization is considered as a process of formation of international regional community new type transboundary regions. Spatial forms of transboundary cooperation which build nets of transboundary regions are systematized. The Baltic region is considered as a model of net cooperation, especially in case of realization Interreg BSR IIIB program in 2000-2006.

Текст научной работы на тему «Сетевое сотрудничество как фактор трансграничной регионализации в Балтийском регионе»

УДК 911.3:33+914.7

Н. В.Каледин, В. С.Корнеевец, Т. Н.Чекалина

СЕТЕВОЕ СОТРУДНИчЕСТВО КАК фАКТОР ТРАНСГРАНИчНОЙ

регионализации в балтийском регионе

Трансграничная регионализация — одна из форм глобального процесса регионализации. Она является результатом трансграничного сотрудничества, ведущего к постепенной трансформации приграничных регионов стран-соседей и к формированию особого типа международной региональной общности — трансграничных регионов [1].

Однако, как нами уже отмечалось, теоретические вопросы трансграничного сотрудничества пока слабо разработаны, а практические цели такого сотрудничества требуют их скорейшей разработки, в том числе экономико-географами.

Трансграничный регионализм можно определить как пространственно интегрированную форму политического сотрудничества и решения проблем, которая характеризуется высокой степенью взаимодействия между органами власти соседних государств и ведет к осознанию взаимозависимости интересов по обе стороны границы. Возникновение трансграничного регионализма обусловлено не только процессами экономической глобализации, требующей новых подходов к пространственной организации экономики и укрупнению рынков. Во многом транснациональный, трансграничный регионализм является следствием взаимозависимости и ответной реакцией на ограниченную способность национальных государств и международных организаций рассматривать глобальные вопросы. Данный феномен- основа для развития новых, более гибких и эффективных форм коллективных действий, поддержания мирного сосуществования и экономического развития [2].

В работах современных исследователей, изучающих трансграничное сотрудничество в Евросоюзе, рассматриваются разнообразные новые пространственные формы международной интеграции — пространственные образования наднационального уровня, включающие в себя сопредельные территории и административные единицы двух и более государств и отличающиеся активным приграничным и межрегиональным сотрудничеством и постоянно растущим уровнем социально-экономической интеграции. Эти трансграничные наднациональные пространственные формы взаимодействия по мере своего развития формируют физические и институциональные сети сотрудничества, обеспечивающие в перспективе устойчивую трансграничную общность, способную стать одним из новых полюсов социально-экономического развития.

В обобщенном виде эти новые пространственные формы трансграничного сотрудничества и региональной общности представлены в табл. 1.

Таким образом, на основе анализа теоретических концепций регионализации и глобализации и изучения различных пространственных форм международной интеграции можно сделать вывод о ключевой роли взаимодополняющих друг друга физических и институциональных сетей в процессе становления и развития трансграничных регионов.

© Н. В.Каледин, В. С.Корнеевец, Т. Н.Чекалина, 2008

Пространственные формы трансграничного сотрудничества

Формы Содержание

1 2

Скандинавские группировки Интеграционные пространственные образования, отличающиеся высокой степенью взаимодействия и занимающие достаточно большую по площади территорию (например, Ассоциации или Региональные советы по сотрудничеству) [3].

Еврорегионы Особая форма трансграничного сотрудничества между двумя и более европейскими странами на уровне местных и региональных органов власти. Ключевым фактором успешной деятельности еврорегионов является инициатива «снизу»- создание трансграничных сетей производственных и торговых предприятий, сотрудничество общественных организаций и местных властей [4].

«Большие регионы» Состоят из более крупных территориальных единиц, характеризуются наличием специальных межгосударственных соглашений между участвующими странами и учреждением многосторонних межправительственных и межрегиональных комиссий для решения общих и конкретных вопросы сотрудничества [5].

«Треугольники роста» Транснациональные экономические зоны, распространенные на довольно большой, но четко определенной территории, в которой различия факторов производства у трех или более стран и/или субрегионов используются для развития внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций [1].

Коридоры развития Концепция базируется на классических работах фон Тюнена (теория размещения и концепция доступности) и Кристаллера (модель центральных мест). «Позвоночным столбом» (осью опоры) коридора развития является центральная магистральная линия коридора (железнодорожная ветка, либо судоходный внутренний путь, либо то и другое вместе). Развитие промышленности и сельского хозяйства вдоль железной дороги проходящей параллельно реке, образует эталонную модель этой структуры. Стандартная ширина такого «коридора» может составлять примерно пятьдесят километров по обе стороны от оси «опоры». С центральной магистральной линией коридора связаны трубопроводы, линии электропередач и сегменты параллельных автострад. Вдоль всей длины опорной оси коридора размещаются узловые центры развития [6].

Мегакоридоры Мегакоридоры—это «трансграничные инфраструктурные связи, понимаемые как оси экономического развития и урбанизации, которые также относятся к сфере институционального и/или правительственного взаимодействия» [7] Концепция предложена в рамках проекта Comdesign (Университет Западной Англии).

«Приморская трансграничная зона» Включает две (или более) соседствующие территории, разделенные морем. Каждая из этих территорий заинтересована в решении общих вопросов, таких как налаживание коммуникаций друг с другом и получение доступа к более крупным рынкам, которые ограничиваются наличием морского барьера. Трансграничная зона формируется в результате совместных усилий по налаживанию морского сообщения и координации мероприятий по развитию внутренней инфраструктуры каждого из районов. Стороны также сотрудничают по таким общим вопросам, как экологическая безопасность морской среды, использование морских ресурсов, развитие приморского туризма. Сотрудничество может распространяться и на другие сферы деятельности (бизнес, образование, культура и т. д.) [8].

Локальные формы трансграничной интеграции (необходимое условие возникновения — высокая степень прозрачности границ)

Трансграничный

промышленный

дистрикт

Концентрация предприятий одной отрасли по обе стороны границы.

Окончание табл. 1

1 2

Трансграничный кластер Формирование взаимосвязей между предприятиями и сопутствующими институтами по обе стороны границы.

Полицентричный приграничный регион-«мост» Включает два или более городских центра, охватывает приграничные регионы двух и более государств, характеризуется высокой межрегиональной и внутрирегиональной доступностью, формирует общую специализацию в обслуживании и создании определенных материальных и нематериальных потоков. Интенсивное сетевое сотрудничество на всех уровнях и наличие общей стратегии развития обусловливает синергетический эффект, поскольку разделение труда и использование общего резерва ресурсов, знаний и информации обеспечивают повышение эффективности и диверсификацию предоставляемых услуг.

Трансграничная регионализация стала одним из приоритетов региональной политики Европейского союза. Данный процесс может приобретать очертания определенных сетевых структур, которые позволяют формировать схемы трансграничного сотрудничества. ЕС реализует ряд крупномасштабных программ (например, Интеррег), направленных на поддержку такого сотрудничества и интеграционных процессов на внутренних и внешних границах Евросоюза. Во-первых, сотрудничество рассматривается как перспективный инструмент ускорения развития периферийных приграничных территорий сопредельных государств. При этом интеграция и выравнивание развития на всей территории ЕС является главной его целью. Во-вторых, местные органы власти и экономические акторы активно пытаются использовать возможности формирования новых региональных альянсов (что также позволяет получить финансирование по линии программ Евросоюза и, кроме того, приобрести дополнительную политическую власть за счет участия в стратегическом сетевом сотрудничестве). В-третьих, в европейских регионах укрепилась устойчивая вера в то, что многообразие природных, культурных и экономических особенностей ЕС может значительно способствовать развитию разных сфер общественной жизни [9].

Выделяя различные формы трансграничного взаимодействия, исследователи предлагают следующую классификацию: локальные приграничные контакты; взаимодействие между территориальными политическими образованиями, например административнотерриториальными единицами отдельных государств или совокупностью таких единиц, а также нациями-государствами (может быть реализовано в рамках побратимских соглашений между городами, договорами о межрегиональном сотрудничестве и т. д.); сетевая форма, предполагающая взаимодействие между акторами различных уровней по обе стороны границы при опоре на узлы трансграничной сетевой структуры [10].

Анализ развития трансграничного сотрудничества в Европе позволяет сделать вывод о существовании еще одной, промежуточной его формы- проектного взаимодействия, т. е. реализации трансграничных проектов в различных сферах (экономических, социальных, экологических, культурных и т. д.). Ее прямым или косвенным результатом является установление взаимосвязей между участниками проекта и представителями целевых групп проекта (акторами). По окончании проекта эти связи могут прекратиться (что особенно характерно для проектов, основной целью которых является получение дополнительных источников финансирования для организаций-участников). В то же время наиболее успешные проекты позволяют в ходе своей реализации, во-первых, выявить потенциальных акторов трансграничного сотрудничества в той или иной сфере; во-вторых,

наладить эффективный механизм взаимодействия между акторами; в-третьих, осуществлять непрерывный диалог между акторами- обмен мнениями, поиск и разработка компромиссных решений и т. д.; в-четвертых, документально закрепить взаимные обязательства (принятие соответствующих резолюций, протоколов, изменение нормативно-правовой базы); в-пятых, реализовать принятые решения и, в-шестых, осуществить мониторинг реализации проекта и оценку его результатов. Как следствие, помимо достижения основной цели проекта, формируется механизм долгосрочного взаимодействия между акторами, позволяющий не только реализовывать дальнейшие проекты в развитие достигнутых результатов, но и решать системные задачи, входящие в компетенцию вовлеченных организаций и групп интересов. Фактически происходит институционализация трансграничного сотрудничества и формирование устойчивой сетевой структуры.

Разработка совместных проектов как первый этап формирования трансграничных сетей является особенно актуальной в том случае, если речь идет о процессе трансграничной регионализации, не основанной на естественных факторах (историко-культурная общность, налаженные экономические взаимосвязи и т. п.), а осуществляющейся в результате решения масштабных целей, сформулированных на различных политических уровнях (обеспечение безопасности, социально-экономическое развитие территорий, особенно периферийных приграничных районов, охрана окружающей среды, повышение конкурентоспособности территорий в глобальном масштабе).

Именно такой логике подчинена архитектура программ регионального развития, наиболее значимыми из которых в контексте трансграничной регионализации являются программа Евросоюза Интеррег, разработанная для финансирования и развития трансграничного сотрудничества между регионами в двух или более государствах-членах ЕС, и программы развития трансграничного сотрудничества на внешней границе Евросоюза (например, программа приграничного сотрудничества Тасис, которая в настоящее время трансформируется в общую программу развития сотрудничества на внешней границе Евросоюза «Добрососедство»).

Изучение мирового (прежде всего, европейского) опыта развития трансграничных связей и формирования на их основе трансграничных регионов представляется особенно актуальным для регионов-субъектов Российской Федерации [1]. Хотя на границе с Евросоюзом расположены только 5 субъектов РФ (Мурманская область, Республика Карелия, Ленинградская, Псковская и Калининградская области), именно эти регионы в настоящее время являются наиболее активными участниками трансграничной кооперации и уже сегодня выступают в качестве лаборатории интеграционных процессов между Россией и ЕС. При этом особенно интересен опыт развития сетевого сотрудничества в Балтийском регионе для понимания возможностей интеграции в формирующуюся трансграничную общность.

Балтийский регион, как территория, на которой соседствуют государства имеющие выход к Балтийскому морю, в силу многообразия факторов регионализации отличается достаточно высокой гетерогенностью основных характеристик- природных, экономических, политических, этно-культурных и др. В современном виде эта территория скорее всего представляет собой интегральный трансграничный регион, состоящий из функционально различных, но взаимодополняющих «отраслевых» трансграничных регионов и субрегионов (цивилизационных, этно-культурных, политико-экономических и др.), а также интегральных субрегионов меньшего пространственного масштаба (международные организации, еврорегионы и др.).

Концепция региона Балтийского моря как интегрального трансграничного региона первоначально оформилась в виде политического проекта (инициатором которого стали, прежде всего, скандинавские страны в рамках инициативы «Северного измерения»). Возникнув в 1990-е гг. как некое искусственное образование («регион-цель»), ориентированное на максимально эффективное использование новых, открывшихся после окончания «холодной войны» возможностей, Балтийский регион стал одним из наиболее ярких примеров трансграничной регионализации на макроуровне, включая в себя в качестве акторов как государства, так и отдельные приграничные территории государств [11-13].

Важнейшими «связками» трансграничного региона, обеспечивающими качество трансграничной региональной общности, являются сети многочисленных каналов и связей между этими акторами, что позволяет достичь качественно нового уровня регионального сотрудничества. Сфера внешней политики становится все менее оторванной от процессов регионального развития, поскольку она замыкается на многообразные интересы социальных акторов различного уровня. С одной стороны, данные акторы остаются автономными. С другой стороны, они зависят друг от друга, а их интересы при всем своем разнообразии имеют общую сферу пересечения. [11].

На данном этапе страны, расположенные вокруг Балтики, в течение нескольких лет сумели создать плотную сеть связей и контактов, обеспечивающую взаимодействие между отдельными организациями и правительственными программами, органами местного самоуправления и негосударственными организациями. Эти новые международные структуры и отношения продолжают развиваться и в будущем внесут свой вклад в становление отношений между сообществами, составляющими Балтийскую Европу [14].

Для изучения пространственной структуры трансграничных сетей можно использовать математический инструментарий теории графов, которая позволяет изучить сеть как систему, состоящую из узлов и связей между ними. Теория графов, предложенная немецким математиком Эйлером в XVIII в., сегодня широко используется в географии для описания пространственных структур и анализа транспортных сетей [15].

Сетевые структуры, таким образом, могут быть представлены в виде графа, узлами которого являются организации, участвующие в трансграничном сотрудничестве (органы власти, вузы, неправительственные организации, частные компании и т. д.). Трансграничные сети могут создаваться как на постоянной, так и на временной основе. Постоянно действующими сетями являются различные международные организации — Совет государств Балтийского моря, действующий на межправительственном уровне; Балтийский форум развития, в состав которого входят крупные предприятия, города, инвесторы и союзы предпринимателей из всех стран Балтийского региона; образовательная программа «Международный Балтийский Университет», объединяющая более 180 университетов региона, занимающихся вопросами устойчивого развития; еврорегионы и т. п.. Проекты трансграничного сотрудничества также являются сетями, создаваемыми на временной основе с определенной целью. Нередко проекты реализуются в рамках уже действующей постоянной сети. С другой стороны, успешно реализованный трансграничный проект может трансформироваться в неформальную или формальную сетевую организацию.

Наиболее ярким примером сетевого сотрудничества в Балтийском регионе является программа Интеррег. Это следует из анализа 126 проектов, принятых к финансированию в рамках программы добрососедства Интеррег ШВ BSR 2000-2006, целью которой является укрепление трансграничного сотрудничества в сфере пространственного планирования и регионального развития в Балтийском регионе. В программе принимают

Сфера деятельности Местные органы власти Бизнес

Региональные органы власти

191

288

444

Федеральные органы власти 106

Сетевые организации ^■ 103 Неправительственные организации 90

Исходная

информация

Культурное и историческое наследие 82

Туризм 58

Порты 49

Другое 40

Агентства регионального развития 34

Национальные парки и заказники ■ 24

0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500

■ Число организаций

Рис. 1. Сферы деятельности организаций, участвующих в проектах программы Интеррег BSR ШВ 2000-2006

участие 8 стран, входящих в состав Евросоюза (Эстония, Дания, Финляндия, Германия, Латвия, Литва, Польша и Швеция), а также Норвегия, северо-западные субъекты РФ и Белоруссия. Финансирование российских и белорусских партнеров из средств Тасис стало возможным после принятия в 2003 г. Программы Соседства. Большинство проектов программы уже реализовано, часть проектов продлится до конца 2007 г. В проектах программы приняла участие 1771 организация из 631 города Балтийского региона. Сферы деятельности организаций, участвующих в проектах программы, представлены на рис. 1.

наиболее активными участниками трансграничных проектов являются местные органы власти. Вместе с региональными и федеральными властями они составляют более 40 % от общего числа организаций, вовлеченных в реализацию проектов Программы. Следует отметить, что 103 организации, участвующие в проектах, относятся к сетевым структурам (внутрирегиональным, межрегиональным или международным ассоциациям различного профиля, а также секретариатам еврорегионов).

на рис. 2. и в табл. 2 показана интенсивность сетевого сотрудничества в Балтийском регионе в рамках проектов программы Интеррег ВБЯ ІІІВ, указаны направления связей и число связей между странами региона. В табл. 3 представлены результаты расчета показателя центральности для стран как узлов сети, что позволяет определить степень активности страны в сетевом сотрудничестве.

Проекты программы охватывают широкий спектр направлений сотрудничества: пространственное планирование, устойчивое развитие, человеческие ресурсы,

Рис. 2. Сетевое сотрудничество в Балтийском регионе в рамках программы Интеррег ВБЯ ШВ 2000-2006

Таблица 2

Интенсивность связей в Балтийском регионе в рамках программы Интеррег BSR ШВ 2000-2006

Направления связей Число связей Направления связей Число связей

1 2 3 4

Финляндия — Швеция 200 Эстония — Латвия 18

Дания — Швеция 186 Литва — Россия 16

Германия — Финляндия 140 Дания — Норвегия 15

Германия — Польша 117 Дания — Литва 13

Дания — Швеция 111 Литва — Норвегия 12

Литва — Швеция 100 Литва — Польша 10

Швеция — Польша 78 Германия — Белоруссия 9

Окончание табл. 2

1 2 3 4

Швеция — Россия 77 Дания — Эстония 9

Германия — Дания 75 Дания — Россия 9

Норвегия — Швеция 74 Эстония — Литва 9

Латвия — Швеция 72 Латвия — Норвегия 8

Эстония — Финляндия 64 Латвия — Польша 8

Германия — Литва 61 Польша — Россия 8

Эстония — Швеция 60 Дания — Латвия 7

Германия — Латвия 48 Дания — Польша 7

Германия — Эстония 44 Норвегия — Польша 7

Финляндия — Литва 44 Германия — Чехия 6

Финляндия — Польша 43 Эстония — Норвегия 6

Дания — Финляндия 37 Норвегия — Россия 5

Германия — Россия 36 Дания — Белоруссия 4

Финляндия — Латвия 35 Финляндия — Белоруссия 4

Финляндия — Норвегия 34 Швеция — Белоруссия 4

Германия — Норвегия 32 Латвия — Белоруссия 2

Финляндия — Россия 27 Литва — Белоруссия 1

Литва — Латвия 23 Латвия — Россия 1

Источник: рассчитано на основе информации базы данных проектов программы Интеррег ШВ BSR

Таблица 3

Показатели центральности для стран, участвующих в сетевом сотрудничестве в рамках программы Интеррег BSR ШВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страна Центральность, %

Швеция 87,5

Германия 68,5

Финляндия 57,1

Литва 26,3

Дания 26,1

Польша 25,3

Латвия 20,2

Эстония 19,1

Норвегия 17,5

Россия 16,3

Белоруссия 2,2

Источник: рассчитано на основе информации базы данных проектов программы Интеррег ШВ BSR

информационные и телекоммуникационные технологии, транспортная инфраструктура и логистика, окружающая среда, культурное и историческое наследие, туризм, инновации и т. д. Наибольшее число проектов (82 из 126) прямо указывают, что создание и развитие сетей сотрудничества является одной из приоритетных целей проектной деятельности.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Сетевое сотрудничество в рамках трансграничных проектов является все более важным инструментом содействия интеграции в Балтийском регионе и выравнивания регионального развития. К настоящему моменту число многосторонних связей между многими странами региона, установившихся в рамках трансграничных проектов, достигло достаточно высокого уровня, позволяющего говорить об устойчивости сетевого взаимодействия. Центрами сетевого трансграничного сотрудничества в регионе являются Швеция, Германия и Финляндия (прежде всего, прибрежные регионы этих стран). Степень вовлеченности российских регионов в сетевые проекты близка по значению показателям большинства стран региона (Эстонии, Латвии, Норвегии). Принимая во внимание роль Северо-запада России потенциал участия нашей страны в трансграничном сотрудничестве реализован далеко не в полной мере. С одной стороны, это можно объяснить тем, что схемы финансирования Евросоюзом участия западных партнеров и России существенно различаются. В то же время, как отмечалось ранее [1], основной причиной ограниченности возможностей для участия российских партнеров в трансграничных проектах остается недостаточно развитая законодательная база трансграничного сотрудничества в России и, как следствие, отсутствие системы финансовой поддержки участия российских регионов в международном сетевом сотрудничестве.

Summary

Kaledin N. V. Korneevets V N. Chekalina T. N. Net cooperation as a factor of transboundary regionalization in the Baltic region.

Transboundary regionalization is considered as a process of formation of international regional community new type — transboundary regions. Spatial forms of transboundary cooperation which build nets of transboundary regions are systematized. The Baltic region is considered as a model of net cooperation, especially in case of realization Interreg BSR IIIB program in 2000-2006.

Key words: transboundary regionalization, transboundary region, net cooperation.

Литература

1. Каледин Н. В., Корнеевец В. С. Трансграничное сотрудничество в Балтийском регионе — к новым пространственным формам международной экономической интеграции // Вестник СПбГУ Сер. 7. 2007, вып. 3.

2. Scott J. Inducing Co-operation: Can Euroregions Functions as Bridges between Complex Boundaries // O. Brednikova, V. Voronkov (ed.). Collection of Articles. CISR. Working Papers. St. Petersburg, 1999.

3. Perkmann, M. The rise of the Euroregion. A bird’s eye perspective on European cross-border co-operation // Lancaster LA1 4YN, UK, at http://www. comp. lancs. ac. uk/sociology/papers/Perkmann-Rise-of-Euroregion. pdf.

4. Колосов В. Как изучать «новое пограничье» России? // Международные процессы. 2004. Т. 2. № 3(6).

5. Драгилева И. И., Зверев Ю. М., Корнеевец В. С., Федоров Г. М. Трансграничная кооперация в Балтийском регионе // Балтийский регион как полюс экономической интеграции Северо-Запада Российской Федерации и Европейского союза / Под ред. В. П. Гутника, А. П. Клемешева. Калининград, 2006.

6. ЛарушЛ., Меморандум: «Перспективы возрождения народного хозяйства России» // Бюллетень Шиллеровского института науки и культуры. 1995. № 5. http://www. larouchepub. com/russian/bulletins/.

7. Pratt D., Chapman D., Dickins I., Larkham P. Underdevelopment in the context of Hypermobility: Some Reflections Upon the Contemporary Relevance of Gunnar Myrdal // Global Built Environment Review. 2005. Vol. 4. No. 3.

8. Palmowski T. Rola regionow transgranicznych w precesie integracji Europy Baltyckiej // Gdansk, 2000

9. Hakli J. Cross-border identities in the new Europe: Chost of the past or sign-post to the next millennium [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. may. ie/staff/dpringle/igu/hakli. pdf

10. Шинковский М. Ю. Трансграничное сотрудничество как рычаг развития российского Дальнего Востока [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. ifpc. ru/index. php?cat=159

11. Межевич Н. М. Балтийский регион: конструктивистская специфика и политические итоги // Бюллетень № 2, сентябрь 2003 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. strategy-spb. ru/bss/?do=bul&doc=698

12. Kivikari, Urpo and Antola, Esko. Baltic Sea Region — a Dynamic Third of Europe. Turku, 2004.

13. Tassinari F Mare Europaeum: Baltic Sea Region Security and Cooperation from post-Wall to post-Enlargement Europe. Department of Political Science. University of Copenhagen. 2004.

14. Пальмовский Т. Новая Балтийская биполярная модель межрегионального сотрудничества // Вестник Калининградского государственного университета. Вып. 6: Сер. Регионоведение. Калининград, 2004.

15. Haggett P. Geography: A Modern Synthesis. New York: Harper & Row Publishers. 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.