Научная статья на тему 'Исполнение требований ФГОС ВПО для укрупненных групп специальностей «Музыкальное искусство» на базе фондов медиатеки КемГУКИ: постановка проблемы'

Исполнение требований ФГОС ВПО для укрупненных групп специальностей «Музыкальное искусство» на базе фондов медиатеки КемГУКИ: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
131
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕДИАРЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИАТЕКА / ФОРМАТЫ ДОКУМЕНТОВ / РЕЖИМЫ ДОСТУПА / LEGAL-REGULATORY REQUIREMENTS / INFORMATION-LIBRARY SUPPORT / MEDIA RESOURCES / ELECTRONIC MEDIA LIBRARY / DOCUMENT FORMATS / MODES OF ACCESS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Боброва Елена Ивановна, Борздун Вадим Николаевич

Рассматриваются нормативно-правовые требования к информационно-библиотечному обеспечению вузов с музыкальным профилем. Учтены известные правовые и организационно-технологические меры, способствующие интеграции музыкальных фондов библиотек в цифровое пространство. Изложены задачи по работе с медиаресурсами в отделе «Медиатека»: формирование медиафонда, сохранение и изучение его использования, описание в электронном каталоге, организация доступа. Определены форматы материалов для размещения в электронной медиатеке, предложены режимы доступа и одновременного использования медиаресурса: публичный, внутренний, локальный, ограниченный. Обозначены проблемы при работе с медиаресурсами: технического оснащения, качества оцифровки информации, приоритетов отбора произведений для оцифровки, стандартизации оцифрованных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meeting requirements of the Federal state certification for higher professional education for specialties enlarged groups «Musical art» based on KemSUCA’s mediatheque funds: the problem statement

The article considers legal requirements for information-library support of higher schools with a musical profile. It takes into account known legal, organizational, and technological measures to facilitate the libraries music collections integration into the digital space. It outlines objectives of operating with media resources in «Media Library» department: media collection formation, its preserving and use studying, description in an electronic catalog, access provision. Authors determine materials format to be placed in the electronic library, propose modes of access and simultaneous media resources use: public, internal, local, limited ones. The problems are marked, which appear while working with the media collection: technical equipment, digitization quality, priorities of works selection for digitizing, digitized collections standardization.

Текст научной работы на тему «Исполнение требований ФГОС ВПО для укрупненных групп специальностей «Музыкальное искусство» на базе фондов медиатеки КемГУКИ: постановка проблемы»

БИБЛИОСФЕРА, 2015, № 4, с. 21-23

Библиотековедение

УДК 026.06:78:378 ББК 78.34(2)+78.36+85.31

ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВПО ДЛЯ УКРУПНЕННЫХ ГРУПП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА БАЗЕ ФОНДОВ МЕДИАТЕКИ КЕМГУКИ:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

© Е. И. Боброва, В. Н. Борздун, 2015

Кемеровский государственный институт культуры 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17

Рассматриваются нормативно-правовые требования к информационно-библиотечному обеспечению вузов с музыкальным профилем. Учтены известные правовые и организационно-технологические меры, способствующие интеграции музыкальных фондов библиотек в цифровое пространство. Изложены задачи по работе с медиаресурсами в отделе «Медиатека»: формирование медиафонда, сохранение и изучение его использования, описание в электронном каталоге, организация доступа.

Определены форматы материалов для размещения в электронной медиатеке, предложены режимы доступа и одновременного использования медиаресурса: публичный, внутренний, локальный, ограниченный. Обозначены проблемы при работе с медиаресурсами: технического оснащения, качества оцифровки информации, приоритетов отбора произведений для оцифровки, стандартизации оцифрованных фондов.

Ключевые слова: нормативно-правовые требования, информационно-библиотечное обеспечение, медиа-ресурсы, электронная медиатека, форматы документов, режимы доступа.

The article considers legal requirements for information-library support of higher schools with a musical profile. It takes into account known legal, organizational, and technological measures to facilitate the libraries music collections integration into the digital space. It outlines objectives of operating with media resources in «Media Library» department: media collection formation, its preserving and use studying, description in an electronic catalog, access provision.

Authors determine materials format to be placed in the electronic library, propose modes of access and simultaneous media resources use: public, internal, local, limited ones. The problems are marked, which appear while working with the media collection: technical equipment, digitization quality, priorities of works selection for digitizing, digitized collections standardization.

Keywords: legal-regulatory requirements, information-library support, media resources, electronic media library, document formats, modes of access.

Требования РФ от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] к информационно-библиотечному обеспечению равносильны для всех вузов, в том числе и музыкального профиля. При этом Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования расширяет требования к наличию в библиотечном фонде изданий музыкальных произведений, специальных хрестоматийных изданий, партитур, клавиров оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям основной образовательной программы (ООП) бакалавриата, а также аудио-видеофондов и мультимедийных материалов.

Если на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий обеспечение учебными изданиями базируется на элек-

тронных библиотечных системах (ЭБС), то доступ к фоно- и аудиоматериалам обеспечивается фонотекой. Не углубляясь в терминологический анализ понятий «фонотека» и «медиатека», «звуковая лаборатория» и т. д. попытаемся определить сущность и назначение подразделения, обеспечивающего доступ и предоставление звуковых материалов согласно профилю ООП.

К сожалению, опыт работы с музыкальными аудио-видеофондами, мультимедийными материалами практически не освещается в профессиональных библиотечных изданиях. Но, тем не менее, опыт мультимедийного культурного центра Смоленской областной универсальной библиотеки и других указывает на типичные проблемы с переводом фонодокументов (со старых виниловых грампластинок) в цифровой формат. Как правило, создается

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

электронная база данных в виде локально хранящейся совокупности фонограмм, которые сопровождаются библиографическими сведениями [2].

Имея дело с электронными документами, а также при оцифровке фондов медиатекам следует учитывать, что российское законодательство ограничивает библиотеки в использовании изданий в электронной форме [3].

В статье В. К. Степанова на основе анализа зарубежного опыта предложены правовые и организационно-технологические меры, способствующие интеграции библиотек в цифровое пространство страны [4]: это совершенствование законодательства и разработка или приобретение программного продукта, обеспечивающего обращение в библиотеках цифровых документов на законных основаниях.

Как показывает опыт зарубежных стран, основополагающей для библиотек позицией является отказ от оцифровки изданий, попадающих под защиту национальных законов об интеллектуальной собственности. Так, библиотека не вступает в конфликт с законом и выполняет функцию сохранения научного и культурного наследия, ценность которого проверена временем. Все новые издания приобретаются библиотеками двумя основными способами. Первый состоит в оформлении подписки на доступ к удаленным базам данных, со всеми преимуществами и известными недостатками. Второй способ «электронного комплектования» - поштучное приобретение отдельных изданий в цифровой форме.

Современным российским библиотекам остается лишь один наиболее приемлемый и оптимальный вариант: оцифровывать те документы, которые не попадают под действие закона с целью сохранения культурного наследия.

В сентябре 2010 г. в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (Кем-ГУКИ) реорганизованы отделы научной библиотеки (НБ) в одном корпусе: объединены «Общий читальный зал № 2» и нотно-музыкальный отдел в отдел «Медиатека», к ним же присоединена фонотека, ранее - самостоятельное подразделение университета.

Таким образом, научная библиотека КемГУКИ пополнила фонды более чем на 3 тыс. пластинок и на 500 изданий музыкальных произведений на оптических дисках, практически не имеющих справочного аппарата. В связи с этим, возникли новые задачи по работе с медиаресурсами в отделе «Ме-диатека»: формирование медиафонда, сохранение медиадокументов и изучение их использования, описание в электронном каталоге.

Специалисты неоднократно указывали на проблему каталогизации звуковых коллекций и создание баз данных, отмечая специфичность и трудоемкость этой работы [3].

В 2014 г. ученым советом КемГУКИ принята «Концепция электронной медиатеки», разработанная в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Гражданским кодексом РФ и локальными актами университета. Необходимость создания для медиатеки отдельного медиаресурса вытекает из анализа возможностей действующей «Электронной образовательной среды» университета, организованного поиска необходимых материалов по электронному каталогу, а также потребности централизованного хранения, вариативного и свободного доступа к медиаресурсу участников образовательного процесса.

Электронная медиатека является совместным проектом научной библиотеки и управления информатизации университета.

Цели создания электронной медиатеки:

• сохранение оригинальных носителей медиа-информации от износа путем создания их цифровой копии и предоставление доступа к ней вместо оригинального носителя;

• обеспечение публичного доступа к открытым медиаресурсам КемГУКИ;

• обеспечение доступа обучающихся и сотрудников КемГУКИ к мультимедийным ресурсам библиотеки.

Определены форматы материалов для размещения в электронной медиатеке: для видео - AVI, FLV, VOB, MP4; аудио - WAV, MP3; изображений - PNG, JPG, GIF; текстовых документов -PDF; мультимедийных ресурсов - HTML.

Предложены режимы доступа и одновременного использования медиаресурса: публичный (ресурс доступен по ссылке через Интернет без ввода логина и пароля), внутренний (ресурс доступен по ссылке через Интернет с вводом логина и пароля от «Электронной образовательной среды» КемГУКИ), локальный (ресурс доступен по ссылке только в локальной сети КемГУКИ без ввода логина и пароля), ограниченный (ресурс доступен по ссылке только с конкретных автоматизированных рабочих мест в локальной сети КемГУКИ, идентифицируемых по IP-адресу, без ввода логина и пароля). Для медиа-ресурсов, размещенных в электронной медиатеке, возможна установка одновременного доступа: без ограничения (медиаресурс доступен без ограничения на количество пользователей, одновременно работающих с ресурсом) и с ограничением на количество пользователей (количество одновременных пользователей, которые могут работать с ме-диаресурсом, ограничено количеством оригинальных носителей, имеющихся в библиотеке. Такой режим работы соответствует режиму работы классической медиатеки, когда только один пользователь может работать с носителем).

Разработана технология размещения материалов в электронной медиатеке. При размещении

Е. И. Боброва, В. Н. Борздун, 2015, № 4, с. 21-23

ресурсов в электронном каталоге библиотеки сотрудниками научной библиотеки создаются отдельные библиографические записи для каждого ресурса (видеофрагментов, музыкальных произведений, изображения). В случае, если на одном носителе размещено несколько отдельных медиаресурсов (видеофрагментов, музыкальных произведений, изображений и т. п.), дополнительно создается аналитическая библиографическая запись для всего носителя информации.

Загрузка в электронную медиатеку ресурсов осуществляется в одном из поддерживаемых форматов. При размещении ресурса в электронной ме-диатеке, в интерфейсе загрузки указывается возможный режим доступа и режим одновременного использования медиаресурса. В итоге получается уникальная ссылка на ресурс электронной медиа-теки, которую заносят в электронный каталог.

Учтены технические средства защиты авторских прав. Так, при размещении материалов некоторых форматов в электронной медиатеке происходит их автоматическое преобразование к оптимальному для отображения и загрузки формату. При этом к материалам может быть добавлена информация (защитная мета) о том, что материал получен из электронной медиатеки КемГУКИ. Такую метку невозможно будет убрать без применения специальных средств. Даже с применением специальных средств ее удаление потребует больших трудозатрат, что сделает бессмысленным хищение материалов электронной медиатеки. Способы нанесения защитной метки представлены в таблице.

Поиск необходимых ресурсов в электронной ме-диатеке осуществляется средствами электронного каталога НБ КемГУКИ.

Таким образом, явно прослеживаются следующие проблемы и сложности, с которыми при работе с медиаресурсами сталкиваются библиотеки при оцифровке своих фондов:

1) техническое оснащение, в плане воспроизводящей аналоговой аудиоаппаратуры. Главной задачей является перевод в цифровое поле;

2) качество оцифровки информации. Здесь необходимо определить цель оцифровки: или качественная обработка и сохранение записей, или обеспечение свободного и удобного доступа пользователей к фонду. Решение данной проблемы лежит в создании специализированной звукостудии по оцифровке;

3) приоритетность отбора произведений для оцифровки;

4) стандартизация оцифрованных фондов различных организаций, выработка единой правовой базы.

Как показывает опыт, оцифрованные аудио-фонды востребованы. Отмеченные проблемы при создании ресурсов ждут решения, а предлагаемые программно-технологические разработки - широкого внедрения и распространения.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-Ф3. Ч. 4 (принят ГД ФС РФ 24.11.2006; действ. ред. от 31.12.2014) // Консуль-тантПлюс : офиц. сайт. - URL: http://www.consultant. ru/popular/gkrf4/ (дата обращения: 24.04.2015).

2. Денисов В. Н. К вопросу о каталогизации звуковых коллекций: из опыта ведущих звуковых архивов мира. - URL: http://unesco.ru/ru/?module=news&action= view&id=506 (дата обращения: 24.04.2015).

3. Каневский А. С. Мультимедийный культурный центр Смоленской областной универсальной библиотеки. Год спустя - опыт, проблемы. - URL: http://conf.cpic. ru/EVARussia/upload/doklad/doklad_704.doc (дата обращения: 24.04.2015).

4. Степанов В. К. Вправе или не в праве: библиотеки, оцифровка и авторское право. - URL: http://www. gpntb.ru/win/inter-events/crimea2010/disk/94.pdf (дата обращения: 27.04.2015).

Материал поступил в редакцию 07.05.2015 г.

Сведения об авторах: Боброва Елена Ивановна - кандидат педагогических наук, директор научной библиотеки, тел.: (384-2) 35-80-31, e-mail: [email protected],

Борздун Вадим Николаевич - кандидат химических наук, начальник управления информатизации, тел.: (384-2) 45-01-12, e-mail: [email protected]

Т а б л и ц а

Способы нанесения защитной метки

Тип ресурса Метки информирования об авторских правах

Видео Вступительные или заключительные титры, субтитры, непрозрачный логотип в углу изображения, прозрачный логотип на всем изображении

Аудио Звуковое сообщение в начале или конце аудиофрагмента

Изображения Текстовое сообщение по краю изображения, непрозрачный логотип в углу изображения, прозрачный логотип на всем изображении

Текстовые документы Прозрачный текст, поверх всего текста, текст в колонтитулах или на полях документа

Ресурсы в формате HTML Добавление скрытого комментария в код всех страниц, добавление всплывающего сообщения, в случае если используется копия ресурса, размещенного не на сайте медиатеки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.