Научная статья на тему 'Сетевая организация деятельности региональной системы повышения квалификации работников образования'

Сетевая организация деятельности региональной системы повышения квалификации работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова Е. Н.

Статья посвящена проблемам сетевой организации деятельности региональной системы повышения квалификации работников образования. Автором раскрыты основные модели ресурсных центров, дана характеристика методических сетей и сетевых профессиональных сообществ, обеспечивающих сопровождение профессионального развития педагогических и управленческих кадров в Алтайском крае и способствующих становлению открытого образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жаркова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевая организация деятельности региональной системы повышения квалификации работников образования»

Вместе с тем, всестороннее представление о процессе развития интеллектуальной инициативы младших школьников может быть достигнуто в том случае, если будут определены возрастные возможности младших школьников, раскрыта система сложной взаимосвязи составляющих данное качество личности, описаны различные его проявления.

Список литературы:

1. Белорукова Е.М. Педагогические условия развития интеллектуальной инициативы младших школьников. Дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2006. - 305 с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: ACADEMA, 2002. - 318 с.

3.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.-Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. - 350 с.

4.Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: Избр. труды / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.-Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК», 1997. - 448 с.

5. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: ACADEMA, 2002. - 454 с.

6. Поддьяков H.H. Развитие ребёнка-дошкольника // Педагогика. -1996. - № 5. - С. 15-19.

7. Пушкин В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности // Вопросы психологии. - 1977. - № 5. - С. 74-87.

8. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна, Акад. пед и социальных наук, Моск. психолого-социальный ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 414 с.

СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

© Жаркова Е.Н.*

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, г. Барнаул

Статья посвящена проблемам сетевой организации деятельности региональной системы повышения квалификации работников образования. Автором раскрыты основные модели ресурсных центров, дана характеристика методических сетей и сетевых профессиональных сообществ, обеспечивающих сопровождение профессионального развития

* Проректор по учебно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент.

педагогических и управленческих кадров в Алтайском крае и способствующих становлению открытого образовательного пространства.

Формирование единой образовательной информационной среды как платформы для развития образовательных сетей и сетевых профессиональных сообществ в региональной системе повышения квалификации работников образования (далее - СПКРО) Алтайского края началось в первой половине 90-х гг. прошлого столетия, когда на базе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (далее - АКИПКРО) была создана Региональная образовательная сеть Алтая (далее - РОСА) в целях повышения эффективности обмена информацией между образовательными учреждениями и организациями, органами управления образованием, а также организациями, занимающимися развитием системы телекоммуникаций в регионе.

РОСА как сервисная служба положила начало созданию тематических виртуальных библиотек для различных категорий педагогов, формированию информационной базы передового педагогического опыта и других материалов, распространению информационных ресурсов среди пользователей РОСА, что в значительной мере снизило остроту проблемы дефицита информации (особенно для педагогов сельских районов края).

В начале 2000-х гг. в соответствии с государственным контрактом № 1924 в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» на базе АКИПКРО был открыт Региональный центр дистанционного образования (далее -РЦДО), который существенно расширил спектр направлений деятельности и партнеров в решении задач развития системы повышения квалификации в области ИКТ. Наиболее значимым результатом работы РЦДО АКИПКРО в течение последующих лет стало создание сети муниципальных центров дистанционного обучения: в среднем на их базе с участием высококвалифицированных учителей-практиков обучается до 120 педагогов в год.

В рамках этого проекта специалистами АКИПКРО наработан, апробирован и оформлен интересный опыт оперативной и массовой организации повышения квалификации педагогов, прежде всего, в области использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности, развития информационной культуры как одной из ключевых профессиональных компетенций, ИКТ как средства диссеминации инновационного опыта победителей ПНПО.

Отдельную ценность представляют институализированные на краевом уровне модели функционирования ресурсных центров АКИПКРО, разработки в области нормативного правового обеспечения их деятельности, отбор возможных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых ресурсными центрами, отработанные процедуры взаимодействия ресурсных центров с институтом и другими сетевыми партнерами.

Анализ опыта и результатов работы АКИПКРО по созданию и развитию этой сети был представлен в 2006 г. на Всероссийском семинаре проректоров ИПК по учебно-методической работе по теме «Развитие сети муниципальных ресурсных центров дистанционного образования АКИПКРО», который был организован институтом совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Ассоциацией учреждений дополнительного профессионального образования Сибирского федерального округа.

Именно эта сеть института в условиях постоянного усиления материально-технических и технологических характеристик ресурсных центров, отработки организационных и нормативно-правовых механизмов тьюто-ринга, обновления программ подготовки тьюторов обеспечивает продвижение педагогического сообщества в освоении информационных технологий. Благодаря этой сети АКИПКРО активно поддерживает все инициативы Академии повышения квалификации в организации сетевых событий, проведении видеоконференций и т.д.

Благодаря конкурсам приоритетного национального проекта «Образование» в этой сети появились новые ресурсные центры АКИПКРО, открытые на базе школ-победителей. Одним из самых значимых для развития краевой системы образования эффектов ПНПО стало осмысление руководителями общеобразовательных учреждений стратегически важных вопросов: «В чем назначение сети, объединяющей школы-победители ПНПО в краевой системе образования? Какова роль руководителей органов управления образованием в развитии этой сети? Каковы эффекты сетевого взаимодействия школ-победителей друг с другом и с другими общеобразовательными учреждениями?».

С учетом реализуемых в крае целевых программ и проектов различных уровней среди актуальных направлений работы ресурсных центров определены следующие:

1. организационно-методическое сопровождение повышения квалификации по программам:

- подготовка учителей к использованию ИКТ в образовательном процессе;

- подготовка учителей-предметников и учителей информатики к ведению Pil-курсов Майкрософт;

- подготовка учителей к использованию программы Net school;

- подготовка управленческих кадров к использованию программы «Сетевой район»;

- диссеминация инновационного опыта внутришкольного управления.

2. техническое и (или) методическое сопровождение сетевой работы педагогов в Региональном разделе ГТМ-портала;

3. техническое и (или) методическое сопровождение участия педагогов в Интернет-конференциях, организованных на ГТО-портале и АКИПКРО;

4. техническое и (или) методическое обеспечение общественной экспертизы эффективности сетевой работы на 1Т1Ч-портале с точки зрения профессионального развития педагогов;

5. продвижение информационно-образовательных ресурсов АКИПКРО, победителей профессиональных конкурсов и выставок в общеобразовательные учреждения через сеть школьных библиотек и медиацентров.

В соответствии с ресурсными возможностями конкретного центра действуют следующие моделиресурсных центров:

- учебный центр;

- консультационный центр;

- информационно-аналитический центр;

- сервисный центр.

Каждую модель ресурсного центра отличают свои сущностные характеристики.

Назначение Учебного центра на базе школы-победителя - организация и участие в проведении курсов повышения квалификации. Необходимые позиции тьюторской команды: организатор(ы) курсов; преподаватели; методисты) РЦДО АКИПКРО.

Целевые индикаторы и показатели деятельности Учебного центра:

- доля педагогов (от общего числа обученных в Центре), прошедших обучение на базе ресурсного центра за счет средств краевого бюджета;

- доля педагогов (от общего числа обученных в Центре), приступивших к использованию освоенных программ в реальной практике;

- доля педагогов, обобщивших опыт использования освоенных программ (внутришкольный, муниципальный, краевой уровни).

Назначение Консультационного центра на базе школы-лидера - сопровождение работы педагогов и управленцев в Сети (ГТМ-портал, Интернет-конференция). Необходимые позиции тьюторской команды: организатор^) сетевого взаимодействия; сетевой координатор(ы); консультант(ы); сетевой координатор АКИПКРО.

Целевые индикаторы и показатели деятельности центра:

- количество педагогов, принявших участие с помощью Центра в работе сетевых сообществ ГТМ-портала;

- количество материалов, представленных педагогами на ГШ-портале;

- доля педагогов, активно и регулярно участвующих в работе ГТЫ-портала.

Назначение Информационно-аналитического центра на базе школы-лидера - обеспечение общественной экспертизы эффективности работы на ГГО-портале с точки зрения профессионального развития педагогов. Необходимые позиции тьюторской команды: организатор экспертизы; эксперт-аналитик; эксперт(ы) АКИПКРО.

Целевые индикаторы и показатели деятельности центра:

- доля педагогов, принявших участие в общественной экспертизе ресурсов ГТМ-портала (от общего числа педагогов района);

- соблюдение регулярности и периодичности проводимого мониторинга.

Назначение Сервисного центра - техническое сопровождение участия педагогов в работе ГГО-портала, Интернет-конференций; продвижение информационно-образовательных ресурсов через сеть школьных библиотек; продвижение программы «Сетевой район». Необходимые позиции тьюторской команды: координатор(ы) взаимодействия; методист-програм-мист(ы); работник(и) школьной библиотеки, медиатеки; методист-программист АКИПКРО; методист по книге АКИПКРО.

Целевые индикаторы и показатели деятельности центра:

- доля педагогов (от общего числа педагогов района), принявших участие в Интернет-конференции ГТО-портала, АКИПКРО;

- уровень технического обеспечения сетевых мероприятий (высокий, средний, низкий);

- доля школьных библиотек (от общего числа школьных библиотек в районе), включившихся в сеть регулярных получателей информационно-образовательных ресурсов;

- степень использования программы «Сетевой район».

Зоны деятельности ресурсных центров, в зависимости от содержания проектов, распространяются в одной ситуации на образовательные округа, в другой - на межмуниципальное объединение сельских районов, или муниципальную систему образования, или отдельные целевые сегменты краевой системы образования.

В условиях запуска в Алтайском крае регионального комплексного проекта модернизации образования становление школ-победителей как ресурсных центров АКИПКРО организовано в рамках проектов из области инноваций во внутришкольном управлении по следующей тематике:

- информационно-методическое сопровождение инновационных процессов в школе;

- выставочные технологии в деятельности школы;

- развитие грантовой деятельности школы;

- диссеминация инновационного опыта;

- развитие кадрового ресурса школы;

- ресурсное управление школой;

- деятельность ресурсного центра на базе школы;

- бюджет развития школы;

- бюджет развития ресурсного центра школы;

- школа как социальный партнер;

- развитие информационной среды школы;

- развитие здоровьесберегающей среды школы;

- модель внутришкольной системы оценки качества образования.

Проектируемые таким образом ресурсные центры представляют собой

открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения новых «узлов», если те способны к коммуникации в рамках данной сети. Как известно, вследствие ограниченности собственных ресурсов члены сети для достижения общих целей постоянно прибегают к политике коллективного самоограничения. Главное усилие сетевой структуры направлено на сохранение различий между отдельными партнерами (и тем самым разнообразия их ресурсов) при одновременном признании ими коллективных ценностей и стремлении к достижению общих целей путем активного включения в процессы принятия решений.

Одним из показателей эффективности работы данной саморазвивающей-ся сети являются результаты ежегодных региональных конкурсов «ИКТО».

На основе сложившихся образовательных сетей могут развиваться сетевые сообщества. Их организация более сложная. Поэтому для краевой системы образования и АКИПКРО стало актуальным и своевременным во второй половине 2000-х гг. сотрудничество с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в рамках программы корпорации Майкрософт и открытие в институте Алтайского регионального учебного центра (далее - АРУЦ).

Этот проект, как известно, направлен на обучение творческих учите-лей-предметников, имеющих опыт использования ИКТ, учителей информатики и преподавателей учреждений начального профессионального образования по ИКТ, руководителей образовательных учреждений и школьно-муниципальных методистов по информатизации образования новым информационным технологиям с использованием курсов корпорации Майкрософт. Такое обучение призвано помочь педагогам более эффективно использовать новые информационные технологии в педагогической практике и технологично представлять свой инновационный опыт, идеи и проекты развития педагогической практики.

Партнерство и сотрудничество в рамках проектов корпорации Майкрософт стало закономерным и логическим продолжением многолетней

работы АКИПКРО по выстраиванию модели сетевой системы методического сопровождения повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.

Для проведения курсовых мероприятий задействованы кадровые, информационные и технические ресурсы развернутой в крае сети муниципальных ресурсных центров дистанционного образования и Алтайского центра Федерации Интернет-образования АГУ - ведущего партнера АКИПКРО по реализации программ повышения квалификации учителей в области ИКТ.

АРУЦ реализует следующие программы проекта корпорации Майкрософт:

- элективные курсы серии «Партнерство в образовании»;

- портал «Сеть творческих учителей».

Учителя, прошедшие обучение в АРУЦ, успешно реализуют в школах края курсы серии «Партнерство в образовании»:

- учебные проекты с использованием Microsoft Office;

- персональный компьютер: настройка и техническая поддержка;

- основы компьютерных сетей;

- основы программирования на примере Visual Basic.NET.

Эффективность деятельности ресурсных центров сети ежегодно оценивается по следующим критериям:

- динамика профессионального развития тьюторского состава, его сертификация в области реализации программ повышения квалификации работников образования;

- динамика модернизации (расширения) материально-технической базы обучения;

- результативность по количественным и качественным показателям курсов повышения квалификации педагогов в области ИКТ.

Во многом благодаря проектам, направленным на развитие образовательной и методической сети, сетевых профессиональных сообществ в образовании Алтайского края происходит становление открытого образовательного пространства. Сущностные характеристики открытого образовательного пространства сформулированы Г.Н. Прозументовой [1]:

- многообразие субъектов и инициативных проектов изменения образования;

- выбор форм реализации образовательных инициатив как базовое образовательное действие;

- взаимодополнительная соорганизация субъектов инициатив и разных форм образования;

- многоуровневость образовательного пространства и форм образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дифференциация, индивидуализация образовательных целей, запросов практиков.

Принимая во внимание необходимость интегрированного подхода к решению целей и задач регионального комплексного проекта модернизации образования, АКИПКРО приступил к проектированию и развитию в крае каскадной модели сети окружных ресурсных центров информатизации образования.

Каскадная модель включает центры двух уровней:

- центры субрегионального (окружного) уровня (основой для их создания являются действующие межмуниципальные ресурсные центры АКИПКРО, в которых уже накоплен положительный опыт работы с несколькими районами);

- центры муниципального уровня (сеть муниципальных ресурсных центров АКИПКРО).

Ключевой идеей в каскадной модели сети окружных центров является следующая - не вводить новые структуры вместо эффективно действующих ресурсных центров, а вместе с сохранением действующих структур открывать дополнительные там, где есть в этом необходимость.

Ожидаемые эффекты введения каскадной модели сети окружных центров:

- минимизация затрат на развитие сети за счет интеграции имеющихся ресурсов (кадровых, организационных, материально-технических, финансово-экономических);

- оперативность процедур открытия окружных ресурсных центров информатизации образования на основе апробированного и действующего в крае нормативно-правового и организационного обеспечения их деятельности в части повышения квалификации педагогических кадров;

- интенсивное развитие сетевого взаимодействия ОУ через оперативное распространение в крае на субрегиональном (окружном) уровне уже сложившейся позитивной практики деятельности сети муниципальных ресурсных центров;

- усиление взаимодействия ресурсных центров между собой, с муниципальной методической службой районов в решении задач реструктуризации сети ОУ на основе интеграции имеющихся в округе ресурсов.

В сетевые образовательные проекты, организуемые АКИПКРО совместно с муниципальными методическими службами, включаются творческие группы педагогов, педагогические коллективы, руководители образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием, представители бизнес-сектора, обладают самостоятельной ценностью вне зависимости от того содержания, которое в ходе таких проектов изучается. В ходе проектов люди сталкиваются с серьезными социальны-

ми и межличностными проблемами, и опыт решения этих проблем значит для них в дальнейшем значительно больше, чем знание конкретной области или навыки работы на компьютере.

Все участники проекта получают возможность создавать собственное информационное пространство и пользоваться в рамках этого пространства целым рядом сервисных служб-консультации специалистов, конференции, списки рассылки, пространство для хранения больших объемов информации, достаточно уникальное оборудование.

Другой не менее важной целью совместных проектов АКИПКРО и муниципальных методических служб является актуализация общественного ресурса модернизации образования на основе организации сетевых общественных отношений и эффективной коммуникации между различными стратами региона, содействие продвижению идеи и ценностей регионального развития в массовое общественное сознание, инициирование сетевых партнерских социально-образовательных проектов. Сеть муниципальных ресурсных центров призвана способствовать восстановлению целостного контекста развития региона, вовлечению образования в более широкий социокультурный контекст и его становлению как сферы социального партнерства, привлекательной для инвестиций и общественных вкладов.

Список литературы:

1. Прозументова Г.Н. Открытое образовательное пространство и управление профессиональным развитием: процессы субъективации. -Томск: ЦПКЖК, 2002. - С. 31-41

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Зикратов В.В.*

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», г. Барнаул

В статье раскрыты организационно-педагогические принципы и условия реализации комплексных программ родительского образования в условиях начальной школы, предложена примерная структура программы.

* Заведующий кафедрой Коррекционной и специальной педагогики, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.