DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_105 УДК 340.1
СЕТЕВОЕ ПРАВО, КАК НОВОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, СОЗДАЮЩЕЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ СЕТЕВОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) NETWORK LAW AS A NEW PROMISING DIRECTION OF LEGAL REGULATION THAT CREATES CONDITIONS FOR THE EMERGENCE OF ONLINE JURISPRUDENCE (CONTINUED) ЧЕРВЯКОВ Михаил Эдуардович,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой судебных экспертиз Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: mc256gt@gmail.com;
ВЛАСОВ Валерий Александрович,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, доцент кафедры государственного и муниципального управления Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: vav.70@mail.ru;
CHERVYAKOV Mikhail Eduardovich,
PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Forensic Examinations Krasnoyarsk State Agrarian University. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: mc256gt@gmail.com;
VLASOV Valery Alexandrovich,
Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Land Law and Environmental Expertise
Krasnoyarsk State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure
Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Associate Professor of the Department of Public and Municipal Administration
Siberian Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia, full member
of the Russian Academy of Emergency Situations, member of the RAEN, member of the RAYUN,
member of the Public Chamber of Krasnoyarsk, member of the Council of the Krasnoyarsk regional branch
of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia".
660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90.
E-mail: vav.70@mail.ru
Краткая аннотация. В настоящем исследовании авторами предпринята попытка обозначить область регулирования новой отрасли правовых норм, которую по аналогии с установившимися понятиями «сетевое общество» и сетевое государство» в современной научной литературе обозначают словосочетанием «сетевое право». Гармония в правовом регулировании системного упорядочения сетевого права должна обеспечиваться посредством юридических средств и методов отношений, возникающих в социуме в связи с массовым распространением информационных технологий. Сетевое право представляет собой не только цифровые технологии, но и новые научные, законотворческие и практические направления в юриспруденции и в экономической деятельности (начало в предыдущем номере).
Abstract: In this study, the authors have made an attempt to outline the area of regulation of a new branch of legal norms, which, by analogy with the established concepts of "network society" and "network state, " in modern scientific literature is designated by the phrase "network law. " Harmony in the legal regulation of the systemic ordering of network law must be ensured through legal means and methods of relations that arise in society in connection with the massive spread of information technologies. Network law represents not only digital technologies, but also new scientific, legislative and practical directions in jurisprudence and economic activity (beginning in the previous issue).
Ключевые слова: отрасль права, сетевая юриспруденция, сетевое право, предмет сетевого права, информационное право, сетевое общество, информационные процессы, информационно-коммуникационные сети, предмет правового регулирования, электронные вычислительные машины, сеть Интернет, социальные связи.
Keywords: branch of law, network jurisprudence, network law, subject of network law, information law, network society, information processes, information and communication networks, subject of legal regulation, electronic computers, Internet, social connections.
Для цитирования: Червяков М.Э., Власов В.А. Сетевое право, как новое перспективное направление правового регулирования, создающее условия для появления сетевой юриспруденции (продолжение) // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 105107. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_105.
For citation: Chervyakov M.E., Vlasov V.A. Network law as a new promising direction of legal regulation that creates conditions for the emergence of online jurisprudence (continued) // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 105-107. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_105.
Статья поступила в редакцию: 20.09.2023
Акцентирование внимания и сосредоточение регулирующих усилий на каком-то одном элементе информационной деятельности не означает что только один этот элемент и есть единственная сторона деятельности, которую регулирует норма или совокупность норм права двух взаимосвязанных отраслей. Юридическое правило содержит в себе модель деятельности целиком со всеми ее элементами, что, однако не исключает концентрацию внимания законодателя на одном или нескольких входящих в нее составных частей. По всей видимости, так происходит всегда, когда направления юридического воздействия нуждаются в разделении, но при этом они не могут существовать друг без друга. Объективным основанием для дифференциации в этом случае являются, во-первых, многоэлементная структура самой деятельности, выделение в ней системно связанных, но не сводимых друг к другу, существующих как вполне самостоятельные образования структурных элементов; во-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)
вторых, достаточно сложная структура самих этих элементов, прежде всего объектов и целей деятельности.
Не ставя перед собой задачу дальнейшей конкретизации объекта и целей информационной деятельности отметим что уже на уровне их непосредственного существования (система имеющихся знаний) явно можно выделить десятки подвидов информации, разделение которых на отдельные группы обусловлено соответствующим разделением базовых видов деятельности, которые обслуживаются, а более точно - становятся возможными - только благодаря бесперебойному осуществлению самих информационных процессов. Очевидно, что структурная сложность объекта и целей должна каким-то образом отражаться на структуре предмета и средств деятельностной активности человека, что предполагает появление такой же сложности внутри системы юридических норм, формирующих нормативные образы предмета, содержания совершаемых действий, методов и средств их осуществления и т.д.
Попытаемся теперь кратко обозначить основные направления правового воздействия, осуществляемого при помощи норм информационного права - с одной стороны, и сетевого - с другой.
Локализуя внимание на предмете информационной деятельности, нормы информационного права регулируют следующий комплекс взаимосвязанных вопросов: юридическое закрепление основных понятий в области информационной деятельности; установление правовых критериев отграничения одного вида информации от другой; установление специфического правового режима каждого вида информации; описание основных видов информационных процессов; описание юридических процедур, сопровождающих процессы распространения, получения, хранения и использования информации; установление правовых связей (через систему бланкетных и отсылочных норм) с нормами других отраслей права, которые определяют социальное предназначение различных информационных массивов и предусматривают меры ответственности за нарушение установленного порядка хранения и обмена информацией [2]
Следует отметить, что структура предмета информационного права достаточно подробно исследована в юридической литературе. Так, Л.П. Коваленко выделяет в нем не менее 20 составляющих - отдельных групп общественных отношений, образующих содержание информационный деятельности на уровне подробного юридического описания и характеристики ее предмета, а также определения порядка и условий взаимодействия с этим предметом различных субъектов информационного процесса (процессов) [5].
В отличие от информационного, сетевое право основное усилие своих регулирующих воздействий направляет на установление порядка, правил, процедур взаимодействия между людьми в связи с использованием ими конкретных технических средств реализации информационных процессов. В качестве этих средств выступает одно из наиболее быстродействующих и в то же время широко доступное каждому члену информационного общества изобретение второй половины XX века - электронные компьютерные сети. Взаимодействия, регулируемые нормами сетевого права, так же являются структурными элементами социального института, который мы называем «информационная деятельность». Однако регулирование этого института осуществляется не столько в направлении установления статуса предмета, сколько в определении правовых режимов применения компьютерных методов и средств осуществления деятельности по получению, хранению, обработке и передачи информационных сообщений.
В силу относительной не давности существования концепции сетевого права предмет этой отрасли исследован не столь подробно, как предмет информационного права. В работах, которые так или иначе раскрывают этот вопрос, структурные составляющие предмета либо вообще не выделяются, либо выделяются, но при это недостаточно четко, без указания пусть и в общих чертах, критериев его разграничения с нормами других отраслей права [6; 9; 12].
Не ставя перед собой задачу описать все составляющие предмета сетевого права, выскажем следующее соображение. В силу неразрывной связи между информационным и сетевым правом структура предмета последнего может быть в первом приближении рассмотрена как подобная структуре предмета информационного права. Используя метод аналогии, считаем возможным выделить в предмете сетевого права следующие области нормативно-правого воздействия: юридическое закрепление основных понятий (официальные наименования используемых технических средств); юридическую классификацию сетей компьютерной связи; определение правовых и технических режимов функционирование компьютерных сетей; определение условий и порядка получения информации, хранящейся в компьютерных сетях и передаваемая пользователям в целях осуществления базовых видов социальной деятельности (включающих в себя информационную как свой неотъемлемый структурный элемент - производство, товарный обмен, административное управление, обеспечение безопасности и т.п.); установление связей с нормами других отраслей права, реализация которых допускает а в некоторых случаях требует использования сетевых компьютерных инструментов в качестве средства осуществления прав и исполнения обязанностей участников общественных отношений (трудовых, финансовых, административных, гражданско-правовых , отношений по социальному обеспечению и др.).
Считаем, что нормами сетевого права должны быть установлены определенные пределы, за которые не должны заступать действия по внедрению сетевых компьютерных средств в процессы осуществления тех или иных сторон общественной жизни. То, что этот вопрос может быть весьма актуальным, показала недавняя история с попыткой внедрения электронных паспортов здоровья для граждан, прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 [13]. Причиной возникнувшего тогда спора стало нежелание ряда людей проходить процедуру вакцинации, с чем был связан возможный запрет на посещение различных общественных мест: магазинов, предприятий общественного питания, развлекательных заведений и т.п. Разумеется, подоплека подобных разногласий находилась в области применения норм административного права и была связана с различным отношением граждан к предпринимаемым государством мерам борьбы с распространением опасного вирусного заболевания. Однако нельзя не признать, что сама возможность повсеместной реализации запретов на свободу передвижения стала возможным благодаря использованию электронной системы ОК-кодов, представляющих собой одно из множества возможных вариантов осуществления контроля за поведением индивидов с использованием электронных сетевых средств. По мере расширения следящих возможностей ком-
пьютерных устройств, объединенных в единую сеть, неизбежно встанет вопрос о том насколько допустимо использование этих высокотехнологичных вычислительных комплексов в целях контроля за поведением людей, отслеживанием обстоятельств совершения или не совершения людьми тех или иных действий, фиксацией их мнения по поводу актуальных проблем общественной жизни.
Разумеется, решение этих и других вопросов выходит за пределы собственно сетевого права и требует тщательной проработки норм других отраслей права, прежде всего конституционного, которое и закрепляет право граждан на свободу передвижения, неприкосновенность частной жизни, право на получение информации и т.п. Однако, определившись с параметрами базовых видов деятельности и установив, до каких пределов могут быть ограничены права и свободы граждан, законодатель с необходимостью должен будет задуматься о технической стороне реализации принятых правовых норм, и поскольку речь в данном случае будет идти о контроле за поведением людей при помощи компьютерных сетей и терминалов электронной информации, определить правила и условия применения этих средств в целях осуществления социального контроля.
Действуя в этом направлении, законодатель вынужден будет в числе прочих принимать также и нормы сетевого права. Содержание вновь принимаемых норм должно будет корреспондировать нормам профилирующих отраслей российского права - конституционного, административного, гражданского, уголовного и др., и раскрывать особенности реализации положений этих отраслей в связи с использованием участниками общественных отношений сетевых средств хранения и обработки электронной компьютерной информации. Одновременно с принятием соответствующего массива правовых норм законодателю необходимо будет обеспечить создание материально-технических предпосылок реализации сетевых компьютерных процедур, при помощи которых будут реализовываться нормы сетевого, а вместе с ними и других органически связанных с сетевым, норм базовых отраслей базовых отраслей российского права.
Как уже сейчас может догадаться, этот процесс не будет простым и займет многие годы. Однако, когда начнется очередной этап его практического осуществления, у всех участников этой деятельности скорее всего, не останется уже никаких сомнений в том, что сетевое право действительно существует, имеет свой предмет, субъектный состав и механизмы реализации. При этом с достаточной четкость высветится и главная задача сетевого права - обеспечить необходимую гармонию в регулировании сложной и многообразной системы общественных отношений, возникающих по словам автора концепции сетевого права Л.В. Голоскокова «в электронных сетях различных видов и (или) с помощью электронных сетей».
Подводя итог, авторы настоящего исследования, убеждены в том, что гармония в правовом регулировании системного упорядочения сетевого права должна обеспечиваться посредством юридических средств и методов отношений, возникающих в социуме в связи с массовым распространением информационных технологий. Более того, сетевое право представляет собой не только цифровые технологии, но и новые научные, законотворческие и практические направления в юриспруденции и в экономической деятельности.
Библиография:
1. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / Отв. ред. Л.Л. Попов. - М.: РГ-Пресс, 2015. - 568 с.
2. Бачило, И.Л. Информационное право: учебник для вузов / И.Л. Бачило. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 419 с. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
3. Винниченко, Ю.В. О соотношении гражданского и экономического оборота / Ю.В. Винниченко // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т . 5. - № 25. - С. 879-887.
4. Герт, В.А. Деятельностный подход: этапы и перспективы развития / В.А. Герт // Педагогическое образование в России. - 2014. № 11. - С. 36-42.
5. Коваленко, Л.П. Некоторые вопросы относительно определения понятия предмета информационного права [Электронный ресурс] / Л.П. Коваленко. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/nekotorye-voprosy-otnositelno-opredeleniya-predmeta-informatsionnogo-prava-1 (дата обращения: 04.02.2023).
6. Мажорина, М.В. Право сетевого общества, и проблема управления гибридностью / М.В. Мажорина // Lex russica (Русский закон). - 2020. - Т. 73. - № 9. - С. 108-118.
7. Манохин, В.М. Отраслевой принцип в государственном управлении / В.М. Манохин // Вестник Саратовский государственной юридической академии. - 2012. -№ 3. - С. 80-83.
8. Провалинский, Д.И. Теория государства и права в таблицах и схемах: учебное пособие для студентов, магистрантов и аспирантов / Д.И. Провалинский. - Казань: Бук, 2020. - 510 с.
9. Пучков, О.А. Новые информационные технологии и некоторые вопросы трансформации современного законодательства: политические и правовые проблемы / О.А. Пучков // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - № 3. - С. 240-244.
10. Тихомиров, В.П. Введение в информационный бизнес / В.П. Т ихомиров, О.В. Голосов, С.А. Охрименко, В.П. Божко, и др. / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хо-рошилова. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 240 с.
11. Ульянов, А.В. О гражданско-правовой охране интересов субъекта правоожиданий / А.В. Ульянов // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 8(81). - С. 87-98.
12. Шафиков, Ю.С. Сетевое право - востребованное направление науки / Ю.С. Шафиков // Вестник магистратуры. - 2014. - № 12(39). - Т. III. - С. 159-161.
13. Шутова, М.И. Цифровой паспорт здоровья: этические и правовые проблемы / М.И. Шутова // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2021. - № 2(44) - С. 236-241.
References:
1. Administrative law of the Russian Federation: textbook for bachelors / Ed. by L.L. Popov. - M.: RG-Press, 2015. - 568 p.
2. Bachilo, I.L. Information law: textbook for universities / I.L. Bachilo. - 5th ed., reprint. and additional. - M.: Yurayt Publishing House, 2021. - 419 p. - Text: electronic // EBS Yurayt [website].
3. Vinnichenko, Yu.V. On the ratio of civil and economic turnover / Yu.V. Vinnichenko // Proceedings of the Irkutsk State Academy of Economics. - 2015. - vol. 5. - No. 25. - pp. 879-887.
4. Gert, V.A. Activity approach: stages and prospects of development / V.A. Gert // Pedagogical education in Russia. - 2014. No. 11. - pp. 36-42.
5. Kovalenko, L.P. Some questions regarding the definition of the concept of the subject of information law [Electronic resource] / L.P. Kovalenko. - The electron. text data. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-otnositelno-opredeleniya-predmeta-informatsionnogo-prava-1 (date of application: 02/04/2023).
6. Mazhorina, M.V. The law of the network society, and the problem of hybridity management / M.V. Mazhorina // Lex russica (Russian law). - 2020. - Vol. 73. - No. 9. -
pp. 108-118.
7. Manokhin, V.M. Sectoral principle in public administration / V.M. Manokhin // Bulletin of the Saratov State Law Academy. - 2012. - No. 3. - pp. 80-83.
8. Provalinsky, D.I. Theory of State and law in tables and diagrams: a textbook for students, undergraduates and postgraduates / D.I. Provalinsky. Kazan: Buk, 2020. - 510 p.
9. Puchkov, O.A. New information technologies and some issues of transformation of modern legislation: political and legal problems / O.A. Puchkov // Problems of economics and legal practice. - 2019. - No. 3. - pp. 240-244.
10. Tikhomirov, V.P. Introduction to information business / V.P. Tikhomirov, O.V. Golos, S.A. Okhrimenko, V.P. Bozhko, etc. / Edited by V.P. Tikhomirov, A.V. Khoroshi-lov. - M.: Finance and Statistics, 1996. - 240 p.
11. Ulyanov, A.V. On the civil protection of the interests of the subject of legal expectations / A.V. Ulyanov // Actual problems of Russian law. - 2017. - № 8(81). - Pp. 87-98.
12. Shafikov, Yu.S. Network law - a popular field of science / Yu.S. Shafikov // Bulletin of the magistracy. - 2014. - № 12(39). - Vol. III. - pp. 159-161.
13. Shutova, M.I. Digital passport of health: ethical and legal problems / M.I. Shutova // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2021. - № 2(44) - Pp. 236-241.