Научная статья на тему 'Информационная безопасность и информационная культура школьников в интернет-пространстве'

Информационная безопасность и информационная культура школьников в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
967
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желтова И. А.

В настоящее время особое значение приобретает информационная безопасность детей. В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил поведения в Сети, правил отбора информации, а также умение ею пользоваться, т.е. воспитание информационной культуры школьника, способствует обеспечению безопасности детей в Интернет-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность и информационная культура школьников в интернет-пространстве»

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

© Желтова И.А.*

Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан

В настоящее время особое значение приобретает информационная безопасность детей. В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил поведения в Сети, правил отбора информации, а также умение ею пользоваться, т.е. воспитание информационной культуры школьника, способствует обеспечению безопасности детей в Интернет-пространстве.

Современное информационное общество невозможно представить без использования ресурсов Интернет. Основное его предназначение в образовательном процессе - помощь в обучении детей и подростков.

У педагогов школ, осваивающих работу в сетевых проектах, дистанционных олимпиадах или Интернет-конкурсах, появилась потребность в тесном взаимодействии с родителями, которых они более полно информируют о проводимой учебной работе, получая от них письменное согласие на возможность работы их ребенка в Интернете, привлекая к совместному выполнению некоторых домашних заданий и учебных исследований детей с использованием компьютера и ресурсов Сети. В этой деятельности обращается особое внимание школьников на необходимость соблюдения авторских прав, основных правил работы с компьютером и в Интернете.

Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет включает деятельность, направленную на самих учителей, на самообразование, саморазвитие, самовыражение, деятельность, связанную с повышением квалификации [2].

Использование школьниками сети Интернет для получения новых знаний и установления лично значимых социальных контактов, направленных на повышение их уровня готовности к профессиональному самоопределению, способствует развитию информационной культуры подростков и положительно влияет на их ценностные ориентиры. Для обеспечения организационно-педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старших школьников могут использоваться социальные сети и возможности технологий Web 2.0. Участвуя в блогах, организованных в социальных сетях, школьники имеют реальную возможность обще-

* Доцент кафедры Информатики.

ния в интерактивном режиме с представителями различных профессиональных сообществ. От них подростки могут получать информацию о личных и профессиональных качествах, необходимых специалистам данной сферы деятельности, о путях получения той или иной профессии [4].

Глобальная сеть наряду с уникальными возможностями, которые с ее помощью открываются для системы образования, таит в себе и чрезвычайную опасность. Опасность эта кроется не в самом компьютере, а именно в информации, которая размещается в сетях, доступ к которой открыт для всех желающих. Все больше школьников пользуются информацией Всемирной паутины, которая сказывается на интеллектуальном, нравственном развитии детей, их психическом и физическом здоровье [6]. Разработчики порталов, предоставляющие информационные сервисы для детей, озабочены вопросами информационной безопасности своих пользователей. Некоторые разработчики размещают правила, которыми необходимо пользоваться при работе с предоставляемыми сервисами для обеспечения своей безопасности, например: «Обязательно скажи взрослому, если кто-то в Сети надоедает тебе или хочет говорить о сексе; сразу прекращай контакт с любым, кто пытается давить для получения информации о тебе (имени, возраста, роста и размера, фотографий, адреса, информации о семье)» и др. [1]. Особенности восприятия информации в детском возрасте, когда значительное место занимает непосредственный интерес к теме, ее эмоциональная окраска, доминирование иррационального мышления во многих случаях не позволяют детям отнестись серьезно к рекомендуемым правилам обеспечения информационной безопасности и самостоятельно оценить их важность.

Какие же опасности ждут школьника в сети? Это:

1. Сайты порнографической направленности.

2. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие.

3. Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы - лучшее украшение, а суицид - всего лишь способ избавления от проблем.

4. Наркотики. Интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, разнообразными рецептами и советами изготовления.

5. Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, разрушает коммуникативные навыки подростка.

6. Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам «проникнуть в мысли» и повлиять на взгляды на мир.

Это далеко ни весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет-зависимости, игромания.

Ответственными за безопасность школьников в Интернете являются -родители, бизнес-компании (контент-разработчики, хостер-провайдеры), педагоги-предметники и библиотекари школ. Болевые точки сегодняшнего этапа в деле формирования информационной культуры школьника - отсутствие специальных занятий в школе для школьников по проблеме, недостаточность информирования родителей, невыстроенность взаимодействия педагогов-предметников и школьных библиотекарей при проведении учебных проектов и самостоятельных исследований школьников, др.

Без подготовленных кадров, осознающих необходимость собственного квалифицированного взгляда на проблему безопасности своих учеников -невозможно полноценное развитие информационной культуры школьников в образовательном учреждении.

В отечественной школе в условиях изменившихся подходов к обучению, когда учителя-предметники все чаще в своей деятельности используют про-ектно-исследовательские методики, направленные на активизацию самостоятельной деятельности школьников в Сети Интернет, постепенно выстраивается система взаимодействия педагогов с библиотекарями школ и учителями информатики, которые могут и должны становиться главными помощниками и консультантами школьников в формировании у них информационной культуры и развитии таких навыков мышления, которые позволяют им обучаться самостоятельно и социально адаптироваться.

Приучение детей к сетевой культуре необходимо и возможно, в том числе, в тесном взаимодействии с родителями. Многим родителям, волнующимся за безопасность своих детей, которых оставляют дома «один на один» с компьютером и предоставляющим им доступ к Интернет, необходим ликбез по существующему на рынке ПО, позволяющему устанавливать на домашних компьютерах «фильтры».

В рамках школьного и домашнего общения с компьютером имеется возможность использовать уже наработанные средства, ряд из которых хорошо известны и даже включены в различные программные средства. Так существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля (в Windows Vista). Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенка в четырех направлениях:

- ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора;

- блокировать доступ к некоторым сайтам;

- блокировать доступ к другим интернет-сервисам;

- запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику. Для блокировки потенциально опасных для здоровья и

психики учащихся интернет-ресурсов в школе активно используются интернет-фильтры Интернет Цензор и №1РоИсе. Интернет-фильтр Интернет Цензор бесплатен и его можно скачать с официального сайта http://icensor.ru.

Безопасность детей в Интернете могут обеспечивать «правильные ценности» тех, кто предоставляет им эту возможность, кем бы он ни был. И родители, бизнес-компании (контент-разработчики, хостер-провайдеры), педагоги-предметники и библиотекари школ ответственны за безопасность школьников в Интернете. Гарантировать же безопасность сегодня не может никто... Но это не исключает возможности работать с «опасностями» как с учебными ситуациями, не обходя и не замалчивая их.

Некоторые бизнес-компании разрабатывают и представляют сетевым сообществам ресурсы не только обучающего характера, но и с уже «встроенной» образовательной, информационной культурой, в которых, прежде всего, есть место самому ребенку и он там - главный участник (Началка.инфо, На-чалка.ком, Мир Бибигона, Твиди и др.).

Сегодня существует необходимость в осознании образовательным сообществом того, как, какими средствами, формами и методами работать с детьми над формированием их информационной грамотности и культуры в школе - посредством специально организованных занятий, учебных проектов и исследований во внеурочное время и на уроках. Эти знания должны пронизывать все предметные уроки.

Может быть в том, что сегодняшние учителя и библиотекари школ без соответствующих знаний и умений не помогают ученикам действовать на современном уровне использования компьютеров и Интернета, и кроется причина того, что образовательного Интернета с участием детей на сегодня фактически нет. И, в результате, - сегодняшняя школа «мыслит» себя фактически отдельно от Интернета, «отчитываясь» за процессы информатизации своих школ - выкладывание материалов руками учителей в сегменте Сети для учеников, бесконечными показательными уроками «на один раз» и презентациями для школьников, созданными на года.

В современном обществе на первый план выходят вопросы формирования сетевой культуры и информационной грамотности всех участников педагогического процесса - самих педагогов, библиотекарей, школьников и их родителей. Пора в школе решать задачу формирования информационной культуры всех участников учебного процесса - директора школы, преподавателей и школьников. Школе нужны педагоги, готовые к обмену знаниями и навыками. Педагогам - материалы по воспитанию информационной культуры. Родителям - консультации и соответствующее ПО.

Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны средств ИКТ и воспитать информационно грамотное, умеющее безопасно действовать в Интернете подрастающее поколение.

Поэтому обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы современной школы.

Список литературы:

1. Безопасность в Итернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.webwisekids.com.

2. Владимирова Л. П. Сетевые профессиональные сообщества учителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://distant.ioso.ru/for%20tea-cher/25-11-04/sps.htm.

3. Воронов Р.В., Гусев О.В., Поляков В.В. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами // Открытое образование. - 2008. - № 3. - С. 20-23.

4. Зубакина О.В. Сетевая поддержка профессионального самоопределения старших школьников // Открытое образование. - 2008. - № 2. - С. 77-85.

5. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. -М.: Интуит.ру, 2007.

6. Полат Е.С. Проблема информационной безопасности в образовательных сетях рунет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ioso.ru/dis-tantЛibrary/puЫicatюn/infobez.Ыm.

7. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

8. Утробина Е. В. О формировании сетевых профессиональных педагогических сообществ // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 3. -С. 64-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.