Научная статья на тему 'ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КНР'

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1331
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ / ОПЫТ КИТАЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ямпольская Диана Олеговна, Го Сюй

Внедрение новых цифровых технологий является приоритетом ведущих экономик мира. В этом направлении Китай является лидером по темпам внедрения цифровых технологий в различные сферы бизнеса. Обзор успехов и проблем внедрения новых технологий, осуществленный в данной статье, дает возможность оценить и применить опыт китайских компаний в этой сфере. Внедрение цифровых инноваций происходит под руководством Коммунистической партии Китая, которая всесторонне поддерживает это развитие через принятие государственных программ. В статье проанализированы документы программ, определяющих приоритетные направления инвестирования. Созданная цифровая инфраструктура стимулирует китайский бизнес активно внедрять цифровые технологии. Кроме того, проанализированы и основные проблемы цифровизации экономики, к которым можно отнести проблемы, связанные не только с экономикой, но и с социальными аспектами. Уже сейчас наблюдается территориальное расслоение, так как цифровая «гонка» требует постоянного обновления гаджетов и других устройств, стоимость которых доступна только состоятельным слоям населения. Цифровизация затрагивает все аспекты экономической и социальной сферы. Анализ а проблем внедрения и опыта внедрения цифровых технологий является главной задачей данной публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA DIGITAL TECHNOLOGIES INTRODUCING EXPERIENCE

The new digital technologies’ introduction is a priority for the world's leading economies. China is the leader in this direction in the digital technologies implementation rate in various areas of business. The successes and problems overview of introducing new technologies makes it possible to evaluate and apply the Chinese companies experience in this area. The digital innovation introduction is under the Chinese Communist Party’s leadership, which fully supports this development through the government programs adoption. These documents show the investment priority areas. The created digital infrastructure also stimulates Chinese businesses to introduce digital technologies actively. The main economy digitalization problems include those associated not only with the economy, but also with social aspects. Already now there is a territorial stratification, as the digital "race" requires constant updating of gadgets and other devices, the cost of which is available only to the wealthy population segments. Digitalization affects all aspects of the economic and social sphere. The widespread adoption problem and experience in the digital technologies’ implementation is the main task of this publication.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КНР»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ямпольская Д.О., Го С. Опыт внедрения цифровых технологий в КНР // Human Progress. 2021. Том 7, Вып. 3. С. 19. URL: http://progress-human.com/images/2021/Tom7_3/Yampolskaya.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.173.19

УДК 338; 334

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КНР

Ямпольская Диана Олеговна

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Российского Университета Дружбы Народов (РУДН)

[email protected] 6, ул. Миклухо-Маклая, Москва, РФ, 117198 +7 (915) 377-14-18

Го Сюй

Магистрант направления «Международный маркетинг» Российского Университета Дружбы Народов (РУДН)

[email protected] 6, ул. Миклухо-Маклая, Москва, РФ, 117198 +7 (985) 366-74-88

Аннотация. Внедрение новых цифровых технологий является приоритетом ведущих экономик мира. В этом направлении Китай является лидером по темпам внедрения цифровых технологий в различные сферы бизнеса. Обзор успехов и проблем внедрения новых технологий, осуществленный в данной статье, дает возможность оценить и применить опыт китайских компаний в этой сфере. Внедрение цифровых инноваций происходит под руководством Коммунистической партии Китая, которая всесторонне поддерживает это развитие через принятие государственных программ. В статье проанализированы документы программ, определяющих приоритетные направления инвестирования. Созданная цифровая инфраструктура стимулирует китайский бизнес активно внедрять цифровые технологии. Кроме того, проанализированы и основные проблемы цифровизации экономики, к которым можно отнести проблемы, связанные не только с экономикой, но и с социальными аспектами. Уже сейчас наблюдается территориальное расслоение, так как цифровая «гонка» требует постоянного обновления га-джетов и других устройств, стоимость которых доступна только состоятельным слоям населения. Цифровизация затрагивает все аспекты экономической и социальной сферы. Анализ

проблем внедрения и опыта внедрения цифровых технологий является главной задачей данной публикации.

Ключевые слова: цифровые технологии; инвестирование; внедрения цифровых технологий; проблемы цифровизации; опыт Китая.

1ЕЬ коды: 030; Ш1.

Введение

Современная экономическая ситуация является достаточно конфликтной: одновременно меняются технологии, социальная среда, идут изменения в управленческой и институциональной сферах. По мнению академика С. Ю. Глазьева, центры предыдущего мирохозяйственного уклада (США, Евросоюз), перестали генерировать процессы развития [1]. Эта роль переходит к Китаю, который в своей системе управления экономикой сочетает механизмы плановой и рыночной экономики. Данная система показывает очень хорошие результаты и является примером развития для РФ, тем более что опыт работы плановой экономики в нашей стране есть.

Китай, который занимает второе место по размеру экономики в мире, показывает самый быстрый темп экономического развития и уже достаточно давно разработал «План Развития Цифрового Китая». Выступая на церемонии открытия Второй Всемирной интернет-конференции 16 декабря 2015 года, Председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что Китай реализует план «Интернет+», способствует строительству «Цифрового Китая», развивает «Экономику Ше-ринга», поддерживает различные виды инноваций на основе Интернета для повышения качества и эффективности всестороннего развития. В декабре 2017 года в своем выступлении на открытии Четвертой Всемирной Интернет-конференции Си Цзиньпин подчеркнул: «19-й Съезд КПК сформулировал план действий и план развития социализма с китайскими особенностями, предложил построить сетевую державу, цифровой Китай и умное общество. Также способствовать глубокой интеграции Интернета, больших данных, искусственного интеллекта в реальной экономике, развивать цифровую экономику и экономику-шеринга, создавать новые точки роста и формировать новый импульс развития. Благодаря этому цифровая экономика Китая выйдет на ускоренный рост» [2].

Цифровизация в России также развивается быстрыми темпами, но они не сравнимы с китайскими показателями. Объём цифровой экономики в России остаётся сравнительно небольшим. Вклад цифровой экономики в ВВП России оценивается в 2,8% (для сравнения - в Китае этот показатель выше 30%). Частное инвестирование в рассматриваемую сферу в России более чем в 2 раза отстает от желающих инвестировать в цифровую среду Америки, Ев-

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 7 Выпуск 3 (июль-сентябрь 2021) [email protected]

ропы и других стран. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики из всех источников по доле ВВП к 2024 году планируется довести до 5,1% [2]. В Китае в 2020 году, как будет показано ниже, объем цифровой индустриализации уже составил 7,7% от ВВП.

В связи с этим, основная цель данной публикации определить модель развития цифровой экономики Китая. В чем кроется причина столь успешного развития? На какие аспекты цифрового развития необходимо обращать внимание, чтобы достичь успехов в данной области развития.

1. Результаты исследования. Общая оценка развития цифровизации Китая

Согласно 14-му пятилетнему плану социально-экономического развития КНР на 2021 -2025 годы и плану стратегического развития до 2035 года, Китай должен способствовать глубокой интеграции цифровой экономики в реальную экономику, ускорить построение новой модели развития на долгосрочный период, как развития внутри страны, так и на уровне глобального рынка. Особое внимание уделяется международной кооперации в сфере развития цифровых технологий. Цифровая экономика продемонстрировала значительный темп развития, а бизнес-модели в таких областях, как электронная коммерция, онлайн-образование, телемедицина и онлайн-офис, ускорили развитие инноваций, что дает возможность Китаю поддерживать стабильность развития.

Обратимся к официальным статистическим данным КНР. Общий объем цифровой экономики в 2020 году составил 39,2 трлн юаней, в 2005 году - 2,6 трлн юаней (см.рис. 1). Темпы роста цифровой экономики составили 9,7%, что в 3,2 раза превышает номинальные темпы роста ВВП.

Рис. 1: Объем цифровой экономики Китая за 2005 -2020 годы, трлн. юаней1

42 19 2

31.3 35 8

272

162

9 S

26 48

¿OOS ¿ООН 2011 2014 2017 2011 2019 2020

1 «Белая книга по развитию цифровой экономики Китая» China Academy of Information and Communications Technology [1]

В 2020 году объем цифровой индустриализации Китая (информационно-коммуникационная промышленность) составят 7,5 трлн юаней, что составит 7,3% ВВП, а объем цифрови-зации отраслей (увеличение объема производства и эффективности за счет применения цифровых технологий в традиционных отраслях промышленности) составят 31,7 трлн юаней, что составит 31,2% ВВП [3].

На рисунке 2 показаны изменения темпов роста ВВП Китая и цифровой экономики. Здесь наглядно видно,что темпы роста цифровизации опережают общий темп ромта ВВП. Однако в последнее время рост обоих показателей замедлился, что впролне объяснимо в свящзи с общим замедлением темпов роста мировой экономики.

Рис. 2: Темп роста цифровой экономики Китая и темп роста ВВП Китая2

25% 20% 15% 10% S% 0%

158%

70%

2015

189%

20 3%

— 9 -

115%

84%

а I

2016

2017

ВВП

20.9%

15.6%

10 5%

t7.3%

I

2018

2019

9.7%

3.0%

2020

Цифровая экономика

Цифровизация отраслей, адаптация цифровых технологий к определенным отраслям идет гораздо более высокими темпами, чем развитие «чистой» цифровой индустрии (см. рис 3), что говорит о высокой заинтересованности бизнеса во внедрении цифровых технологий.

Изучая процесс развития цифровой экономики Китая, мы можем выделить четыре основных фактора быстрого развития Китая в цифровой сфере. Их синергия сформировала уникальную модель цифрового развития Китая.

Во-первых, правительство Китая решительно поддерживает и обеспечивает инвестирование в новую цифровую инфраструктуру, такую как 5G, большие данные и искусственный интеллект, что позволило создать новые ключевые факторы производства и надежное инфраструктурное обеспечение для повышения эффективности мобильных данных и расширения возможностей прикладных инновационных технологий.

2 «Белая книга по развитию цифровой экономики Китая», China Academy of Information and Communications Technology China Academy of Information and Communications Technology [1]

Журнал «Human Progress» Том 7 Выпуск 3 (июль-сентябрь 2021)

Рис. 3: Внутренняя структура Цифровой Экономики Китая3

22.6% I 2015 25.7%

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Индустрия Другие отрасли

Во-вторых, сфера торговли является ведущим потребителем цифровых технологий и имеет высокую заинтересованность в применении цифровых технологий. В 2019 году уровень проникновения розничных онлайн-продаж в Китае достиг 26%, что в 2,4 раза превышает показатель развитых стран, а уровень проникновения мобильных платежей в 2,8 раза превысил показатель развитых стран, составив 81%.

В-третьих, перед лицом огромного потенциала китайского рынка и жесткой внешней конкуренции китайские предприятия, в основном малые и средние, сталкиваются со многими проблемами и нуждаются в цифровых технологиях для решения задач соответствия спроса и предложения. Например, согласование спроса и предложения с помощью интеллектуальных алгоритмов, использование технологий для расширения инновационных возможностей, повышения эффективности работы с клиентами и т.д.

В-четвертых, интернет-экосистема Китая обладает преимуществами масштаба, передовыми технологиями и высококвалифицированным персоналом, а также обладает способностью оказывать базовую поддержку для расширения возможностей, как в области технологий, так и производства.

2. Государственная поддержка цифровизации

Китайская Народная Республика активно поддерживает развитие цифровых технологий на самом высоком уровне. Впечатляет количество документов, которые были приняты за последнее время, которые регламентируют цифровую экономику.

3 «Белая книга по развитию цифровой экономики Китая», China Academy of Information and Communications Technology [1]

40%

Индустрия

1) Для развития и более эффективного внедрения цифровых технологий, правительство Китая приняло «14-й пятилетний план национального экономического и социального развития КНР и долгосрочные цели до 2035 года» [4], в котором отдельно выделено направление по «ускорению цифрового развития и строительства цифрового Китая». Основной акцент делается на трансформации методов производства, изменении методов управления и изменении образа жизни населения в целом. В 14-м пятилетнем плане учитывается направления развития разных провинций. Здесь также подчеркивается ускорение цифровизации отраслей промышленности и содействие расширению возможностей в области цифровых технологий во всех сферах жизни.

2) В апреле 2020 года Национальной комиссией по развитию и реформам КНР (NDRC) был опубликован план реализации программы «Применение данных облачных хранилищ для содействия новому экономическому развитию» [5], которая предполагает создание специальных интернет-ресурсов для ускорения использования данных и информации в облаке для расширения возможностей предприятий и создания цифровой экосистемы.

3) В мае этого же года NDRC, Министерство промышленности и информационных технологий и еще 17 правительственных департаментов совместно запустили План действия «Партнерство по цифровой трансформации» [6], чтобы контролировать цифровую трансформацию и решать проблемы предприятий в ходе их цифровизации.

4) Министерство промышленности и информационных технологий опубликовало ряд документов: «План действий по инновациям и развитию промышленного Интернета (20212023 годы)» [7], «План действий по совместному развитию сетей «Двойного гигабита» (20212023 годы)» [8], для увеличения государственной поддержки строительства инфраструктуры цифровой трансформации и создания прочной основы для ускорения процесса цифровизации отраслей.

5) На уровне местных правительств также принимается ряд документов с целью ускорения экономического роста и эффективности цифровизации территорий. Например, правительство Шанхая опубликовало такие документы как «Направления всестороннего содействия цифровой трансформации города Шанхай» [9] и «Специальный план действий Шанхая по строительству более 100 смарт-предприятий (2020-2022 годы)» [10]. Это создало благоприятную среду для построения цифрового города, строительства смарт-предприятий и продвижения цифровизации, нетворкинга и интеллектуальной модернизации ключевых отраслей промышленности.

6) Правительство Пекина также приняло ряд документов. Осуществляется «План действий по содействию инновациям и развитию цифровой экономики (2020-2022 годы)» [11],

запущен проект цифровой трансформации сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, продолжает углубляться цифровая трансформация трех отраслей промышленности, неуклонно расширяется цифровизация возможностей малых и средних предприятий. Все эти действия приводят к тому, что значительно повысился уровень цифровизации всех сфер бизнеса.

3. Лидеры цифровизации Китая

С быстрым развитием сетей 5G, больших данных, искусственного интеллекта и других информационных технологий нынешний процесс цифровизации в Китае охватывает практически все отрасли национальной экономики и жизни людей, включая медицину, образование, транспорт, финансы, сельское хозяйство, производство, услуги. Наиболее динамично развиваются цифровые финансы, розничная торговля, образование и медицина. Цифровизации сельского хозяйства еще находится на относительно низком уровне. Рассмотрим некоторые статистические данные, которые иллюстрируют результаты усилий правительства в области циф-ровизации.

1) Финансовая сфера. Цифровизация стимулирует рост платежных сетей и мобильных приложений, которые являются наиболее развитой областью цифровизации финансовых услуг. В 2020 году интернет-продажи предприятий в Китае составили 123,22 миллиарда юаней, что составило 52,38% от числа всех электронных платежей. В 2020 году объем всех мобильных платежей в Китае составил 432,16 трлн юаней, что на 11,62% больше, чем в 2015 году [12].

2) Медицина. Рынок онлайн-медицины также динамично развивается. Он увеличился с 65 млрд юаней в 2016 году до 196,1 млрд юаней в 2020 году. Совокупный годовой темп роста составил 31,79%. По прогнозу ожидается, что объем рынка в 2021 году увеличится до 283,1 миллиарда юаней. Рост на 44%! Цифровая медицина Китая сформировала свою модель развития «Онлайн медицина + медицинское страхование». Развитие информационных технологий нового поколения (5G, большие данные, искусственный интеллект и так далее), снизили стоимость медицинских услуг. Применение цифровой технологии в медицинской сфере позволяет получать больше информации, сокращать ошибки сотрудников и их трудозатраты. В целом медицинский персонал сможет более оперативно получить информацию о пациентах.

3) Образование. Согласно «Отчету о развитии онлайн-образования в Китае за первое полугодие 2020 года» [13], опубликованному Bigdata Consulting, количество пользователей он-лайн-образования в Китае достигло 450 миллионов, что составляет 42,3% от общего числа пользователей Интернета. Количество пользователей увеличилось на 250 миллионов человек по сравнению с концом 2018 года. Объем рынка онлайн-образования в Китае достиг 485,8

млрд юаней в 2020 году. Прямые трансляции онлайн-образования удовлетворяют разнообразные потребности пользователей в обучении в онлайн-классах и классах с двумя преподавателями. Пандемия короновируса способствует непрерывному росту рынка онлайн-образования.

4) Сельское хозяйство. Цифровизация сельского хозяйства всегда была сложной задачей. С одной стороны, низкая степень стандартизации сельскохозяйственной продукции, короткий срок хранения, низкая валовая прибыль — все это осложняет электронную коммерцию. С другой стороны, по-прежнему существует отставание сельскохозяйственной инфраструктуры Китая по сравнению с развитыми странами. С 2019 года по настоящее время фермерские рынки являются основным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции в Китае. На их долю приходится 51,8% продаж. За ними следуют супермаркеты и индивидуальные поставщики, на долю которых приходится 36,4% и 8,5% соответственно. На каналы электронной коммерции приходится только 2,8% все платежей. В целом, из-за медленной окупаемости инвестиций, длинной производственной цепочки, влияния географии и климата и многих других факторов, текущая степень цифровизации в области сельского хозяйства все еще отстает от других отраслей. Цифровизация сельского хозяйства — это очень значимый проект, который должен охватить все аспекты логистики и продаж, чтобы сформировать полный охват всех звеньев производства и реализации. Инвестиции в цифровую инфраструктуру сельского хозяйства затрагивают все области электронной коммерции:

- инвестиции в оборудование для хранения, включая холодильные установки; -отслеживание и регулирование посадочных материалов и площадей; -база поступления готовой продукции; -данные о закупках и потребностях в продуктах; -данные о переработке и реализации.

4. Внедрение цифровых технологий в китайский бизнес

Огромный потенциал роста китайского рынка привлекает многие компании к продолжению инвестиций в цифровизацию китайской экономики. В 2020 году, например, осуществлено 48 проектов, связанных с цифровыми технологиями в области науки и техники. Средняя стоимость проекта более 50 миллионов юаней, в общей сложности 21,96 миллиарда юаней. Инвесторами являются китайские и иностранные компании такие как China Reform Fund Management Co.,Ltd, Hillhouse Capital, Sequoia Capital, Tencent investment, Salesforce, Horizons Ventures, Инвестиционный Фонд Bertelsmann Asia и т.д. Крупными инвесторами также являются группы производственных компаний Alibaba, Baidu, HUAWEI, Tencent [14].

Инвестирование цифровых технологий в Китае осуществляется по двум основным направлениям: государственное финансирование и инвестирование самих предприятий. Инвесторов привлекает высокая рентабельность вложений. По оценкам аналитического центра EqualOcean, в 2020 году добавленная стоимость цифровой экономики Китая в целом составила 7,9 трлн юаней. По прогнозу, среднегодовой совокупный темп роста за период 2021-2025 годах составит 11,9%. Также планируется, что к 2025 году созданная добавленная стоимость цифровой экономики Китая достигнет 14,4 трлн юаней [15].

Несомненным лидером цифрового развития является компания Alibaba Group. Согласно исследованию китайской консалтинговой компании Internet Society of Chaina (ISC), проведенному в октябре 2020 года, компания Alibaba заняла первое место среди китайских интернет-компаний. Это место она удерживает в течение восьми лет подряд [16]. 24 ноября 2020 года компания Gartner опубликовала данные о позиции ведущих мировых компаний в области управления облачными базами данных (см. рис 4). Alibaba Cloud, представитель китайских технологических компаний, впервые вошла в квадрант лидеров этого направления. Это первый случай за 40 лет развития облачных технологий, когда китайская компания вошла в число ведущих мировых баз данных [17].

Рис. 4: Позиционирование компаний облачной сферы управления большими данными4

« s

L-

о ч о и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X (D H

и

(D

(D

И «

Л И

(D «

О £

4 Report. Magic Quadrant for Cloud Database Management Systems. Alibaba Cloud Named a Leader in the Gartner 2020.

13 мая 2021 года Alibaba Group Holdings Limited объявила о своих финансовых результатах. В 2021 финансовом году выручка Alibaba Group выросла на 41% до 717,289 млрд юаней, что обусловлено ростом оборота розничной торговли и продажами в области облачных операций и логистики Cainiao (Cainiao Smart Logistics Network Limited). Чистая прибыль Alibaba Group составила 143,284 млрд юаней, при этом денежные средства, их эквиваленты и краткосрочные инвестиции составили 473,638 млрд юаней. Экосистема Alibaba также достигла нового рекорда в размере 1,2 трлн общего объема оборота товаров GMV (Gross Merchandise Volume) в текущем финансовом году [18].

Чжан Юн, председатель и генеральный директор Alibaba Group, сказал: «Экосистема Alibaba стремится содействовать цифровой трансформации. Цифровая инфраструктура Группы - интеллектуальная логистика и облачные технологии, позволяет обслуживать бизнес, местные службы жизнеобеспечения и развлекательные центры, предоставляет уникальные технологические возможности для удовлетворения меняющихся потребностей потребителей и помогает корпоративным клиентам и партнерам достичь цифровой трансформации». Таким образом, крупнейшая частная компания является партнером государственных структур в области внедрения новых цифровых технологий.

5. Проблемы цифровизации Китая

При изучении опыта цифровизации Китая можно заметить, что:

1) Слабым звеном являются фундаментальные исследование ключевых цифровых технологий. Несмотря на широкое применение цифровых технологий, такие направления как разработка элементной базы (высококачественные чипы), программное обеспечение для промышленного оборудования, основные компоненты и базовые алгоритмы технологических процессов поставляются иностранными компаниями.

2) Неравномерный охват цифровыми технологиями. В настоящее время в Китае существуют различия в темпах проникновения цифровых технологий в различные сектора экономики. Так проникновение цифровой экономики в сферу услуг гораздо выше, чем в промышленность и сельское хозяйство. Здесь Китай отстает от ведущих стран мира. Согласно отчету «Новая картина глобальной цифровой экономики (2020)», опубликованному китайским научно-исследовательским институтом информации и коммуникаций, в 2019 году уровень проникновения цифровой экономики в сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг Китая составил 8,2%, 19,5% и 37,8% соответственно. Аналогичные показатели в Великобритании 27,5%, 32,0% и 58,1%; в Германии 23,1%, 45,3% и 60,4% [19].

3) Неравномерный территориальный охват. С точки зрения географического расположения предприятий: проникновение цифровых технологий неравномерное и нарастает тенденция к их дальнейшей концентрации. Инновационные предприятия находятся в основном в Пекине, Гуандуне, Шанхае, Чжэцзяне и Цзянсу.

4) Кадровые проблемы. Быстрое развитие и обновление цифровых технологий увеличивает спрос на высоко квалификационный персонал. В Китае наблюдается дефицит кадров. Количество высоко квалификационного персонала не отвечает потребностям современных предприятий.

Заключение

Изучая опыт развития цифровых технологий в Китае, обращает на себя внимание комплексный подход к решению данной проблемы. Наблюдается сочетание таких факторов как:

-поддержка новых технологий на уровне партии и правительства КНР;

-развитие и финансирование цифровой инфраструктуры на государственном уровне;

-создание цифровой экосистемы, которая доступна, в том числе, малым и средним предприятиям;

-востребованность новых цифровых технологий производителями, как результат наличия инфраструктуры и широкого доступа к ней.

Активное инвестирование в цифровую экономику Китая объясняется высокой добавленной стоимостью создаваемого продукта и, как следствие, высокой отдачей на вложенный капитал. Кроме этого, в период ценовых войн, китайская экономика стала больше ориентироваться на внутренний спрос, который дает возможность независимого развития страны. Ставится задача по созданию «умного общества», которое будет активно пользоваться новыми технологически сложными продуктами.

Руководством КНР предпринимается много усилий для обеспечения широкого охвата цифровой инфраструктурой. Производится широкомасштабное инвестирование тех сфер экономики, в которых участники рынка самостоятельно не могут проинвестировать свое инновационное развитие. Такая позиция со стороны государства, дает возможность использовать цифровые технологии не только крупным компаниям - флагманам китайской экономики, но и малым и средним компаниям, которые самостоятельно не в состоянии внедрять дорогостоящие технологии.

Складывается общее впечатление, что в основе модели цифрового успеха лежит понятие «цифровая доступность». Общая доступность предполагает, что государственные структуры смогут обеспечить невысокую (посильную) цену доступа к электронным ресурсам, а также

смогут предложить стандартный, базовый пакет цифровых технологий, которые сами предприятия могут адаптировать к своей повседневной деятельности. И это не приведет к значительному росту себестоимости товаров и услуг. Внедрение практики «общей доступности» к цифровым технологиям в Российской Федерации [20] дает шанс нашей стране хотя бы приблизится к показателям Китая.

Литература

1. Глазьев, С.Ю. Идеи правят миром // Газета «Завтра». № 32. 08. 2021.

2. Создавая Цифровой Китай, Генеральный секретарь Си встает у руля и определяет будущее // Информационный бюллетень по строительству Цифрового Китая. URL: http://www.sic.gov.cn/News/609/9738.htm (дата обращения 11.12.2018).

3. Белая книга по развитию цифровой экономики Китая // China Academy of Information and Communications Technology. URL: http://www.caict.ac.cn/kxyj/qwfb/bps/202012/t20201216_ 366251.htm (дата обращения 16.12.2020).

4. 14-й пятилетний план социально-экономического развития (2021-2025 годов) и долгосрочные цели до 2035 года // Министерство торговли Китайской Народной Республики. URL: http://scjss.mofcom.gov.cn/article/zl/zlzc/202103/20210303048609.shtml (дата обращения 30.03.2021).

5. План реализации по использованию данных и информации в облаке для содействия новому экономическому развитию» // Национальная комиссия по развитию и реформам Китайской Народной Республики. URL: https://www.ndrc.gov.cn/xwdt/ztzl/fkyqfgwzxdzt/fkgjdt/fgfc/ 202004/t20200410_1225542_ext.html (дата обращения 10.04.2020).

6. План действия «Партнерство по цифровой трансформации» // Национальная комиссия по развитию и реформам. URL: https://www.ndrc.gov.cn/xwdt/ztzl/szhzxhbxd/xdcy/202005/ t20200513_1227930.html (дата обращения 13.05.2020).

7. План действий по инновациям и развитию промышленного Интернета (2021-2023 годы) // Министерство промышленности и Информационные технологии. URL: https://www.miit.gov.cn/ztzl/rdzt/gyhlw/wjfb/art/2021/art_6706d89a6cbc49cea75e8d47d4787064.h tml (дата обращения 13.01.2021).

8. План действий по совместному развитию сетей «Двойного гигабита» (2021-2023 годы) // Министерство промышленности и информационных технологий Китая. URL: http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2021-03/25/content_5595693.htm (дата обращения 24.03.2021).

9. Мнения о всестороннем содействии цифровой трансформации города Шанхай // Управление по вопросам киберпространства КНР. URL: http://www.cac.gov.cn/2021-01/08/c_1611676479346954.htm (дата обращения 08.01.2021).

10. Специальный план действий Шанхая по строительству более 100 Смарт-фабрик (2020-2022 годы) // URL: https://sghexport.shobserver.com/html/baijiahao/2020/09/27/270023.html (дата обращения 27.09.2020).

11. План действий по содействию инновациям и развитию цифровой экономики (2020-2022 годы) // Народное правительство города Пекин. URL: http://www.beijing.gov.cn/zhengce/ zhengcefagui/202009/t20200924_2089591.html (дата обращения 22.09.2020).

12. Анализ масштабов платежей и тенденций развития индустрии мобильных платежей Китая в 2020 году. Аналитическая статья // Отраслевая информационная сеть. URL: https://www.chyxx.com/industry/202104/946087.html (дата обращения 19.04.2021).

13. Отчет о развитии индустрии онлайн-образования в Китае в первой половине 2020 года // Пекинский информационный консалтинговый центр Bida. URL: http://www.bigdata-research.cn/content/202009/1099.html (дата обращения 18.09.2020).

14. Инвентаризация финансирования цифровых предприятий в области науки и техники в 2020 году. Аналитическая статья // Vico - Высокотехнологичная платформа для самообучения. URL: http://mp.ofweek.com/ai/a556714648057 (дата обращения 31.12.2020).

15. В 2025 году добавленная стоимость основных отраслей цифровой экономики Китая достигнет 14,4 трлн юаней. Аналитическая статья // Аналитический центр You. URL: https://www.iyiou.com/analysis/202107131019793 (дата обращения 13.07.2021).

16. Отчет об исследовании всеобъемлющей мощи интернет-предприятий Китая // Internet Sodety of China. URL: https://www.isc.org.cn/editor/attached/file/20201026/20201029.pdf (дата обращения 29.10.2020).

17. Alibaba Cloud Named a Leader in the Gartner 2020 Magic Quadrant for Cloud Database Management Systems Report // Community Blog Alibaba. URL: https://www.alibabacloud.com/blog/alibaba-cloud-named-a-leader-in-the-gartner-2020-magic-quadrant-for-cloud-database-management-systems-report_597262 (дата обращения 04.02.2021).

18. Alibaba Group Объявляет Результаты за март 2021 года за квартал и 2021 финансовый год. Аналитическая статья // Сайт Alibaba Group URL: https://www.alibabagroup.com/cn/news/article?news=p210513 (дата обращения13.05.2021).

19. Новая картина глобальной цифровой экономики. (2020) // Китайская академия информации и коммуникации. URL: http://www.cbdio.com/BigData/2020-10/15/content_6160872.htm (дата обращения 15.10.2020).

20. Васильева, М.М.; Кунцман, М.В. Проблемы инвестирования в цифровую среду в РФ // Journal of Economy and Business. Том 6 (64). 2020.

CHINA DIGITAL TECHNOLOGIES INTRODUCING

EXPERIENCE

Diana Yampolskaya

Candidate of Sciences (Econ.), Associate Professor of the Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia (RUDN) Moscow, Russia

Guo Xu

Master student of "International Marketing" in Peoples' Friendship University of Russia (RUDN)

Moscow, Russia

Abstracts. The new digital technologies' introduction is a priority for the world's leading economies. China is the leader in this direction in the digital technologies implementation rate in various areas of business. The successes and problems overview of introducing new technologies makes it possible to evaluate and apply the Chinese companies experience in this area. The digital innovation introduction is under the Chinese Communist Party's leadership, which fully supports this development through the government programs adoption. These documents show the investment priority areas. The created digital infrastructure also stimulates Chinese businesses to introduce digital technologies actively. The main economy digitalization problems include those associated not only with the economy, but also with social aspects. Already now there is a territorial stratification, as the digital "race" requires constant updating of gadgets and other devices, the cost of which is available only to the wealthy population segments. Digitalization affects all aspects of the economic and social sphere. The widespread adoption problem and experience in the digital technologies' implementation is the main task of this publication.

Keywords: digital technologies; investment; implementation of digital technologies; digitalization problems; China experience.

JEL Codes: O30; M21.

References

1. Glazyev, S.Yu. Ideas rule the world // Newspaper "Zavtra". No. 32. 08.2021. © Д.О.Ямпольская, С.Го 14 DOI 10.34709/IM.173.19

2. In creating Digital China, Secretary General Xi is at the helm and shaping the future. // Digital China Building Newsletter. URL: http://www.sic.gov.cn/News/609/9738.htm.

3. White Paper on the Development of China's Digital Economy // China Academy of Information and Communications Technology. URL: http://www.caict.ac.cn/kxyj/qwfb/bps/202012/t20201216_ 366251.htm.

4. 14th five-year plan for socio-economic development (2021-2025) and long-term goals until 2035. // Ministry of Commerce of the People's Republic of China. URL: http://scjss.mofcom.gov.cn/arti-cle/zl/zlzc/202103/20210303048609.shtml.

5. Implementation Plan for Using Data and Information in the Cloud to Foster New Economic Development. // National Development and Reform Commission of the People's Republic of China. URL: https://www.ndrc.gov.cn/xwdt/ztzl/fkyqfgwzxdzt/fkgjdt/fgfc/202004/t20200410_1225542_ ext.html.

6. Action Plan "Partnership for Digital Transformation // National Commission on Development and Reforms URL: https://www.ndrc.gov.cn/xwdt/ztzl/szhzxhbxd/xdcy/202005/t20200513_ 1227930.html.

7. Action Plan for Innovation and Development of the Industrial Internet (2021-2023) // Ministry of Industry and Information Technologies. URL: https://www.miit.gov.cn/ztzl/rdzt/gy-hlw/wjfb/art/2021/art_6706d89a6cbc49cea75e8d47d4787064.html.

8. Action Plan for the Joint Development of Double Gigabit Networks (2021-2023) // Ministry of Industry and Information Technology of China. URL: http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2021-03/25/content_5595693.htm.

9. Opinions on comprehensively promoting the digital transformation of the city of Shanghai. // China Cyberspace Administration. URL: http://www.cac.gov.cn/2021-01/08/c_1611676479346954.htm.

10. Shanghai Special Action Plan for the Construction of More than 100 Smart Factories (20202022). // URL: https://sghexport.shobserver.com/html/baijiahao/2020/09/27/270023.html.

11. Action Plan to Promote Innovation and Development of the Digital Economy (2020-2022) // People's Government of Beijing. URL: http://www.beijing.gov.cn/zhengce/zhengcefagui/202009/ t20200924_2089591.html.

12. Analysis of the scale of payments and development trends of the mobile payment industry in China in 2020. Analytical article. // Industry information network. URL: https://www.chyxx.com/in-dustry/202104/946087.html.

13. Report on the development of the online education industry in China in the first half of 2020 //

Beijing Bida Information Consulting Center. URL: http: //www.bigdata-research.cn/con-tent/202009/1099.html.

14. Inventory of financing digital enterprises in science and technology in 2020. Analytical article. // Vico - High-tech platform for self-study. URL: http://mp.ofweek.com/ai/a556714648057.

15. In 2025, the added value of the main industries of China's digital economy will reach 14.4 trillion yuan. Analytical article. // Analytical Center You. URL: https://www.iyiou.com/analy-sis/202107131019793.

16. Report on the study of the overarching power of China's Internet enterprises. // Internet Society of China. URL: https://www.isc.org.cn/editor/attached/file/20201026/20201029.pdf.

17. Alibaba Cloud Named a Leader in the Gartner 2020 Magic Quadrant for Cloud Database Management Systems Report // Community Blog Alibaba. URL: https://www.aHba-bacloud.com/blog/alibaba-cloud-named-a-leader-in-the-gartner-2020-magic-quadrant-for-cloud-database-management-systems-report_597262.

18. Alibaba Group Announces Results for March 2021 for the quarter and 2021 fiscal years. Analytical article. // Alibaba Group website URL: https://www.alibabagroup.com/cn/news/arti-cle?news=p210513.

19. New picture of the global digital economy (2020) // Chinese Academy of Information and Communication. URL: http://www.cbdio.com/BigData/2020-10/15/content_6160872.htm.

20. Vasilyeva, M.M.; Kuntzman, M.V. Problems of investing in the digital environment in the Russian Federation. Journal of Economy and Business. vol. 6 (64). 2020.

Contact

Diana Yampolskaya

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN) 6, str. Miklukho-Maclay, 117198, Moscow, Russia [email protected]

Guo Xu

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN) 6, str. Miklukho-Maclay, 117198, Moscow, Russia [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.