Научная статья на тему 'Трансграничное сотрудничество в Балтийском регионе — к новым пространственным формам международной экономической интеграции'

Трансграничное сотрудничество в Балтийском регионе — к новым пространственным формам международной экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
824
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Каледин Н. В., Корнеевец В. С.

Балтика является регионом динамичного трансграничного сотрудничества, образующего раз­личные по типу и масштабам пространственные формы региональной общности (большие регионы, еврорегионы, треугольники роста и др.). Наиболее распространены еврорегионы, которым в статье уделено особое внимание. Относящиеся к Балтийскому макрорегиону субъекты Российской Федерации и их муниципальные образования участвуют в двустороннем и многостороннем сотрудничестве, вклю­чая деятельность еврорегионов, однако это участие сталкивается с оядом проблем и требует более активной роли российской стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Каледин Н. В., Корнеевец В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transboundary Cooperatin in Baltic Sea Region — to New Spatial Forms of International Econom al Intergration

The Baltic Sea Region is the area with a high level of transboundaty cooperation which is the ba: j for emerging various spatial formations. The Euroregions are the most common example of such spat:' T units. The subjects of the Russian Federation as well as the municipalities within the boundaries of these subjects, which are considered to be a part of the Baltic Sea region, take part in the bilateral and multilat­eral cooperation, including the Euroregion development. However, strengthening the role of the Russian part in the development of transboundary cooperation is required.

Текст научной работы на тему «Трансграничное сотрудничество в Балтийском регионе — к новым пространственным формам международной экономической интеграции»

ВЕСТНИК САНКТ-ПТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 7 2007 Вып. 3

УДК 911.3:33 (914.7)

Н. В. Каледин, В. С. Корнеевец

ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ — К НОВЫМ ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ФОРМАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Процесс регионализации—формирования региональных общностей—со второй половины двадцатого века становится яркой закономерностью общественного развития, многообразной по содержанию и пространственным формам. Один из молодых и наиболее динамичных типов этого процесса—трансграничная регионализация, возникновение международных региональных общностей на основе трансграничного (приграничного) сотрудничества. Первопроходцем и главным полигоном такого сотрудничества стала активно интегрирующаяся Европа, постепенно вовлекая в него и приграничные субъекты-регионы Российской Федерации.

Среди них наиболее активно участвуют в трансграничном сотрудничестве субъекты, сопредельные со странами Центрально-Восточной и Северной Европы, в той или иной мере вовлеченные в процесс многосторонних связей в рамках Совета государств Балтийского моря и Баренцева Евро-Арктического региона. Так, Мурманская область активно сотрудничает с прилегающими административно-территориальными единицами Финляндии и Норвегии, Республика Карелия, Санкт-Петербург и Ленинградская область—Финляндии, Псковская область—с приграничьем Эстонии и Латвии, Калининградская область—Польши и Литвы.

Бассейн Балтийского моря—мезорегион Европы, где приграничное сотрудничество развивается особенно активно, формируя один из наиболее молодых европейских трансграничных регионов. Относящиеся к нему десять стран резко активизировали взаимные связи в разных сферах с начала 1990-х годов в ходе процессов радикальной трансформации социалистической системы на юге и востоке региона, в особенности трансформации постсоветского пространства и рождения в Центрально-Восточной Европе нового типа общества—постсоциалистического. Балтийский регион стал очевидным лидером этих процессов и становления новых форм международного разделения труда и сотрудничества, ярким выражением трансграничной регионализации, реализуемой сегодня через ряд международных региональных структур, деятельность которых стимулирует одновременно внутреннюю дифференциацию региона на ряд собственных субрегиональных общностей. Остановимся на наиболее заметных из таких структур.

Образованный в 1992 г Совет государств Балтийского моря (СГБМ) включает Конференции министров, курирующих различные отрасли экономики. СГБМ координирует деятельность многих специализированных организаций, занимающихся вопросами совместной деятельности стран региона по различным направлениям сотрудничества. Под его эгидой функционирует около 60 различных структур, участником большинства из которых является Россия. В их числе Международная комиссия

© Н.В. Каледин, B.C. Корнеевец, 2007

rr рыбным запасам Балтийского моря—первая международная организация, образованная в регионе (1973 г.), Комиссия по охране морской среды Балтийского моря (Хельсинская комиссия, XEJIKOM, созданая в 1974 г.), Балтийская кооперация по туризму (1984 г.), Союз балтийских городов (1991 г.), Экономический форум «Маге Balticum» (1991 г.), Ассоциация торговых палат (1992 г.) и др. С 1990 г. действует Конференция ректоров Балтийских университетов.

В рамках Конференции министров по пространственному развитию с 1992 г. в целях развития районной планировки в Балтийском регионе осуществляется проект программы Interreg «Видение и стратегия развития государств Балтийского региона» (VASAB 2010). Одним из его элементов является всестороннее пространственное планирование.

В 1993 г. в целях содействия кооперации между нарождающимися балтийскими субрегионами была организована Конференция по субрегиональной кооперации. Ее деятельность отражает развитие связей между административно-территориальными (государственными) и муниципальными (с местным самоуправлением) образованиями разных стран. Особый интерес к расширению и углублению таких форм сотрудничества наблюдается в Северных странах, активны балтийские земли и города Германии. К повышению своего экономического значения стремятся северные воеводства Польши. В сотрудничество включены соответствующие территориальные образования Прибалтийских стран, а также ряд субъектов Российской Федерации—Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская области (Северо-Запад в узком смысле), Карелия и Калининградская область, а также их приграничные муниципальные образования. Их участие в трансграничном сотрудничестве на региональном и локальном уровнях осуществляется в различных формах [1], основными из которых являются:

1. Участие в международных сетевых организациях: Совете государств Балтийского моря—СГБМ, Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря—ОСС ГБМ; сотрудничество в рамках программы действий Северного Измерения—СИ.

2. Участие в Программе сотрудничества ЕС—Россия (Тасис).

3. Участие в программе Interreg.

4. Участие региональных органов власти в двустороннем и многостороннем международном сотрудничестве на межправительственном уровне, а также (в исключительных случаях) сотрудничество между российскими регионами и органами государственной власти стран-соседей (например, в рамках Совета по долгосрочному сотрудничеству между Литовской республикой и Калининградской областью РФ).

5. Двусторонние соглашения о сотрудничестве с приграничными регионами сопредельных государств.

6. Двусторонние и многосторонние соглашения о сотрудничестве на местном уровне.

Многообразное сотрудничество координируется многочисленными органами, созданными на договорной основе на различных уровнях—правительствами, регионами (административно-территориальными образованиями), муниципалитетами, хозяйствующими субъектами и их ассоциациями, некоммерческими организациями. В процессе развития сотрудничества, накапливается позитивный (и негативный) опыт, который в определенной мере используется в практической деятельности субъектов трансграничной кооперации по дальнейшему развитию взаимных связей. Имеются и попытки обобщения накопленного опыта для формулирования целей, определения принципов, форм, методов и направлений трансграничной кооперации.

Однако теоретические вопросы трансграничного сотрудничества, развития связей между приграничными регионами разных стран, пока не разработана ни в России, ни за рубежом (хотя на Западе и имеется ряд концепций, в том числе касающихся отношений с Россией и другими не входящими в ЕС странами, например, достаточно четко прописанная концепция «прямого соседства»). Между тем, практические цели развивающегося сотрудничества, которое уже создает объекты и субъекты управления— ассоциации, «треугольники роста», еврорегионы и др., требуют создания соответствующей теории, способствующей пониманию сути происходящих процессов и разработке конкретных мер, концепций и стратегий развития приграничных территорий. Эта теория должна основываться на достижениях отечественной и зарубежной экономико-географической и региональной науки, учитывать стратегии Российской Федерации и Европейского Союза в отношении друг друга, принимать во внимание интеграционный потенциал Северо-Запада РФ, отвечать интересам России, обеспечивая развитие экономически выгодной стране кооперации и интеграции в Балтийском регионе.

Более того, не разработана даже общая теория межрегионального сотрудничества, частью которого является трансграничная кооперация (другая часть—сотрудничество между регионами одной страны; успехи в создании теории здесь также невелики). Попытки применить более (хотя и недостаточно) разработанный методологический инструментарий из сферы международного сотрудничества государств не могут быть достаточно успешными в силу различий взаимодействующих субъектов: суверенных государств и не обладающих суверенитетом, менее свободных в своих действиях регионов.

В таких условиях, прежде чем оценивать российское участие в трансграничной кооперации на Балтике, представляется целесообразным сформулировать некоторые методологические подходы и принципы построения будущей теории трансграничного сотрудничества, полезной для разработки стратегий развития приграничных субъектов Российской Федерации, в том числе относящихся к Балтийскому региону (подробнее см. [1]).

Прежде всего, следует подчеркнуть специфику приграничных субъектов РФ как особого типа территориальных единиц по сравнению с внутренними. К ним по формальному признаку совпадения одной из границ с государственной границей можно отнести 48 субъектов Российской Федерации. Более 70% из них по характеру социально-экономического развития относится к депрессивным. Большинство—существенно уступает другим российским регионам по базовым показателям, таким как валовой региональный продукт на душу населения, инвестиции в основной капитал на душу населения, удельный вес убыточных предприятий и т. д. Кроме того, для самих приграничных территорий свойственен «синдром приграничья»—чем дальше тот или иной район от административного центра и ближе к границе, тем слабее экономическая активность, тем меньше плотность населения и ниже уровень его доходов.

Для приграничных субъектов-регионов, помимо внутренних социально-экономических и политических связей, характерны четыре типа внешних связей (рис. 1):

A) между ними и центральными субъектами-регионами (как правило, наиболее интенсивные для приграничных, но меньшие по интенсивности по сравнению со связями между центральными регионами);

Б) между самими приграничными регионами (практически всегда довольно слабые);

B) транзитные связи—проходящие через приграничные регионы связи между центральными регионами разных стран;

Г) трансграничные связи самих приграничных субъектов-регионов.

А Страна раница

-4- Связи Центра и Периферии

<4 ----------> Связи Центров двух стран

Связи приграничных регионов двух стран

Связи приграничных регионов данной страны

Рис. 1, Схема внешних связей приграничных субъектов-регионов

Обычно меньшая интенсивность связей типов В и Г по сравнению с аналогичными связями между внутренними регионами страны и предопределяет частый депрессивный характер приграничных регионов.

В то же время приграничные районы уже в силу своего географического положения являются «зоной контакта» России с внешним миром. И использование этого контактного потенциала, развитие приграничного сотрудничества с регионами соседних стран может и должно стать базой для вывода приграничных регионов России из нынешнего депрессивного состояния, характерного для большинства из них.

Вместе с тем, взаимодействие любых соседних регионов можно оценить неоднозначно. С одной стороны, соседние регионы часто выступают взаимными конкурентами, поскольку сходные ресурсы и условия их развития обусловливают производство

единообразных товаров и услуг на внешний рынок. Так, порты Прибалтики, Северо-Запада России и Калининградской области выступают конкурентами в обслуживании российских внешнеэкономических связей.

Польские Гданьск и Гдыня, российский Калининград и литовская Клайпеда конкурируют в обработке белорусских грузов. Характерна конкуренция туристических регионов многих соседних стран (от давнего соперничества французской и итальянской Ривьеры до возникновения нового туристского региона во французской Каталонии, который вскоре может стать опасным конкурентом для испанских побережий Коста-Браво и Коста-Дорадо). Такими же конкурентами выступают польское, литовское и российское побережья Юго-Восточной Балтики.

Однако трансграничные регионы обладают и значительным потенциалом сотрудничества, которое может включить в действие мультипликативный эффект концентрации туристических услуг на компактной территории, с одной стороны, и активно использовать имеющиеся различия природных, культурно-исторических и экономических условий для диверсификации производства услуг.

Особенно широкие возможности для развития приграничного и межрегионального сотрудничества с зарубежными странами имеют приграничные регионы, для которых характерен так называемый европейский тип сотрудничества [2]. Соприкосновение с ЕС, пусть и с его периферийной частью, создает хорошие возможности для использования отработанных этой интеграционной группировкой принципов, подходов и механизмов приграничного сотрудничества. Речь, в частности, идет о таких новых пространственных формах международной экономической интеграции и регионализации как работающие сообщества, еврорегионы, «большие регионы», «треугольники роста». В то же время раззитие этих и других новых для нашей страны форм сотрудничества тормозится, как представляется, в том числе недостаточностью теоретического осмысления интеграционных процессов и их правового обеспечения, что, в свою очередь, осложняет создание благоприятной среды для их развертывания и управления ими как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В связи с этим пространственные формы международной экономической интеграции должны рассматриваться в качестве важных инструментов региональной политики, способствующей процессам регионализации. Трансграничные регионы как разновидность новых пространственных форм могут стать коридорами развития и полюсами роста экономики стран, участвующих в кооперации.

На наш взгляд, главная группа факторов, обусловливающая как сложности теоретического обоснования трансграничной кооперации, так практической реализации научно обоснованных предложений, состоит в не преодоленных до настоящего времени недостатках мышления, характерного для административно-командной системы. Характерные для нее концепции и теории (в соответствии с практическими задачами управления) исходили из преобладания вертикальных связей (субординации) по сравнению с горизонтальными связями (кооперацией) [3].

С точки зрения пространственной организации основой экономики в СССР были комплексы, во всяком случае—структуры с вертикальными связями. Они составляли ядра регионов, предопределяя субординированное, определенное «сверху» межрегиональное сотрудничество. Трансграничная кооперация отсутствовала вообще (поскольку не было механизмов директивного воздействия на потенциальные объекты управления).

Сейчас о вертикальных связях, а потому и о комплексах может идти речь практи чески только тогда, когда они создаются крупными корпорациями (например, нефтяньши

или металлургическими). Но горизонтальные связи налаживаются крайне медленно. Если речь идет об отношениях между регионами, то сами регионы средства на эти цели расходуют неохотно, предпочитая тратить их на внутренние потребности У фирм же нет долгосрочной политики сотрудничества.

На Западе преобладают пространственные системы с горизонтальными связями (например, кластеры, индустриальные дистрикты в промышленности). Речь идет о сетевом, основанном на договоренностях, согласованиях сотрудничестве [4], И на эти цели регионы (и фирмы, если речь идет о сотрудничестве между ними) средства тратят охотно, понимая выгоду кооперации, за которой может последовать и интеграция.

Сети создают координирующие органы, и тогда становятся в некотором роде аналогами комплексов. Хотя и в этом случае коренным отличием является то, что при сетевом взаимодействии управляющие структуры создаются самими объектами управления. Правда, наработанные правила взаимодействия могут закрепляться (и закрепляются) законодательно. Тогда как в условиях административно-командной системы с субординированными вертикальными связями «вертикаль» управления формируется «сверху вниз».

Одной из наиболее распространенных и перспективных пространственных форм региональной общности являются еврорегионы—четко ограниченные компактные территории, на которых на основе договоренности органов территориального самоуправления разных стран (местных и региональных) осуществляется трансграничное сотрудничество (рис. 2).

Создание еврорегионов (первым из которых, как считается, стал ЕиКЕСЮ, основанный в 1958 г. на немецко-голландской границе) может расцениваться как этап институционализации трансграничных регионов и преследует долгосрочные цели социальной и экономической интеграции по обе стороны границы. Именно такие процессы происходили и происходят в результате создания «первой волны» еврорегионов—внутри границ Европейского союза (до 1 мая 2004 г.). Вторым типом еврорегионов являются трансграничные регионы, созданные на границе между «старыми» государствами-членами Евросоюза и бывшими странами-кандидатами с целью поддержки процесса расширения ЕС и обеспечения условий для социально-экономической интеграции. Третий тип еврорегионов—между странами ЕС и сопредельными государствами (в том числе Россией) является наиболее уязвимым, поскольку в самой основе их лежит внутреннее противоречие между целями развитие приграничного сотрудничества и «содействия взаимным контактам» и правилами Шенгенского соглашения, суть которого—держать внешнюю границу Евросоюза «на замке». Другими проблемами, снижающими, результативность деятельности еврорегионов с участием России, являются существующие административные барьеры, несошасованость видения будущего развития, а также, в немалой степени, и проблемы получения финансирования. Последняя проблема стала следствием недостаточной координации между различными Финансовыми инструментами поддержки сотрудничества, имеющимися у Евросоюза.

Все еврорегионы, невзирая на различия юридического статуса или внутренней организации, обладают и некоторыми общими характеристиками. Они, в частности, являются постоянными территориальными образованиями; имеют отдельную идентичность своих членов; располагают своими собственными административными, техническими и финансовыми ресурсами; имеют свои внутренние механизмы принятия решений.

Российские субъекты-регионы и их муниципальные образования участвуют в семи еврорегионах (Калининградская область—в пяти, Республика Карелия—в одном и Псковская область—тоже в одном). Хотя создание и развитие еврорегионов пока

Рис. 2. Еврорегионы в Балтийском регионе.

I—Комитет «Эресунн», 2—Комитет «Нордкаллотген», 3—Совет «Кваркен», 4—Комитет «Мит-тнорден», 5—«Арко», 6—«Архипелаг», 7—Кооперация «Четырех углов», 8—Комитет «Эстфоллъ-Бохус», 9—Округ Сторстрем / Остгольштейн Интеррег, 10—Еврорегион «Про Европа Виадрина»,

II—Еврорегион «Шпрее-Нейсе-Бубр», 12—Еврорегион «Померания», 13—Финско-эстонская кооперация 3+3, 14—Сондерийланд-Шлезвиг, 15—«Острова Балтийского моря Б7», 16—Еврорегион «Неман», 17—Еврорегион «Балтика», 18—Еврорегион «Страна озер», 19—Еврорегион «Сауле», 20—Еврорегион «Бартува», 21—Еврорегион «Карелия», 22—Еврорегион «Хельсинки—Таллинн», 23—Еврорегион «Лына-Лава», 24—Еврорегион «Шешупе», 25—Еврорегион «Псков-Ливония»

является инициативой западной стороны, положительные результаты участия в них имеют и российские участники. Налаживается опыт сетевого сотрудничества, определяются конкретные совместные проекты в различных сферах. Весьма интересным примером представляется координация деятельности участников при разработке общей стратегии развития еврорегиона «Балтика», предпринятая проектом Interreg «Seagull» («Чайка»). Новый механизм добрососедства призван обеспечить условия для развития приграничного, регионального или транснационального сотрудничества на внешних границах [5],

В 2002-2004 гг. с целью усиления трансграничного сотрудничества в прибалтийских государствах и на северо-западе России в рамках расширения Евросоюза и созданию сети регионов трансграничного сотрудничества (еврорегионов) был реализован проект «Региональное трансграничное сотрудничество на прилегающих территориях». В проекте создания новой сети участвовали 12 еврорегионов, в том числе 7 с участием субъектов Российской Федерации.

Для более эффективного участия в еврорегионах участвующим в их деятельности российским субъектам целесообразно установить между собой более тесные контакты и организовать ассоциацию «евророссийских» регионов с целью выработки общей стратегии действий. Участие в еврорегионах должно стать одним из направлений стратегического планирования для приграничных субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне более высокий статус должна получить Концепция приграничного сотрудничества Российской Федерации, в которой необходимо обратить особое внимание на новые формы интеграции, включая еврорегионы.

Практически не участвуют российские субъекты федерации в такой форме пространственного приграничного сотрудничества, как большие регионы, отличающиеся от еврорегионов масштабами и участвующими субъектами, к которым относятся, как правило, административно-территориальные единицы высших рангов и даже небольшие государства (как, например, Люксембург). Формирующимися «большими регионами» на Балтике являются так называемые «дуги» (arcs)—Южно-Балтийская дуга и Ботническая дуга. Их создание инициировано проектами Interreg.

Проект «Ботническая дуга» включает шведские и финские регионы на побережье Ботнического залива. Проектная территория Южно-Балтийской дуги протягивается по южному побережью Балтийского моря от Германии через Польшу, Калининградскую область РФ и Литву до Латвии вдоль международной транспортной магистрали «Виа Ганзеатика». Всего в проекте участвуют власти 13 регионов. Ключевые темы, реализуемые в рамках проекта—стимулирование развития Южно-Балтийской дуги через усиление международной кооперации и развитие международного транспортного коридора «Виа Ганзеатика».

3 стадии концептуального обоснования находятся на Балтике «треугольники роста», концепция которых была впервые официально заявлена в 1989 г. Сингапуром, Малайзией и Индонезией, создавшими «Южный треугольник роста»8. Они представляют собой транснациональные экономические зоны, располагающиеся на достаточно большой территории, в которой для активизации экономического роста используются различия в имеющихся факторах трех или более стран и/или субрегионов. В идеале, три региона включают по одному из компонентов экономической системы: земля—труд—капитал; четвертый компонент—предпринимательские способности—есть

8 SIJORI (СиДжоРи)—по первоначальному составу: Сингапур, Джохор (Малайзия) и остров Батам провинции Риау (Индонезия). В 1996 г. «треугольник» был расширен за счет включения в него новых районов Малайзии и Индонезии, получив новое название: «треугольник роста Индонезия—Малайзия—Сингапур».

результат взаимодействия всех трех регионов или типов регионов. Создавая подобное стратегическое объединение, географически смежные субрегионы могут использовать принцип сравнительных пр&шуЩбОТВ.

На Балтике финский профессор У. Кивикари [редложил сформировать ЮжноБалтийский «треугольник роста» с включением в его состав регионов:

— развитых в экономическом отношении стран ЕС: северной Германии и Польши, южной Швеции;

— стран с переходной экономикой, кандидатов в ЕС (а в настоящее время членов ЕС)—северной Польши, Литвы, западной Латвии;

— стран—«прямых соседей» расширяющегося ЕС—северо-западной Белоруссии и Калининградской области РФ [6]

В дальнейшем он же предложил организовать «треугольник роста» в Финском заливе, куда могли бы войти Южная Финляндия, Эстония и регион СанктгПетербурга [7].

Расширение Евросоюза в 2004 г. привело к кардинальному пересмотру механизмов взаимодействия между ЕС и соседними государствами, в том числе с Россией. Новая инициатива Европейского союза, получившая название «Широкая Европа—Новое Добрососедство», была провозглашена в 2003 году. Целями данной инициативы является улучшение условий для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей, а также развития зоны процветания и дружественного добрососедства. Особое место инициатива «Нового добрососедства» отдает укреплению отношений и сотрудничества с Россией. Его приоритетами являются: содействие экономическому и социальному развитию приграничных территорий; совместная деятельность по решению общих задач в таких областях как окружающая среда, здравоохранение и борьба с организованной преступностью; обеспечение эффективности и безопасности границ; содействие мероприятиям, способствующим контактам между людьми на местном уровне.

Безусловно, решающим фактором развития трансграничной кооперации российских регионов на Балтике является дальнейшее развитие отношений между РФ и ЕС. Тем не менее, большое значение имеет деятельность самих субъектов РФ и их муниципальных образований, которые, кроме того, могут стимулировать и отношения на «высшем» уровне. Способствовать практическим действиям в этом направлении должны теоретические исследования, а также аналитический анализ результатов сотрудничества.

Ограничивает возможности трансграничной кооперации и слабость правовой базы. Законодательная основа трансграничного сотрудничества, детально разработанная в Западной Европе, в России находится на начальной стадии, потому что отсутствует необходимый для их формулирования практический опыт. И, может быть, главное,—в них не слишком заинтересованы федеральные органы государственной власти, стремящиеся сохранить возможно более полный контроль за трансграничным сотрудничеством, усматривая в нем возможности развития процессов дезинтеграции страны и даже развития сепаратизма.

Тем не менее, можно утверждать, что сотрудничество между Российской Федерацией и Европейским союзом достигло и уровня регионов. Законодательная база межрегионального приграничного сотрудничества в Российской Федерации формируется на основе Конституции 1993 г., которая установила совместную компетенцию Федерации и субъектов по вопросам координации международных и внешнеэкономических связей регионов (ст.72), сохранив за Федеральным центром (ст. 71) исключительные полномочия в области международных отношений и внешней политики. Положения Конституции конкретизированы в Федеральных законах «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»

(1999 г.) и «О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» (2001 г.). Правительством РФ принят ряд постановлений, которые определяют порядок осуществления регионами связей с органами государственной власти иностранных государств, а также регистрации соглашений регионов об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. На региональном уровне действуют Уставы и Конституции, а также другие правовые акты субъектов Федерации, принимаемые в пределах их компетенции.

На международном уровне действует ряд договоров и соглашений России, которые можно разделить на рамочные (устанавливающие общие принципы межрегионального или приграничного сотрудничества субъектов России и административно-территориальных образований зарубежных государств) и посвященные сотрудничеству конкретных территорий.

Координация внешних связей регионов осуществляется через деятельность МИД Российской Федерации, его загранучреждений, Представительств МИД России в субъектах Федерации, Консультативного совета по международным и внешнеэкономическим связям, рабочих групп по межрегиональному сотрудничеству в рамках межправительственных комиссий по двустороннему сотрудничеству, регулярный диалог руководства МИД России с региональными лидерами и другие составляющие.

Международное сотрудничество российских регионов осуществляется как на двустороннем уровне (с зарубежными странами и их административно-территориальными образованиями), так и на многостороннем (например, в рамках Совета государств Балтийского моря—СГБМ, Совета Баренцева Евроарктического региона и т. д.).

Существенное значение для развития нормативно-правовой базы приграничного сотрудничество имеет Концепция приграничного сотрудничества Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства России (2001 г.). Концепция определяет, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий могут осуществлять сотрудничество с органами власти административно-территориальных образований сопредельных государств, а в отдельных случаях (с согласия Правительства Российской Федерации)—с органами государственной власти сопредельных государств.

Однако Концепция не является нормативно-правовым документом, обязательным для исполнения. Поэтому для интенсификации приграничного сотрудничества важно завершение работы над Федеральным законом «О статусе приграничных территорий». Необходимо также начать работу над таким законом, который определил бы цели, основные направления, приоритеты, организационные формы и механизмы приграничного сотрудничества. Необходимо решить вопрос о присоединении России к общеевропейским Актам, касающимся международного трансграничного взаимодействия.

Summary

Kaledin N. V, Korneevec VS. Transboundary Cooperatin in Baltic Sea Region—to New Spatial Forms of International Econom al Intergration.

The Baltic Sea Region is the area with a high level of transboundary cooperation which is the ba¡ î for emerging various spatial formations. The Euroregions are the most common example of such spat:' al units. The subjects of the Russian Federation as well as the municipalities within the boundaries of these subjects, which are considered to be a part of the Baltic Sea region, take part in the bilateral and multilateral cooperation, including the Euroregion development. However, strengthening the role of the Russian part in the development of transboundary cooperation is required.

Литература

1. Балтийский регион как полюс экономической интеграции Северо-Запада Российской Федерации и Европейского Союза/Под ред. В. П. Гутника, А. П. Клемешева. Калининград, 2006. 2. Вардомский Л.Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. М., 2002. 3. Перспективы развития межрегионального сотрудничества: Калининградская область в евро-регионе «Балтика», Калининград. 2005. 4. Расширение Европейского Союза и Россия / Под ред. О. В. Буториной, Ю. А. Борко. М., 2006. 5. Федоров Г. М., Корнеевец B.C. Балтийский регион: социально-экономическое развитие и сотрудничество, Калининград. 1999. 6. Kivikari U„ Lind-strdmM., LihutoK. The external economics relations of the Kaliningrad Region. Turku scool of economics and business administration, Discussion. С 2. 1998. 7. Kivikari Urpo. A Growth Triangle as anApplicau >n of the Northern Dimension Policy in the Baltic Sea Region. Russian-Europe Centre for Economic Policy. Policy Paper. May 2001 (см: http://www.etela-suomi.fi/english/pdf/kivikari.pdf).

Статья принята к печати 6 марта 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.