Научная статья на тему 'Особенности построения электронной библиотеки в вузе культуры и искусств'

Особенности построения электронной библиотеки в вузе культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО / ELECTRONIC LIBRARY / INFORMATION TECHNOLOGIES / MUSIC EDUCATION / CULTURE AND ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буцык С. В.

Статья посвящена особенностям построения электронной библиотеки в вузе культуры и искусств. Автор описывает принципы построения электронной библиотеки, ориентированной на музыкальные специальности вуза, и в качестве примера приводит проект «Музыкальная медиатека Челябинской государственной академии культуры и искусств».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буцык С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of construction of electronic library in high school of culture and arts

The article is devoted to the structural features of the electronic library of the University of Culture and Arts. The author describes the structural principles of e-library focused on music education in the University, and gives an example of the project «Music e-library of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts».

Текст научной работы на тему «Особенности построения электронной библиотеки в вузе культуры и искусств»

5. Еровенко В.А., Сиренко С.Н. Миссия школы и университета в математическом образовании гуманитариев // Адукацыя 1 выхаванне - 2008. - № 4. - С. 54-60.

6. Еровенко, В.А., Сиренко С.Н. К философии гуманитарной математики // Педагогика. - 2006. -№ 8. - С. 29-35.

7. Сиренко С.Н. Информатика для социологов: содержательно-методические аспекты // Информатизация обучения математике и информатике: педагогические аспекты: Матер. Междунар. научн. конф., посвящ. 85-летию Белорус. гос. ун-та. Минск, 25-28 окт. 2006 г. / Редкол.: И. А. Новик (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2006. - С.429-433.

8. Сиренко С.Н. Математика для историков: гуманитарный и технологический аспекты междисциплинарного взаимодействия // Качество математического образования: проблемы, состояние, перспективы: Матер. Республик. научн.-практич. конф., Брест, 23- 24 октября 2007 г. / Брестский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, Брест: Из-во БрГУ, 2007. - С. 198-201.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

С.В. Буцык, к.пед.н, доц., нач. Информационно-вычислительного центра Тел.: (351) 727-76-10; E-mail: [email protected] ФГОУВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

http://www.chgaki.ru

The article is devoted to the structural features of the electronic library of the University of Culture and Arts. The author describes the structural principles of e-library focused on music education in the University, and gives an example of the project «Music e-library of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts».

Статья посвящена особенностям построения электронной библиотеки в вузе культуры и искусств. Автор описывает принципы построения электронной библиотеки, ориентированной на музыкальные специальности вуза, и в качестве примера приводит проект «Музыкальная медиатека Челябинской государственной академии культуры и искусств».

Ключевые слова: электронная библиотека, информационные технологии, музыкальное образование, культура и искусство.

Keywords: electronic library, information technologies, music education, culture and art.

На сегодняшний день использование электронных библиотек является одним из наиболее перспективных способов информационного обеспечения науки, культуры и образования нашей страны. Это, безусловно, - результат эволюционных изменений технологий, применяемых в традиционных библиотеках за последние годы. Данная тенденция находит свое отражение во многих аспектах, в том числе и в разнообразии используемых терминов - цифровая библиотека, виртуальная библиотека, ме-

диатека и др., - которые в то же время являются синонимами понятия «электронная библиотека».

«Электронная библиотека - это библиотека, в которой значительная часть документов переведена на электронные носители, или библиотека, обеспечивающая доступ к удаленным (сетевым) документам» [1].

В структуре электронной библиотеки выделяют следующие основные типы электронных ресурсов [5]:

• полнотекстовые документы, электронные журналы с возможностями поиска, наличием гиперсвязей и автоматического агрегирования;

• библиографические, реферативные, адресно-справочные, фактографические, полнотекстовые и иные базы данных с воз-

можностями поиска, библиотечные электронные каталоги различных типов и библиографические указатели;

• рисунки и изображения с возможностями обработки файлов по размерам, цвету, пространственным параметрам изображения и построения многомерных изображений;

• аудиозаписи и музыка, видео, компьютерная анимация;

• цифровые карты и картографическая информация;

• компьютерные программы, в том числе программы и команды непосредственного исполнения;

• мультимедийные материалы (совмещение разных видов ресурсов, например, текст и звук; текст, изображение, звук; текст и анимация и т.д.);

• другие.

Вышеперечисленная классификация предоставляет учреждениям, особенно таким крупным, как вузы, самые богатые возможности по развитию электронных ресурсов. В то же время реальное состояние дел в данных учреждениях существенно отличается от теоретических возможностей. Проведенный анализ собственных ресурсов электронных библиотек вузов [3, 4, 6, 7, 8 и др.] позволяет описать проблемы, на наш взгляд, «типичной» электронной библиотеки вуза:

1) Небольшое количество активно развиваемых типов ресурсов - три, максимум четыре:

• полнотекстовые электронные документы (обычно, форматов PDF или HTML);

• электронный каталог (обычно, на основе продуктов сторонних производителей, например ИБС «Библиотека», «Ирбис», «Марк» и т.п.);

• ссылки на внешние (доступные) базы данных (например: на ресурсы электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки; на каталоги ресурсов других вузовских библиотек, входящих в одну ассоциацию, и т.п.);

• собственные аудио- и видеоресурсы.

2) Проблемы взаимосвязи и структурированности данных ресурсов. Например, полнотекстовые электронные документы, которые могут накапливаться достаточно быстро, не имеют четкой взаимосвязи с электронным каталогом, содержащим только библиографические записи. И таких библиотек на сегодняшний день большин-

ство! Аудио- и видеоресурсы вообще могут быть не структурированы в рамках вузовской библиотечной системы будучи разрознены по отдельным факультетам или кафедрам.

3) Слабый учет специфики вузов, в которых обучение ведется для отдельного сектора народного хозяйства: медицинского, аграрного, физкультурно-спортивного, культуры и искусств и пр.

Например, вузы культуры и искусств обладают целым рядом особенностей, которые связаны с наличием специфических для них направлений: музыкальное; театральное; хореографическое и т.п. Данные направления, часто называемые «творческими», на наш взгляд, обязательно должны учитываться при организации информационно-технологических процессов вузов этой сферы. В то же время вышеуказанный анализ показал, что даже в крупных вузах культуры и искусств, таких как Московский государственный университет культуры и искусств [3], проблема учета специфики весьма актуальна.

В своей статье мы постараемся описать, как ранее обозначенные проблемы (особенно третья) могут быть решены в рамках одного из специфических направлений вуза культуры и искусств -музыкального. Оно основано на преподавании дисциплин ряда специальностей раздела «Культура и искусство» (по классификатору ОКСО), например:

070100 - Музыкальное искусство;

070101 - Инструментальное исполнительство (по видам инструментов); 070103 - Вокальное искусство (по видам вокального искусства);

070105 - Дирижирование (по видам исполнительских коллективов);

070107 - Композиция;

070108 - Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства);

070110 - Музыкальная звукорежиссура;

070111 - Музыковедение;

070112 - Этномузыкология. Преподавание профильных дисциплин

любой из этих специальностей предполагает использование различных видов информации и, как следствие, разнообразие средств ее отображения. Это и обычный текст (основа всякой информационной системы), и нотный текст (музыкальное ис-

полнение в условной записи), и наглядные пособия (портреты композиторов, разнообразные схемы и т. п.), и фонограммы (звуковая интерпретация нотного текста), и видеозаписи (концертные выступления, музыкальные спектакли и даже занятия в другом учебном заведении).

Зачастую для достижения большего эффекта эти средства необходимо использовать не по отдельности, а во взаимосвязи. Например, изучение нотного текста совместно с прослушиванием фонограммы и даже с просмотром манеры исполнения того или иного артиста.

Кроме того, общеизвестно, что обучение студентов-музыкантов - процесс во многом индивидуальный, требующий учитывать личные и профессиональные качества студента и, как следствие, корректировать методику для каждого обучаемого. В то же время самому обучаемому нужно предоставить возможность закреплять пройденный материал самостоятельно в удобное для него время.

Исходя из вышеизложенного можно сформулировать некоторые принципы построения электронной библиотеки, ориентированной на музыкальные специальности вуза культуры и искусств:

1. Каждый электронный ресурс должен быть представлен не одним, а несколькими типами, такими как:

• полнотекстовые документы для отображения экранных копий текстов (например, в форматах PDF или HTML);

• полнотекстовые документы для отображения нотного текста с интерактивными возможностями по проигрыванию фрагментов (например, HTML + GIF или Javascripts);

• электронный каталог, библиографический справочник или поисковая система;

• рисунки для изображения наглядных пособий (например, в форматах JPG, GIF или BMP);

• аудиозаписи и музыка (например, в форматах MIDI или MP3);

• видеозаписи (например, в форматах DVD или MP4).

2. Должна быть предусмотрена возможность использования различных типов электронного ресурса как в отдельности, так и в комплексе.

Во втором случае, исходя из вышеописанной классификации, электронный ресурс выступает уже как полноценный мультимедийный материал, совмещающий, на-

пример, текст (в том числе нотный) и звук, или текст, изображение и звук.

3. Должна быть предусмотрена возможность участия преподавателя в «оформлении» конкретной программы обучения студентов.

Это может выражаться, например, в возможности формирования итоговой компоновки имеющихся ресурсов или дополнения материалов собственными электронными ресурсами (звуковыми, графическими файлами и т.п.).

4. Должна быть максимально доступной возможность для самостоятельной работы студентов в комфортных условиях.

Под последним понимается, в том числе, наличие помещений, снабженных соответствующими устройствами, такими как качественная звуковая плата, наушники или акустические системы, и т. п.

Современное развитие мультимедиа-технологий позволяет реализовать все вышеперечисленное в виде электронной информационной системы, имеющей интерактивные возможности.

Проект «Музыкальная медиатека Челябинской государственной академии культуры и искусств» [2] - попытка создания такой системы в рамках отдельного вуза.

По структуре «Музыкальная медиатека» разделена на три логические части: тексты (литературные произведения музыкальной тематики), ноты (музыкальные произведения) и курсы (учебные материалы по музыкальным предметам). Причем третий раздел представляет собой надстройку над первыми двумя, указывая курс (направление движения) при изучении текстовых и нотных материалов (рис. 1 - см. цв. вставку).

Каждый раздел имеет навигационные средства, создающие аналогию систематическому и алфавитному каталогам традиционной библиотеки. Так, тексты сгруппированы по темам и по авторам, ноты - по составу и по композиторам, а курсы - по предметам и по преподавателям. В каждом разделе навигация содержит дополнительную рубрикацию, уточняющую и тем самым направляющую поиск в нужное русло (рис. 2 - см. цв. вставку).

Конечной целью навигации является список произведений, соответствующих данному автору (композитору) или данному тематическому признаку. Каждое произве-

дение в таком списке представляет собой совокупность двух строк: строки с «паспортными данными» произведения (название и сопутствующая информация) и строки меню, состоящего из нескольких гиперссылок, активизация которых приведет к открытию (появлению на экране) ме-диаобъектов.

Медиаобъектом будем называть файл определенного формата (а в случае HTML -группу файлов), призванный отобразить информацию (произведение) специфическим, только ему присущим образом. Любое произведение может быть отображено в нескольких медиаобъектах. Каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, поэтому использование множественного представления произведения позволяет донести его до пользователя (читателя) наилучшим образом.

В разделе «Тексты» предлагаются два вида медиаобъектов: файл PDF (Portable Document Format), являющийся образом печатного издания; файл HTML (Hypertext Markup Language), создаваемый специально для экранного отображения текста.

В разделе «Ноты» предлагаются четыре вида медиаобъектов:

• файл PDF - образ печатного издания;

• файл HTML - экранное отображение нотного текста с дополнительными интерактивными возможностями, которые выражаются в способности: перемещения по нотному стану, прослушивания отдельных участков произведения, временной остановки (паузы) и дальнейшего воспроизведения;

• файл MIDI (Musical Instrument Digital Interface) - озвучание нотного набора с помощью синтезатора, встроенного в компьютер; при этом возможно наличие для одного произведения нескольких таких файлов, использующих различные музыкальные стили;

• файл MP3 (MPEG Layer 3) - фонограмма с живым исполнением данного произведения.

Это позволяет комплексно воспринимать музыкальное произведение (рис. 3 -см. цв. вставку).

Как уже было сказано, раздел «Курсы» содержит ссылки на медиаобъекты двух предыдущих разделов. Вместе с тем каждый курс может содержать немало дополнительных объектов любых форматов (тексты, ноты, схемы, фотографии, видеозапи-

си, интерактивные тесты и т. д.), состав и количество которых может быть полностью сформировано каждым преподавателем (автором курса, произведения) исходя из собственных методических представлений, личных качеств обучаемых, наличия материалов и т. п.

Подобный подход позволяет во многом индивидуализировать процесс обучения, что повышает качество подготовки студентов по дисциплинам музыкально-теоретического цикла. Кроме того, это избавляет от прямой зависимости наличия/отсутствия в библиотеке нужного количества учебников или постоянного доступа в аудиторию с определенным инструментом и т. п.

Конечно, некоторые организационно-технические условия необходимы и при использовании вышеописанной технологии. Например, в Челябинской государственной академии культуры и искусств для студентов исполнительского и музыкально-педагогического факультетов создан специализированный компьютерный класс с наличием:

звуковых плат (необходимого уровня);

миди-клавиатур;

акустических систем (наушников, колонок);

DVD-привода;

доступа через сеть к ресурсам музыкальной медиатеки.

Кроме того, в кабинете музыки Исполнительского факультета вуза ведется архив цифровых записей, среди которых около 850 дисков с аудио- и 160 дисков с видеозаписями, доступными для прослушивания (просмотра) студентами в компьютерном классе.

Заключение

Можно отметить, что вышеописанный проект «Музыкальная медиатека ЧГАКИ» полностью основывается на сформулированных нами принципах, поскольку:

- каждый ресурс медиатеки представлен несколькими типами медиаобъектов, они взаимосвязаны и дополняют друг друга (принципы 1и 2);

- наряду с готовым (базовым) вариантом системы имеется возможность широкого участия преподавателей - авторов курсов (принцип 3);

- созданы необходимые условия для самостоятельной работы студентов с технологией: специализированный компью-

терный класс, архив дисков, доступ к ресурсу (принцип 4).

Мы считаем, что подобные системы способны существенно повысить эффективность образовательного процесса в целом, ускорить получение знаний и овладение практическими навыками по дисциплинам музыкальных специальностей вуза

культуры и искусств. Так же, по аналогии с музыкальной медиатекой, в вузах культуры и искусств могут быть реализованы медиа-теки и для других «творческих» направлений (хореографического, театрального), что позволит создать целостную информационно-библиотечную систему, ориентированную на образование в данной сфере.

Литература

1. Берестова Т.Ф. Информационное пространство библиотеки: Научн.-метод. пособие. - М.: Либе-рея-Бибинформ, 2007. - 240 с.

2. Буцык С.В., Бантуров С.Ю. Музыкальная медиатека ЧГАКИ // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: Матер. Пятой всеросс. электрон. научн.-практич. конф. (Самара, октябрь -декабрь 2007 г.). - Самара: СГАКИ, 2008.

3. Воройский Ф.С., Колосов К.А. Основные технологические принципы разработки электронных библиотек гуманитарных вузов России // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 2. - С. 85-101.

4. Грошева С.Ф. Соотношение традиционных и электронных информационных ресурсов в универсальной научной библиотеке: на примере Приволжского федерального округа Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд.пед.наук: 05.25.03 / Сам. гос. акад. культуры и искусств. - Самара, 2006.

5. Земсков А.И. Электронные библиотеки: Уч. пособие / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. - М.: Изд-во ГПНТБ, 2001. - 91 с.

6. Кемпель Г.Н. Электронная библиотека вуза в помощь самостоятельной работе студентов // Библиотеки и образование: управление изменениями и социальное партнерство: Сб. матер. Четвертой меж-дунар. научн.-практич. конф. «Библиотеки и образование» (Кострома, 25-28 марта 2008 г.). - Ярославль: МУБиНТ, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Чугунов А.В. Создание северо-западного ресурсного центра Российской ассоциации электронных библиотек и задачи интеграции научно-образовательных информационных ресурсов // Телемати-ка'2005 : Матер. XII Всеросс. научн.-метод. конф. - СПб, 2005.

8. Шрайберг Я.Л. Библиотеки и университеты в электронно-информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знаний. - Судак-М., 2005. - 18 с.

9. Сиренко С.Н. Качество университетского образования в контексте междисциплинарного диалога естественно-математических и гуманитарных наук // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: Тез. докл. II Междунар. конгресса, 14-16 мая 2008 г. : В 2 т. - Т. 2 / Отв. ред. Р.С. Пионова. - Минск, МГЛУ, 2008. - С. 88-91.

10. Сиренко С.Н. Обеспечение качества педагогической подготовки студентов: компьютерная поддержка педагогических дисциплин // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: Методология, теория, практика: Матер. III Междунар. научн. - практич. конф., Минск 7-8 декабря 2006 г./ Белорусский гос. пед. ун-т. им. М. Танка; ред. колл. И.И. Казимирская [и др.]; Отв. ред. А.В. Торхова, З.С. Курбыко. - Минск, 2007. - С. 75-77.

11. Жук О.Л., Сиренко С.Н. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: Уч. пособие; Под общ. ред. О.Л. Жук. - Минск.: РИВШ, 2007. - 192 с.

12. Жук О. Л., Сиренко С.Н. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе (на примере педагогических дисциплин) // Высшая школа. - 2006. - № 4. - С. 19-25.

13. Сиренко С.Н. Компьютерное тестирование в вузе: преимущества, особенности, опыт внедрения // Педагогические измерения. - 2007. - № 4. - С. 67-74.

14. Сиренко С.Н. Информационные технологии в преподавании естественно-математических дисциплин // Тез. докл. 3-й Междунар. конф. «Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Общая топология. Проблемы математического образования», посв. 85-детию Л.Д. Кудрявцева. -М.: МФТИ, 2008. - С. 800-802.

15. Сиренко С.Н. Компьютерная поддержка самостоятельной работы студентов // Высшая школа: проблемы и перспективы: Матер. 7-й Междунар. научн. -методич. конф., Минск, 1-2 ноября 2005 г. -Минск: РИВШ, 2005. - С. 237-238.

16. Зимина О. В. Дидактические аспекты информатизации образования // Вестник Московского университета. - Сер. 20. - 2005. - № 1. - С. 17-66.

17. Колесников А.В., Сиренко С.Н. Цикл комплексных лабораторных работ на ЭВМ с элементами синергетики // Информатизация образования - 2008: интеграция информационных и педагогических технологий = Informatization of educa tion 2008: Integration of information and pedagogical technologies: Материалы Междунар. научн. конф., Минск, 22-25 октября 2008 г. / редкол.: И. А. Новик (отв. ред.) [и др.]. -Минск: БГУ, 2008. - С. 266-268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.