Научная статья на тему 'Трансграничное пространственное планирование в Балтийском регионе'

Трансграничное пространственное планирование в Балтийском регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1103
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН / ВАСАБ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТРАНСГРАНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / BALTIC SEA REGION / VASAB / TRANS-BOUNDARY COOPERATION / CROSS-BORDERSPATIAL PLANNING / SPATIAL DEVELOPMENT / SPATIAL DEVELOPMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Спирина Ю. В.

Рассматриваются вопросы, связанные с развитием трансграничного пространственного планирования как одного из ключевых направлений трансграничного сотрудничества в Балтийском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Спирина Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transboundary spatial planning in the Baltic Sea Region

The article explores the development of the transboundary spatial planning as the key aspects of cross-border cooperation in the Baltic Sea region.

Текст научной работы на тему «Трансграничное пространственное планирование в Балтийском регионе»

92

УДК 913(474)

Ю. В. Спирина

ТРАНСГРАНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ

Рассматриваются вопросы, связанные с развитием трансграничного пространственного планирования как одного из ключевых направлений трансграничного сотрудничества в Балтийском регионе.

The article explores the development of the transboundary spatial planning as the key aspects of cross-border cooperation in the Baltic Sea region.

Ключевые слова: Балтийский регион, ВАСАБ, трансграничное со-трудничесгво,трансграничное пространственное планирование, пространственное развитие, проекты пространственного планирования.

Международное сотрудничество в сфере пространственного планирования в регионе Балтийского моря началось в 1992 г. в шведском городе Карлскруна со встречи министров 11 стран Балтийского региона (Беларуси, Дании, Швеции, Эстонии, Финляндии, Германии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши и России), ответственных за пространственное планирование и развитие. На встрече было решено закрепить сотрудничество по вопросам пространственного планирования на правительственном уровне и разработать с этой целью совместный документ: «Видение картины будущего и стратегии в регионе Балтийского моря — ВАСАБ 2010» («VASAB 2010 — Visions and Strategies around Baltic Sea 2010») [9].

Цель ВАСАБ — развитие пространственного планирования на уровне региона Балтийского моря. Таким образом, пространственное планирование становится важной областью и приграничного сотрудничества, ведущего к возникновению зон приграничной и транснациональной солидарности. Такой объединительный характер пространственного планирования открывает возможности для координации политических действий различных стран, направленных на решение социально-экономических проблем. Сегодня мы можем говорить о возникновении и развитии трансграничного пространственного планирования — особого направления трансграничного сотрудничества.

Трансграничное сотрудничество — это специфическая, относящаяся к процессу управленческой деятельности форма трансграничного взаимодействия, представляющая собой согласованную деятельность разнообразных акторов соседствующих административных регионов и муниципалитетов разных стран по развитию между ними двусторонних и многосторонних связей и сопровождающаяся созданием институтов координации и содействия развитию трансграничных связей, на основе которых могут формироваться трансграничные регионы макро-, мезо- и микроуровня [1].

В свою очередь трансграничное пространственное планирование, с одной стороны, представляет собой процесс согласования решений отно-

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 1. С. 92- 96.

сительно использования пространства своей территории с интересами и планами партнеров по другую сторону границы, что достигается за счет снижения фактора неопределенности. С другой стороны, при более высоком уровне сотрудничества под трансграничным пространственным планированием следует понимать процесс разработки совместных решений по поводу организации и оптимального использования жизненного пространства трансграничных регионов макро-, мезо- и микроуровня.

В последние годы особое значение возможностям трансграничного пространственного планирования придается на уровне ЕС. В мае 1999 г. на заседании Совета Европы был утвержден один из самых важных в области пространственного развития документов — «Европейская перспектива пространственного развития» (European Spatial Development Perspective — ESDP).

Основные задачи «Европейской перспективы пространственного развития» — содействие устойчивому и сбалансированному развитию всей Европы, устранение барьеров на пути развития, следование принципу субсидиарности. В соответствии с положениями «Европейской перспективы пространственного развития» эти цели могут быть достигнуты посредством пропаганды шести ключевых идей: повышение конкурентоспособности за счет создания зон глобальной экономической интеграции; содействие полиценгричному пространственному развитию; усиление территориальной когезии и обеспечение равного доступа к инфраструктуре; содействие устойчивому развитию, стимулирование развития нового типа сельско-городского партнерства и развитие так называемых «компактных городов» [S].

Ключевым компонентом «Европейской перспективы пространсгвен-ного развития» является европейская сеть организаций, занимающихся просгранственным развитием, или ЭСПОН (the European Spatial Planning and Observation Network — ESPON). ЭСПОН занимается гармонизацией основных баз данных по пространственному планированию и развитию в Европе, построением сетей и налаживанием контактов с целью создания научно-исследовательского сообщества, которое будет заниматься вопросами пространственного развития и впоследствии на постоянной основе сможет сотрудничать с кругами, принимающими политические решения [4].

ЭСПОН разработал систематический подход к вопросам территориального развития. Это так называемый трехуровневый: подход (макроуровень, мезоуровень и микроуровень). На макроуровне Европа рассматривается как целое. Мезоуровень охватывает национальные и транснациональные территории, такие как регион Балтийского моря или Северные страны. На микроуровне главное значение уделяется вопросам регионального и местного развития. Это могут быть, например, территории приграничного сотрудничества [5].

Организации Балтийского региона широко представлены в сети ЭСПОН и даже выполняют функцию главных партнеров по ряду тематических направлений. Можно предположить, что этому послужил опыт трансграничного взаимодействия в сфере пространственного планирования на уровне всего Балтийского региона, реализованный, прежде всего, в рамках инициативы ВAСAБ.

93

94

Стратегия «ВАСАБ 2010» (1994 г.) вначале апробировалась в рамках так называемых пилотных проектов, в ходе реализации которых проверялись современные методы пространственного планирования. В дальнейшем отдельная программа для Балтийского региона в рамках инициативы Интеррег 11С «Транснациональное сотрудничество в сфере регионального и пространственного планирования» была непосредственно нацелена на поддержку реализации положений планов пространственного развития Балтийского региона, сформулированных в рамках инициативы ВАСАБ 2010 [6].

Поддержка сотрудничества в Балтийском регионе Европейским союзом продолжилась и существенно увеличилась в рамках последующей программы — Интеррег ШБ РБМ 2000 — 2006, направленной на укрепление трансграничного сотрудничества в сфере пространственного планирования и регионального развития в Балтийском регионе. В проектах программы приняли участие 1805 организаций из 639 городов Балтийского региона. Всего было реализовано 137 проектов, при этом Евросоюзом на эти цели было выделено 149 млн евро для стран-членов ЕС и 7,5 млн евро для России и Беларуси. Среди проектов с участием Калининградской области можно особо отметить «СЕБко: Сотрудничество между городами и сельскими территориями как двигатель регионального развития в Юго-Восточной Балтике», «Интегрированное ведение хозяйства в водосборных бассейнах (этапы 1 и 2)», «Форум Балтийских городов», «Транснациональный коридор в Южной Балтике Восток — Запад», «Балтийские ворота ПЛЮС», «Стратегия развития еврорегиона "Балтика"», а также проект «Окно: Восток — Запад», реализуемый под непосредственным руководством инициативы ВАСАБ. Из 45 проектов с участием Калининградской области 25 затрагивают вопросы пространственного планирования (из 84 проектов с российским участием к тематике пространственного планирования относятся 46 проектов).

Значительное число проектов (73 из 137) в большей или меньшей степени затрагивало вопросы пространственного планирования. Таблица показывает смежные темы, рассматриваемые в проектах программы Интеррег 111В РБМ наряду с решением задач трансграничного пространственного планирования.

Смежные темы проектов пространственного планирования в рамках программы Интеррег ШБ РБМ

Тематическое направление Количество проектов

Транспортная инфраструктура и логистика 34

Развитие человеческих ресурсов (программы обучения, повышение квалификации и т. д.) 32

Охрана окружающей среды 26

Информационные и телекоммуникационные технологии 19

Туризм 16

Инвестиции 11

Природное, культурное и историческое наследие 8

Сельские территории и развитие сельского хозяйства 8

W

Как уже было отмечено, одна ключевых характеристик процесса пространственного планирования — его демократичность. Это также предполагает существенное расширение состава участников данного процесса: в него вовлечены не только органы власти, но и деловые круги, общественные организации, экспертное сообщество и т. д. В трансграничном пространственном планировании особую роль играют международные организации и ассоциации (например, секретариаты еврорегионов), выполняющие посредническую функцию между отдельными регионами или странами-партнерами. Эту роль на уровне Балтийского макрорегиона играет и ВAСAБ. Лпализ программы "Интеррег в Балтийском регионе" показал, что органы власти всех уровней остаются наиболее активными участниками проектов пространственного планирования. В то же время среди старых и новых членов Евросоюза гораздо большую активность проявляют представители бизнес-сферы, а также морские порты и организации, занимающиеся продвижением туризма. В регионах России и Беларуси более значительную роль играют неправительственные организации, вузы и научно-исследовательские институты [2].

Сегодня процесс обсуждения и поиска решений пространственных проблем региона Балтийского моря, в том числе и с участием Северо-Запада России, трудно представить без участия ВAСAБ. В 2005 г. на 6-й Конференции министров по пространственному планированию и развитию в регионе Балтийского моря ВAСAБ было предложено разработать «Долгосрочную перспективу пространственного развития региона Балтийского моря до 2030 г.». Этот документ должен придти на смену «Видению картины будущего и стратегии в регионе Балтийского моря — ВAСAБ 2010» [3].

Необходимость создания новой стратегии пространственного развития объясняется рядом изменений, происходящих сегодня в Европе в целом и регионе Балтийского моря в частности. «"Долгосрочная перспектива развития" должна стать главным инструментом реализации основной задачи ВAСAБ, а именно ускоренной пространственной интеграции внутри самого региона Балтийского моря и его интеграции с другими регионами Европы» [7].

Начавшаяся недавно Программа Балтийского моря 2007—2013 гг., как и предыдущая программа, поддерживает проекты транснационального сотрудничества, направленные на сбалансированное и устойчивое развитие территории Европы. В рамках этой программы определены четыре приоритетных направления: инновации, внутренняя и внешняя доступность, Балтийское море как общий ресурс, привлекательные и конкурентоспособные города и регионы. Завершившийся осенью 2008 г. первый раунд отбора заявок на финансирование наглядно показал, что вопросы пространственного планирования не теряют своей актуальности.

Список литературы

1. Давидов Д., Чекалина Т. Калининград: плюсы и минусы эксклавности // Космополис. 2008. № 2(21). С. 144.

2. Чекалина Т. Н. Использование сетевого подхода в методике анализа трансграничного сотрудничества // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2007. № 7. С. 92—97.

3. A VASAB Long Term Perspective for the spatial development of the BSR — Proposal for character, structure and overall objective/ Ministry of Enterprise, Energy and Communications. URL: http:/ /www.vasab.org.

4. Hague C. European Territorial Research Community ESPON. Linking Territorial Research and Practice: An agenda for the future. Luxembourg, 2005.

5. ESPON Project 1.1.1. Urban areas as nodes in a polycentric development. URL: http://www.epson.eu/mmp/online/website/content/projects/259/648/index_EN.html

6. Interreg IIC Baltic Sea Region. Region Policy — Inforegio. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/reg_prog/po/prog_664.htm.

7. Zaucha J. VASAB co-operation for spatial planning and development. URL: https://www.kreis-lwl.de.

8. Goldsmith M. V. Spatial Planning for Future Development in the European Union / ULI. Paris, 2004.

9. Towards a Framework for Spatial Development in the Baltic Sea Region // Third Conference of Ministers for Spatial Planning and Development. Tallinn, 1994. P. 96.

Об авторе

Ю. В. Спирина — асп., РГУ им. И. Канта, j.spirina@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.