Научная статья на тему 'УСКОРЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХПРОГРАММ'

УСКОРЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / ЦИФРОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутенко Екатерина Дмитриевна, Цекоев Константин Александрович

В статье представлено комплексное авторское исследование, направленное на изучение проблемы развития цифровой экономики в разных регионах мира. На основе анализа опыта цифровизации разных стран произведена попытка адаптировать лучшие практики, сформулировать тенденции и пути развития России в данном направлении. Изучен цифровой потенциал России, Европы, Северной и Южной Америки, что позволило на основании сравнительного анализа тенденций и характера цифровой трансформации национальных экономик исследуемых регионов и процессов оценить модификации моделей ведения бизнеса: розничной торговли, дистрибуции, маркетинга и вовлечения потребителей, определить уровни цифровой интенсивности. Был использован инструментарий экономико-математического, статистического и логического анализа для изучения проблем общества при цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCELERATING DIGITAL TRANSFORMATION THROUGH THE IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT PROGRAMS

The article presents a comprehensive author’s study aimed at studying the problem of the development of the digital economy in different regions of the world. Based on the analysis of the digitalization experience of different countries, an attempt was made to adapt the best practices, to formulate trends and ways of Russia’s development in this direction. The digital potential of Russia, Europe, North and South America was studied, which made it possible, based on a comparative analysis of trends and the nature of the digital transformation of the national economies of the studied regions and processes, to evaluate modifications of business models: retail, distribution, marketing and consumer involvement, to determine the levels of digital intensity. The tools of economic-mathematical, statistical and logical analysis were used to study the problems of society during digital transformation.

Текст научной работы на тему «УСКОРЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХПРОГРАММ»

йО! 10.47576/2712-7559_2022_3_4_336 УДК 33:004

Бутенко Екатерина Дмитриевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела, сервиса и туризма Института экономики и управления, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия, е-mail: [email protected]

Цекоев Константин Александрович,

аспирант кафедры финансов и кредита Института экономики и управления, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия, е-mail: kost3444@ mail.ru

В статье представлено комплексное авторское исследование, направленное на изучение проблемы развития цифровой экономики в разных регионах мира. На основе анализа опыта цифровизации разных стран произведена попытка адаптировать лучшие практики, сформулировать тенденции и пути развития России в данном направлении. Изучен цифровой потенциал России, Европы, Северной и Южной Америки, что позволило на основании сравнительного анализа тенденций и характера цифровой трансформации национальных экономик исследуемых регионов и процессов оценить модификации моделей ведения бизнеса: розничной торговли, дистрибуции, маркетинга и вовлечения потребителей, определить уровни цифровой интенсивности. Был использован инструментарий экономико-математического, статистического и логического анализа для изучения проблем общества при цифровой трансформации.

Ключевые слова: цифровая экономика; цифровая трансформация; цифровая интенсивность; программы развития; цифровой потенциал.

UDC 33:004

Butenko Ekaterina Dmitrievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Customs, Service and Tourism, Institute of Economics and Management, North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia, e-mail: [email protected]

Tsekoev Konstantin Alexandrovich,

PhD student, Department of Finance and Credit, Institute of Economics and Management, North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia, е-maiL■ [email protected]

The article presents a comprehensive author's study aimed at studying the problem of the development of the digital economy in different regions of the world. Based on the analysis of the digitalization experience of different countries, an attempt was made to adapt the best practices, to formulate trends and ways of Russia's development in this direction. The digital potential of Russia, Europe, North and South America was studied, which made it possible, based on a comparative analysis of trends and the nature of the digital transformation of the national economies of the studied regions and processes, to evaluate modifications of business models: retail, distribution, marketing and consumer involvement, to determine the levels of digital intensity. The tools

УСКОРЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХПРОГРАММ

ACCELERATING DIGITAL TRANSFORMATION THROUGH THE IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT PROGRAMS

of economic-mathematical, statistical and logical analysis were used to study the problems of society during digital transformation.

Keywords: digital economy; digital transformation; digital intensity; development programs; digital potential.

Мировая цифровая экономика продолжает стремительно развиваться. В то время как многие признали цифровое лидерство таких стран, как Китай и США, потенциал роста в России остается по большей части в тени этих стран.

В то же время в соответствии с экспертными оценками одним из наиболее прорывных развивающихся секторов экономики является ИТ-сектор. Именно здесь рост информационных и коммуникационных технологий (ИТ) может открыть новую фазу развития для экономики России.

Будучи высокотехнологичным и промышленным центром, Россия переживает период экономической трансформации в первое десятилетие 21 в., осуществляется отраслевая перегруппировка и формируется новая экономическая структура. С середины 2000-х гг. сегмент ИТ в России растет стремительными темпами. На сегодняшний день в стране работает несколько тысяч компаний в данной сфере (включая стартапы в области разработки программного обеспечения, программирования и технологий). Благодаря сочетанию некоторых мер государственной поддержки и инициатив, экономика России может похвастаться солидными образовательными программами в STEM, а также луч -шими специалистами в области технологий и разработки программного обеспечения с глубоким знанием иностранных языков.

Использование цифровых технологий может сделать бизнес более эффективным, инновационным и гибким. Многие страны вкладывают огромные средства в цифровую инфраструктуру для поддержки программ, реализующих цифровой потенциал, и содействуют достижению возможностей для бизнеса, потребителей и правительства. Российская Федерация - важный участник этого процесса и преследует перспективные цели. Цифровизация может стимулировать торговлю, помочь бизнесу, особенно его малым формам, получить доступ к мировым рынкам, а для потребителей создает возможности для подключения, мобильности и развития социальных сетей, для правитель-

ства - стимулировать развитие общественной инфраструктуры, особенно вокруг умных городов, ускорять документооборот и получение государственных услуг.

Эксперты Всемирного банка отметили, что бизнес в Российской Федерации является инновационным, что подтверждается тем, что 80 % предложений были новыми для российской экономики, а 3 % - для мира. В числе мировых лидеров ИТ-сферы ярко выделятся Яндекс, ставший одним из крупнейших поисковых агрегаторов в мире. Кроме того, Яндекс активно развивается и в других направлениях, от сервиса такси, до совместных проектов с крупнейшими банками в финансовом сегменте. Кроме Яндекса, в России есть и другие ИТ-гиганты, такие как Mail. ru, Rambler и Сбербанк.

Весьма полезными для нас оказались результаты исследований Бутенко (2019), в которых рассматривается деятельность Сбербанка. Банк, значительная доля которого принадлежит государству, смог оперативно и достаточно эффективно преобразиться из традиционной финансовой организации в экосистему, предоставляющую не только классические финансовые услуги, но и услуги нефинансового характера, например совместный проект с Яндекс маркетплейс Beru.ru.

В цифровизации финансового сегмента ключевую роль в России сыграли именно банки, которые в свою очередь предоставили потребителям широкий спектр цифровых услуг, некоторые из которых стали передовыми на мировом рынке.

Немаловажную роль в стремительной цифровизации экономики сыграл тот факт, что стоимость Интернета в России является одной из самых низких. К тому же правительство мотивирует развитие цифровой экономики, запуская важные федеральные программы, направленные на поддержку и скорейший рост цифровизации.

Для повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования систе-

мы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий была разработана государственная программа «Информационное общество на 2011-2020 годы» (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 2014).

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предполагает строительство в России новой федеральной беспроводной сети стандарта LPWAN (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 2018). В своем исследовании Лапаева (2018) утверждает, что данная сеть предназначена для сбора данных с устройств интернета вещей и будет охватывать большинство территории страны. Проект предполагается реализовывать АО ГЛОНАСС, причем строить сети на базе отечественного оборудования.

Такие компании, как Cisco, Deloitte, Google, Oracle, Microsoft, Synаpsys и другие транснациональные корпорации ИТ, сохраняют свое значительное присутствие в технологическом пространстве России. Например, Microsoft Innovation Center Moscow помогает развивать и совершенствовать деловые и профессиональные навыки в малых и средних технологических компаниях.

Подводя итог, можно отметить что цифровая трансформация модифицировала все сферы жизнедеятельности общества. Это подтверждает исследование В. А. Королева (2019), в котором выделяются три уровня цифровой экономики, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:

- рынки и отрасли экономики, где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);

- платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

- среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

Появление новых рынков автор связывает с изменением существующих, так как при

цифровой трансформации возникают новые рынки и исчезают невостребованные. Происходит это в результате множества факторов, к основным из которых относятся отраслевые цифровые платформы. На рынке наблюдается смена традиционного вида ведения бизнеса, на первый план выходят платформы как тип инновационного бизнеса. Ярким примером подобных платформ являются крупнейшие компании мира с высокими темпами роста: Apple, Google, Microsoft, Facebook, Amazon, Alibaba и др.

Таким образом, ключевым отличительным моментом бизнес-моделей, применяемых в сфере цифровой экономики является смена экономического режима и парадигмы «человек для экономики» на «экономика для человека» за счет инфраструктурных, технологических, научных, образовательных и социальных инициатив.

Можно сделать некоторые выводы:

1. Цифровая интенсивность и цифровой потенциал экономики стран Азии, Европы и Северной Америки лидируют в гонке с точки зрения цифрового взаимодействия. К сожалению, страны Европы и Россия не в полной мере задействуют весь свой потенциал, имея множество ограничений на своем пути.

2. По мере того как Россия становится более продвинутой в цифровом отношении, а экономика развивается, роль бизнеса и потребителей выходит на первый план, в то время как правительство все больше отходит на второй.

3. Правительство должно сыграть ключевую роль, помогая экономике и обществу занимать активную позицию в области цифровых технологий, как за счет собственных инвестиций, так и путем предоставления политических стимулов для поощрения инвестиций частного сектора. То, как это приводит к экономическому росту страны, финансовой доступности и социальной сплоченности, зависит от ряда других факторов, включая под -ход страны к инновациям.

В то же время каждая страна формирует свою стратегию цифровизации, при этом учитывая накопленный опыт и лучшие практики стран-конкурентов. Цифровизация сегодня является тем рычагом и инструментом, который позволяет стирать границы между странами и формировать единое мировое экономические пространство.

IMD World Digital Competitiveness Ranking 2019

140} Russia as (35) Latvian 36 (32} Port usai 34 [34] Stovenia 32

|6) Norway S [J\ Finland 7 (S) Switzerland 5 [3) Sweden Э [1) J&A.1

0.0W

70,406 71Й12

72,437 1 72.G23 ■ 73,007 73,707

- ЖД74

— 75,Si)7

91.397

■ 93.671

91732 54r261

— 95,22b

— 96,070 - 99,373

— 100.0W

0,000

20,000

40,000

ÈO.OM

30,000

100,000 120,000

Рисунок 1 - Цифровой потенциал (конкурентоспособность) стран

Авторский подход интегрировал коммуникационные проблемы цифрового общества в исследуемых регионах с целью обобщения современного опыта влияния цифровизации на рынок ИКТ, социум, рынок труда.

На основе изучения азиатского, американского и европейского опыта были выделены основные цифровые технологии и модели ведения бизнес-процессов в Российской Федерации, определены институты цифровой трансформации, наиболее релевантный инструментарий.

Выявлены вызовы и барьеры развития экономики России на пути цифрового развития. Доказано, что цифровые технологии снижают барьеры для входа и представляют новые модели для предприятий, они стимулируют развитие общественной инфраструктуры, позволяют повысить производительность и поддержать экономический рост. На основе исследования установлено, что цифровая интенсивность и цифровой потенциал экономики стран Азии, Европы и Северной Америки занимают лидирующие позиции с точки зрения цифрового взаимодействия. Страны Европы и Россия недостаточно задействуют цифровой потенциал, причиной этому являются административные, телекоммуникационные и психологические барьеры.

Цифровизация снижает барьеры для входа в международную бизнес-среду, предлагает новые бизнес-модели и помогает МСП

реагировать на изменения, ориентированные на потребителя. Цифровые технологии могут поддерживать экономический рост и развитие страны.

Известно, что есть множество применений цифровых технологий в сфере бизнеса, потребителей и правительства. К ним относятся преимущества цифровых технологий для транснациональных корпораций, анализ больших данных и широкие политические программы, включая конфиденциальность и борьбу с киберпреступностью.

Внедрение Интернета и цифровых технологий делает бизнес более эффективным. Благодаря этому, все организации, от малых предприятий до транснациональных корпораций, могут извлечь выгоду из этого, что по -зволит им быть более конкурентоспособными в рамках стремительно развивающегося и изменяющегося рынка.

Авторы выделяют два конкретных направления исследования цифровой экономики: с позиции цифровой интенсивности и цифрового потенциала. Проведен сравнительный анализ уровней цифровой трансформации в экономиках исследуемых регионов и процессов изменения моделей ведения бизнеса в условиях цифровой экономики на примере информационно-технологического сектора. Использовался инструментарий экономико-математического, статистического и логического изучения проблем общества при циф-

ровой трансформации: цифровой культуры общества; платформ и каналов коммуникации социума; развития инфраструктуры и экосистемы цифрового общества.

При этом в качестве цифровой интенсивности рассматривается насыщенность цифровыми технологиями всех сфер бизнеса. А цифровой потенциал связан с возможностями бизнеса применять цифровые технологии и модели в своей деятельности. Это позволи -ло в контексте проведенного исследования сформулировать предложения по развитию цифровой инфраструктуры и экосистемы.

Применение обозначенных методов и приемов позволило изучить коммуникационные проблемы цифрового общества в исследуемых регионах с целью обобщения современного опыта влияния цифровизации на рынок ИКТ, социум, рынок труда.

В то время как мировая экономика движется в сторону усиления протекционистской политики (исходя из политики стран Брексита и США), то в Азии либерализация торговли продолжается.

Растущие азиатские экономические гиганты трансформируют свои акценты торговой политики в сторону большей открытости и глобализации. Их расширение в предстоящие десятилетия будет способствовать дальнейшему росту мировой торговли через азиатские каналы. Цифровизация здесь играет важную роль, обеспечивая поддержку коммуникационных процессов в регионе [4-9].

В 2020 г. важнейшей торговой повесткой стало Региональное комплексное экономическое партнерство (RCEP), в рамках которого сформировалось и укрепилось сотрудничество между Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (Филиппины, Малайзия и Таиланд (АСЕАН)) и шестью государствами, с которыми АСЕАН имеет действующие соглашения о свободной торговле (ССТ): Индией, Китаем, Австралией, Южной Кореей, Японией и Новой Зеландией:

1. Центральным элементом созданного RCEP является формирование безопасной и эффективной транзакционной среды, позволяющей избежать громоздких регуляторных барьеров, ограничивающих развитие МСП.

2. Онлайн-платежи через такие платформы, как AliPay, Apple Pay и PayPal, гарантируют, что торговля не будет иметь границ.

3. Учитывая, что в цифровой экономике МСП является одним из стратегически важных секторов, то RCEP станет триггером для развития предпринимательства с применением современных цифровых инструментов.

Кроме того, важной особенностью торговых соглашений, заключаемых в Азии, включая RCEP, является упор на МСП, чего не встречалось в торговых соглашениях предыдущего поколения. Это свидетельствует о четком сдвиге в сторону поддержки МСП, обеспечивая экономический рост в регионе.

Технологии цифровой экономики помогают преодолеть страновые барьеры и расширяют торговые программы в регионе. С другой стороны, крайне важно, чтобы вопросы, связанные с развитием цифровых технологий, были частью переговоров, чтобы гарантировать, что развивающиеся цифровые экономики не пострадают.

Цифровые технологии расширяют возможности для бизнеса, увеличивая конкуренцию и выбор, обладают преимуществами как для потребителей и продавцов в виде более широкого и конкурентного рынка [11].

Однако динамический рост МСП как терри -тория экономического развития не обходится без проблем. Чтобы быть эффективным на рынке, бизнес должен иметь возможность привлекать потребителей, предоставляя свои продукты удобным, экономически привлекательным способом и внушая при этом уверенность клиентам в качестве продукта и простоте транзакций.

Цифровые технологии затрагивают каждый из этих элементов. Это означает, что предприятия, даже небольшие, могут взаимодействовать с клиентами внутри страны и за ее пределами.

Доверие является ключевым элементом. Для МСП затруднительно установить прямые отношения. Но архитектура, окружающая цифровую экономику, помогает решить эти проблемы. Например, цифровые платформы, такие как Alibaba, Taobao и eBay, позволяют МСП конкурировать, в противном случае они столкнутся с недостатками масштаба.

Кроме того, системы электронных платежей позволяют людям совершать сделки в Интернете без учета времени и границ. Затраты при этом трансформируются в реше-

ние проблем безопасности транзакций и защиты персональных данных. Но для потребителей крайне важно отсутствие личного присутствия и безграничности географии сделки.

Для многих товаров, которые продаются на расстоянии, или для таких услуг, как жилье или транспорт, в экономике совместного использования, системы рейтингов поддерживают торговлю путем кодификации доверия. Отзывы позволяют людям узнать, что продавец/покупатель будет подлинным. Процессы разрешения споров также означают, что у людей есть резервная копия, если что-то пойдет не так. Это может помочь покупателям чувствовать себя безопаснее в Интернете и разрешить торговлю между странами. Таким образом, цифровые инструменты могут содействовать торговле, даже если в стране существует ограниченное регулирование. Цифровые инструменты включают платформы и программное обеспечение для управления взаимоотношениями с клиентами.

В дополнение к развитию цифровой инфраструктуры инвестиции в службы поддержки логистики также имеют решающее значение. Опыт покупок в Интернете в конечном итоге зависит от опыта доставки товаров. Cainiao Network, частичное дочернее предприятие Alibaba Group, управляет логистической платформой и центральной сетью передачи данных, которая помогает координировать поставки с более чем 3000 независимых логистических компаний, расположенных в Китае и за рубежом (Alibaba Group). По состоянию на 2015 г. Cainiao смог предложить на следующий день доставку товаров, заказанных на онлайн-площадках Alibaba, в 34 города, и к концу 2015 г. планировал расширить их до 50 городов (Alizila). Покрытие услуг выходит за пределы городов. В 2015 г. Cainiao обслуживал более 1200 деревень в ряде провинций, и около 20 % посылок в сельские районы были доставлены в течение суток.

Все это позволяет сделать вывод, что характер розничной торговли, дистрибуции, маркетинга и вовлечения потребителей существенно поменялся в силу использования цифровых технологий [2; 3; 12]. Азия, в которой проживает более половины населения мира (58 % абонентов мобильной свя-

зи и 53 % пользователей Интернета), будет играть главную роль в использовании цифровых платформ для привлечения клиентов.

Цифровая трансформация затронула не только торговую сферу. Потребители также могут извлечь выгоду из преимуществ цифрового банкинга. Интернет-банкинг на рынках Азии имеет универсальный характер, с 2011 г. сфера мобильного банкинга увеличилась более чем в три раза, а четверть потребителей использует для банковских транзакций смартфоны, планшеты или ПК.

Это привело к цифровой революции в работе традиционной банковской системы, поскольку более 80 % потребителей развитых стран готовы перевести часть своих активов в тот банк, который предлагает качественное цифровое обслуживание. В азиатских странах более 50 % потребителей указывают на такую готовность.

Цифровой банкинг базируется на смартфонах и интернет-банкинге. Банковские операции с использованием смартфонов особенно популярны в развивающихся странах Азии: цифровизация банковских транзакций увеличилась более чем в пять раз за три года, с 2011 по 2014 г., с 5 % населения, использующего банкинг с помощью смартфонов в 2011 г., до 26 % в 2015 г. [10]

Финансовая доступность посредством цифрового банкинга была воспринята очень серьезно в Индии, где большая часть населе -ния все еще полагается на неофициальные источники финансирования. Правительство начало настаивать на банковском обслужи -вании через цифровые режимы в 2014 г. с помощью популярной программы JAM (Jan Dhan, Aadhar и Mobile). Идея проста: JAM стремится связать уникальный идентификационный номер гражданина (номер Адхара) с банковским счетом и номером мобильного телефона. Иные направления цифровых инструментов банковских операций включают:

- использование данных неструктурированных дополнительных услуг (USSD), которые позволяют проводить операции мобильного банкинга с использованием телефонов с базовыми функциями без необходимости подключения к мобильному Интернету;

- унифицированный интерфейс платежей, который обеспечивает работу нескольких банковских счетов в одном мобильном приложении;

- микробанкоматы, где деловые корреспонденты (которые могут быть владельцами местных магазинов) действуют как микробанкоматы для проведения мгновенных транзакций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мобильные платежи также популярны в КНР. Из 900 миллионов пользователей WeChat 800 миллионов пользуются услугами мобильных платежей. Кроме того, коды быстрого реагирования (QR) AliPay составляют примерно половину мобильных платежей в Китае на общую сумму 5,5 триллиона долларов США. Такие технологии имеют значительный потенциал для воздействия на потребителей и повышения удобства, особенно если большая часть населения Азии остается без банковского обслуживания.

Переход к цифровизации в не меньшей степени затронул и страны Европы. Несомненно, значительную роль в этом сыграли крупные технологические компании, а также стартапы, занимающие немалую часть сегмента МСП. Страны Европейского союза вкупе могут внести порядка 2,5 трлн евро к 2025 г., тем самым стимулировав рост ВВП в размере 1 % до 2035 г.

Однако скорость, с которой ведущие страны Европы внедряют цифровые технологии в экономику, значительно уступает показателям таких стран, как США и КНР. Так, согласно данным Глобального института McKinsey (Независимое исследовательское подразделение компании McKinsey для осуществления научных исследований в области экономики), в целом страны ЕС отстают от США в области цифровизации на 6 %. Но стоит отметить, что, например, Великобритания практически устранила свое отставание, уступая лишь на 1 %, в сравнении с показателями США.

Правительство, оказывая поддержку предпринимательству, должно организовывать работу в следующих направлениях, предполагающих активное использование цифровых технологий:

- разблокировка инвестиций и открытие доступа к капиталу, потокам данных;

- подбор оптимальных инструментов для развития навыков сотрудников и формирование современного рынка труда;

- контроль за социально-экономическим переходом, связанным с оцифровкой, нивелирование ее влияния на рабочие места;

- политики должны способствовать развитию собственных навыков, которые помогут реализовать потенциал, открываемый перед ними цифровой экономикой [11; 15].

Описывая интенсивность проникновения цифровых технологий в странах Азии, Европы невозможно не отметить вклад стран Северной Америки в развитие этих технологий.

В начале 2019 г. Международная торговая комиссия (МТК) опубликовала свою оценку пересмотру соглашения НАФТА и его преобразованию в USMCA. МТК пришла к выводу, что новая НАФТА 2.0 окажет умеренно положительное влияние на экономику США, а ВВП через шесть лет увеличится на 68,2 млрд долларов.

Во многом этот выигрыш был обусловлен «снижением неопределенности политики в отношении цифровой торговли», поскольку новые правила НАФТА в этой области должны сдерживать обременительные нормативные акты, тем самым прокладывая путь для роста.

В частности, USMCA обеспечивает развитие цифрового бизнеса за счет:

- запрещения взимания таможенных пошлин на цифровые продукты, тем самым сокращая ненужные расходы на цифровую торговлю;

- обеспечения свободного потока трансграничных данных путем явного запрета законов локализации данных, тем самым устраняя ненужные барьеры для доступа к данным;

- признания, что основанные на риске и консенсусе подходы кибербезопасности более эффективны в борьбе с цифровыми угрозами, чем предписывающие обязательные режимы регулирования, которые, к сожалению, появляются во всем мире [1];

- усиления конфиденциальности личных данных, поощряя каждую страну принять и поддерживать правовую базу, которая обеспечивает защиту личных данных. Призывая к совместимости между этими структурами, эти три страны обязуются снизить ненужную нормативную нагрузку на промышленность, особенно малый и средний бизнес;

- сохранения корпоративных инноваций, прямо запрещая передачу исходного кода в качестве условия для импорта, распространения, продажи или использования, а также обеспечивая надежную жизнь патентов и защиту от контрафактной продукции.

Эти положения позволят компаниям процветать на североамериканском рынке без угрозы утраты своих основных инноваций.

Сторонники протекционизма данных проявили озабоченность по поводу конфиденциальности личной информации и кибербезо-пасности. Маловероятно, что далеко идущие меры по защите данных могут смягчить эти проблемы. Требование хранения данных на серверах внутри страны увеличивает затраты и «душит» конкуренцию, одновременно подрывая безопасность и конфиденциальность, поскольку местным поставщикам обычно не хватает опыта глобальных поставщиков. С другой стороны, ограничение трансграничного потока данных уменьшает публичный доступ к информации. Ярким примером является Великий брандмауэр Китая, который блокирует определенные сайты, включая Facebook и Google.

В Российской Федерации цифровизация неминуемо шла и до принятия Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», технологии, описанные в ней, уже были и отчасти применялись, но толчком к развитию являлась пандемия коронавирус-ной инфекции COVID-2019 и связанные с ней меры по противодействию распространения инфекции и принятию мер по переходу на дистанционный режим работы и обучения. Остро стал вопрос о готовности страны к использованию новых технологий дистанционного доступа, как психологическому, так и техническому.

Список литературы

1. Болдарева Ю. О., Хотнянская Р. Г Угрозы финан -совой безопасности государства после вступления России в ВТО // НаукаПарк. № 6-1 (17). С. 54-57.

2. Бутенко Е. Д. Интеграционные аспекты финансово-экономических систем в условиях цифровизации // Научное обозрение: теория и практика. Т. 9. № 9 (65). С. 1378-1386.

3. Бутенко Е. Д., Королев В. А., Передереева Е. В. Цифровые финансы и интернет-маркетинговые технологии // Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Южного федерального университета 2020. 342 с.

4. Цифровая трансформация маркетинговых коммуникаций в сети интернет / Е. Д. Бутенко, П. В. Павлов, И. В. Пенькова, В. А. Королев // Ростов-на-Дону -Таганрог, 2018.

5. Государственная Программа Российской Федерации "Информационное общество 2011-2020 годы". Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

6. Калашников А.А. Digital Leadership of the basis of modern business // Материалы 3-й Международной конференции по социальному, экономическому и академическому лидерству ICSEAL. Прага, 2019.

7. Королев В. А. Процессы глобальной цифровой трансформации и новые ландшафты экономики // Вестник МНЭПУ. 2019. Т. 1. С. 128-130.

8. Лапаев С. П. Цифровая экономика: концепция, цифровые технологии, цифровизация экономики // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы всерос. науч.-метод. конф. Оренбург: ОГУ, 2018. С. 238-239.

9. Чинаева Т. И. Развитие сектора ИКТ как составляющей цифровой экономики // Статистика в цифровой экономике: обучение и использование: материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 151-153.

10. Ashley Friedman, Cody Ankeny «Let's Bring NAFTA Into the Digital Age». URL: https://www.itic.org/news-events/techwonk-blog/lets-bring-nafta-into-the-digital-age (дата обращения: 01.02.2022).

11. Каштанов В. Ф. Дьяков скусственный интеллект как ключевая технология цифровой трансформации бизнеса и экономики // Военно-экономический вестник. 2019. No 3-4.

12. Абдулкадыров А. С. Предпосылки эволюции высокотехнологичных кластерных образований в оборонно- промышленном комплексе России в условиях цифровизации национальной экономики // Военно-экономический вестник. 2019. № 1.

References

1. Boldareva Yu. O., Xotnyanskaya R. G. Ugrozy' finansovoj bezopasnosti gosudarstva posle vstupleniya Rossii v VTO. NaukaPark. № 6-1 (17). S. 54-57.

2. Butenko E. D. Integracionny'e aspekty' finansovo-e'konomicheskix sistem v usloviyax cifrovizacii. Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. T. 9. № 9 (65). S. 1378-1386.

3. Butenko E. D., Korolev V. A., Peredereeva E. V. Cifrovy'e finansy' i internet-marketingovy'e texnologii. Yuzhnyj federal'nyj universitet. Rostov-na-Donu; Taganrog: Yuzhnogo federal'nogo universiteta 2020. 342 s.

4. Cifrovaya transformaciya marketingovyx kommunikacij v seti internet / E. D. Butenko, P. V. Pavlov, I. V. Pen'kova, V. A. Korolev. Rostov-na-Donu - Taganrog, 2018.

5. Gosudarstvennaya Programma Rossijskoj Federacii "Informacionnoe obshhestvo 2011-2020 gody"'. Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

6. Kalashnikov A.A. Digital Leadership of the basis of modern business. Materialy' 3-j Mezhdunarodnoj konferencii po social'nomu, e'konomicheskomu i akademicheskomu liderstvu ICSEAL. Praga, 2019.

7. Korolev V. A. Processy' global'noj cifrovoj transformacii i novy'e landshafty' e'konomiki. Vestnik MNE'PU. 2019. T. 1. S. 128-130.

8. Lapaev S. P. Cifrovaya e'konomika: koncepciya, cifrovy'e texnologii, cifrovizaciya e'konomiki. Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy' vseros. nauch.-metod. konf. Orenburg: OGU, 2018. S. 238-239.

9. Chinaeva T. I. Razvitie sektora IKT kak sostavlyayushhej cifrovoj e'konomiki. Statistika v cifrovoj e'konomike: obuchenie i ispol'zovanie: materialy'

mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 151-153.

10. Ashley Friedman, Cody Ankeny «Let's Bring NAFTA Into the Digital Age». URL: https://www.itic.org/news-events/techwonk-blog/lets-bring-nafta-into-the-digital-age (data obrashheniya: 01.02.2022).

11. Kashtanov V. F. D'yakov skusstvenny'T intellekt kak klyuchevaya texnologiya cifrovoT transformacii biznesa i

e'konomiki. Voenno-e'konomicheskiT vestnik. 2019. No 3-4.

12. Abdulkady'rov A. S. Predposy'lki e'volyucii vy'sokotexnologichny'x klasterny'x obrazovaniT v oboronno-promy'shlennom komplekse Rossii v usloviyax cifrovizacii nacional'noT e'konomiki. Voenno-e'konomicheskiT vestnik. 2019. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.