Научная статья на тему 'Сетевая модель дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров'

Сетевая модель дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЬ / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / СЕТЕВАЯ ФОРМА / СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА / СООБЩЕСТВО / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / САМООБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / МОДУЛИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абзалимов Рамиль Рафикович

Статья посвящена проблеме повышения квалификации педагогических кадров с использованием сетевых коммуникаций. Показана дистанционная модель повышения квалификации педагогов в форме организации сетевого сообщества учителей. С точки зрения автора данный подход к обучению педагогических кадров позволяет формировать индивидуальный маршрут развития и образования для каждого педагога, развивает самоорганизацию, расширяет диалогическое общение, обмен опытом в педагогическом сообществе. Кроме того, сетевая модель повышения квалификации способствует развитию самообразования, самоэкспертизы педагога. Предложена структура сетевой образовательной программы, анализируются условия применения ИКТ в организации повышения квалификации педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевая модель дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров»

Сетевая модель дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров

см

09 £

Б

а

2 ©

Абзалимов Рамиль Рафикович

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики, Уфимский государственный нефтяной технический университет, abzalimovrr@mail.ru

Статья посвящена проблеме повышения квалификации педагогических кадров с использованием сетевых коммуникаций. Показана дистанционная модель повышения квалификации педагогов в форме организации сетевого сообщества учителей. С точки зрения автора данный подход к обучению педагогических кадров позволяет формировать индивидуальный маршрут развития и образования для каждого педагога, развивает самоорганизацию, расширяет диалогическое общение, обмен опытом в педагогическом сообществе. Кроме того, сетевая модель повышения квалификации способствует развитию самообразования, самоэкспертизы педагога. Предложена структура сетевой образовательной программы, анализируются условия применения ИКТ в организации повышения квалификации педагогов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, сеть, сетевая модель, сетевая форма, сетевая программа, сообщество, повышение квалификации, информационно-коммуникационная среда, самообразование, стандартизация, модули, ИКТ-компетен-тность.

В настоящее время широкое распространение получает такая форма повышения квалификации как дистанционное обучение. Повышение квалификации педагогических кадров в форме дистанционного обучения предполагает самостоятельное освоение педагогом образовательных программ с последующей промежуточной и итоговой аттестацией.

Сетевое взаимодействие в повышении квалификации как педагогическая проблема ориентирует нас на изучение, разработку и создание сетевой информационно-коммуникационной среды, в которой может развиваться данная модель дистанционного обучения.

Прежде чем приступить к построению сетевой модели дистанционного обучения, нам необходимо раскрыть сущность понятия «сетевая форма организации», которая определяется как организационный тип, характеризующийся структурой свободно связанной сети принципиально равноправных и независимых участников [1].

Д. Подольны и К. Пейдж следующим образом характеризуют сетевую форму организации: «одно из основных отличий сетевой формы организации от традиционной заключается в этических или ценностных ориентациях ее участников; центральным элементом является высокий уровень доверия между участниками; нормы взаимности лежат в основе сетевой организации (в отношениях между участниками преобладают чувства взаимных обязательств и ответственности); члены сетевой организации составляют сообщество, в котором предполагается доверительное поведение и понимание нормативных стандартов» [2].

Таким образом, сеть обеспечивает сохранение различий между отдельными участниками (и тем самым разнообразия их ресурсов), при одновременном признании ими коллективных ценностей и стремлении к достижению общих целей путем активного включения в процесс совместной деятельности и объединения ресурсов.

В этих условиях, взаимодействие в сети связано с иным содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры. Взаимодействие участников образовательного процесса предстает не как традиционная иерархически организованная система, а как горизонтальная, самоорганизующаяся сеть. Доминирующие в ней связи и отношения - не субординационные, а информационные и кооперационные, партнерство и сотрудничество.

Участниками сетевого взаимодействия в сетевых программах повышения квалификации выступают педагоги, независимо от региональной принадлежности и профессиональной специализации. В повышении квалификации могут принимать участие группы педагогов, представляющие интересы образовательных учреждений как коллективные субъекты общения и деятельности в сетевой информационно-коммуникационной среде.

Профессиональные творческие группы-команды педагогов могут возникать и в процессе сетевого взаимодействия. Форми-

рование сообществ обмена опытом может стать основой развития сетевых педагогических сообществ и залогом развития информационно-коммуникационной среды дистанционного обучения системы повышения квалификации.

Значимыми участниками в сетевой информационно-коммуникационной среде повышения квалификации являются педагоги-новаторы - носители инновационного профессионального опыта, которые являются «центрами кристаллизации» сетевого взаимодействия, основными факторами - мотиваторами повышения квалификации и инициаторами совместной деятельности в сети.

Сетевое взаимодействие может стать для педагогов «мощным инструментом продвижения инновационныхобразовательных программ и создать условия для становления сетевого экспертного сообщества, способного оказывать влияние на образовательную политику» [3].

Для совместной коллективной и индивидуальной деятельности в сети должно существовать равнодоступная для всех участников общая информационно-коммуникационная среда. Данный компонент включает материальные условия, в которых организовано повышение квалификации:

■ помещения для проведения очных встреч-событий (аудитории образовательных учреждений, информационно-ресурсных центров и т.п.);

■ точки удаленного доступа, расположенные на местах проживания участников сети, для обеспечения дистанционного взаимодействия (персональные компьютеры, имеющие подключение к сети Интернет);

■ оборудование, технические средства, используемые для проведения образовательных мероприятий, средства наглядности, пособия (печатные и электронные).

Основным технологическим компонентом сетевой информационно-коммуникационной

среды повышения квалификации в модели дистанционного обучения, является индивидуальная программа повышения квалификации - структурированная программа действий педагога в сетевой информационно-коммуникационной среде повышения квалификации на некотором фиксированном промежутке времени, которая предполагает индивидуальный темп профессионально-личностного развития участника сетевого взаимодействия.

Содержательная структура индивидуальной образовательной программы основана на комбинации различных видов модулей:

■ обязательных модулей,которые предлагается освоить всем участникам взаимодействия;

■ модулей по выбору участника сети, которые входят в обязательную для выполнения часть индивидуальной образовательной программы;

■ факультативных модулей.

Соотношение между тремя

видами модулей определяется общей программой повышения квалификации. Каждый модуль обладает определенным количеством условных часов. Индивидуальная программа повышения квалификации реализуется в различных организационных формах:

■ очная часть состоит из очных сетевых событий (установочной сессии, семинаров (по выбору), итоговой рефлексивной сессии).

■ дистанционная часть - период между очными сетевыми событиями, во время которого участники обучаются и общаются опосредованно, осваивают материалы дистанционных обучающих модулей, выполняют индивидуальные задания, выстраивают профессиональное общение в сети Интернет, разрабатывают итоговые проектные квалификационные работы (индивидуальные и коллективные).

Целью установочных сессий является введение слушателей в инновационное образова-

тельное пространство сетевой информационно-коммуникационной среды повышения квалификации, предоставление им возможности ознакомиться с картой образовательных ресурсов, разнообразием инновационных практик.

С помощью полученной информации участники формируют проект индивидуальной программы повышения квалификации в рамках единой программы.

Основные сессии состоят из очных, виртуальных событий и дистанционной части повышения квалификации. Их целью является реализация субъектами взаимодействия индивидуальной программы повышения квалификации, устранение собственных профессиональных затруднений, развитие профессиональной компетентности.

Целью итоговой рефлексивной сессии является экспертиза и самоэкспертиза разработанных проектов, и самодиагностика профессиональной компетентности.

В соответствии с программой повышения квалификации в сети выстраивается деятельность. Программа стандартизируется согласно внутрисете-вым критериям.

В отличие от образовательных программ, реализуемых в традиционных структурах системы повышения квалификации, стандартизированных по формальным признакам, сетевые программы стандартизируются с учетом того, что их реализация предполагает относительную самостоятельность субъекта сетевой информационно-коммуникационной среды, готового достаточно продолжительное время находиться в режиме самообразования.

Поэтому стандарты сетевых образовательных программ повышения квалификации должны нормировать в качестве содержания образования - самообразовательную деятельность, являющуюся ядром каждой программы. Учебная составляющая сетевой программы повышения квалификации в

О £

ю

5

оо 2

см

09 £

Б

а

2 о

этом случае может становиться материалом, на котором отрабатываются способы осуществления деятельности.

Сетевые образовательные стандарты могут фиксироваться в сетевом соглашении. Таким сетевым соглашением может стать рамочный договор, определяющий отношения между участниками сети (включая стандарты материальной, финансовой, организационной обеспеченности), конфигурацию и требования к программам.

Деятельность участников повышения квалификации проявляется в сетевых событиях. Сетевое событие есть инструмент, ситуация переноса, в которой происходит взаимообогащение опыта деятельности участников сетевой информационно-коммуникационной среды повышения квалификации.

Социальный компонент сетевой информационно-коммуникационной среды повышения квалификации включает внешние факторы в виде, например, общественного мнения, как профессионального сообщества, так и других социальных институтов, причастных к деятельности системы образования, определение актуальности проблематики профессионального взаимодействия со стороны государства в области образования и т.д.

Другая составляющая социального компонента сетевой информационно-коммуникационной среды профессионально-педагогического общения -это субъектное самосознание. Субъектное самосознание — это комплекс представлений участника сетевого взаимодействия о себе как представителе профессионального педагогического сообщества, это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как субъекту общения. В отличие от других социальных групп, в группах сетевой информационно-коммуникационной среды нет строго определенных ролей и иерархической подчиненности. Группы

профессионально-педагогического общения открыты для новых участников.

В сетевой информационно-коммуникационной среде устанавливаются социальные связи, которые можно определить как совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других. Их воздействия друг на друга, это комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность в сетевых общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию.

Как было доказано, реализация образовательных программ дистанционного обучения обеспечивается самообразовательной деятельностью обучающихся. В тоже время, новые информационно-коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. С их помощью последнее в качестве активной составляющей внедряется в любой вид деятельности.

Информационные технологии трансформируют способы организации самообразования, обеспечивая доступность информации и облегчая ее поиск, в то же время предоставляя соответствующие инструментальные средства работы с ней: логические, математические, статистические и пр. Совмещенность этих процедур оптимизирует и расширяет возможности самообразовательной деятельности.

Анализ образовательных возможностей информационно-коммуникационных технологий позволили прийти к заключению, что применение ИКТ в качестве средства самообразования педагогов в системе повышения квалификации может не только интенсифицировать самообразование педагогов, но и существенно его активизировать.

Информационно-коммуникационная среда повышения

квалификации - это совокупность технологических, кадровых и организационных ресурсов информатизации образовательного пространства системы повышения квалификации, обеспечивающих использование средств ИКТ всеми участниками образовательного процесса.

Применение ИКТ как средства самообразования педагогов в системе повышения квалификации, т.е. реализация модели, будет эффективным при выполнении комплекса педагогических условий:

■ развитие информационно-коммуникационной среды системы повышения квалификации;

■ ориентация образовательного процесса в системе повышения квалификации на развитие самообразовательной деятельности педагогов средствами ИКТ;

■ осуществление перманентного педагогического содействия самообразовательной деятельности педагогов в системе повышения квалификации.

Выделяя первое условие, учитывается, что использование ИКТ в самообразовании наиболее эффективно в случае, когда сформирована информационно-коммуникационная среда системы повышения квалификации.

Причем, информатизация образовательной среды, т.е. ее насыщение ИКТ, должно происходить в следующих аспектах:

■ технологическом - оснащение аппаратными, программными и образовательными ресурсами,

■ кадровом - ИКТ-компетен-тность участников образовательного процесса, понимаемой нами как способность и готовность использовать доступные средства ИКТ в профессиональной деятельности, и

■ организационном - целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности средств ИКТ в образовательном процессе [4].

ИКТ-подготовленность пе-

дагога на уровне осведомленности является обязательным условием попадания его в ин-формационно-коммуникацион-ную среду.

Литература

1. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. -1997. -№ 3. -С. 76-81.

2. Podolny J.M., Page K.L. Network Forms of Organization // Annual Review of Sociology, 1998. - 331 p.

3. Шмис Т.Г. Разработка информационной образовательной среды на основе деятель-ностного подхода (для системы повышения квалификации педагогических кадров). Дисс. ...канд. пед. наук -Красноярск -2004 -124 с.

4. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС 2001.-224 с.

5. Абзалимов Р.Р. Методология оценки результативности образования в рамках концеп-

ции управления качеством об-разования.//Инновации и инвестиции, 2014, №6, С.240-245.

6. Абзалимов Р.Р. Проблемы управления качеством в образовательных учреждениях//Ин-новации и инвестиции, 2014, №9, С.243-247.

Network model of distance

learning in system of increase in qualification of pedagogical shots Abzalimov R.R.

Ufa state oil technical university,

abzalimovrr@mail.ru Article is devoted to a problem of professional development of pedagogical shots with use of network communications. The remote model of professional development of teachers in the form of the organization of network community of teachers is shown. From the point of view of the author this approach to training of pedagogical shots allows to form an individual route of development and education for each teacher, develops self-organization, expands dialogical communication, exchange of experience in pedagogical community. Besides, the network model of professional development promotes

development of self-education, self-examination of the teacher. The structure of the network educational program is offered, conditions of

use of ICT in the organization of professional development of teachers are analyzed.

Keywords: distance learning, network, network model, a network form, the network program, community, professional development, ин - the formational and communication environment, self-education, standardization, modules, ICT competence.

References

1. Patyurel R. Creation of network organizational structures// Problems of the theory and practice of management.-1997.-№ 3. - Page 76-81.

2. Podolny J.M., Page K.L. Network

Forms of Organization//Annual Review of Sociology, 1998. - 331 p.

3. Shmis T. G. Development of the information educational environment on the basis of activity approach (for system of professional development of pedagogical shots). Дисс. ... edging. пед. sciences -Krasnoyarsk - 2004 - 124 pages.

4. Uvarov A Yu. Cooperation in training:

group work: Educational and methodical grant. - M.: MIROS of 2001.-224 pages.

5. Abzalimov R. R. Methodology of an

assessment of effectiveness of education in a framework of the concept of quality management образования.//Innovations and investments, 2014, No. 6, S. 240-245.

6. Abzalimov R. R. Quality management

problems in educational institutions//Innovations and investment, 2014, No. 9, S. 243-247.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

Ю i

*

oo 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.