66
иерархии идентичностей, а во-вторых, своего рода генеральных совокупностей идентичностей. Речь идет о том, что в ряду разных соотнесенностей индивида с «ближним» и «дальним» социальным окружением имеются наиболее важные, главные со-индивидуальности человека. Это его социальная идентичность, связанная с осознанием реального места в социальном пространстве (профессиональные, деятельностные, статусные, престижные и т. п. соотнесенности индивида). Далее, это его этническая включенность и осознание этой включенности в определенное сообщество себе подобных (само-восприятие себя как носителя этнических признаков, социокультурных особенностей, традиций, языка и т. п.). И наконец, это социально-психологическая составляющая идентичности, т. е. осознание своей самости, неповторимости внутреннего мира, восприятие себя на фоне других и в ситуации окружения себе подобных. Все остальные идентичности могут быть если и не сведены всецело к данным комплексам, совокупностям, то, по крайней мере, вытекать из них, в какой-то мере совпадать с ними.
Список источников и литературы
1. Меньшина Е.В. Проблема идентичности в творчестве Роберта Парка [Электронный ресурс]. www.fom.ru.
2. Баньковская С.П. Роберт Парк // Современная американская социология. М., 1994.
3. Парк Р. Ассимиляция // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. М., 2002. Ч. 1.
4. Люббе Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 94-113.
5. Бурдье П. Опыт рефлексивной социологии // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. М., 2002. Ч. 2.
6. Дмитриев А.В. Конфликт на российском распутье / / Социологические исследования. 1993. № 9.
7. Лапин Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. № 6.
8. www.fom.ru
9. www.levada.ru
10. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2002.
Об авторе
Кривошеев В.В. — д-р социол. наук, проф., РГУ им. И. Канта.
УДК 338.24 (470.26)
В.М. Кузьмин
ПРИГРАНИЧНОЕ И ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕГИОНЕ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Рассмотрены понятие, роль, место приграничного и трансграничного сотрудничества в системе международных отноше-
ний, его основные направления и формы, в частности еврорегионы, в рамках взаимодействия сопредельных регионов ЕС и Северо-Запада Российской Федерации.
In the article the concept, a role, a place of frontier and transfrontier cooperation in the system of the international relations, its basic directions and forms, in particular, euroregions will be considered, within the framework of interaction of adjacent regions of EU and northwest of the Russian Federation.
В условиях расширения и укрепления взаимоотношений России и ______________
ЕС в контексте вопросов безопасности в Балтийском регионе неослабе- 67
вающий интерес вызывает проблема приграничного и трансграничного сотрудничества сопредельных регионов стран Балтийского моря. В настоящее время представления о таком сотрудничестве значительно расширились, оно оказалось предметом самых различных толкований в научной литературе, которые можно свести к трем основным: 1) форма межрегионального сотрудничества, международных контактов приграничных и трансграничных регионов [1, с. 979]; 2) определенная ступень в процессе региональной интеграции [2, с. 278]; 3) форма социализации населения сопредельных регионов в условиях культурного многообразия и этнической терпимости, формирования многоэтнического сообщества в рамках трансграничных регионов (еврорегионов) [3, с. 81 — 89].
В западноевропейских научных исследованиях по теоретической лимологии (лат. limes — границы) выделяется три основных вида взаимодействия с пересечением государственных границ1:
• Приграничное сотрудничество (cross-border cooperation) — прямое приграничное сотрудничество между региональными и местными властями по разные стороны границы во всех сферах жизнедеятельности, вовлекающее в свою деятельность различных акторов. Оно подразумевает серьезную организацию вследствие долгого исторического развития приграничных контактов.
• Межрегиональное (трансграничное) сотрудничество (interregional/ transborder cooperation) — сотрудничество между местными региональными и национальными властями, целью которого является развитие интеграционных процессов в больших группах регионов, некоторые из которых могут быть не связаны между собой территориально. Организационные связи в таких регионах, естественно, слабее, чем в приграничных регионах, так как менеджмент подобных регионов сложнее.
• Транснациональное сотрудничество (transnational cooperation) — сотрудничество между странами (иногда при этом допускается участие
1 В «Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» (Мадрид, 1980) используется термин crossborder, что ближе по значению к взаимодействиям с пересечением границ, а не к взаимоотношениям приграничных территорий. Однако традиционно трактовка этого термина в научной литературе соответствует значению термина «приграничный».
68
регионов) но определенному вопросу (например, региональному развитию) в отношении к большим взаимосвязанным территориям. Иx организационные связи могут быть различными [4].
Как видим, каждый из типов взаимодействия отличается определенной внутренней спецификой. Однако «Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации» [5] для всеx подобные видов взаимодействия в России предполагает использование только одного определения — «приграничное сотрудничество». Это нивелирует серьезные различия между понятиями «приграничное сотрудничество» и «трансграничное сотрудничество» и приводит зачастую к ошибкам в употреблении терминов.
Особым типом регионов являются регионы, размещающиеся на границаx систем, например, расположенные у государственной границы (приграничные регионы). Понимание того, что подобного рода территории являются особыми, отражает терминология — m специальное наименование, присущее многим языкам (march — на английском, Mark — на немецком, kraj — на польском и т. д.).
По своему xарактеру границы существенно различаются и иногда становятся непреодолимыми барьерами для коммуникации. Являются границы барьерами или нет, зависит от действий (например, экономическиx или культурньїк), нреднринимаемыx но обе стороны этой границы, и в современной Европе, например, значительные усилия направлены на беспрепятственное осуществление трансграничныx коммуникаций.
В разработанной Б. Ван дер Вельдом и Р. Мартином типологии нриграничныx регионов, в основу которой была положена степень развития трансграничныx связей, выделяются следующие m типы [б]:
— отчужденные приграничные регионы: приграничные связи отсутствуют в силу военные действий, политическиx диспутов, силъныx националистскиx тенденций, идеологической или религиозной вражды, кулътурныx различий или этнического соперничества;
— сосуществующие приграничные регионы: xарактеризуются некоторой степенью экономического и культурного взаимодействия;
— взаимозависимые приграничные регионы: полное взаимодействие в экономической, общественной и культурной сфераx, насколько это возможно в условияx все еще действующей границы;
— интегрированные приграничные регионы: высшая степень интеграции, свободное движение людей, товаров, денежные потоков и идей.
В то же время важным вопросом, считает ректор РГУ им. И. Канта А.П. Клемешев, является процесс изменения социальной идентичности жителей нриграничныx регионов в связи с активизацией интеграцион-ныгс процессов [7, c. 41—42].
Получило распространение также понятие еврорегиона, или трансграничного региона. Ассамблея регионов Европы, созданная в 1985 г., объединяет сегодня 300 регионов из 25 стран. Еврорегион, или трансграничный регион [8, c. 1б4—1б5; 9, с. 1б—31], включает регионы (административно-территориальные образования) не менее двуx стран, и его территорию пересекает минимум одна государственная граница. Важную роль в деятельности еврорегионов играют двусторонние соглашения о трансграничном либо межрегиональном сотрудничестве [10, с. 98 — 99].
Одна из основополагающих задач новой политики соседства ЕС — усиление регионального развития — предлагает и далее поддерживать такую форму кооперации, как «еврорегионы». Реализуя стратегические интересы Европейского союза, в частности достижение экономической и политической взаимозависимости как предпосылки политической стабильности в Европе, еврорегионы являются результатом рационального стимулирования приграничного и трансграничного сотрудничества. Для развития регионального международного сотрудничества характерны следующие основные тенденции [24]:
• децентрализация международного сотрудничества, связанная с проявлением регионами большой самостоятельности и самобытности;
• установление и расширение трансграничных связей на региональном уровне в политической, экономической, экологической, культурной и других сферах;
• опора на исторические традиции и долговременные региональные связи, которые нередко складывались на протяжении столетий;
• оптимизация региональных международных связей с учетом возможностей и потребностей конкретных регионов, которые нередко гораздо проще и нагляднее определить на местах;
• институализация региональных трансграничных отношений; создание систем региональных международных организаций, взаимосвязанных и дополняющих всемирные международные политические институты;
• диалог культур на региональном уровне и их взаимообогащение, сохранение культурного многообразия;
• формирование региональных жизнеобеспечивающих систем в области охраны окружающей среды, энергетики, образования, здравоохранения и т. п.
Создание и функционирование еврорегионов опирается на соответствующие европейские конвенции по вопросам трансграничной кооперации. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей была принята в Мадриде в мае 1980 г. [25]. Данные проекты интенсивно финансируются. Однако несмотря на это, в деятельности еврорегионов существуют и определенные сложности. В частности, затруднено сотрудничество в планировании природопользования и городского развития. В трансграничной кооперации слабо представлен частный сектор. Не удается также добиться координации в вопросах местного природопользования и политики управления, так как они оказывают влияние на жилищное строительство, индустриальное и коммерческое развитие. Тем не менее существует и ряд достижений в деятельности еврорегионов. Особенно успешно трансграничное сотрудничество в таких областях, как защита окружающей среды, транспортная инфраструктура, профессиональное образование, культурная и общественная деятельность [24]. На территории стран Центральной и Восточной Европы, а также государств, ранее входивших в состав СССР, также реализуется идея создания еврорегионов как формы пограничного сотрудничества, в частности и с новыми соседями ЕС. Так, девять еврорегионов успешно действуют на границах Польши с Германией, Чехией,
70
Украиной и Республикой Беларусь. В настоящее время в Республике Беларусь существуют четыре еврорегиона: «Буг», «Неман», «Озерный край» и «Беловежская пуща» [14; 26]. На Украине созданы четыре еврорегиона. Самый большой — Карпатский еврорегион, куда входят четыре западных области Украины, одно из польских воеводств, несколько округов Румынии, два края Словакии и семь Венгрии [12]. Остальные интернациональные образования с участием Украины — «Буг», «Верхний Прут» и «Нижний Дунай» [13; 27].
С конца 90-х гг. ХХ в. регионы российского Северо-Запада стали участвовать в системе трансрегиональных и транснациональных взаимоотношений. Одной из форм такого взаимодействия стало создание еврорегионов с участием Российской Федерации.
В январе 1998 г. на международном семинаре «Внешние границы ЕС
— мягкие границы» в г. Йоэнсуу (Финляндия) правительством Республики Карелия была высказана идея создания еврорегиона «Карелия» [23], поддержанная затем лидерами приграничных Региональных союзов Финляндии — Северной Карелии, Кайнуу и Северной Похьянмаа. В 1998 г. МВС (Министерство внешних связей) Республики Карелия с союзами коммун Кайнуу, Северная Карелия и Северная Похьянмаа официально выдвинуло инициативу «Еврорегион "Карелия"». В 1999 г. была разработана концепция еврорегиона, которая вскоре получила признание в департаментах Европейской комиссии, МИД Финляндии и России. В основе концепции лежало представление о том, что еврорегион «Карелия» — это одновременно и совокупность трансграничных проектов, и попытка совместного пространственного планирования сопредельных территорий, и механизм координации многоуровневого приграничного сотрудничества. В феврале 2000 г. состоялось подписание соглашения и устава еврорегиона, в которых были определены принципы и порядок взаимодействия сопредельных регионов. В территорию сотрудничества еврорегион «Карелия» с российской стороны вошла Республика Карелия, со стороны Финляндии — региональные союзы Северная Похьянмаа, Кайнуу и Северная Карелия. Территория еврорегиона «Карелия» простирается от Ботнического залива Балтийского моря до Белого моря и от Полярного круга до Ладоги. По большей части она расположена между 62 и 66 градусами широты и 24 и 34 градусами долготы. Общая площадь территории составляет почти 263 700 км2, из которых на Республику Карелия приходится почти две трети. Территория финляндской части еврорегиона составляет 83 167 км2. Из Каяни в Кос-тамукшу через пропускной пункт Вартиус — Люття и из Йоэнсуу в Сортавала через пропускной пункт Вяртсиля — Ниирала на автомобиле можно попасть за несколько часов [21, с. 10 — 15].
Важным шагом в развитии программ еврорегиона стала разработка «Программы приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001 — 2006 годы», утвержденной правительством Карелии 16 октября 2000 г. (это один из первых стратегических документов такого формата для приграничных территорий Российской Федерации).
Второго ноября 2000 г. исполком еврорегиона «Карелия» утвердил программу «Наша общая граница на 2001 — 2006 годы», подготовленную
на основании упомянутой карельской программы приграничного сотрудничества и «Программы Интеррег-ША-Карелия на 2000 -2006 гг.» [22].
Еврорегионы имеют множество организационных форм и различаются по целям создания. Это одновременно и совокупность трансграничных проектов, и попытка совместного пространственного планирования сопредельных территорий, и механизм координации многоуровневого приграничного сотрудничества. Еврорегион — понятие далеко не однозначное. Существуют различные трактовки и различные подходы к толкованию данного термина, а именно:
• «Еврорегион, с одной стороны, может быть определен как часть приграничной территории, которая формируется из субъектов регионального и местного уровня различных государств, объединенных общими интересами по развитию экономики, транспортной инфраструктуры, приграничного хозяйства, охраны природы, сохранения и развития культуры, формирования европейского самосознания и укрепления солидарности европейских народов. С другой стороны, еврорегион — это своеобразный "зонтичный проект", в рамках которого реализуются двусторонние и многосторонние конкретные отраслевые проекты» [11].
• «Под еврорегионом следует понимать территорию добровольного трансграничного сотрудничества, в границах которой путем экономического, культурного и гуманитарного взаимодействия реализуются конкретные трансграничные проекты, решаются проблемы занятости, развития инфраструктуры, экологии и т. п.» [12].
• «Еврорегионы как форма приграничного сотрудничества способствуют не только укреплению и углублению добрососедских отношений между государствами, но и являются своеобразным инструментом для интеграции той или иной страны в европейские структуры... Еврорегионы рассматриваются и как средство урегулирования возможных территориальных проблем двух государств. Они снимают напряжение в части возможных территориальных претензий, позволяют решать проблемы, связанные с положением национальных меньшинств. Это своего рода и полигон для апробации совместимости законодательства различных стран и правовых систем» [13].
• «Еврорегион понимается как трансграничный союз, интегрированная социально-экономическая территория, где сохраняется уважение к различиям на основе партнерства и солидарности» [14].
Официально принятое Советом Европы определение термина «еврорегион» следующее: «Еврорегион представляет собой особое структурное образование, как правило, не имеющее политической силы и ограниченное в своих полномочиях компетенцией местных и региональных органов власти, входящих в состав еврорегиона» [15]. В соответствии с нормативно-правовыми документами Ассоциации европейских приграничных регионов «еврорегион» может быть: а) ассоциацией местных и региональных органов власти, расположенных по обе стороны государственной границы, в ряде случаев с парламентской ассамблеей; б) трансграничной ассоциацией с постоянным секретариатом, а также технической и административной командой, имеющей собственные ресурсы; в) структурой частного характера, основанной на
72
некоммерчески организацияx или ассоциацияx, дейсгвующиx но обе сторонні границы, в соответствии с национальными законодательствами; г) общественной структурой, основанной на межгосударственныx соглашенияx и предусматривающей, помимо прочего, участие терри-ториалъныx органов власти [1б].
Как видим, диапазон понятия «еврорегион» довольно широк. С уверенностью можно сказать, однако, чго еврорегионы являются особой формой трансграничного сотрудничества, направленной на преодоление барьеров в развитии такого рода взаимодействия.
Термин «Балтийский регион» (The Baltic Sea Region) прочно утвердился в международной жизни в начале 1990-x гг., xотя до ст нор не уги-xают научные дискуссии о его сущности и составе. Узкое его понимание базируется скорее на практической региональной кооперации, чем на ка-киx-либо официальныx дефиницияx. Согласно узкому определению в Балтийский регион чаще всего включают приморские области Дании, Швеции, Финляндии, страны Балтии, район Санкт-Петербурга, Калининградскую область, немецкие земли Мекленбург-Форпоммерн и Шлезвиг-Гольштейн, а также бывшие Щецинское, Кошалинское, Слупское, Гданьское, Эльблонгское, Ольшгынское и Сувалкское воеводства в Польше (в настоящее время это Западнопоморское, Варминьско-Мазурское и др. воеводства). Иногда это ядро более широкого Балтийского региона называют «Балтийским поясом». В широком смысле Балтийский регион включает в себя государства, имеющие выкод к Балтике или наxодящиеся недалеко от нее: Данию, Норвегию, Швецию, Финляндию, Россию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу и Германию (иногда включается также и Белоруссия). Наибольшим потенциалом экономического роста в Балтийском регионе располагает его южная часть, лежащая «ниже» условной линии, протянувшейся с занада на восток через Стокгольм и Хельсинки до Санкт-Петербурга. Эта зона является наиболее населенной и наиболее урбанизированной в Балтийском регионе, и здесь расположены наиболее важные индустриальные ядра.
В данной статье Балтийский регион рассматривается в составе стран, имеюшда непосредственный выгсод к Балтийскому морю, — Германии, Дании, Швеции, Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и России (особо выделяются расположенные непосредственно на берегаx Балтики Калининградская и Ленинградская области, а также Псковская и Новгородская области, вxодящие в Северо-Западный экономический регион). Общие сведения о сгранаx Балтийского региона приведены в таблице [17, с. 13]
До начала 1990-x гг. регион был разделен «железным занавесом». Различные экономические модели, существовавшие но обе его стороны, обусловили значительную дифференциацию между государствами. Для постепенного сокращения эти* контрастов решающее значение имеет создание в сгранаx с так называемыми переxодными экономиками (Россия, Эстония, Латвия, Литва, Польша) эффективно функционируюшиx рыночные xозяйственныx меxани:змов.
Учет накопленного международного опыта и практическая помощь, оказываемая западными партнерами, весьма полезны для развития Ка-
лининградской области, поскольку для нее в силу эксклавного положения очень важно участие в интеграционныx процент, идущи* в Балтийском регионе. Нет сомнений, что партнерство Калининградской области с балтийскими организациями и проектами в конечном счете приносит пользу не только эксклавному региону, но и России в целом.
В рамкаx Европейского экономического сообщества, а затем Европейского союза создано множество различные программ, целью которые является развитие приграничного и трансграничного сотрудничества на новые, теперь уже открытыx границаx союза: Phare Cross Border Cooperation (CBC) program — для стран — кандидатов на вступление в Европейский союз, TACIS CBC program — для развития сотрудничества с другими государствами бывшего советского блока, INTERREG — первоначально для развития трансрегионов внутри Европейского союза, CARDS — для бал-канскиx стран, MEDA — для средиземноморскиx стран, не являюшиxся членами ЕС, LACE — тесно связанная с программой INTERREG, созданная для укрепления трансграничного сотрудничества.
Нынешние процессы сотрудничества России и ЕС во многом обусловлены историческими традициями, а nx особенности связаны с политической и этнокультурной картой региона, объединяемого Балтийским морем. Регион Балтийского моря располагает огромным потенциалом развития. Он занимает 14 % мировой территории, в совокупности население данного региона составляет 5 % всего населения планеты. На регион Балтийского моря приxодиICя 12 % мирового ВНП. Доля региона в мировой торговле составляет 15 % экспорта и 12 % импорта [18, с. 153 — 154]. Это главный интерфейс международные связей России и крайне важный для нее стратегический пункт. Огромной значимостью обладают международные контакты в данном регионе. Для России использование потенциалов развития в регионе Балтийского моря является основой экономического роста и устойчивого развития. Важным и неотъемлемым элементом развития трансграничныx и межрегиональные контактов в регионе является развитие Калининградской области. Именно от Российской Федерации зависит сегодня, станет ли Калининградская область так называемым «нилотным регионом» приграничного и трансграничного сотрудничества между Россией и Европейским союзом, или же возможности региона так и не будут реализованы. На новые геополитические условия существования области можно смотреть двояко: либо как на угрозу территориальной целостности и серьезную проблему в регионе, либо как на вновь появившийся шанс, который можно использовать для позитивного развития и глубокой региональной (трансграничной) кооперации.
Важную роль в преодолении существующего разрыва в уровне развития и налаживании эффективного взаимодействия в самые разные сфераx играет расширяющаяся кооперация государств Балтийского региона. Для ее координации в 90-е гг. сформирован ряд межправитель-сгвепныx и межгосударсгвепныx организаций и программ в различные сфераx. Важнейшей межгосударственной организацией Балтийского региона является основанный в 1992 г. Совет государств Балтийского моря, где на уровне министров иносграпньe дел представлены десять государств, омываемые Балтийским морем, а также Норвегия и, с мая
74
1995 г. Исландия. Кроме того, в работе Совета участвует Комиссия Европейского союза. Цели Совета были определены в декларации, принятой на конференции министров иностранных дел в Копенгагене 6 марта 1992 г. В ней отмечалось, что кооперация между государствами Балтийского моря является важным инструментом политической стабилизации в регионе и его экономического развития, а также одним из элементов будущей объединенной Европы. Роль Совета заключается в координации усилий, предпринимаемых в этой области.
К другим межгосударственным и межправительственным организациям и программам в Балтийском регионе в различных сферах деятельности относятся следующие:
Охрана окружающей среды: 1) Хельсинкская комиссия, созданная в 1974 г. для защиты Балтийского моря от загрязнения. 2) Балтийская морская конференция Роннебю (Ronneby) с участием премьер-министров и министров по окружающей среде, созданная в 1990 г. для подготовки совместных программ по восстановлению экологического баланса Балтийского моря. 3) Международная комиссия по рыбным запасам Балтийского моря, созданная в 1974 г. для сохранения и приумножения рыбных запасов, регулирования квот вылова рыбы. 4) Северо-восточный европейский симпозиум по кооперации в рыбном хозяйстве.
Экономика: 1) Балтийская ассоциация торговых палат, основанная в 1992 г. для содействия торговле и другим формам кооперации между компаниями разных стран. 2) Форум PRO Baltica, основанный в 1993 г. для содействия деловому сотрудничеству и поддержки балтийских стран в их интеграции в Европу. 3) Северный европейский клуб, организованный в 1990 г. для развития внутрирегионального сотрудничества в области экономики, инфраструктуры, человеческих ресурсов и культуры. 4) Экономический форум «Mare Balticum», основанный в 1991 г. для развития партнерских отношений и содействия становлению рыночной экономики в постсоциалистических странах. 5) Форум Балтийского моря, созданный в 1991 г. в целях содействия кооперации компаний в области промышленного развития.
Транспорт: 1) Конференция министров транспорта Балтийского моря, проводящаяся с 1992 г. для координации развития транспортной инфраструктуры региона. 2) Организация балтийских портов (ВРО), созданная в 1991 г. для содействия быстрому и рациональному развитию морского транспорта.
Энергетика: 1) Семинар по кооперации между северными странами и балтийскими республиками в сфере энергетики, основанный в 1991 г. 2) Конференция по энергетике, проводимая с 1991 г. для улучшения кооперации с государствами — членами IEA.
Инфраструктура: 1) «Видение и стратегия развития государств Балтийского региона» (VASAB 2010) — проект в рамках Конференции министров по пространственному развитию, осуществляемый с 1992 г. в целях развития районной планировки в Балтийском регионе.
Основываясь на таких ценностях, как развитие, устойчивость окружающей среды, свобода и солидарность, стратегия развития Балтий-
ского региона согласно программе «VASAB 2010» [30] состоит из четырех пространственных элементов:
• Города и городские сети, обеспечивающие пространственные связи (основные задачи — уменьшение пространственных различий в жилищных стандартах; содействие условиям для эффективного использования потенциальных возможностей развития с позиций сохранения окружающей среды). Городские сети включают: балтийское кольцо европейских городов; сеть балтийских городов, играющих важную роль в межбалтийской интеграции; национальные города, дополняющие сеть европейских и балтийских городов; региональные города.
• Энергетическая система и транспортные сети, содействующие интеграции и пространственным связям в Балтийском регионе и не нарушающие устойчивость окружающей среды (обеспечение доступности сервиса и возможностей для работы).
• Территории, поддерживающие динамизм и качество жизни. К таковым относятся: пограничные территории как инструмент для межнационального обмена; туристические территории; береговые зоны, требующие специального внимания; природные и культурные ландшафты особой значимости.
• Всестороннее пространственное планирование, вносящее вклад в гармонизацию и пространственные межграничные связи, содействующее координации отраслевого и регионального планирования.
Наука и образование: 1) Еврофакультет для переподготовки учителей, обучения и переподготовки специалистов в области законодательства, экономики, государственного управления. 2) Конференция ректоров балтийских университетов (CBUR), работающая с 1990 г. в целях содействия кооперации между университетами. 3) COPERNICUS — программа для содействия кооперации между вузами, координации образования и исследований. 4) Программа «Балтийский университет» для проведения телевизионных образовательных курсов. 5) Рабочая программа для государств Балтии и Восточной Европы, основанная в 1990 г. для технической помощи в области образования и переподготовки. 6) Балтийский летний университет для студентов по экономике. 7) Северная кооперация в области взрослого и основного образования, работающая с 1991 г. как программа обмена учителями и студентами.
Социальная сфера: 1) Конференция по неконтролируемой миграции вокруг Балтийского моря, созданная для усиления контроля за нелегальной миграцией. 2) Балтийская конференция по борьбе с международной преступностью. 3) Программа по переподготовке офицеров в северных и балтийских государствах.
Культура: 1) ARS Balticum — организация, основанная в 1990 г. для обмена в области культуры и искусства. 2) Конференция министров культуры балтийских государств, проводящаяся с 1993 г. для содействия в культурных обменах. 3) Балтийский центр культуры. 4) Балтийский фестиваль народного искусства. 5) Книжная ярмарка балтийских стран. 6) Ассоциация замков и музеев вокруг Балтийского моря.
Туризм и спорт: 1) Балтийская кооперация по туризму (ВТС), основанная в 1984 г. 2) Игры Балтийского моря.
76
Средства массовой информации: «Общественные радиостанции вокруг Балтийского моря» — первая встреча проведена в 1992 г. для усиления кооперации между радиостанциями.
Прочие организации: 1) Конференция но субрегиональной кооперации балгийскиx государств, проводящаяся с 1993 г. в целяx содействия кооперации между балтийскими субрегионами. 2) Союз балтиц^и* городов (UBC), основанный в 1991 г. для руководства кооперацией между городами и состоящий из ряда комиссий (но культурным связям, защите окружающей среды, телекоммуникациям, транспорту).
Как видно из перечня, программы сотрудничества в Балтийском регионе многообразны. Участие в нт помогает развитию практической кооперации, налаживанию контактов, рекламе теx или иные регионов и привлечению инвестиций. Активным участником практически всеx перечисленные организаций является Россия.
Система приграничные и трансграничные контактов в регионе Балтийского моря невероятно обширна. Трансграничное сотрудничество осуществляется в форме взаимодействия в разветвленпой сети раз-личпыx объединений, организаций, советов, союзов и т. д. Активную роль в процессе интеграции в систему трансграничные контактов в регионе играет Калининградская область. Существует множество раз-личпыx форм вовлеченносги Калининградской области в имеющуюся систему приграничпыx и трансграничпыx контактов. Условно всю совокупность данные форм можно разделить на следующие группы:
а) косвенная вовлеченность Калининградской области в проекты трансграничного взаимодействия как территории Российской Федерации. В данном случае Калининградская область рассматривается лишь как часть территории РФ и не является активным актором подобные взаимодействий. Это подразумевает не отсутствие правосубъектности (поскольку Калининградская область ею не обладает), а пассивное состояние, т.е. включенность в систему проектов, решение о принятии которые не зависит напрямую от Калининградской области. К подобным проектам можно отнести прежде всего проект «Балтийское измерение», развившийся из проекта «Северное измерение»; последний действовал в рамкаx инициативы Финляндии но созданию балтийского субрегиона в Евросоюзе. Проект «Балтийское измерение» подразумевает более широкий состав участников и включение в него северо-западные регионов России, что соответствует так называемому транснациональному сотрудничеству;
б) участие области в системе проектов, направленные на развитие инфраструктуры, энергетики, экологии, образования и т. д. К ним можно отнести проекты по развитию транспортной инфраструктуры «Виа Балтика», «Виа Ганзеатика», «Baltic Gateway», проект но развитию энергетической инфраструктуры «Baltic Energy Ring» проект стратегического развития региона Балтийского моря «VASAB 2010», образовательные проекты «Еврофакультет», «Балтийский университет» и т. д. Подобные проекты в зависимости от m целей, задач, областей применения финансируются различными структурными фондами (TACIS, PHARE, INTERREG) в рамкаx разнообразные программ, такт, как программа малые проектов TACIS, Baltic 21 и т. д.;
в) участие Калининградской области в различные организацияx, целью деятельности которые является развитие приграничного и трансграничного сотрудничества. Такими организациями на насгоя-щий момент являются Белорусско-Российский совет по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств, органов государственного управления Республики Беларусь с Калининградской областью Российской Федерации, Российско-Польский совет по сотрудничеству, Российско-Литовский совет, Совет государств Балтийского моря.
Отдельно необxодимо отметить участие Калининградской области в трансграничном сотрудничестве на уровне еврорегионов. Практика создания еврорегионов возникла вместе с развитием идеи приграничного и трансграничного сотрудничества и интеграции в Западной Европе. На данный момент еврорегионы, образно выражаясь, переросли границы Европейского союза и вовлекают в свою орбиту все большее количество участников, не вxодившиx в m состав ранее. На территории Калининградской области в настоящее время функционируют пять различные еврорегионов [19, с. 259—2б3]. Первым еврорегионом с участием Калининградской области должен был стать еврорегион «Неман», образованный б июня 1997 г. [29, s. 238 — 240]. Но из-за различные затруднений Калининградская область присоединилась к еврорегиону «Неман» позднее, чем планировалось изначально, лишь 4 апреля 2002 г. Поэтому первым регионом, появившимся на территории области, стал еврорегион «Балтика» [29, s. 240 — 241], который был основан 22 февраля 1998 г. в городе Мальборке (Республика Польша). Пока он является единственным еврорегионом на территории Калининградской области, в рамкаx которого заметна определенная динамика в развитии. Кроме еврорегионов «Балтика» и «Неман» на территории области действуют с момента своего основания еврорегионы «Сауле» (со 2 июля 1998 г.), «Лына-Лава» (с 2003 г.) и «Шешупе» (с 24 апреля 2003 г.) [28, s. 38]. Необxодимо отметить, что активно функционирует из этт еврорегионов лишь еврорегион «Балтика» (учредители с российской стороны — Ассоциация муници-пальте образований Калининградской области, администрация Калининградской области, Калининградская областная дума), в то время как остальные еврорегионы ведут себя в определенной степени пассивно (за прошедший период ни один из нт, кроме «Балтики», не реализовал ни одного крупного проекта на территории области). Что же касается еврорегиона «Балтика», то здесь были достигнуты определенные успеxи. В частности, Европейской комиссией был принят проект «Seagull-DevERB» (Стратегия развития еврорегиона «Балтика») с общим бюджетом в 1,3 млн евро [20, с. 29—39]. Национальный секретариат с российской стороны, расположенный в г. Балтийске, в свою очередь, подготовил заявку в программу малые проектов приграничного сотрудничества TACIS и получил финансирование российского компонента данной программы. В настоящее время регионы, вxодяшие в состав еврорегиона «Балтика» и другие АТЕ (административно-территориальные единицы), совместно участвуют в двуx крупные проект — но развитию транспортной инфраструктуры в регионе Балтийского моря «SEBTrans-Link» (совершенствование инфраструктуры транспортного коридора Север — Юг) и
78
«Baltic Gateway» (сотрудничество для развития транспорта и инфраструктуры в регионе Южной Балтики, направление Запад — Восток).
В контексте сложившейся в регионе геополитической ситуации дальнейшее участие области в развитии трансграничные контактов является серьезным (а возможно, и основным) потенциалом ее устойчивого развития. В этом свете важным шагом на пути развития трансграничного взаимодействия сопредельпыx регионов становится активное участие Калининградской области в системе еврорегионов [21, с. 5 — 19]. Использование совокупного потенциала всеx пяти еврорегионов на территории области способно внести огромный вклад в развитие основные отраслей (экология, инфраструктура, образование, энергетика и т. д.) и далее позитивно повлиять на развитие экономики области в целом. Кроме того, это позволило бы продолжить формирование и развитие позитивного имиджа Калининградской области в глазаx ее соседей и улучшить инвестиционный климат в регионе.
Альтернативой росту напряженности на континенте может быть только курс на создание такой системы взаимодействия (прежде всего экономического) европейскт государств, которая, во-нервые, оxваты-вала бы не только все страны в целом, но и отдельные регионы Европы, и не противопоставляла бы друг другу ее восточную и западную части и, во-вторые, ориентировалась бы не на наращивание усилий в области обороны (индивидуальной или совместной в рамкаx группы стран, в том числе и вновь вступивши в НАТО), а на ослабление и устранение угрозы возникновения военные конфликтов. Только этот путь позволяет избавиться от взаимные опасений и страxов, снять с повестки дня вопрос о возможности военного конфликта и необxодимости готовиться к его предотвращению, снизить уровень военного противостояния, найти взаимоприемлемые решения проблем, связанные с асимметрией военные потенциалов в отдельные регионаx и m неодинаковой географической конфигурацией.
Что касается России, то она постоянно демонстрирует стремление к отказу от попыток усиления свот позиций за счет интересов противоположной стороны, выступает за обеспечение безопасности не только в общеевропейски масштабаx, но и в рамкаx ее отдельные регионов. На достижение этой цели направлено взаимодействие России и ЕС, в том числе трансграничное сотрудничество в регионе Балтийского моря.
Список литературы
1. Бусыгина И.М. Российские регионы в международном сотрудничестве // Современные международные отношения и мировая политика М., 2004. Гл. 38.
2. Калининградская область: стратегия сотрудничества / Администрация Калининградской области. М., 2004.
3. Кузьмин В.М. Деятельность местныге партийные организаций по развитию приграничного сотрудничества как формы интернационального воспита-пия масс (па примере связей между СССР и ПНР) // Идеологическая работа партии как фактор развития трудовой и общественно-политической активности масс. Калининград, 1987.
4. Practical Guide to Cross-border Cooperation, third ed. (2000) [Электронный ресурс]. http://www.aebr.net/publikationen/ (Сайт Ассоциации европейских приграничных регионов).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 196-р от 9 февр. 2001 г. «Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации».
6. Van der Velde В., Martin R. So many regions, so many borders. A behavioural approach in the analysis of border effects. Paper prepared for the 37th European Congress of the European Regional Science Association, Rome, Italy, August 26 — 29, 1997.
7. Клемешев А.П. Российский эксклав в условиях глобализации: Монография. Калининград, 2004.
8. Межевич Н.М. Этнонациональная реидентификация на постсоветском пространстве и перспективы эволюции политической карты региона // Исследования международных отношений: Сб. ст. СПб., 2004. С. 164 — 165.
9. Чекалина Т.Н. Регион и регионализация. Трансграничные регионы (Подход скандинавских авторов) // Регион сотрудничества. Вып. 17 (42): Регион в условиях глобализации. Калининград, 2004. С. 16 — 31.
10. Leksykon politologii. Wroclaw, 2003.
11. Насыров И.Р. Международная деятельность субъектов на современном этапе // Казанский федералист. 2002. № 3; [Электронный ресурс]. http:// www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n3/stat2/
12. Дацтв Р. Трансграничные экономические связи Карпатского Еврорегиона и их эффективность [Электронный ресурс]. www.euukraine.kharkov.ua; http://www.academy-go.ru/Site/RussiaEC / Publications/ Dackiv.shtml/
13. Перстнева Н. Трансграничное сотрудничество, или украинский опыт еврорегионов // Зеркало недели. 2000. № 28 (301). 15 — 21 июля; [Электронный ресурс]. http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/301/27823/
14. Масюков М.А. Белорусские еврорегионы как инструмент сотрудничества в контексте расширения Европейского союза [Электронный ресурс]. http://www.centis.bsu.by/rus/y2003/m1.htm/
15. What is a Euroregion? Council of Europe [Электронный ресурс]. http://www.coe.int/
16. Association of European Border Regions [Электронный ресурс]. http://www.aebr.net/
17. Федоров Г.М., Зверев Ю.М., Корнеевец В.С. Российский эксклав на Балтике: Калининградская область в балтийском экономическом пространстве. Калининград, 1997.
18. Korneyevets V. Kaliningrad region and the Cooperation in the Baltic region // Российская Балтика: приграничное сотрудничество. Калининград, 2004. Ч. 1.
19. Клемешев А.П. Российский эксклав: преодоление конфликтогенности. СПб., 2005.
20. Кошелев В.Н. Еврорегион «Балтика» как инструмент развития приграничного сотрудничества в юго-восточной части Балтийского моря // Российская Балтика: приграничное сотрудничество / Под общ. ред. А.П. Клемешева. Калининград, 2004. Ч. 1.
21. Кузнецов А.В. Российское участие в еврорегионах // Регион сотрудничества. Вып. 4 (29): Новые пространственные формы организации экономики. Калининград, 2004.
22. Материалы к круглому столу «Приграничное и трансграничное сотрудничество в экономике и политике России» [Электронный ресурс]. http://www. gtnews.ru/cgi/news/view.cgi?goto=6854
23. Проект «Еврорегион "Карелия" как инструмент гражданского общества» (TSP/RK/0003/010) [Электронный ресурс]. http://www.karelia.rusitedescription.html/
24. Скот Дж. Стимулирование кооперации: могут ли еврорегионы стать мостами коммуникации [Электронный ресурс]. http://zvezda.ru/europa/modules. php?op=modload&name=News&file=article&sid=230
80
25. Bache Ian. The Politics of the EU Regional Policy [Электронный ресурс]. http://zvezda.ru/europa/ modules.php?op=modload&name=News&file=article &sid=230
26. Улахович В. Еврорегионы: белорусские перспективы [Электронный ресурс]. http://zvezda.ru/europa/ modules.php?op=modload&name=News&file= article&sid=230
27. Левицкая В. Львов принимает гостей [Электронный ресурс]. http:// zvezda.ru/europa/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=230
28. Anisiewicz R. Wspolpraca transgraniczna pomigdzy wojewodztwem pomorskim, warminsko-mazurskim a obwodem kaliningradzkim w swietle zawartych umow / / Rozwoj regionalny na obszarze transgranicznym polnocno-wschodniej Polski i obwodu kaliningradzkiego: Informator dla samorzandow i organizacji pozarzeidowych / Pod red. T. Palmowskiego. Gdynia; Pelpelin, 2004.
29. Slowinska В. Znaczenie wspolpracy transgranicznej w podnoszeniu konkurencyjnosci pogranicza migdzy Uni^ Europejskei a Rosj^ // Konkurencyjnosc regionu w okresie przechodzenia do gospodarki rynkowej. Migdzynarodowa analiza porownawcza: Bialorus, Litwa, Lotwa i Polska / Pod red. W. Kosiedowskiego. Torun, 2004.
30. Vision and Strategies around the Baltic Sea 2010 // MATROS Seminar Report. Gdansk: VASAB Secretariat, 2000.
Об авторе
В.М. Кузьмин — канд. ист. наук, доц., РГУ им. И. Канта, [email protected].
УДК 316.4
А.М. Карпенко
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рассматриваются основные положения социально-
психологического подхода к исследованию социальной идентичности. Показана возможность его применения для анализа политических процессов регионализации европейского пространства.
The paper discusses the issues of social identity from the standpoint of social psychology approach as applied to the study of European regionalization.
1. Социально-психологический подход к исследованию идентичности: общие положения
Социально-психологический подход к исследованию идентичности начал развиваться в рамках когнитивной психологии. Самая признанная