Научная статья на тему 'Сетевая экономика как базовый фактор коммуникаций в публичном управлении'

Сетевая экономика как базовый фактор коммуникаций в публичном управлении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC MANAGEMENT / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / MANAGEMENT FUNCTIONS / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / COMMUNICATION POLICY / СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / NETWORK ECONOMY / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / TRANSPARENCY / НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА / NEW ORGANIZATION PARADIGM / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE MANAGEMENT / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко Наталья Михайловна

В современном обществе основным из ведущих инструментов публичного управления является информация. В условиях установления коммуникативных связей между госструктурами и обществом и создания внешней и внутренней среды, благоприятной для эффективной деятельности госуправления, особую актуальность приобрела тема сетевого управления. Рассмотрены и определены основные факторы развития «сетевой экономики», выделены процессы, усиливающие ее влияние на мировое развитие. Сделан вывод о том, что свободный доступ общества к информации о деятельности публичных органов приведет к повышению транспарентности и росту эффективности реализации государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фоменко Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network economy as a basic factor of communication in public administration

In the modern society information is one of the leading tools of public management. In this article the main factors of development of network economics are determined, the main processes promoting its influence on world's development are pointed out; the author makes the conclusion that the access of a society to the information dealing with the public agency activities brings the better transparency and efficiency growth of national policy realization.

Текст научной работы на тему «Сетевая экономика как базовый фактор коммуникаций в публичном управлении»

УДК 330.658:005.5

СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК БАЗОВЫЙ ФАКТОР КОММУНИКАЦИЙ

В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ

© 2014 г. Н.М. Фоменко

В современном обществе основным из ведущих инструментов публичного управления является информация. В условиях установления коммуникативных связей между госструктурами и обществом и создания внешней и внутренней среды, благоприятной для эффективной деятельности госуправления, особую актуальность приобрела тема сетевого управления. Рассмотрены и определены основные факторы развития «сетевой экономики», выделены процессы, усиливающие ее влияние на мировое развитие. Сделан вывод о том, что свободный доступ общества к информации о деятельности публичных органов приведет к повышению транспарентности и росту эффективности реализации государственной политики.

Ключевые слова: информация, публичное управление, управленческие функции, коммуникации, коммуникационная политика, сетевая экономика, транспарентность, новая организационная парадигма, государственное управление, публичная политика.

In the modern society information is one of the leading tools of public management. In this article the main factors of development of network economics are determined, the main processes promoting

Фоменко Наталья Михайловна -докторант,

кафедра менеджмента, Волгодонский институт (филиал) Южно-Российского государственного технического университета, ул. Ленина, 98, г. Волгодонск, 347360. E-mail: [email protected].

Fomenko Natalya Mikhaylovna -Doctoral Student, Department of Management, Volgodonsk Institute (Branch) of the South Russian State Technical University,

Lenina St., 98, Volgodonsk, 347360. Russia. E-mail: [email protected].

its influence on world's development are pointed out; the author makes the conclusion that the access of a society to the information dealing with the public agency activities brings the better transparency and efficiency growth of national policy realization.

Keywords: information, public management, management functions, communication, communication policy, network economy, transparency, new organization paradigm, state management, public policy.

XXI в. характеризуется высоким уровнем прогресса. В истории управления изменения никогда не происходили в таком объеме, а их масштаб не имел столь глобального характера. Появляются новые экономические системы, модели общественных отношений и формы управления и как следствие - новые организации и учреждения.

Информация в современном обществе является важнейшим инструментом публичного управления. Она связывает между собой государство, предпринимательские структуры и общество в целом. Выполнение управленческих функций требует принятия решений, коммуникации и обмена информацией. Основное требование реализации функций публичного управления - наличие адекватной и точной информации. Коммуникационная политика включает в себя обмен информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью в процессе взаимодействия социальных групп, общностей, личностей, экономических систем и является единственным способом получения такой информации. Взаимоотношения органов публичного управления и общества в современных условиях глобальной информатизации и коммуникационной открытости принципиально образуют иное качественное содержание. Их открытость и взаимодействие в государственно-управленческих процессах предполагают создание атмосферы транспарентности, которая реализуется в постоянном диалоге.

Взаимообратные коммуникации, исходящие от органов публичного управления и общественных кругов, диктуются растущим динамизмом, изменчивостью и возрастающими требованиями социальной среды к системе государственного управления. С организационной точки зрения непрерывность таких двусторонних информационных контактов необходима для мониторинга и прогнозирования событий в современных динамически меняющихся условиях, для своевременной и адекватной реакции на происходящее и оказания должного управляющего воздействия. В

системе государственного управления тем самым действует своеобразный механизм «раннего оповещения» об опасности (назревающих конфликтах, кризисах), помогая предотвратить нежелательные социальные последствия.

Установление коммуникационных связей между государственными структурами и обществом позволяет создать внешнюю и внутреннюю среду, благоприятную для эффективной деятельности органов государственного управления. В таких условиях появилось понятие «новая экономика», или «сетевая экономика», в рамках которой происходит изменение макроэкономических параметров под влиянием высоких технологий и в качестве управленческих новаций. Высокую актуальность приобрела тема сетевого управления. Подавляющее большинство аналитиков считает, что единственный шанс для Соединенных Штатов, Японии и в значительной мере Западной Европы выйти из кризиса, состоит в том, чтобы сделать упор на новую экономику [1].

В научной литературе по вопросам государственного управления и местного самоуправления понятие «сеть» зачастую используется наряду с такими устоявшимися терминами, как «структура» и «организация». Это понятие используют экономисты, политологи, социологи и правоведы при проведении анализа на различных уровнях: от исследования структуры конкретной организации до самостоятельной сетевой концепции современного общества.

В докладе Европейской Комиссии глобальная сетевая экономика (англ. networked economy) определяется как «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия» [2].

С.И. Паринов под сетевой экономикой понимает состояние экономики, которое возни-

кает, когда инфраструктура, обслуживающая функционирование экономики некоторой страны или группы стран, основывается на использовании интернет-технологий. При этом меняют свои свойства как экономическая система в целом, так и ее отдельные элементы (возникают сетевые формы организации и механизм координации, происходят изменения в рыночных институтах и др. [3].

В качестве основных факторов, характеризующих сетевую экономику, которая ориентирована на знания и способности людей можно выделить:

- новую организационную парадигму, основанную на единой коммуникационной системе - сети телекоммуникаций, охватывающей все виды отношений в обществе и вытесняющей традиционные формы взаимоотношений;

- глобальные сетевые структуры информации (информационные пространства), используемые на основе коммуникационных технологий;

- интеграцию взаимодействия на уровне обмена информацией;

- цифровую электронную (виртуальную) форму представления объектов;

- возрастание доходности и полезности подключения компьютера пользователя к единому информационному пространству (корпоративному, глобальному) на основе технологий компьютерных сетей (Интернет, Intranet) [4 - 7];

- инновационную природу происходящих процессов.

В сфере государственного управления и публичной политики под сетевым управлением понимается прежде всего гибкая модель принятия публичных решений. Таким образом, в качестве основной идеи сетевого управления выступает построение долгосрочных отношений взаимозависимости между действующими субъектами различных государственных и общественных структур вместо существующей иерархической модели отношений государства и общества [8].

Инновационный вызов внешнего мира заключается в том, что переход к новой экономике происходит не только в развитых, но и в развивающихся странах. Бизнес активно финансирует поиск и разработку технологий, стабильно выводит на рынок новые продукты и услуги, а разнообразные инструменты госу-

дарственной политики позволяют поддерживать все более широкий круг участников инновационных процессов, обеспечивающих прочную научную базу для решения проблем [9].

Проявление «новой экономики» обычно определяют последним десятилетием XX в. 1993 г. так, в бизнес и средства массовой информации стали обращаться к сети Интернет. Выделяют четыре процесса, усиливающих влияние сетевой экономики на мировое развитие [10]:

- формирование интернет-технологий;

- накопление критической массы экономических агентов и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их деятельность. Применение способностей глобальной сети приводит к увеличению масштабов социально-экономической деятельности в сетевой экономике;

- формирование с использованием глобальных коммуникаций инструментов для изменения форм коллективной деятельности, в том числе для создания новых форм сетевых организаций;

- реализацию разными видами экономической инфраструктуры возможностей интернет-технологий, способствующих образованию сетевых институциональных структур.

Актуальность развития публичного характера управления детерминирована объективной необходимостью изменения государственных функций и принципов, среди которых выделяют:

- разделение политических и административных вопросов;

- сравнительный анализ политических и бизнес-организаций;

- совершенствование эффективности государственной службы путем внедрения практик делового администрирования в работу государственных органов;

- повышение эффективности государственной службы путем внедрения практик делового администрирования в работу государственных органов;

- обратную связь.

В России принят ряд законодательных актов, регламентирующих необходимость закрепления принципов открытости, гласности, прозрачности в деятельности органов публичного управления. Сегодня прямая коммуникация - основной источник взаимосвязи органов публичного управления, предприни-

мателей и общества. Коммуникационные технологии имеют множество вариантов, однако бесспорным лидером за последние годы стал Интернет. Он является важнейшим мировым элементом информационной инфраструктуры общества. Темпы распространения Интернет

носят взрывной характер, на российском рынке общедоступных телекоммуникационных сетей он практически не имеет конкурентов. Развитие сетевых форм управления в производственной сфере и нашей страны представлено в табл. 1.

Таблица 1

Использование информационных и коммуникационных технологий в организациях, % от общего числа обследованных организаций [11]

Организации, использовавшие: 2005 2008 2009 2010 2011 2012

персональные компьютеры 91,1 93,7 93,7 93,8 94,1 94,0

ЭВМ других типов 9,3 14,5 16,0 18,2 19,7 18,9

локальные вычислительные сети 52,4 59,3 60,5 68,4 71,3 71,7

электронную почту 56,0 74,4 78,5 81,9 83,1 85,2

глобальные информационные сети 54,3 74,7 79,3 83,4 85,6 87,5

из них сеть:

Интернет 53,3 73,7 78,3 82,4 84,8 86,9

в том числе широкополосный доступ 39,2 47,3 56,7 63,4 76,6

Интранет 10,8 11,8 13,1 16,1 14,7

Экстранет 3,8 4,5 5,3 6,1 6,4

Организации, имевшие веб-сайты в сети Интернет 14,8 22,8 24,1 28,5 33,0 37,8

По прогнозам западных и отечественных экспертов, мировая сеть Интернет станет в ближайшее время основным средством обеспечения транспарентности публичного управления. Статистика использования информационных и компьютерных технологий в деятельности органов публичного управления в России представлена в табл. 2.

Широкое применение коммуникационных информационных технологий, в том числе

сети Интернет, способствует повышению доступности и качества информации и государственных услуг в целом, сокращению сроков их оказания и т.д.

Таким образом, осуществление государственной политики в условиях сетевой информационной среды характеризуется необходимостью совершенствования, направленного на повышение эффективности и транспарентности деятельности органов публичного управления.

Таблица 2

Использование информационных и компьютерных технологий в деятельности органов государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (ОМС) для осуществления управленческих функций и предоставления государственных услуг, % от общего числа

обследованных организаций) [12]

Наименование показателя 2010 2011 2012

Доля ОГВ и ОМС, использовавших в отчётном году:

- локальные вычислительные сети (ЛВС) 72,7 76,7 77,5

- электронную почту 87,4 89,4 91,7

- выделенные каналы связи 33,3 34,8 35,6

-Интранет 11,8 15,5 13,4

- Экстранет 4,6 5,7 5,9

- средства электронной цифровой подписи 74,5 83,2 84,4

- специальные программные средства для предоставления доступа к базам данных организации через глобальные информационные сети, включая Интернет 29,4 31,5 33,5

- системы электронного документооборота - 72,7 72,4

- автоматический обмен данными между своими и внешними информационными системами по форматам обмена _ 36,9 27,9

Для достижения поставленных целей необходимо усиление публичного характера управления, комплексное использование инструментария, детерминирующего как деятельность органов публичного управления, так и заинтересованных представителей бизнеса и гражданского общества. Свободный доступ социума к информации о деятельности публичных органов обеспечивается за счет формирования единого информационного пространства, развития информационных технологий. Это приводит к повышению достоверности и открытости действий органов власти, усилению конкуренции и росту эффективности реализации государственной политики.

В результате проведенных исследований под публичным управлением в сетевой среде, на наш взгляд, следует понимать транспа-рентный процесс управления сложными сетевыми образованиями, состоящими из трех групп факторов - государства, представителей гражданского общества и предпринимательства - в ходе принятия и реализации общественно значимых решений и актуальных проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровне на основе общественных коммуникаций.

Литература

1. Ларина Е. Хрен и редька или раскол элит. URL: http://atnews.org/news/elena_larina_strategicheskij_analiti k_khren_i_redka_ili_raskol_ehlit/2013-11-06-11072 (дата обращения: 01.02.2014).

2. Доклад Европейской комиссии «Status Report on European Telework»: Telework 1997, European Commis-

Поступила в редакцию

sion Report. 1997. URL: http://cordis.euro-pa.eu/fetch? CALLER=NEWSLINK_EN_C&RCN=9718&ACTION =D (дата обращения: 31.03.2010).

3. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. Новосибирск, 2002. С. 13.

4. Вайбер Р. Эмпирические законы сетевой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 3 - 4.

5. Тарасов В. Причины возникновения и особенности организации предприятия нового типа // Там же. 1998. № 1.

6. Тетин С. Интранет и Адаптивные Инновации: переход от управления к координации в современных организациях // СУБД. 1996. № 5. URL: http://www.osp.ru/dbms/1996/05/68.htm (дата обращения: 31.03.2013).

7. Технологии IBM для электронного бизнеса. М., 2000. С. 4 - 5.

8. Иванов ВА. Развитие сетевого управления как интеграционный фактор повышения эффективноти предоставления государственных услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Кисловодск, 2012. С. 24.

9. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике / под ред. А.Д. Некипелова, В.В. Ивантера, С.Ю. Глазьева. М., 2013. 93 с.

10. Паринов С.И. Онлайновые сообщества: методы исследования и практическое конструирование: авто-реф. дис. . д-ра техн. наук. Новосибирск, 2000.

11. Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_ 11/IssWWW.exe/Stg/d02/20-01 .htm (дата обращения: 01.07.2014).

12. Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovati ons/it_technology/ (дата обращения: 01.07.2014).

7 июля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.