5. Еровенко В.А., Сиренко С.Н. Миссия школы и университета в математическом образовании гуманитариев // Адукацыя 1 выхаванне - 2008. - № 4. - С. 54-60.
6. Еровенко, В.А., Сиренко С.Н. К философии гуманитарной математики // Педагогика. - 2006. -№ 8. - С. 29-35.
7. Сиренко С.Н. Информатика для социологов: содержательно-методические аспекты // Информатизация обучения математике и информатике: педагогические аспекты: Матер. Междунар. научн. конф., посвящ. 85-летию Белорус. гос. ун-та. Минск, 25-28 окт. 2006 г. / Редкол.: И. А. Новик (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2006. - С.429-433.
8. Сиренко С.Н. Математика для историков: гуманитарный и технологический аспекты междисциплинарного взаимодействия // Качество математического образования: проблемы, состояние, перспективы: Матер. Республик. научн.-практич. конф., Брест, 23- 24 октября 2007 г. / Брестский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, Брест: Из-во БрГУ, 2007. - С. 198-201.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
С.В. Буцык, к.пед.н, доц., нач. Информационно-вычислительного центра Тел.: (351) 727-76-10; E-mail: [email protected] ФГОУВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»
http://www.chgaki.ru
The article is devoted to the structural features of the electronic library of the University of Culture and Arts. The author describes the structural principles of e-library focused on music education in the University, and gives an example of the project «Music e-library of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts».
Статья посвящена особенностям построения электронной библиотеки в вузе культуры и искусств. Автор описывает принципы построения электронной библиотеки, ориентированной на музыкальные специальности вуза, и в качестве примера приводит проект «Музыкальная медиатека Челябинской государственной академии культуры и искусств».
Ключевые слова: электронная библиотека, информационные технологии, музыкальное образование, культура и искусство.
Keywords: electronic library, information technologies, music education, culture and art.
На сегодняшний день использование электронных библиотек является одним из наиболее перспективных способов информационного обеспечения науки, культуры и образования нашей страны. Это, безусловно, - результат эволюционных изменений технологий, применяемых в традиционных библиотеках за последние годы. Данная тенденция находит свое отражение во многих аспектах, в том числе и в разнообразии используемых терминов - цифровая библиотека, виртуальная библиотека, ме-
диатека и др., - которые в то же время являются синонимами понятия «электронная библиотека».
«Электронная библиотека - это библиотека, в которой значительная часть документов переведена на электронные носители, или библиотека, обеспечивающая доступ к удаленным (сетевым) документам» [1].
В структуре электронной библиотеки выделяют следующие основные типы электронных ресурсов [5]:
• полнотекстовые документы, электронные журналы с возможностями поиска, наличием гиперсвязей и автоматического агрегирования;
• библиографические, реферативные, адресно-справочные, фактографические, полнотекстовые и иные базы данных с воз-
можностями поиска, библиотечные электронные каталоги различных типов и библиографические указатели;
• рисунки и изображения с возможностями обработки файлов по размерам, цвету, пространственным параметрам изображения и построения многомерных изображений;
• аудиозаписи и музыка, видео, компьютерная анимация;
• цифровые карты и картографическая информация;
• компьютерные программы, в том числе программы и команды непосредственного исполнения;
• мультимедийные материалы (совмещение разных видов ресурсов, например, текст и звук; текст, изображение, звук; текст и анимация и т.д.);
• другие.
Вышеперечисленная классификация предоставляет учреждениям, особенно таким крупным, как вузы, самые богатые возможности по развитию электронных ресурсов. В то же время реальное состояние дел в данных учреждениях существенно отличается от теоретических возможностей. Проведенный анализ собственных ресурсов электронных библиотек вузов [3, 4, 6, 7, 8 и др.] позволяет описать проблемы, на наш взгляд, «типичной» электронной библиотеки вуза:
1) Небольшое количество активно развиваемых типов ресурсов - три, максимум четыре:
• полнотекстовые электронные документы (обычно, форматов PDF или HTML);
• электронный каталог (обычно, на основе продуктов сторонних производителей, например ИБС «Библиотека», «Ирбис», «Марк» и т.п.);
• ссылки на внешние (доступные) базы данных (например: на ресурсы электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки; на каталоги ресурсов других вузовских библиотек, входящих в одну ассоциацию, и т.п.);
• собственные аудио- и видеоресурсы.
2) Проблемы взаимосвязи и структурированности данных ресурсов. Например, полнотекстовые электронные документы, которые могут накапливаться достаточно быстро, не имеют четкой взаимосвязи с электронным каталогом, содержащим только библиографические записи. И таких библиотек на сегодняшний день большин-
ство! Аудио- и видеоресурсы вообще могут быть не структурированы в рамках вузовской библиотечной системы будучи разрознены по отдельным факультетам или кафедрам.
3) Слабый учет специфики вузов, в которых обучение ведется для отдельного сектора народного хозяйства: медицинского, аграрного, физкультурно-спортивного, культуры и искусств и пр.
Например, вузы культуры и искусств обладают целым рядом особенностей, которые связаны с наличием специфических для них направлений: музыкальное; театральное; хореографическое и т.п. Данные направления, часто называемые «творческими», на наш взгляд, обязательно должны учитываться при организации информационно-технологических процессов вузов этой сферы. В то же время вышеуказанный анализ показал, что даже в крупных вузах культуры и искусств, таких как Московский государственный университет культуры и искусств [3], проблема учета специфики весьма актуальна.
В своей статье мы постараемся описать, как ранее обозначенные проблемы (особенно третья) могут быть решены в рамках одного из специфических направлений вуза культуры и искусств -музыкального. Оно основано на преподавании дисциплин ряда специальностей раздела «Культура и искусство» (по классификатору ОКСО), например:
070100 - Музыкальное искусство;
070101 - Инструментальное исполнительство (по видам инструментов); 070103 - Вокальное искусство (по видам вокального искусства);
070105 - Дирижирование (по видам исполнительских коллективов);
070107 - Композиция;
070108 - Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства);
070110 - Музыкальная звукорежиссура;
070111 - Музыковедение;
070112 - Этномузыкология. Преподавание профильных дисциплин
любой из этих специальностей предполагает использование различных видов информации и, как следствие, разнообразие средств ее отображения. Это и обычный текст (основа всякой информационной системы), и нотный текст (музыкальное ис-
полнение в условной записи), и наглядные пособия (портреты композиторов, разнообразные схемы и т. п.), и фонограммы (звуковая интерпретация нотного текста), и видеозаписи (концертные выступления, музыкальные спектакли и даже занятия в другом учебном заведении).
Зачастую для достижения большего эффекта эти средства необходимо использовать не по отдельности, а во взаимосвязи. Например, изучение нотного текста совместно с прослушиванием фонограммы и даже с просмотром манеры исполнения того или иного артиста.
Кроме того, общеизвестно, что обучение студентов-музыкантов - процесс во многом индивидуальный, требующий учитывать личные и профессиональные качества студента и, как следствие, корректировать методику для каждого обучаемого. В то же время самому обучаемому нужно предоставить возможность закреплять пройденный материал самостоятельно в удобное для него время.
Исходя из вышеизложенного можно сформулировать некоторые принципы построения электронной библиотеки, ориентированной на музыкальные специальности вуза культуры и искусств:
1. Каждый электронный ресурс должен быть представлен не одним, а несколькими типами, такими как:
• полнотекстовые документы для отображения экранных копий текстов (например, в форматах PDF или HTML);
• полнотекстовые документы для отображения нотного текста с интерактивными возможностями по проигрыванию фрагментов (например, HTML + GIF или Javascripts);
• электронный каталог, библиографический справочник или поисковая система;
• рисунки для изображения наглядных пособий (например, в форматах JPG, GIF или BMP);
• аудиозаписи и музыка (например, в форматах MIDI или MP3);
• видеозаписи (например, в форматах DVD или MP4).
2. Должна быть предусмотрена возможность использования различных типов электронного ресурса как в отдельности, так и в комплексе.
Во втором случае, исходя из вышеописанной классификации, электронный ресурс выступает уже как полноценный мультимедийный материал, совмещающий, на-
пример, текст (в том числе нотный) и звук, или текст, изображение и звук.
3. Должна быть предусмотрена возможность участия преподавателя в «оформлении» конкретной программы обучения студентов.
Это может выражаться, например, в возможности формирования итоговой компоновки имеющихся ресурсов или дополнения материалов собственными электронными ресурсами (звуковыми, графическими файлами и т.п.).
4. Должна быть максимально доступной возможность для самостоятельной работы студентов в комфортных условиях.
Под последним понимается, в том числе, наличие помещений, снабженных соответствующими устройствами, такими как качественная звуковая плата, наушники или акустические системы, и т. п.
Современное развитие мультимедиа-технологий позволяет реализовать все вышеперечисленное в виде электронной информационной системы, имеющей интерактивные возможности.
Проект «Музыкальная медиатека Челябинской государственной академии культуры и искусств» [2] - попытка создания такой системы в рамках отдельного вуза.
По структуре «Музыкальная медиатека» разделена на три логические части: тексты (литературные произведения музыкальной тематики), ноты (музыкальные произведения) и курсы (учебные материалы по музыкальным предметам). Причем третий раздел представляет собой надстройку над первыми двумя, указывая курс (направление движения) при изучении текстовых и нотных материалов (рис. 1 - см. цв. вставку).
Каждый раздел имеет навигационные средства, создающие аналогию систематическому и алфавитному каталогам традиционной библиотеки. Так, тексты сгруппированы по темам и по авторам, ноты - по составу и по композиторам, а курсы - по предметам и по преподавателям. В каждом разделе навигация содержит дополнительную рубрикацию, уточняющую и тем самым направляющую поиск в нужное русло (рис. 2 - см. цв. вставку).
Конечной целью навигации является список произведений, соответствующих данному автору (композитору) или данному тематическому признаку. Каждое произве-
дение в таком списке представляет собой совокупность двух строк: строки с «паспортными данными» произведения (название и сопутствующая информация) и строки меню, состоящего из нескольких гиперссылок, активизация которых приведет к открытию (появлению на экране) ме-диаобъектов.
Медиаобъектом будем называть файл определенного формата (а в случае HTML -группу файлов), призванный отобразить информацию (произведение) специфическим, только ему присущим образом. Любое произведение может быть отображено в нескольких медиаобъектах. Каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, поэтому использование множественного представления произведения позволяет донести его до пользователя (читателя) наилучшим образом.
В разделе «Тексты» предлагаются два вида медиаобъектов: файл PDF (Portable Document Format), являющийся образом печатного издания; файл HTML (Hypertext Markup Language), создаваемый специально для экранного отображения текста.
В разделе «Ноты» предлагаются четыре вида медиаобъектов:
• файл PDF - образ печатного издания;
• файл HTML - экранное отображение нотного текста с дополнительными интерактивными возможностями, которые выражаются в способности: перемещения по нотному стану, прослушивания отдельных участков произведения, временной остановки (паузы) и дальнейшего воспроизведения;
• файл MIDI (Musical Instrument Digital Interface) - озвучание нотного набора с помощью синтезатора, встроенного в компьютер; при этом возможно наличие для одного произведения нескольких таких файлов, использующих различные музыкальные стили;
• файл MP3 (MPEG Layer 3) - фонограмма с живым исполнением данного произведения.
Это позволяет комплексно воспринимать музыкальное произведение (рис. 3 -см. цв. вставку).
Как уже было сказано, раздел «Курсы» содержит ссылки на медиаобъекты двух предыдущих разделов. Вместе с тем каждый курс может содержать немало дополнительных объектов любых форматов (тексты, ноты, схемы, фотографии, видеозапи-
си, интерактивные тесты и т. д.), состав и количество которых может быть полностью сформировано каждым преподавателем (автором курса, произведения) исходя из собственных методических представлений, личных качеств обучаемых, наличия материалов и т. п.
Подобный подход позволяет во многом индивидуализировать процесс обучения, что повышает качество подготовки студентов по дисциплинам музыкально-теоретического цикла. Кроме того, это избавляет от прямой зависимости наличия/отсутствия в библиотеке нужного количества учебников или постоянного доступа в аудиторию с определенным инструментом и т. п.
Конечно, некоторые организационно-технические условия необходимы и при использовании вышеописанной технологии. Например, в Челябинской государственной академии культуры и искусств для студентов исполнительского и музыкально-педагогического факультетов создан специализированный компьютерный класс с наличием:
звуковых плат (необходимого уровня);
миди-клавиатур;
акустических систем (наушников, колонок);
DVD-привода;
доступа через сеть к ресурсам музыкальной медиатеки.
Кроме того, в кабинете музыки Исполнительского факультета вуза ведется архив цифровых записей, среди которых около 850 дисков с аудио- и 160 дисков с видеозаписями, доступными для прослушивания (просмотра) студентами в компьютерном классе.
Заключение
Можно отметить, что вышеописанный проект «Музыкальная медиатека ЧГАКИ» полностью основывается на сформулированных нами принципах, поскольку:
- каждый ресурс медиатеки представлен несколькими типами медиаобъектов, они взаимосвязаны и дополняют друг друга (принципы 1и 2);
- наряду с готовым (базовым) вариантом системы имеется возможность широкого участия преподавателей - авторов курсов (принцип 3);
- созданы необходимые условия для самостоятельной работы студентов с технологией: специализированный компью-
терный класс, архив дисков, доступ к ресурсу (принцип 4).
Мы считаем, что подобные системы способны существенно повысить эффективность образовательного процесса в целом, ускорить получение знаний и овладение практическими навыками по дисциплинам музыкальных специальностей вуза
культуры и искусств. Так же, по аналогии с музыкальной медиатекой, в вузах культуры и искусств могут быть реализованы медиа-теки и для других «творческих» направлений (хореографического, театрального), что позволит создать целостную информационно-библиотечную систему, ориентированную на образование в данной сфере.
Литература
1. Берестова Т.Ф. Информационное пространство библиотеки: Научн.-метод. пособие. - М.: Либе-рея-Бибинформ, 2007. - 240 с.
2. Буцык С.В., Бантуров С.Ю. Музыкальная медиатека ЧГАКИ // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: Матер. Пятой всеросс. электрон. научн.-практич. конф. (Самара, октябрь -декабрь 2007 г.). - Самара: СГАКИ, 2008.
3. Воройский Ф.С., Колосов К.А. Основные технологические принципы разработки электронных библиотек гуманитарных вузов России // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 2. - С. 85-101.
4. Грошева С.Ф. Соотношение традиционных и электронных информационных ресурсов в универсальной научной библиотеке: на примере Приволжского федерального округа Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд.пед.наук: 05.25.03 / Сам. гос. акад. культуры и искусств. - Самара, 2006.
5. Земсков А.И. Электронные библиотеки: Уч. пособие / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. - М.: Изд-во ГПНТБ, 2001. - 91 с.
6. Кемпель Г.Н. Электронная библиотека вуза в помощь самостоятельной работе студентов // Библиотеки и образование: управление изменениями и социальное партнерство: Сб. матер. Четвертой меж-дунар. научн.-практич. конф. «Библиотеки и образование» (Кострома, 25-28 марта 2008 г.). - Ярославль: МУБиНТ, 2008.
7. Чугунов А.В. Создание северо-западного ресурсного центра Российской ассоциации электронных библиотек и задачи интеграции научно-образовательных информационных ресурсов // Телемати-ка'2005 : Матер. XII Всеросс. научн.-метод. конф. - СПб, 2005.
8. Шрайберг Я.Л. Библиотеки и университеты в электронно-информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знаний. - Судак-М., 2005. - 18 с.
9. Сиренко С.Н. Качество университетского образования в контексте междисциплинарного диалога естественно-математических и гуманитарных наук // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: Тез. докл. II Междунар. конгресса, 14-16 мая 2008 г. : В 2 т. - Т. 2 / Отв. ред. Р.С. Пионова. - Минск, МГЛУ, 2008. - С. 88-91.
10. Сиренко С.Н. Обеспечение качества педагогической подготовки студентов: компьютерная поддержка педагогических дисциплин // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: Методология, теория, практика: Матер. III Междунар. научн. - практич. конф., Минск 7-8 декабря 2006 г./ Белорусский гос. пед. ун-т. им. М. Танка; ред. колл. И.И. Казимирская [и др.]; Отв. ред. А.В. Торхова, З.С. Курбыко. - Минск, 2007. - С. 75-77.
11. Жук О.Л., Сиренко С.Н. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: Уч. пособие; Под общ. ред. О.Л. Жук. - Минск.: РИВШ, 2007. - 192 с.
12. Жук О. Л., Сиренко С.Н. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе (на примере педагогических дисциплин) // Высшая школа. - 2006. - № 4. - С. 19-25.
13. Сиренко С.Н. Компьютерное тестирование в вузе: преимущества, особенности, опыт внедрения // Педагогические измерения. - 2007. - № 4. - С. 67-74.
14. Сиренко С.Н. Информационные технологии в преподавании естественно-математических дисциплин // Тез. докл. 3-й Междунар. конф. «Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Общая топология. Проблемы математического образования», посв. 85-детию Л.Д. Кудрявцева. -М.: МФТИ, 2008. - С. 800-802.
15. Сиренко С.Н. Компьютерная поддержка самостоятельной работы студентов // Высшая школа: проблемы и перспективы: Матер. 7-й Междунар. научн. -методич. конф., Минск, 1-2 ноября 2005 г. -Минск: РИВШ, 2005. - С. 237-238.
16. Зимина О. В. Дидактические аспекты информатизации образования // Вестник Московского университета. - Сер. 20. - 2005. - № 1. - С. 17-66.
17. Колесников А.В., Сиренко С.Н. Цикл комплексных лабораторных работ на ЭВМ с элементами синергетики // Информатизация образования - 2008: интеграция информационных и педагогических технологий = Informatization of educa tion 2008: Integration of information and pedagogical technologies: Материалы Междунар. научн. конф., Минск, 22-25 октября 2008 г. / редкол.: И. А. Новик (отв. ред.) [и др.]. -Минск: БГУ, 2008. - С. 266-268.