Научная статья на тему 'СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ПРОДУКТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКО СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГАРАНТ ЕЕ УСТОЙЧИВОСТИ'

СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ПРОДУКТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКО СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГАРАНТ ЕЕ УСТОЙЧИВОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сокольцов Вячеслав Владимирович

В статье затрагиваются вопросы становления устойчивого сетевого бизнеса, направленного на развитие экономико-социальной сферы жизнедеятельности человека. Формируются общие теоретические основы и понятия сетевой экономики, подкрепляющиеся примерами из отечественной и мировой практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK ECONOMY AS A PRODUCT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMIC AND SOCIAL SPHERE OF HUMAN LIFE AND A GUARANTOR OF ITS SUSTAINABILITY

The article touches upon the formation of a sustainable network business aimed at the development of the economic and social sphere of human life. General theoretical foundations and concepts of the network economy are being formed, supported by examples from domestic and world practice.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ПРОДУКТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКО СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГАРАНТ ЕЕ УСТОЙЧИВОСТИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_2_2_139 УДК 334.7

Сокольцов Вячеслав Владимирович,

индивидуальный предприниматель,

г. Москва, Россия,

e-mail: sokol1987@yandex.ru

СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ПРОДУКТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКО-СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГАРАНТ ЕЕ УСТОЙЧИВОСТИ

В статье затрагиваются вопросы становления устойчивого сетевого бизнеса, направленного на развитие экономико-социальной сферы жизнедеятельности человека. Формируются общие теоретические основы и понятия сетевой экономики, подкрепляющиеся примерами из отечественной и мировой практики.

Ключевые слова: сетевая экономика; бизнес-модель; социальная сфера; устойчивое развитие; трансформация экономики.

UDC 334.7

Sokoltsov Vyacheslav Vladimirovich,

individual entrepreneur,

Moscow, Russia,

e-mail: sokol1987@yandex.ru

NETWORK ECONOMY AS A PRODUCT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMIC AND SOCIAL SPHERE OF HUMAN LIFE AND A GUARANTOR OF ITS SUSTAINABILITY

The article touches upon the formation of a sustainable network business aimed at the development of the economic and social sphere of human life. General theoretical foundations and concepts of the network economy are being formed, supported by examples from domestic and world practice.

Keywords: network economy; business model; social sphere; sustainable development; transformation of the economy.

Процессы цифровизации имеют всеобъемлющий и многогранный характер. В связи с этим широкое количество научных деятелей и аналитиков, изучающих вопросы развития общества, рассматривают цифровизацию в качестве источника обменных процессов, имеющих характеристики как социального, так и экономического характера, влияющих на мир в целом, затрагивая различные уровни экономико-социальных отношений [1].

Кроме того, интенсивный рост и развитие цифровых и информационно-коммуни-

кационных технологий позволяют не просто аккумулировать экономический потенциал развития, но и задавать ему определенный оттенок, тем самым стимулируя и оптимизируя преобразования в различных бизнес-структурах.

Параллельно с тем как развиваются технологии, цифровой охват различных сфер жизнедеятельности общества, в том числе предпринимательской и производственной, также увеличивается - причем чем шире распространяются идеи внедрения техноло-

гий, тем больше предприятий включаются в процессы цифровизации, а следовательно, данные тенденции приобретают массовость и глубину проникновения в деятельность человека.

Важно понимать, что цифровое расширение имеет ряд отдельных векторов, тесно коррелирующих друг с другом. К одному из таковых причисляют сетевую экономику. Ее постоянное преобразование также напрямую связано с развитием цифровых технологий и сопутствующих бизнес-решений [2].

В современной литературе приводится множество определений сетевой экономики. В то же время анализ источников позволяет почеркнуть концептуальную схожесть представленных формулировок, сводящуюся к организации социально-экономической экосистемы, которая предполагает аккумулирование умственного, трудового, физического и экономического потенциала с целью реализации широкого круга социально-экономических функций и воспроизводства соответствующих продуктов и услуг [3].

По сути, сетевая экономика - это системное взаимодействие людей и организаций, их объединение в общий устойчивый механизм, направленный на реализацию текущих потребностей. Причем в контексте сетевого взаимодействия потребитель искренне выражает собственное желание (интерес) к определенным товарам и услугам, а предприятие (или тот, кто удовлетворяет спрос) подстраивает собственные возможности под его интерес. Взаимодействие сроится исключительно на принципах взаимности и системности, неразрывности целей и задач, высокой связности участников, а также объединении с целью аккумулирования опыта развития.

Причем развитие сетевой экономики посредством внедрения цифровых технологий лишь ускоряет процессы формирования новейших бизнес-моделей и структур, что приводит к общему увеличению экономико-социального потенциала [4].

Переходя от теории сетевой экономики к практике ее реализации, стоит подчеркнуть, что сетевая экономика предполагает формирование иных бизнес-моделей, ориентированных на текущие процессы трансформации социальной и экономической сфер. Ярким примером является экономика зам-

кнутого цикла или экономика совместного использования. Ее соотношение с цифро-визацией предоставляет широкий круг возможностей преобразования бизнеса, тесного вхождения в социальную среду, внедрения экологичности, практичности, устойчивости и доступности для широкого круга населения [5].

Бизнес-модель не может иметь универсализированный вид - она напрямую зависит от особенностей среды, на потребителей которой ориентируется. Кроме того, она зависит от цифровых характеристик, которые видоизменяют отдельные элементы бизнес-среды, например формируется экосистема (базирующаяся на 1Т).

Экосистема (в рамках бизнес-модели) -это широко ориентированный механизм удовлетворения социальных и экономических потребностей населения, максимально охватывающий различные смежные аспекты деятельности, построенные на цифровых технологиях. Зачастую, как показывает практика, популярные экосистемы базируются на сервисах (предоставлении широкого круга услуг в рамках единой бизнес-модели); самым ярким представителем отечественной экосистемы является экосистема, созданная компанией «Яндекс». Она основана на широком круге технологических решений - это интеграция поисковой системы с логистикой, доступной для пользователей; это наличие широко спектра услуг - доставка, такси, перевозка грузов и др.; это и предоставление продуктов (яндекс-станция и др.). Важная особенность экосистемы - это интеграция ее смежных областей в единую систему, где все элементы способствуют удовлетворению интереса потребителя и его индивидуальным потребностям.

Вопросы формирования устойчивости сетевой экономики - актуальное дискуссионное поле: с оной стороны, устойчивая бизнес-мо -дель должна отвечать ряду качественных и количественных показателей по различным направлениям собственной деятельности (в том числе наличие стратегий, конкурентных преимуществ, ориентация на ожидание и др.); с другой же, она должна включать в себя широкий механизм собственного развития и распределения с включением в экосистему других участников рынка (тем самым расширяя сетевое взаимодействие) - поставщиков,

партнеров, спонсоров и др., которые будут совместными усилиями развивать текущую бизнес-модель [6].

На концептуальном уровне это достигается за счет воссоздания эффективной системы менеджмента, предполагающей распределение среди участников бизнес-модели собственных ролевых функций. Обращаясь все к той же компании «Яндекс», можно подчеркнуть, что управление в ней осуществляется на принципах учета общественных интересов, интересов акционеров, сотрудников и потребителей; принятая система предполагает возможность участия большого количества акционеров в деятельности компании. После принятых в 2019 г. изменений, компания сформировала некоммерческий Фонд общественных интересов, управляющий наличием акций в одних руках и позволяющий блокировать решения держателя золотой акции (право вето).

Создание экосистемы - это также и возможность параллельного развития трех устойчивых направлений - социального, экономического и экологического, каждое из которых позволяет видоизменять бизнес-модель с учетом текущей потребности и специфики деятельности хозяйствующего субъекта. Концепция создания бизнес-моделей, ориентированных на широкую социально-экономическую привлекательность, это как минимум способ внедрения и развития инноваций, улучшения практик обращения с ресурсами, в том числе и в области их повторного использования.

Ярким представителем экономики замкнутого цикла является шведская компания «Tetra Pak» - ее деятельность сводится к производству упаковки и ее атрибутов (в том числе и технических сооружений), а также воссозданию систем их переработки. Компания занимается переработкой жидких пищевых отходов, для которых используется их упаковка. Другим интересным кейсом является пример финской компании «The Helsinki Distilling Company», которая использует в деятельности биогаз, полученный из собственных производственных отходов. Так, «в экономике замкнутого цикла отходы - это «пища», и их можно использовать творчески, что означает наличие значительных возможностей для нового бизнеса и социального предпринимательства» [7].

В то же время реализация сетевой устойчивой концепции - это сложный путь преобразования бизнеса и вовлечения в его деятельность самого потребителя. В связи с бурным ростом цифровых технологий, а также расширением коммуникационных возможностей пользователи могут получать увеличенный круг действительно значимой информации, переориентирующей их на возможности планирования потребления с учетом свойств и характеристик приобретаемых товаров и услуг.

Обращаясь к таким бизнес-моделям, пользователь может наглядно сравнивать характеристики рыночных предложений, выбирая для себя наиболее подходящие.

Яркие представители отечественной экономики - это агрегатор информации Сравни. Ру, Банки.Ру, а также сервисы по продаже товаров и услуг как со стороны физических, так и юридических лиц (авито, авто.ру, и др.). Каждая из представленных компаний ориентируется на возможность предоставления широкого перечня характеристик анализируемого продукта, что позволяет потребителю выбирать самостоятельно из имеющихся предложений.

Концепция сетевого взаимодействия, помимо прочего, позволяет также и выстроить иные отношения между конкурентами - при понимании целесообразности объединения формируются крупнейшие структуры, повышающие эффективность и качество производимой продукции или предоставляемых услуг. В иных случаях крупная компания поглощает стартапы, объединяя их в экосистему. Например, компания «Яндекс» предлагает пользователям широкий круг услуг по направлениям (рис. 1).

Причем первый вариант создания экосистем, рассматриваемый ранее, упоминается как широкий подход к организации деятельности таковых - экосистема в таком случае состоит из отдельных организаций, объединенных единой системой достижения целевых результатов по разным направлениям. Развитие и непрерывность подобных моделей организации бизнес-процессов - это путь к установлению целого ряда факторов социального, экологического, а также управленческого аспекта в неразрывной их связи.

Научное обоснование такой структуры развития сегодня актуализировалось, что

Рисунок 1 - Услуги и приложения, доступные в рамках экосистемы Яндекса

подчеркивается повышенным интересом исследователей к вопросам сетевой экономики. Так, необходимо формировать интеллектуально-накопительные сведения, способствующие укреплению бизнес-моделей и

формированию устойчивости [8].

Причем устойчивость в контексте современных исследований рассматривается как результат внедрения цифровых технологий в бизнес-модель (рис. 2).

Рисунок 2 - Достоинства внедрения 1Т в бизнес (цифровизация бизнеса)

При внедрении 1Т-решений в бизнес параллельно развиваются процессы устойчивости бизнеса, ориентированные на социально-экономические и экологические аспекты деятельности. Растущая зависимость между данными факторами подчеркивает возможность развития цифрового взаимодействия компаньонов в рамках организации сетевого бизнеса [9].

Сетевая ориентация здесь рассматривается скорее с точки зрения философии бизнеса, учитывающей конкурентоспособность гармоничных систем. Важно поддерживать инновации, развивать недостающие направления и переориентироваться на действующую рыночную ситуацию и меняющиеся потребности населения.

Кроме того, необходимо аккумулировать потенциал устойчивого развития бизнеса

в качестве базиса, способствующего созданию положительного имиджа на основе становления его общественной полезности, значимости, что позволяет рассматривать его как социальную прибыль.

В период СОУЮ-19 именно сетевые структуры, построенные на цифровых технологиях, смогли продолжить свое функционирование и развиваться в том же направлении, несмотря на довольно трудные условия. Это объясняется социальной значимостью бизнеса для населения, предоставлением психологической и реальной защиты (например, сервисы по доставке продуктов, готовой еды, лекарств и др.), а также повышением комфорта обращения пользователя.

Цифровые технологии внедряются абсолютно во все сферы - от здоровья (здраво-

охранение), до денежных аспектов (финансо -вая система). Они позволяют формировать устойчивость, аккумулировать положительные качества и акцентировать внимание именно на преимуществах [10].

В то же время актуальным становится вопрос реальной конкурентоспособности сетевой интеграции бизнеса, учитывающей социально-экономическую и философскую направленность, приверженность идеям развития, укрепления, стабилизации и. эффективности.

Взаимный интерес в рамках сетевого взаимодействия бизнеса - это непостоянный фактор. Стабилизировать взаимодействия и обеспечить их постоянство можно через формирование долгосрочных конкурентных стратегий, направленных на воссоздание бизнес-форм, как минимум:

1) системы брендинга, под началом которого будут формироваться сетевые ответвления бизнес-модели;

2) условий повышения рыночной стоимости компании, проведения широкой рекламы, а также развития имиджа.

Причем вышеизложенные аспекты рассматриваются исключительно во взаимосвязи и формируют конкурентное преимущество. Его получение - это индивидуальный путь каждого хозяйствующего субъекта.

Ярким примером организации довольно устойчивой сетевой бизнес-модели является исследование «Динамический, сетевой и ресурсный подход к устойчивой бизнес-модели: исследование компании виртуальной реальности», проведенное Уджвари-Гил и Поточек в 2020 г. Авторы проанализировали сетевую бизнес-модель, выявили ее ключевые узлы, а также произвели анализ их отдельного влияния на состояние бизнеса. После определения и изучения изменений, рассмотрения их в изоляции они установили сильные и слабые стороны каждого узла (в системе и вне системы), сформировали динамику их изменения и подчеркнули значение принципов сотрудничества [11].

Подобные исследования могут организовываться в разных бизнес-структурах, а их результаты могут использоваться в качестве основы формирования более устойчивой структуры как со стороны всей модели, так и ее отдельных элементов.

Все это наводит на мысль, что конкурент-

ное превосходство сетевого бизнеса должно исходить не от количества направлений, а от качества их проработки в отдельности (с уче -том общей согласованности). Только в таком случае бизнес модель сможет интегрировать различные аспекты (в том числе социально-экологические и др.), обеспечивая непрерывное устойчивое развитие как самого себя, так и общества, экономики в целом.

Таким образом, деятельность сетевого бизнеса неразрывно связана с социальной сферой. От внесения собственного позитивного вклада в общество и экономику бизнес-модель будет получать предпосылки для создания максимально гармоничной социально ориентированной экосистемы. Такая система должна обеспечивать устойчивость, конкурентоспособность, а также экологич-ность бизнеса, опираться на максимально научные практики, приближенные к реальному результату от деятельности.

Сетевой бизнес в современных условиях может стать инструментом преодоления социально-экологических проблем. В то же время это требует преобразований, начиная с самой системы, ее участников и заканчивая экономикой, обществом в целом.

Список литературы

1. Кононкова Н. П. Государство и общество в цифровой трансформации экономики // Евразийский Союз Ученых. 2020. № 7-4 (76). С. 28-33.

2. Дашков Л. П., Репушевская О. А. Влияние цифро -вой трансформации экономики на предпринимательство // Вестник РУК. 2019. № 4 (38). С. 40-45.

3. Шумахов Р. В., Шумахова К. С. Сетевая экономика: общая характеристика и особенности развития // Научные известия. 2020. № 19. С. 14-18.

4. Ван Х. Исследование сетевого предпринимательства и маркетинга в мировой экономике // StudNet. 2021. № 4. С. 1-10.

5. Канель-Белов А. Я., Коматовский М. О., Тищенко С. А. О динамических процессах в экономике многосторонних сетевых платформ // Чебышевский сборник. 2021. № 4 (80). С. 151-165.

6. Золотарева Е. С. Сетевой маркетинг - бизнес будущего? // Вестник науки. 2021. № 6-1 (39). С. 258-262.

7. Ghobakhloo, M. (2020). Industry 4.0, digitization, and opportunities for sustainability. Journal of Cleaner Production, 252, 119869.

8. Нехода Е. В., Редчикова Н. А., Тюленева Н. А. Бизнес-модели компаний: от прибыли к устойчивому развитию и созданию ценности // Управленец. 2018. № 4. С. 9-19.

9. Камнева В. В., Баева Д. А. Цифровая трансформация внешних факторов конкурентоспособности предприятий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2020. № 1. С. 63-70.

10. Мальцев А. А., Мальцева В. А. Цифровизация экономики в контексте реализации целей устойчивого развития: обзор ключевых экспертных докладов 2019 г. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. № 4. С. 189-195.

11. Pucihar A. (2020). The digital transformation journey: Content analysis of electronic markets articles and bled eConference proceedings from 2012 to 2019. Electronic Markets, 30(1), 29-37.

References

1. Kononkova N.P. Gosudarstvo i obshhestvo v cifrovoj transformacii e'konomiki. Evrazijskij Soyuz Uchenyx. 2020. № 7-4 (76). S. 28-33.

2.Dashkov L.P., Repushevskaya O.A. Vliyanie cifrovoj transformacii e'konomiki na predprinimatel'stvo. Vestnik RUK. 2019. № 4 (38). S. 40-45.

3.Shumaxov R.V., Shumaxova K.S. Setevaya e'konomika: obshhaya xarakteristika i osobennosti razvitiya. Nauchny'e izvestiya. 2020. № 19. S. 14-18.

4.Van X. Issledovanie setevogo predprinimatel'stva i marketinga v mirovoj e'konomike. StudNet. 2021. № 4. S. 1-10.

5.Kanel'-Belov A.Ya., Komatovskij M.O., Tishhenko S. A.

0 dinamicheskix processax v e'konomike mnogostoronnix setevy'x platform. Chebyshevskij sbornik. 2021. № 4 (80). S. 151-165.

6.Zolotareva E.S. Setevoj marketing - biznes budushhego? Vestniknauki. 2021. № 6-1 (39). S. 258-262.

7. Ghobakhloo M. (2020). Industry 4.0, digitization, and opportunities for sustainability. Journal of Cleaner Production, 252, 119869.

8.Nexoda E.V., Redchikova N.A., Tyuleneva N. A. Biznes-modeli kompanij: ot priby'li k ustojchivomu razvitiyu

1 sozdaniyu cennosti. Upravlenecz. 2018. № 4. S. 9-19.

9.Kamneva V.V., Baeva D.A. Cifrovaya transformaciya vneshnix faktorov konkurentosposobnosti predpriyatij. Vestnik YuUrGU. Seriya: E'konomika i menedzhment. 2020. № 1. S. 63-70.

10. Mal'cev A.A., Mal'ceva V.A. Cifrovizaciya e'konomiki v kontekste realizacii celej ustojchivogo razvitiya: obzor klyuchevy'x e'kspertny'x dokladov 2019 g. Vestnik mezhdunarodnyx organizacij: obrazovanie, nauka, novaya e'konomika. 2020. № 4. S. 189-195.

11. Pucihar A. (2020). The digital transformation journey: Content analysis of electronic markets articles and bled eConference proceedings from 2012 to 2019. Electronic Markets, 30(1), 29-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.