Научная статья на тему 'Электронная нотница как разновидность музыкально-информационной системы'

Электронная нотница как разновидность музыкально-информационной системы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
187
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ НОТНИЦА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ / MUSICAL INFORMATION SYSTEMS / MUSICAL INFORMATION / "ELECTRONIC MUSICAL LIBRARY" / MUSICAL COMPOSITION / MUSIC PERCEPTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мичков Павел Александрович

Статья посвящена исследованию свойств музыкально-информационных систем на примере «Электронной нотницы». На основе гипотезы специализированного состава нотно-музыкальных фондов электронных документов выводится предположение об особенностях организации таких ресурсов. В сфере музыкального искусства архивы нотных текстов, представленных в электронном виде, являются примером музыкально-информационной системы. С развитием технологий передачи данных и модернизацией принципов доступа к учебным и учебно-методическим пособиям проект «Электронной нотницы» получает еще одну сферу музыкальной аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC MUSICAL LIBRARY AS A TYPE OF MUSICAL INFORMATION SYSTEM

The article is devoted to studying features of musical information systems by the example of the “Electronic Musical Library”. Relying on the thesis of specialized content of electronic musical score funds the author concludes on specificity of this resource arrangement. In the sphere of musical art electronic musical score archives are an example of the musical information system. As data transfer technology develops and principles of access to educational and educational-methodical materials evolve the “Electronic Musical Library” project acquires more musical audience.

Текст научной работы на тему «Электронная нотница как разновидность музыкально-информационной системы»

Мичков Павел Александрович

ЭЛЕКТРОННАЯ НОТНИЦА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Статья посвящена исследованию свойств музыкально-информационных систем на примере "Электронной нотницы". На основе гипотезы специализированного состава нотно-музыкальных фондов электронных документов выводится предположение об особенностях организации таких ресурсов. В сфере музыкального искусства архивы нотных текстов, представленных в электронном виде, являются примером музыкально-информационной системы. С развитием технологий передачи данных и модернизацией принципов доступа к учебным и учебно-методическим пособиям проект "Электронной нотницы" получает еще одну сферу музыкальной аудитории. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2017/2/3£Шт1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 2(76) C. 142-144. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

CONCEPTUALIZATION OF LONELINESS AS A PERSONALITY TYPE IN RELIGIOUS ANTHROPOLOGY AND NEO-FREUDISM

Lyashchenko Maksim Nikolaevich, Ph. D. in Philosophy Orenburg State University Megamax82@rambler. ru

The author analyzes conceptualization of the problem of loneliness as a personality type in religious anthropology and neo-Freudism, the earliest scientific-philosophical paradigms, which in many ways determined modern conceptual vision of the loneliness problem. In spite of different views on provisions and ways to achieve a human's true existence, these conceptions have a common crucial conceptual point: loneliness comes out as a special personality type.

Key words and phrases: loneliness; religious anthropology; neo-Freudism; God; society.

УДК 78.06 Искусствоведение

Статья посвящена исследованию свойств музыкально-информационных систем на примере «Электронной нотницы». На основе гипотезы специализированного состава нотно-музыкальных фондов электронных документов выводится предположение об особенностях организации таких ресурсов. В сфере музыкального искусства архивы нотных текстов, представленных в электронном виде, являются примером музыкально-информационной системы. С развитием технологий передачи данных и модернизацией принципов доступа к учебным и учебно-методическим пособиям проект «Электронной нотницы» получает еще одну сферу музыкальной аудитории.

Ключевые слова и фразы: музыкально-информационные системы; музыкальная информация; электронная нотница; музыкальное произведение; восприятие музыки.

Мичков Павел Александрович, к. искусствоведения

Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки michkovpa@mail. ги

ЭЛЕКТРОННАЯ НОТНИЦА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-04-12016 «Разработка методического и программного обеспечения создания "Электронной нотницы " - нотной электронной библиотеки партитур и партий оркестровых произведений современных российских композиторов».

Процесс консолидации нотных документов, представленных в электронном виде, получил в настоящее время широкое распространение. Такое явление вызвано рядом причин: отсутствие коллекций электронных нот в существующих электронно-библиотечных системах, высокая степень востребованности данного вида документа в профессиональной музыкальной среде, осуществление постепенного перехода на современные средства передачи информации. Появляющиеся базы данных нотных документов, как правило, представлены в виде специализированных интернет-ресурсов. Примером может служить специализированный сайт «Электронная нотница». Сегодня «сама музыкальная практика подталкивает к созданию электронной нотной базы данных - доступ к произведениям современных отечественных композиторов крайне затруднен, что ведет к ограниченности репертуара» [5, с. 59]. Объединение в таких хранилищах музыкальной информации дает основание рассматривать подобные фонды как музыкально-информационные системы.

Система (от лат. systema - «целое, составленное из частей соединение») - «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» [7, с. 1215]. Симптоматично, что понятие «система» столь же многогранно, как и понятие «информация». В то же время, часто встречающееся в теории информации словосочетание «информационная система» указывает на неразрывную связь между двумя этими явлениями.

Для системы характерно наличие внутренней иерархической организации, многоуровневость строения элементов, которые в своей совокупности обеспечивают функционирование системы в целом. Современные научные информационные системы организованы путем объединения имеющихся архивов и представления информации через ^еЬ-интерфейс. Такие системы позволяют получить не только свободный доступ к данным, но и возможность обсуждения, критики и анализа предложенной информации [3]. Так, А. Н. Гребнев рассматривает современную информационную систему как взаимодействие следующих компонентов: электронная библиотека, электронное издательство, электронный консалтинг (дискуссия) [4, с. 102].

Собственно термин «музыкально-информационная система» вошел в употребление в начале XXI века. В настоящее время нет точного определения этого понятия, хотя необходимость его использования вполне очевидна. Развивающиеся средства передачи музыкальной информации, активного ее обмена, способствуют организации такой системы. Между тем понятие «музыкально-информационная система» встречается в работах зарубежных исследователей. К примеру, в Соединенных Штатах Америки в Стэнфордском университете

ISSN 1997-292X

№ 2 (76) 2017

143

(Stanford University) читается курс лекций под названием «Введение в музыкально-информационные системы». Автор курса Роберт Хамильтон (Robert Hamilton) - композитор, сотрудник Центра компьютерных исследований музыки и акустики (Center for Computer Research in Music and Acoustics) - понимает под термином «музыкально-информационная система» процесс взаимодействия и анализа компонентов, в совокупности составляющих музыкальную информацию [10].

Роберт Хамильтон предлагает рассматривать музыкальную информацию как систему, состоящую из разнородных элементов: звука, текста, действия и «собственно восприятия музыкальной информации субъектом» [Ibidem, p. 59] в виде «изображения в сознании» [Ibidem, p. 60]. Каждый элемент характеризуется собственными специфическими параметрами: звук - акустическими свойствами, текст - «символьным» представлением, действия - системой жестов. Последний элемент - «изображение в сознании» [Ibidem, p. 62] - расшифровывается лектором как «система определенных правил, принципов иерархической структуры» [Ibidem]. По всей видимости, эта часть музыкально-информационной системы относится к области музыкальной психологии, в частности, психологии музыкального восприятия.

Программное обеспечение, продуцирующее музыкальную информацию, рассматривается автором в виде системы, в состав которой входят музыкальные произведения в формате midi-файлов, комплекс нотоиздатель-ских программных продуктов, ассистирующие аналитические технологии для музыкантов-исследователей, специализированные базы данных.

Каждый элемент, с точки зрения автора курса, может быть преобразован средствами компьютерного программного обеспечения в набор кодов. Указывается также, что в настоящее время не все методы перевода совершенны (даже в плане формального проявления). Например, методы оптического распознавания нотных текстов, то есть перевода нотного текста в машиночитаемую форму, еще далеки от идеала ввиду ряда факторов: плохое качество исходного материала, а также работа в двувекторном направлении - одновременный анализ горизонтали и вертикали в нотном тексте и их адекватное изображение.

После вычленения из системы отдельных элементов они вновь объединяются для рассмотрения их в совокупности с точки зрения системы коммуникаций, в которой Р. Хамильтон определяет следующую триаду: композитор - интерпретатор - воспринимающий. Учитывая структурную схему музыкальной информации в совокупности с системой ее коммуникации, возникает классификация областей восприятия музыкальной информации: визуальная (нотный текст), аудиальная (всевозможные исполнения и аудиозаписи), познавательно-перцепционная (особенности восприятия музыки). Большая часть материалов лекций посвящена изучению программного обеспечения в сфере музыкальной деятельности и основных принципов работы с ним. По всей видимости, Р. Хамильтон избрал лишь те элементы, составляющие некую глобальную музыкально-информационную систему, которые соотносятся с требованиями данной учебной дисциплины, то есть соответствуют функциональному назначению. Необходимо различать музыкально-информационную систему в общем, глобальном плане от частных специфических ее проявлений. Общая музыкально-информационная система слишком неоднородна, в ее структуре могут находиться настолько разнообразные элементы, что классификация будет достаточно затруднительна.

Если понимать информационную систему в целом как «систему, предназначенную для сбора, передачи и хранения информации» [9, с. 37], то музыкально-информационная система служит тем же целям с условием специфического рода собственной информации.

По верному замечанию Т. И. Науменко, в музыковедении «передача информации о музыкальном феномене воплощается в книге, в высказывании, где каждое такое высказывание уникально по своему содержанию, материалу, языку» [6, с. 3]. «Если понимать текст широко - как всякий связный знаковый комплекс, то и искусствоведение (музыковедение, теория и история изобразительных искусств) имеет дело с текстами (произведениями искусства). Мысли о мыслях, переживания переживаний, слова о словах, тексты о текстах» [2, с. 297]. В структуре музыковедческого текста пересекается то, что М. М. Бахтин определял как «близкие и далекие контексты» [Там же, с. 320], выводящие его в открытое смысловое пространство, придающие ему глубину и многозначность.

Музыковедческое произведение вместе с произведением композиторского творчества, собственно музыкальным произведением, составляют узловые элементы рассматриваемой нами музыкально-информационной системы. Следует заметить, что, помимо названных единиц системы, существует ряд дополнительных источников музыкальной информации, сведения из которых в совокупности составляют «информационный образ» изучаемого объекта [1]. Обращение к этим типам источников, составляющих в совокупности музыкально-информационную систему, неслучайно. Расширение поля поиска с включением в него новых средств и областей предполагает владение новыми типами навыков, дополнительными знаниями в смежных областях. Эта проблема приобретает особую актуальность при изучении свойств таких музыкально-информационных систем, основным содержательным компонентом которых являются нотные документы.

Обычно в нотно-музыкальных библиотеках электронные коллекции, которые могут служить основой для электронной нотницы, формируются внутри какой-либо автоматизированной информационно-библиотечной системы. Такой выбор подсказан, с одной стороны, отчасти приспособленной инфраструктурой для электронного архива, с другой - готовой оболочкой поисковой системы, отображаемой в виде электронного каталога. Ряд удобств в пользовании таким каталогом трудно отрицать - это и простой поиск по ключевым словам, словосочетаниям с использованием логических (булевых) операторов, и расширенный поиск с указанием определенной области заданных параметров. Сложно отказаться от подобной отлаженной работы программы, поскольку в противном случае потребуется формирование собственной базы данных, а также интерфейса информационно-поисковой системы. Следует отметить, что на протяжении нескольких лет ведется совместная работа Российской

государственной библиотеки с одним из крупнейших российских издательств - «Композитор» - по организации фонда электронных нотных партитур. При поддержке Российского фонда фундаментальных исследований был реализован веб-ресурс, содержание которого составляют нотные партитуры в электронном виде. Поисковые фильтры «Электронной нотницы» позволяют оптимизировать поиск и повысить его релевантность.

Таким образом, в сфере музыкального искусства архивы нотных текстов, представленные в электронном виде, являются примером музыкально-информационной системы. С развитием технологий передачи данных и модернизацией принципов доступа к учебным и учебно-методическим пособиям проект «Электронной нотницы», реализованный при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, получает еще одну сферу музыкальной аудитории.

Список литературы

1. Бажанов Н. С. Проектирование информационной системы музыкального вуза // Информационная система вуза: доклады конференции и статьи. Новосибирск, 1998. С. 3-13.

2. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 297-325.

3. Браславский П. И. Методы повышения эффективности поиска научной информации (на материале Internet) [Электронный ресурс]: дисс. ... к.т.н. Екатеринбург, 2000. URL: http://kansas.ru/pb/disser/braslavski.pdf (дата обращения: 14.07.2016).

4. Гребнев А. Н. Научные информационные системы // Вестник Удмуртского государственного университета. Серия: Математика. Механика. Компьютерные науки. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2003. Вып. 1. С. 99-106.

5. Дрозд Е. В. Исторические предпосылки формирования фонда электронных нотных партитур // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11 (61). Ч. 1. С. 58-60.

6. Науменко Т. И. Музыковедение: стиль научного произведения: автореф. дисс. ... д. искусствоведения. М., 2005. 54 с.

7. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. Изд-е 4-е. М.: Советская энциклопедия, 1986. 1600 с.

8. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике: в 3-х кн. М.: Классика XXI, 2007. Кн. 1. Стратегии и методики. 128 с.

9. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 272 с.

10. Hamilton R., Smith J., Wang G. Social Composition: Musical Data Systems for Expressive Mobile Music // Leonardo Music Journal. 2011. Vol. 21. P. 57-64.

ELECTRONIC MUSICAL LIBRARY AS A TYPE OF MUSICAL INFORMATION SYSTEM

Michkov Pavel Aleksandrovich, Ph. D. in Art Criticism Novosibirsk State Conservatory named after M. I. Glinka michkovpa@mail. ru

The article is devoted to studying features of musical information systems by the example of the "Electronic Musical Library". Relying on the thesis of specialized content of electronic musical score funds the author concludes on specificity of this resource arrangement. In the sphere of musical art electronic musical score archives are an example of the musical information system. As data transfer technology develops and principles of access to educational and educational-methodical materials evolve the "Electronic Musical Library" project acquires more musical audience.

Key words and phrases: musical information systems; musical information; "Electronic Musical Library"; musical composition; music perception.

УДК 7; 18:7.01 Искусствоведение

Данная статья посвящена комплексному исследованию становления и развития искусства граффити в Татарстане. Автором раскрывается основная терминология, рассматриваются виды, функции, задачи и формы бытования нового вида искусства в пространстве современного города. В результате анализа исследователь доказывает, что искусство граффити, пройдя сложный период вандализма и хулиганства, вышло на новый уровень и занимает одно из важных мест в современной художественной системе.

Ключевые слова и фразы: граффити; спрей-арт; бомбинг; таггинг; райтинг; монументальная живопись; терминология.

Москвина Альбина Ренатовна

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан ismbiteva@rambler. ги

ИСКУССТВО ГРАФФИТИ В ТАТАРСТАНЕ: К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ, БЫТОВАНИИ И ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ

В современном городском ландшафте граффити-композиции играют заметную роль и начинают проникать в сельский ландшафт. На сегодняшний день в России, как и во всем мире, граффити перестало быть просто

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.