Научная статья на тему 'Сетевая медиатека как компонент образовательной среды музыкального вуза'

Сетевая медиатека как компонент образовательной среды музыкального вуза Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
455
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКА / МЕДИАРЕСУРС / ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФОНОТЕКА / НОТНИЦА / ВИДЕОТЕКА / MEDIA LIBRARY / MEDIA RESOURCE / ELECTRONIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / AUDIOFUND / NOTNITSA / VIDEOFUND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мичков Павел Александрович

В статье рассматривается специфика формирования фондов медиаресурсов в образовательной среде сферы культуры и искусства. Необходимость в применении широкого спектра типов информационных источников в сфере музыкального образования привела, с одной стороны, к расширению функций традиционных библиотек, с другой к созданию отделов в рамках образовательных учреждений, специализирующихся на хранении и предоставлении доступа к медиаконтенту информационной системы вуза. В исследовании прослеживаются этапы организации справочно-поискового аппарата медиатеки на основе анализа поисковых процедур, используемых в библиотечных системах. Излагаются принципы формирования структуры информационного архива.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article specifics of formation of funds of media resources in the educational environment of the sphere of culture and art is considered. Need for application of a wide range of types of information sources in the sphere of music education has led, on the one hand, to expansion of functions of traditional libraries, with another to creation of departments within the educational institutions specializing stored and providing access to media content of information system of higher education institution. In research stages of the organization of the help and search device of a media library on the basis of the analysis of the search procedures used in library systems are traced. The principles of formation of structure of information archive are stated.

Текст научной работы на тему «Сетевая медиатека как компонент образовательной среды музыкального вуза»

Сетевая медиатека как компонент образовательной среды музыкального вуза

Мичков Павел Александрович к. иск., преподаватель кафедры теории музыки, руководитель отдела информационных и медиаресурсов Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки ул. Советская, 31, г. Новосибирск, 630099, (383) 222-35-11 писЬкоураУ/.таП. гц

Аннотация

В статье рассматривается специфика формирования фондов медиаресурсов в образовательной среде сферы культуры и искусства. Необходимость в применении широкого спектра типов информационных источников в сфере музыкального образования привела, с одной стороны, к расширению функций традиционных библиотек, с другой - к созданию отделов в рамках образовательных учреждений, специализирующихся на хранении и предоставлении доступа к медиаконтенту информационной системы вуза. В исследовании прослеживаются этапы организации справочно-поискового аппарата медиатеки на основе анализа поисковых процедур, используемых в библиотечных системах. Излагаются принципы формирования структуры информационного архива.

In article specifics of formation of funds of media resources in the educational environment of the sphere of culture and art is considered. Need for application of a wide range of types of information sources in the sphere of music education has led, on the one hand, to expansion of functions of traditional libraries, with another - to creation of departments within the educational institutions specializing stored and providing access to media content of information system of higher education institution. In research stages of the organization of the help and search device of a media library on the basis of the analysis of the search procedures used in library systems are traced. The principles of formation of structure of information archive are stated.

Ключевые слова

медиатека, медиаресурс, электронно-образовательная среда, фонотека, нотница, видеотека

media library, media resource, electronic and educational environment, audiofund, notnitsa, videofund

Введение

Образовательные технологии в сфере искусства и культуры следуют тенденциям развития современной педагогики. Внедряются новые формы организации диалога между преподавателем и учащимися. В системе музыкального образования особую роль играют специфические информационные ресурсы мультивидового характера: нотные документы, аудио- и видеозаписи исполнений музыкальных произведений. Обозначенный комплекс информационных источников требует наличия специальной системы хранения и предоставления доступа обучающихся к подобным ресурсам.

Медиатека как специализированный информационный ресурс

К таким системам сегодня относят электронные нотницы и медиатеки. Медиатека - «собрание информационных массивов во всех форматах; библиотека, содержащая наряду с традиционными книгами электронные тексты, аудио- и видеодиски» [1, с. 120]. Собственно термин «медиатека» стал использоваться впервые во Франции в конце XX века и по отношению к деятельности публичных библиотек предполагает создание интегрированного культурного информационного пространства, в котором используются разные средства коммуникации. Попытки реализации в российских вузах электронных медиатек, содержащих информацию различного типа, ведут своё начало с середины 80-х годов XX века. На данный момент некоторые из них функционируют и активно используются. Среди них можно упомянуть электронную медиатеку Московского государственного университета [2], медиатеку Тверского государственного университета [3], Французский институт в Санкт-Петербурге [4]. Ярким примером информационного источника, характер ресурсов которого соответствует медиатеке, является сайт «Классическая музыка online» (http://classic-online.ru) (рис. 1)._

classic-online.ru вой™ Регистрация Форум |

КОМПОЗИТОРЫ ИСПОЛНИТЕЛИ

АБВГДЕЖЗИЙКЛМН0ПЕС1УФХЦЧШЩЭЮЯ АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПЕСIVФХЦЧШЩЭ ЮЯ

ТОП 100 t ПО СТРАНАМ S ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ S ФИЛЬМЫ t КНИГИ

ТОП 100 i ФИЛЬМЫ t КОНЦЕРТЫ i МК/ ИНСТРУМЕНТЫ S КОЛЛЕКТИВЫ i книги

Рихард. Вагнер —Тещалогня 'Кольцо НиЯепунгов' (II): опера Валькирия' WWV 86Ь Оркестр Байоойтского фестиваля Йозеф Каипьберт (дирижер) Регина Резник Ханс Xotmnej) (баритон) Йозеф Грайндпь (бас)

Арам Ильич Хачатщян — «Поэма о Сталине (Песня ашуга)» для смешанного хора и оркестра (193В) Государственный акаделшчес.кий русский хор СССР Государственный ахадемычесхий симфонический оркестр СССР Александр Гаук (дирижер) Нихопай Данилин (хоровой дирижёр)

Aram Khachaturian: рдат tojllalin /f

Fists, fio-s-si-rei-sse - Eriks Schubert.

о и а %,„ ö

Рейна* (i;;i'j)iüit VWW 86a

.V-: :; i ■ : - jЬеа?шйдпя

ЙраыЬ Кайпьберт {дирижер)

Ханс Хоятео {баритон)

Рис. 1. Медиатека «Классическая музыка online»

Интересен факт, что создание первой музыкальной медиатеки принадлежит французам. Первый проект подобного рода был создан при исследовательском центре Пьера Булеза IRCAM. Следует отметить, что в настоящее время подобные формы находятся на стадии начального формирования и предварительного наполнения содержанием. Это вызвано рядом причин:

• во-первых, это информационная специфичность баз данных электронных нотниц и медиатек;

• во-вторых, не разработаны унифицированные принципы сбора, обработки и хранения источников музыкальной информации, и, наконец, не выработан правовой фундамент для предоставления доступа к материалам подобных фондов.

Возникновение электронных нотниц и медиатек связано с тем, что параллельно с развитием традиционного книгоиздания всё ярче проявляют себя

процессы формирования фондов электронных документов [5]. На практике, в частности, в образовательном процессе это выражается в организации централизованных комплексных электронно-библиотечных систем (далее - ЭБС). Поскольку этот термин в основном используется применительно к базам данных образовательных электронных ресурсов, то очевидна спаянность между фондами ЭБС и информационной деятельностью библиотек учебных заведений.

Между тем, сфера потенциальных пользователей ресурсами фонда электронных документов значительно шире, она не ограничивается кругом обучающихся в учебном заведении. В сфере музыкального искусства в неё включены музыканты-исполнители, использующие электронные нотные партитуры в концертной практике.

Электронные нотницы содержат в своих фондах ноты, представленные в электронном виде. Как правило, эти документы являют собой файл оригинал-макета издания, либо сканированные изображения с бумажного носителя, поэтому для их трансляции необходимы определённые устройства.

Можно заметить, что среди зарубежных музыкальных коллективов, включение в свою деятельность электронных партитур и технических средств для отображения нотного текста становится рядовым явлением. Некоторые европейские симфонические оркестры переходят на чтение нотного текста не с традиционной печатной партитуры, а с экрана планшетного компьютера. К примеру, симфонический оркестр Брюссельской филармонии уже не один сезон анонсирует программы, применяя в своей практике эту новую технологию. Существуют разные, подчас диаметрально противоположные мнения насчёт чтения нот в электронном виде с панели планшета. Противники указывают на зависимость от энергоресурсов, мелкий размер нотного текста, невозможность внесения пометок, наконец, обезличивание самого процесса вневременного контакта музыканта с композитором. Между тем, большинство проблем технического характера уже решены, либо находятся на стадии осуществления в новых версиях программного и аппаратного обеспечения, а позитивные моменты находят отклик у сторонников данной технологии. Среди прочих - удобство перелистывания партитуры посредством нажатия на педаль, приспособленность к чтению в условиях малой освещённости, возможность хранения и транспортировки большого объёма нотного текста на небольшом по габаритам хранителе.

Если техническая сторона вопроса в плане средств для отображения нотного текста является достаточно развитой, то проблемы содержательного плана, а также условий предоставления доступа непосредственно к электронным партитурам находится на стадии формирования. Организация электронной нотницы связана не только с областью музыкальной практики, этот процесс затрагивает сферу библиотечного и архивного дела, а также относящиеся к ним, вопросы авторского права. Таким образом, круг взаимосвязанных проблем соотносится с этими областями.

Обычно в нотно-музыкальных библиотеках электронные коллекции, которые могут служить основой для электронной нотницы, формируются внутри какой-либо автоматизированной информационно-библиотечной системы. Такой выбор подсказан, с одной стороны, отчасти приспособленной инфраструктурой для электронного архива, с другой - готовой оболочкой поисковой системы, отображаемой в виде электронного каталога. Ряд удобств в пользовании таким каталогом трудно отрицать -это и простой поиск по ключевым словам, словосочетаниям с использованием логических (булевых) операторов, и расширенный поиск с указанием определённой области заданных параметров. Данный тип синтаксиса поисковых систем получил своё название в честь английского математика Джорджа Буля (1815 - 1864), основоположника математической логики, законы которой автор изложил в труде «Исследование законов мышления» (1854).

Сложно отказаться от подобной отлаженной работы программы, поскольку в противном случае потребуется формирование собственной базы данных, а также интерфейса информационно-поисковой системы. Помимо прочего существует ряд проблем, с которыми сталкиваются представители библиотек музыкальных учебных заведений при формировании нотных коллекций в электронном виде. В первую очередь, это проблема авторского права. Поскольку в большинстве случаев библиотеки не заключают договоров правового характера с композиторами либо их правопреемниками, то деятельность по оцифровке и сохранению нот в электронном виде не может быть правомерной.

Важным моментом является техническое оснащение библиотек для ведения такого рода деятельности. Как правило, только в единичных случаях парк компьютерной техники библиотеки составляют профессиональные книжные сканеры, способные качественно передавать изображение с необходимой его обработкой. Притом подобные сканеры практически не наносят вред самому изданию - страницам, переплёту, обложке. На практике в библиотеках используются бытовые планшетные сканеры, на которых настоятельно не рекомендуется производить сканирование нотного фонда. Вред, наносимый партитуре устройством, не предназначенным для сканирования документов в переплёте, может быть колоссальным.

Контурно очертив узловые моменты в организации процесса ретроконверсии нотных партитур, можно предположить, что, пожалуй, единственными полноценными хранилищами электронных нотных документов могут выступать издательства. Имея непосредственный контакт с авторами, существует возможность решить правовую сторону дела. Так, например, издательство «Композитор» «сегодня подписывает с отдельными авторами договоры, в которых предусмотрено использование музыкальных произведений различными методами» [6, с. 13]. Из этого следует, что при издании и распространении нотного текста музыкального произведения в электронном виде авторское право соблюдается в том же порядке, что и при традиционном подходе. В то же время издательства обладают необходимым техническим оснащением. Известно, что оригинал-макет подготовленной к печати партитуры музыкального произведения будет гораздо качественнее оцифрованной копии печатного издания. Но вместе с тем здесь возникают затруднения иного плана. Круг пользователей, в конечном счёте, будет ограничен рамками подписчиков издательства, а вероятность интеграции в мировое пространство будет существенно снижена. В таком случае приемлемым решением проблемы может явиться сотрудничество издательства с крупной библиотекой.

Закономерно, что процессы по начальному формированию нотных коллекций в электронном виде с предоставлением доступа к ней в России формируются в крупнейшем книжном хранилище страны - Российской государственной библиотеке. На протяжении нескольких лет ведётся совместная работа с одним из крупнейших российских издательств - «Композитор» - по организации фонда электронных партитур. Так, ещё в 2002 г. была проведена оцифровка нотных изданий и в последующем представлена на CD. Коллекция включала в себя сотни произведений разных композиторов и способствовала решению проблемы с недостатком учебной литературы в детских музыкальных школах и школах искусств. На сегодня электронная коллекция Российской государственной библиотеки насчитывает около 400 тысяч единиц хранения нотных изданий. Основу собрания составляют ноты XVIII - XIX веков, среди которых прижизненные издания сочинений М. И. Глинки, Д. С. Бортнянского, А. Н. Варламова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского и других композиторов. В электронной нотнице представлены также образцы первых нотных изданий произведений И. С. Баха, В. А. Моцарта, Г. Ф. Генделя. При этом существует градация уровней доступа к документам - часть фонда находится в режиме свободного доступа, с некоторыми нотными партитурами можно ознакомиться только

в читальных залах библиотеки.

Одним из возможных вариантов решения проблемы может являться создание сетевого хранилища нот и аудиозаписей в электронном виде по примеру Международной библиотеки нотных партитур Петруччи (Petrucci International Music Score Library Project) [7]. Помимо того, что этот фонд содержит крупнейшую коллекцию электронных документов, организаторы наряду с осуществлением доступа в рамках защиты авторских прав предоставляют возможность его пополнения пользователями в удалённом режиме. При этом модераторы ресурса отслеживают качество, достоверность и отсутствие действующего авторского права на документ. К тому же это единственный ресурс, предлагающий уникальную возможность поиска нот по мелодии. Программа основана на принципе графического распознавания высоты нот относительно линеек нотного стана и последующем сопоставлении результата с заданным пользователем алгоритмом поиска мелодии. Исследовательский корпус составляют более полутора миллиона оцифрованных страниц нотного текста. Технология создана недавно и находится на этапе развития, но уже сейчас можно сделать предположение о потенциальных возможностях работы программы.

Медиатеки, в отличие от электронных нотниц, содержат в своих фондах источники различных типов, поскольку музыкант-пользователь обращается к разнообразным видам информации: это и буквенный, и нотный текст, и наглядные пособия, фонограммы и видеозаписи. Следовательно, в таком случае необходимо использование определённой поисковой системы в библиотеке, в которой были бы учтены пользовательские требования.

Как известно, традиционная поисковая система работы библиотеки предусматривает наличие справочно-библиографического аппарата библиотеки, который, в свою очередь, является средством раскрытия содержания фонда библиотеки и оказания помощи пользователям в подборе документов [8]. В состав справочно-библиографического аппарата входят система библиотечных каталогов и картотек [9], отражающая библиотечный книжный фонд в разных аспектах. Каталоги бывают карточные (традиционные) и электронные (машиночитаемые). Таким образом, библиотечный каталог, представленный в карточном виде, можно условно назвать традиционной системой работы поисковой системы. Поиск в такой системе осуществляется в порядке отбора записей в алфавитном расположении фамилий авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документов.

Современные системы хранения музыкальной информации ориентированы на представление источников в электронном виде, а также на автоматизацию процессов - каталогизации и поиска документов, когда путём внедрения информационно-поисковой системы решается ряд важных задач:

• устранение рутинных ручных операций, неизбежных при обработке

информации;

• существенное ускорение процессов обработки и преобразование данных;

• повышение точности учётных и отчётных данных;

• расширение возможностей организации и разностороннего использования

информационных ресурсов;

Примером такого рода поисковой системы может служить «электронная информационная система, имеющая интерактивные возможности» [10, с. 23], разработанная в Челябинской государственной академии культуры и искусства под названием «Музыкальная медиатека ЧГАКИ», Медиатека Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки [11]. Такие хранилища как правило состоят из нескольких навигационных разделов (тексты, ноты, курсы) с принципом поиска аналогичным систематическому и алфавитному традиционным библиотечным каталогам. Конечной целью навигации в таком случае является список произведений определённого композитора или тематического направления. Подобные

проекты позволяет облегчить процесс поиска и являются дополнением к работе традиционной библиотеки.

При создании электронной сетевой медиатеки музыкального учебного заведения следует учесть большое количество факторов. В первую очередь необходимо как можно точнее составить ряд условий, которые приблизили бы функции электронной медиатеки к условиям и задачам учебного процесса. Так, в ноябре 2007 г. «Центр инновационных технологий в образовании и науке» провел комплексное исследование электронных библиотек инновационных вузов России. Оказалось, что многие медиатеки не отвечают поставленным требованиям. Большинство существующих медиатек не имеет полнотекстовых изданий, сайта, обеспечивающего удалённый доступ к ресурсам. Некоторые из них не содержат ссылок на ресурсы сети Интернет, не предоставляет программного обеспечения пользователям. В большинстве медиатек нет функционала электронной доставки документов.

К тому же часто отсутствует интеграция между текстовыми, фоно- и видеодокументами. Необходимо уточнить, что в медиатеке музыкального учебного заведения наличие видеотеки и фонотеки является первостепенной задачей. Без звучащей музыки, без аудио и видео записей невозможно представить себе развитие учебного процесса. Видеотека и фонотека, в свою очередь, должны быть объединены с электронной библиотекой в целях комплексного решения проблемы информационной потребности.

В настоящее время в электронных библиотеках такое направление как проведение специальных тренингов для пользователей не развито, хотя это имеет большое значение для формирования компетенций читателей электронных библиотек и пользователей электронных каталогов вузовских библиотек. Наиболее эффективным способом информирования потенциальных пользователей о ресурсах и сервисах электронных библиотек является проведение очных обучающих занятий (курсов, тренингов). Повышение информированности профессорско-преподавательского состава о возможностях электронных библиотек является одновременно способом популяризации электронных ресурсов в среде студентов, поскольку рекомендации преподавателей играют ведущую роль в определении перечня литературы, активно используемой студентами.

Концепт реализации

Организация сетевой медиатеки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки проводилась силами кафедры компьютеризации музыкальной деятельности, а впоследствии - отделом информационных и медиаресурсов [12]. Первоначально фонды представляли собой коллекцию источников на аналоговых носителях, которая ежегодно пополнялась новыми записями.

С 2009 года начала проводиться комплексная оцифровка аудиоматериалов фонда. Нужно отметить, что работа в этом направлении велась и ранее, поскольку развитие информационных технологий предвещало скорый переход на электронный формат хранения и предоставления информации. Всего за этот период было оцифровано более 500 виниловых дисков и более 800 магнитных лент. Производился тщательный отбор - проверялось качество самой грампластинки, наличие дублирования записи на виниловом диске с произведением из приобретенной коллекции аудиодисков, записи также сверялись по вариантам и дате исполнения.

По завершении работ по оцифровке имеющихся коллекций выяснилось, что конвертированные ресурсы по своей специфике более соответствуют медиатеке, нежели фонотеке в привычном ее понимании. Расширилась источниковая сфера

информации - к имеющимся аудиозаписям добавились видео-, фотоматериалы, электронные документы с описанием отдельных параметров записи (исполнители, время и место исполнения). В связи с дальнейшим развитием информационной инфраструктуры фонотеки, видеотеки, студии звукозаписи, возникла необходимость в преобразовании фонотеки в медиатеку. Вместе с тем, комплекс музыкальных электронных источников открыл возможность создания нового информационного ресурса, необходимого в вузе для всех уровней обучения, для всех направлений профессиональной подготовки. В статье, посвященной проблемам проектирования интеллектуальных обучающих систем (ИОС) [13], И.Х. Галеев указывает на предметную ориентированность подобного функционала на ранней стадии развития. Доказывая идею полифункциональности ИОС, автор приходит к выводу о необходимости наличия таких свойств в системе как открытость, гибкость, адаптированность. Формируемая в Новосибирской консерватории медиатека не является предметно-ориентированной средой, в ресурсах ее фондов нуждается весь контингент как обучающихся, так и профессорско-преподавательского состава.

Уже на этом этапе все острее ставилась проблема современного подхода в вопросе пользования ресурсами фонда студентами консерватории. Изначально структура сети, посредством которой организовывался доступ к фонду, представляла собой автономный FTP-сервер и несколькими консольными компьютерными терминалами. Такая система появилась в консерватории в начале 2000-ых годов и была на тот момент вполне приемлемым решением. Но по мере пополнения фондов требовалось ее совершенствование. Кроме того, существующая техническая организация хранения материалов фонда ограничивала одновременный многопользовательский доступ к ним. В связи с чем было принято решение о переходе с ftp- на http-сервер на базе свободно распространяемого программного продукта apache. Так удалось осуществлять доступ к ресурсам медиатеки с любого

| к»««"**»"-** |

Сеть подеадолФним, обеепечнизмти* концертную и творческую деятельность

Сеть административно-хозяйственных it

I

Рис. 2. Обеспечение доступа к материалам коллекции

Увеличивающийся с каждым годом объем материалов фонда требовал собственного справочно-поискового аппарата. В базе данных сетевой медиатеки ресурсы распределяются по директориям, названия которых соответствуют фамилиям композиторов. Директории выстроены в алфавитном порядке. Следующий этап деления следует принципу жанровой классификации композиторского творчества. Разделы с музыкальными произведениями в свою очередь делятся по вариантам

исполнения, а конечная директория содержит текстовый файл с дополнительной информацией об исполнителях (рис. 3.).

Рис. 3. Принцип систематизации ресурсов сетевой медиатеки

Таким образом, образовавшаяся спаянность между основными классификационными критериями приводит к более эффективному удовлетворению поисковой потребности посетителей фонда. Материалы, хранящиеся в коллекции, как правило, попадают под заданный терм для поиска даже в случае его неполноценного формулирования (рис. 4).

Index of /Авторы/Бетховен Людвиг ван

Name Last modified Size Description

^Si Parent Directory

¿t Багатели/ lS-Dct-2010 15:27

Вариации/ 28-Sep-2010 14:44

Квартеты/ 19-0ct-2010 14:35

W Квинтеты/ 04 0ct-2010 14:26

^ Концерты/ 15-0ct-2010 12:03

"Ц. Марпти/ 02-Apr-2012 15:22

Мессы/ 04-Mar-2009 14:46

>Ц. Оперы/ 30-Sep-2010 15:53

^ Песни/ 19-0ct-2010 14:47

Пьесы пля фортепиано/ 00 0ct-2013 17:39

Романсы для скрипки с оркестром/ 04-0ct-2010 12:59

WРонно/ 20 Oct 2010 16:13

fif Симфонии/ 01-0ct-2010 12:03

Сонаты/ 29-Sep-2010 16:06

^Траурная кантата на смерть императора Йозефа _Щ 04-0ct-2010 12:11

^»Трио/ 15-0ct-2010 11:59

fif Увертюры/ 23 Jan-2012 15:42

W Фантазии/ 04 0ct-2010 12:07

^11 венских таннев Wo046/ la-0ct-2010 14:53

Apache/2.2.22 (Ubuntul Server atphonoö.ngk Port 80

Рис. 4. Пример жанровой классификации произведений композитора в медиатеке Новосибирской консерватории

Заключение

Наличие аудиовизуальных элементов в единой интерактивной среде позволяет определять сетевую медиатеку музыкального вуза как один из важнейших

компонентов электронной информационно-образовательной среды, необходимый электронный образовательный ресурс (ЭОР). В.К. Кочисов, О.У Гогицаева, Н.В. Тимошкина в коллективной статье, посвященной новому инструментарию современного образования рассматривают значение электронного образовательного ресурса как «нового педагогического инструмента в условиях развития межпредметных связей, отражающих комплексный подход к воспитанию и обучению» [14]. Исследователи рассматривают ряд свойств, которыми должен обладать ЭОР Обладая всеми необходимыми признаками для ЭОР - профильным контентом, определенной интерактивностью, системой навигации - медиатека занимет устойчивую позицию в ряду компонентов современной системы музыкального образования.

При интеграции медиатеки в электронную информационно-образовательную среду музыкального вуза расширяется информационное поле, наиболее полно отражающее информационную насыщенность по искомому направлению. В этой связи, одним из важнейших вопросов на пути создания и модернизации электронных музыкальных библиотек является юридическая проблема. Действующее законодательство Российской Федерации не регулирует напрямую деятельность электронных библиотек, не содержит механизмов, правил их создания и функционирования.

На данный момент в музыкальных учебных заведениях отсутствует единая концепция интеграции различных электронных ресурсов. Термины «медиатека» и «электронная библиотека» на сегодняшний день имеют редкое употребление в среде персонала и читателей библиотек. Медиатека, как правило, не связывается с электронной библиотекой в широком смысле и понимается как ресурсы мультимедиа, аудио и видеофайлы [15]. Поэтому в поисковой системе таких медиатек различные информационные ресурсы, отвечающие одному и тому же запросу, как правило, не взаимодействуют между собой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, источники по одной и той же тематике часто оказываются разрозненными, а порой и совсем не доводятся до сведения пользователя ввиду своей обособленности. Пользователи электронных ресурсов библиотек, как правило, не соотносят подобного рода ресурсы со специальным подразделением библиотеки. Представители администрации библиотек под «электронной библиотекой» понимают в первую очередь полнотекстовые библиотеки, а электронные каталоги зачастую воспринимаются как отдельная категория ресурсов, не подразумевающая наличия электронной библиотеки.

Литература

1. Тараева Г.Р. Музыкальное образование в контексте современной модели музыкальной культуры // Проблемы музыкальной науки. - 2008. - № 2. - С. 253259.

2. Медиатека МГУКИ электронный ресурс http://site.mediascope.ru/?q=node/106

(дата обращения: 27.07.2016)

3. Электронный ресурс http://library.tversu.ru/ menu 1 1.htm) (дата обращения: 20.06.2016)

4. Электронный ресурс: http://www.institutfrancais.ru/ru/sankt-peterburg-i-severo-zapad-rossii/mediateka (дата обращения: 01.08.2016)

5. Дрозд Е.В. Исторические предпосылки формирования фонда электронных нотных партитур // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2015. - № 11. - Ч. 1. - С. 58-60.

6. Юргенсон Б.П. Музыкальные издательства вчера сегодня завтра [беседу вел Д.

Смирнов] // Музыкальная академия. - 2013. - №1. - С. 12-14.

7. Международная библиотека электронных партитур Петруччи. http://imslp.org/

(дата обращения: 20.01.2016).

8. Методика информационного поиска (основы библиографической эвристики. -

СПб., 2006. (Серия «Библиотека»). - 148 с.

9. Сукиасян Э.Р. Каталогизация и классификация. Электронные каталоги и автоматизированные библиотечные системы: избр. ст. - Спб.: Профессия, 2009. -535 с.

10. Буцык С.В. Построение музыкальной медиатеки в вузе культуры и искусств // Медиатека и мир. - 2008. - №3. - С. 22-24.

11. Мичков П.А. Медиатека Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. - 2014. - №1 (3). - С. 113-117.

12. Ментюков А.П. Кафедра компьютеризации музыкальной деятельности // Новосибирская консерватория. 50 лет: энциклопедический словарь. - Кн. 2. -Новосибирск, 2006. - С. 89-91.

13. Галеев И.Х. Проблемы и опыт проектирования ИОС // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)". - 2014. - V17. - No4. - C. 526-542. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal. html (дата обращения: 01.08.2016)

14. Кочисов В.К., Гогицаева О.У, Тимошкина Н.В. Электронный образовательный ресурс как новый педагогический инструмент в условиях развития межпредметных связей // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». - 2015. - V18. - №4. - С. 613-628. - ISSN 1436-4522. - Режим доступа:

http ://ifets.ieee.org/russian/depository/v 18_i4/pdf/6.pdf (дата обращения: 15.03.2016).

15. Рассина Э.Б. Специфика формирования фондов музыкальных библиотек и нотно-музыкальных отделов. - М.: ФАИР, 2008. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.