DOI 10.47576/2712-7516_2021_5_2_142 УДК 338:004
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Шафиева Эльмира Тлостанбиевна,
доцент кафедры высшей математики и информатики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Хачидогов Руслан Асланович,
старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные этапы цифровой трансформации современной национальной экономики. Отмечается, что всем деловым сообществом и правительствами стран мира предпринимаются конкретные действия для продвижения процессов цифровизации и цифровой трансформации экономики для достижения конкурентных способностей в формирующемся цифровом пространстве новой мировой экономики. Этот процесс требует как аналитической, так и научно-методической проработки. Указывается, что процесс цифровизации на данном этапе недостаточно изучен. Эффективное использование и внедрение данного механизма в управление экономикой обусловливает потребность в разработке инструментария и четкого алгоритма.
Ключевые слова: цифровизация; цифровая трансформация; цифровая экономика; социально-экономическое развитие.
UDC 338:004
THE MAIN STAGES OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE MODERN NATIONAL ECONOMY
Shafieva Elmira Tlostanbievna,
Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Informatics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Khachidogov Ruslan Aslanovich,
Senior Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article examines the main stages of the digital transformation of the modern national economy. It is noted that all the business community and governments of the countries of the world are taking concrete actions to promote the processes of digitalization and digital transformation of the economy in order to achieve competitive capabilities in the emerging digital space of the new world economy. This process requires both analytical and scientific and methodological development. It is indicated that the digitalization process at this stage has not been sufficiently studied. Effective use and implementation of this mechanism in economic management necessitates the development of tools and a clear algorithm.
Keywords: digitalization; digital transformation; digital economy; socio-economic development.
На сегодняшний день наблюдается внедрение цифровых технологий во всех отраслях экономики Российской Федерации. Эти процессы были запущены в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В условиях высокой конкуренции, в том числе на глобальных рынках, применение инноваций и цифровых технологий способно дать преимущество отечественной продукции, в том числе агропромышленного комплекса, что в свою очередь приведет к увеличению объемов производства и снижению негативного влияния на окружающую среду [1].
Как следует из отчетов правительства, объем цифровой экономики достиг показателя 5 % ВВП. Существенный прирост наблюдается в электронной коммерции. Это стало следствием во многом создания необходимой информационной инфраструктуры. Политика государства направлена на то, что в экономике должна быть сформирована новая бизнес-модель и новые электронные сервисы, информационные продукты, которые соответствуют современным трендам цифровой экономики [3].
Цифровизация национальной экономики должна проходить по следующим направлениям:
- формирование соответствующей информационной инфраструктуры;
- создание единого информационного пространства;
- нормативно-правовое регулирование;
- подготовка программы обучения специалистов;
- госуправление в цифровой сфере;
- информационная безопасность;
- разработка инновационных цифровых технологий [8].
В эпоху активного внедрения цифровых технологий эффективной стратегией выживания является переход к формированию разного рода партнерств с третьими сторонами для того, чтобы удерживать сложившуюся вокруг цифровой платформы экосистему. Другими словами, необходимо создавать сетевые формы взаимодействия, которые отличаются от классических и подразумевают обмен не материальными благами, а информацией и услугами. Такой подход меняет устоявшуюся
корпоративную модель, которая использовалась в конце прошлого века. Такой процесс не проходит в строго очерченных рамках, а подразумевает применение творческого подхода сотрудников предприятия, которые являются участниками процесса цифровой трансформации. Сотрудники современных компаний находятся под постоянным давлением со стороны активно внедряющейся цифровиза-ции, стараются найти способ своего участия в деятельности компании в будущем. Это позволяет лучше раскрывать их потенциал. Руководство компании дает им возможность экспериментировать, генерировать нестандартные решения. Другими словами, сотрудники компаний применяют такой же подход, как и предприниматели, - они непосредственно участвуют в создании конечного продукта, ценности для конечного потребителя. Такой подход является ключевым к цифровой трансформации [2; 4; 5].
Наиболее сложный для отечественных социально-экономических систем момент цифровой трансформации - это смена рабочей модели: цикл «планировать - осуществлять - проводить оценку выполнения плана» сменяет более быстрый цикл экспериментов и обучения. Первый шаг на пути к цифровизации и цифровой трансформации -сдвиг в мышлении. Организациям требуются поворотливость, приспособляемость к конкурентной динамике, умение рассчитывать свои силы и готовность удовлетворить ожидания клиентов. Достижение такой организационной гибкости представляется непростой задачей. Предварительно нужно устранить любые трения в бизнес-процессах, вооружиться инструментами и знаниями, которые позволят автоматизировать рутинные процессы.
Сегодня для многих сфер народного хозяйства будет проблематичным не только создание новых технологий их внедрения, но и глобальная перестройка организации бизнес-процессов и изменения корпоративной культуры. Особенно это касается среднего и крупного бизнеса, который традиционно менее гибкий, как правило, использует устоявшиеся и классические подходы к управлению. Но структура любой отрасли динамичная, внешняя среда постоянно меняется и бизнес должен быть готов меняться в соответствии с этими изменениями [6].
Для устойчивого функционирования соци- вынуждены проходить все субъекты, участву-ально-экономической системы через опреде- ющие в процессе. Этапы указанного преобра-ленный процесс цифрового преобразования зования представлены в виде схемы.
зление лидеров
Современный уклад
Зона трансформации
ПО/Платформа
Инфраструктура
Персонал <
Топ менеджмент ^
Бизнес-процессы
Сетевое управление ^^^
Цифровая экономика
Весь персонал
Подготовка
точка начала трансформации
Разработка
точна смены парадигмы управления
Усовершенствование
Рисунок - Процесс цифровых преобразований экономических субъектов
Для современных социально-экономических систем цифровая трансформация является:
1) основным фактором развития и роста, который позволяет выстроить цифровую бизнес-модель, в основе которой лежит стимулирование роста в рамках и за рамками основного бизнеса организации, повышение конкурентоспособности на перспективу, создание более эффективных схем ведения бизнеса;
2) важным инструментом, позволяющим повысить эффективность деятельности за счет цифровизации бизнеса, которая дает возможность оптимизировать бизнес-процессы, снизить затраты, рационально использовать ресурсы и создать сбалансированную инфраструктуру, улучшить производственные процессы от закупки материалов, до реализации готовой продукции;
3) основой для создания и внедрения инноваций. Внедрение цифровых технологий закладывает фундамент для создания инноваций совершенствования технологий в будущем [6; 7].
Но сегодня для того чтобы эффективно использовать цифровые данные, компаниям необходимо внедрение и постоянное совершенствование цифровых технологий, которые
помогут улучшить результаты деятельности, повысить конкурентоспособность и подстроиться под современные тенденции на рынке. Хотя внедрение технологий связано с опреде -ленными рисками, практика показывает, что такой шаг более эффективен и безопасен, чем дальнейшее использование старых технологий, схем и методов работы, которые на данный момент устарели и в будущем отдача от них будет лишь сокращаться.
Выделим основные этапы цифровой трансформации. Этот процесс для каждой социально-экономической системы индивидуален, но имеются особенности, которые присущи для каждого этапа проведения цифровой трансформации:
1. Создание плана, который ориентирован на достижение основных потребностей субъекта хозяйствования. Перед тем как запустить процесс цифровой трансформации, необходимо обозначить цели, задачи и выделить потребности компании, определить имеющиеся ресурсы и технологии, которые могут быть использованы для достижения поставленной цели. Важно выделить те средства производства и технологии, которые устарели, требуют модернизации или замены. Это позволит выделить приоритетные направления цифровизации.
2. Обучение персонала работе с новыми технологиями. На этом этапе нередко возникает масса сложностей, так как сотрудники привыкли работать в традиционной модели и новый подход может вызвать сопротивление с их стороны. Поэтому сотрудников необходимо готовить заранее, делая акцент на необходимости использования цифровых технологий и постоянном их внедрении. Готовность сотрудников принимать цифро-визацию и обучаться значительно ускорит данный этап. Они научатся использовать не только свои знания и опыт, но еще и талант, подходить творчески к решению поставленных задач.
3. Отказ от устаревших технологий и использование новых. Многие компании отказываются от цифровизации, продолжают использовать устаревшие технологии, тратя на их поддержание огромные деньги, хотя такие технологии не приносят уже ожидаемой прибыли, не позволяют создавать товары и услуги, отвечающие современным требованиям. Процесс модернизации технологий и поддержания их на необходимом уровне -
достаточно сложный и затратный. Вместе с тем многие компании выбирают этот путь, так как опасаются рисков, связанных с переходом на новую модель. Нужно понимать, что риски внедрения цифровых технологий невысоки, а затраты быстро окупятся за счет рационального использования ресурсов, оптимизации бизнес-процессов, повышения производительности и продуктивности [7; 9].
Внедрение цифровых технологий открывает и дополнительные возможности. Простой и быстрый доступ к информации посредством Интернета позволяет повысить эффективность сотрудничества между всеми звеньями цепочки создания стоимости. Создание баз данных позволяет повысить эффективность управления предприятием и производства продуктов питания в целом, снизить риск возникновения аварийных ситуаций и уменьшить их негативные последствия. Повышение эффективности коммуникаций, которое обеспечивает цифровизация, способствует усилению прозрачности между субъектами экономической сферы и установлению доверительных отношений.
Список литературы _
1. Абазова, М. В. Механизмы использования инновационных агломераций в социально-экономических системах региона / М. В. Абазова, Е. А. Яицкая // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - Т. 8. - № 10A. -С.294-304.
2. Анохина, Л. В. Перспективные направления формирования регуляторной среды цифровой экономики России / Л. В. Анохина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 2. - С. 5-7.
3. Ефимушкин, В. А. Инфокоммуникационное технологическое пространство цифровой экономики / В. А. Ефимушкин, Т. В. Ледовских, Е. Н. Щербакова // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2017. - Т. 11. -№ 5. - С. 15-20.
4. Жанасов, Т. Б. Пути развития экономики Российской Федерации в условиях цифровизации / Т. Б. Жанасов // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития : сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа : Омега Сайнс, 2017. - С. 79-81.
5. Котляров, И. Д. Сетевое сотрудничество в АПК как инструмент развития экспорта / И. Д. Котляров // Никоновские чтения. - 2017. - № 22. - С. 301-303.
6. Плахотникова, М. А. Стратегия процессной трансформации бизнеса на российских предприятиях / М. А. Плахотникова, О. А. Крыжановская // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, техноло -гии. - 2017. - № 1 (31). - С. 45-50.
7. Песоцкая, Е. В. Этологический подход в управлении туристскими услугами / Е. В. Песоцкая // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. - 2016. - № 3 (99). - С. 92-97.
8. Пирогова, О. Е. Укрепление конкурентоспособности компаний сферы услуг на основе клиентоориентиро-ванного подхода / О. Е. Пирогова, Т. М. Сморчкова // Перспективы науки. - 2018. - № 2 (101). - С. 77-81.
9. Плотников, В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике / В. А. Плотников // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2018. - № 4 (112). - С. 16-24.
References _
1. Abazova M.V., Yaiczkaya E.A. Mexanizmy' ispol'zovaniya innovacionny'x aglomeracij v social'no-e'konoiriicheskix sistemax regiona. E'konomika: vchera, segodnya, zavtra. 2018. T. 8. № 10A. S. 294-304.
2. Anoxina L.V. Perspektivny'e napravleniya formirovaniya regulyatornoj sredy' cifrovoj e'konomiki Rossii. E'konomika i biznes: teoriya i praktika. 2019. № 2. S. 5-7.
3. Efimushkin V.A., Ledovskix T.V., Shherbakova E.N. Infokommunikacionnoe texnologicheskoe prostranstvo cifrovoj e'konomiki. T-Comm: Telekommunikaciii transport. 2017. T. 11. № 5. S. 15-20.
4. Zhanasov T.B. Puti razvitiya e'konomiki Rossijskoj Federacii v usloviyax cifrovizacii. Ry'nochnaya transformaciya e'konomiki Rossii: problemy, perspektivy', puti razvitiya: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: Omega Sajns, 2017. S. 79-81.
5. Kotlyarov I.D. Setevoe sotrudnichestvo v APK kak instrument razvitiya e'ksporta. Nikonovskie chteniya. 2017. № 22. S. 301-303.
6. Plaxotnikova M.A., Kry'zhanovskaya O.A. Strategiya processnoj transformacii biznesa na rossijskix predpriyatiyax. Teoriya i praktika servisa: e'konomika, social'naya sfera, texnologii. 2017. № 1 (31). S. 45-50.
7. Pesoczkaya E.V. E'tologicheskij podxod v upravlenii turistskimi uslugami. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo e'konomicheskogo universiteta. 2016. № 3 (99). S. 92-97.
8. Pirogova O.E., Smorchkova T.M. Ukreplenie konkurentosposobnosti kompanij sfery' uslug na osnove klientoorientirovannogo podxoda. Perspektivy' nauki. 2018. № 2 (101). S. 77-81.
9. Plotnikov V.A. Cifrovizaciya proizvodstva: teoreticheskaya sushhnost' i perspektivy' razvitiya v rossijskoj e'konomike. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo e'konomicheskogo universiteta. 2018. № 4 (112). S. 16-24.