Научная статья на тему 'Сетевая культура школьников как часть информационной культуры личности'

Сетевая культура школьников как часть информационной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
203
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Желтова И. А.

В статье рассматривается значение воспитания сетевой культуры школьников как одного из факторов обеспечения информационной бе­зопасности подростков в сети Интернет. Сетевая культура рассматривается как часть общей информационной культуры личности. Подчеркивается значение сотрудничества школы, родителей и учащихся в решении проблемы информационной безопасности. Даны практические рекомендации по воспитанию сетевой культуры всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевая культура школьников как часть информационной культуры личности»

СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ КАК ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

© Желтова И.А.*

Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан

В статье рассматривается значение воспитания сетевой культуры школьников как одного из факторов обеспечения информационной безопасности подростков в сети Интернет. Сетевая культура рассматривается как часть общей информационной культуры личности. Подчеркивается значение сотрудничества школы, родителей и учащихся в решении проблемы информационной безопасности. Даны практические рекомендации по воспитанию сетевой культуры всех участников образовательного процесса.

Современные компьютерные сети - это не только огромное количество компьютеров, но ещё и невероятное количество людей, для которых сеть является принципиально новым способом общения, почти не имеющим аналогов в мире. Компьютерная сеть является мощной информационной системой, позволяющей обмениваться различными типами сообщений (текстами, аудио, видео). Подобная общедоступная информационная система способна удовлетворить запросы широкого круга пользователей. Общедоступные телекоммуникационные сети связаны друг с другом, чтобы их пользователи могли беспрепятственно обмениваться информацией. Ярким примером сообщества сетей является Интернет. Это крупнейшая всемирная компьютерная сеть, выполняющая миссию «сети сетей».

Человек - существо социальное, и общение с себе подобными - одна из первейших его потребностей. Одним из направлений развития телекоммуникационных сетей стали различные формы общения людей. До сих пор ещё ни одно техническое изобретение (если не считать телефона) не производило такого переворота в человеческом общении. Не будет преувеличением сказать, что, выходя в Интернет, мы делаем для себя доступным целый мир. Интернет является не только неисчерпаемым источником знаний и прекрасным инструментом для общения и обучения, но и местом, где дети и подростки могут столкнуться с опасной, вредной информацией. Это одинаково верно как для дома или Интернет-кафе, так и для школы. «Воспитанием» Интернета почти никто не занимался, поэтому не удивительно, что он стал далеко не самой «добродетельной» средой. Пиратская продукция стала поистине общедоступной, а риск бесплатного получения вирусов многократно возрос. Дети и подростки активно проводят время в сети, не только для поиска необходимой информации, но и тратя время впустую и рискуя наткнуться на негативную информацию.

* Доцент кафедры Информатики.

Родители, позволяющие своим детям пользоваться Интернетом дома, решают вопрос безопасности каждый по-своему: сидят в сети вместе с ребенком; устанавливают программы, позволяющие контролировать, какие сайты посещает ребенок; пользуются специальными «детскими» браузерами, работающими с «белыми» или «черными» списками сайтов, и так далее. Кто-то вообще полностью доверяет своим детям и считает, что никакой опасности Интернет не представляет.

Рассмотрим некоторые аспекты формирования сетевой культуры школьников.

Информационное общество - теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты информационного общества:

- увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

- возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Понятие информационной культуры базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и культура. Профессор Н.В. Макарова рассматривает информационную культуру как одну из граней общечеловеческой культуры, связанную с социальной природой человека и являющуюся продуктом его разнообразных творческих способностей.

Рассмотрим некоторые аспекты сетевой культуры личности школьника, как части информационной культуры. Для школьника понятие информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

В современном информационном обществе качество жизни в возрастающей степени зависят от информации, её эксплуатации и безопасности. Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств.

Термин «сетевая культура» на сегодняшний день считается неустоявшимся. Однако, анализируя публикации по данной проблеме, можно выделить два направления, связанные с формированием сетевой культуры:

1. развитие пользовательских навыков, повышение эффективности работы с информационными ресурсами;

2. соблюдение определённых поведенческих норм и правил, нравственных требований в процессе коммуникации.

В настоящее время компьютеры и Интернет стали неотъемлемым фактором существования общества, они являются не только современным инструментом обучения и развлечения, но и таят в себе реальную опасность. Всё чаще родители и педагоги говорят о негативном влиянии Интернета на психологическое, эмоциональное и физическое здоровье школьников. С какими же рисками может столкнуться подросток, если бесконтрольно оставлять его во Всемирной паутине?

1. Получение неточной, недостоверной информации.

2. Встреча с неприятными опасными людьми в чатах или других сетевых сообществах, например радикальные политические группы, сатанинские культы, секты.

3. Сайты с аморальным содержанием (порнография, сайты посвящён-ные суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков и т.п.). Это может повлечь увлечение подростка наркотиками, алкоголем, курением и др.

4. Серьёзная опасность - реальная встреча со своими онлайновыми знакомыми. Подростками могут притворяться взрослые, чтобы снискать расположение молодых людей. Этим могут пользоваться преступники, маньяки.

5. Вовлечение в азартные игры. Даже безобидные он-лайн игры наносят непоправимый вред, отнимая у ребёнка подавляющую часть времени, отвлекая его от учебных занятий, спокойного отдыха, вредя физическому и психическому здоровью.

6. Дети могут сами начать нарушать закон, начав угрожать людям.

Кто же составляет потенциальную группу риска? Как правило, это:

- новички в Интернете;

- недружелюбные пользователи;

- те, кто стремиться попробовать всё новое, связанное с получением острых ощущений;

- активно ищущие внимания и привязанности;

- бунтари;

- одинокие или брошенные;

- любопытные;

- те, кого привлекает субкультура, далёкая от понимания их родителей.

То есть в потенциальную группу риска входит практически любой подросток. Как же можно предотвратить негативные последствия неграмотного

использования возможностей Интернета детьми? Систематизировав различные советы по безопасности в сети, можно предложить следующие меры предосторожности для родителей и детей.

Советы родителям и учителям:

- расскажите детям о потенциальных опасностях Интернета;

- при невозможности исключить общение в чатах, следите за наличием контроля над сообщениями (модерации). Дети должны общаться только в таких чатах;

- внушите детям, что никогда нельзя покидать общий чат. Многие сайты имеют «приватные комнаты», где пользователи могут вести беседы наедине - у администраторов нет возможности читать и модери-ровать эти беседы. Такие «комнаты» часто называют «приватом»;

- установите компьютер там, где удобнее всего контролировать его использование; определите чёткие требования пользования компьютером и Интернетом, и всегда требуйте их выполнения. Преступнику гораздо труднее завязать отношения, если экран компьютера хорошо просматривается взрослыми;

- пока дети маленькие, лучше, чтобы они пользовались общим электронным адресом семьи, а не своим собственным;

- необходимо объяснить детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Особенно, если это оскорбительные или опасные высказывания. Научите ребёнка никогда не организовывать встреч со своими знакомыми по Интернету. Объясните, что люди в чатах - не всегда те, за кого себя выдают;

- регулярно проводите время в Интернете вместе с детьми, для того, чтобы узнать, чем они там занимаются и что их интересует. Постарайтесь установить атмосферу доверия и взаимопонимания;

- установите специальную программу, которая даёт возможность ограничивать доступ детей к нежелательным ресурсам в Интернет. Программа контролирует действия ребёнка и проверяет контент каждой посещённой страницы в Интернете. Если программа обнаруживает подозрительную информацию, то доступ к такой странице сразу блокируется (Parental Filter, Cybersitter и др.).

Меры предосторожности для детей и подростков:

- никогда не скачивать изображения из неизвестного источника;

- использовать фильтры электронной почты;

- немедленно сообщать взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали смущение или испуг;

- использовать нейтральное имя для общения в сети, не выдающее никаких личных сведений - пола, возраста, национальности, места жительства и т.п. ;

- никогда и никому в интернете не сообщать информацию о себе (включая возраст и пол) или о семье; никогда не заполнять личные профили в Сети;

- прекращать любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.

Несмотря на всё вышесказанное, у Интернета есть и несомненные плюсы: сеть предлагает детям и подросткам образовательный и полезный опыт. Правильное использование Интернета, высокий уровень информационной и сетевой культуры родителей и учителей поможет детям в получении такого опыта.

Современную концепцию развития Интернет принято называть Веб 2.0 (Web 2.0). Принципиальным отличием Веб 2.0 от традиционной сети является возможность создавать содержимое Интернета любому пользователю. Сервисы Веб 2.0., или социальные сетевые сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.

Создание единого Web 2.0 характеризует информационное пространство, состоящее из множества информационных единиц, сети документов, которые распределены по различным сайтам и сервисам. Эта сеть превращается в сеть данных, поиск которых производится пользователями с применением наиболее удобных для них инструментов, интерфейсов, технологий и сервисов, которые обеспечивают доступ к содержимому сайтов.

Воспитание сетевой и информационной культуры всех участников образовательного процесса позволит сделать Интернет более «воспитанным» и безопасным.

В процессе исследования проблемы безопасности работы школьников в сети Интернет были сделаны следующие выводы:

1. Действительно существуют реальные и достаточно серьёзные угрозы для личности со стороны сети Интернет, однако при разумном использовании ресурсов сети и соблюдений определенных мер предосторожности можно сделать сетевое пространство безопасным для школьника.

2. Учащиеся школ и их родители не в полной мере осведомлены об опасностях сети Интернет.

3. У Интернета есть и несомненные плюсы: сеть предлагает детям и подросткам огромный образовательный и полезный опыт. Освоение новых технологий, визуализация мыслительной деятельности, позволяют осваивать новые мыслительные практики, которые раньше были недоступны.

4. Необходимо информировать учащихся и их родителей о правилах соблюдения безопасности в сети, организовав в школах спецкурсы

по информационной культуре, обязательно включив в них занятия по правилам безопасного использования сети Интернет, с целью формирования навыков корректного общения в Сети.

5. Полезно организовывать совместную учебно-познавательную деятельность школьников с использованием сетевых ресурсов. Опыт показывает, что совместная проектная деятельность обогащает всех ее участников - школьников, учителей и родителей. Главное - заинтересовать ребёнка, показать ему, что намного увлекательней не тратить впустую время в чатах или бесцельно бродить по сетевому пространству, а создавать в сети что-то своё, действительно интересное, общественно-значимое.

Список литературы:

1. Безопасность в Итернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.webwisekids.com.

2. Владимирова Л.П. Сетевые профессиональные сообщества учителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://distant.ioso.ru/for%20teacher/ 25-11-04^.Ыш.

3. Воронов Р.В., Гусев О.В., Поляков В.В. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами // Открытое образование. - 2008. - № 3. - С. 20-23.

4. Полат Е.С. Проблема информационной безопасности в образовательных сетях рунет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ioso.ru/dis-tantЛibrary/puЫicatюn/шfobez.htm.

5. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

© Леонова И.И.*

Майкопский государственный гуманитарно-педагогический колледж,

г. Майкоп

В статье выявляются негативные стороны применения информационных технологий в образовательном процессе, обосновывается необходимость обеспечения информационной безопасности студентов в условиях электронной образовательной среды.

* Психолог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.