Научная статья на тему 'Электронно-сетевые инструменты как инновационная составляющая коммуникационных связей публичного управления'

Электронно-сетевые инструменты как инновационная составляющая коммуникационных связей публичного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / СЕТЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ / PUBLIC MANAGEMENT / TECHNOLOGICAL STRUCTURE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INNOVATIONS / NETWORK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко Наталья Михайловна, Капустина Надежда Валерьевна

В статье рассмотрены основные проблемы перестройки и повышения эффективности государственного управления, а также механизмов ее регулирования. Особая роль уделяется проблемам отчуждения общества от государства и возникновению основополагающего противоречия государственного управления в период смены технологического уклада. Для снижения указанных противоречий необходимы нововведения, в том числе в области информационно-коммуникативных технологий. Применение информационно-коммуникационных технологий приводит к новому витку спирали развития публичного управления. Целью данного этапа является повышение уровня информационной полноты, достоверности, транспарентности действий органов публичного управления, создание моделей взаимодействия государства, бизнеса и социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фоменко Наталья Михайловна, Капустина Надежда Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC NETWORK INSTRUMENTS AS AN INNOVATIVE COMPONENT OF PUBLIC ADMINISTRATION COMMUNICATIVE RELATIONS

The article deals with the main problems of restructuring and improving the public administration efficiency, as well as mechanisms for its regulation. A special role is given to the problems of alienating society from the state and the emergence of a fundamental contradiction in public administration during the period of technological change. Some innovations, especially in the field of information and communication technologies are needed to reduce these contradictions. The application of information and communication technologies leads to a new stage of the public administration development. The purpose of this stage is to increase the level of information completeness, reliability, transparency of public authorities' actions, and to create models for cooperation between the state, business and society.

Текст научной работы на тему «Электронно-сетевые инструменты как инновационная составляющая коммуникационных связей публичного управления»

УДК 338.2 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-68-72

ЭЛЕКТРОННО-СЕТЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Фоменко доктор экономических наук, доцент, Волгодонский инженерно-Наталья технический институт - филиал Национального исследовательского Михайловна ядерного университета «МИФИ» (ВИТИ НИЯУ МИФИ] (347360, Россия, г. Волгодонск, ул. Ленина, д. 73/94]. E-mail: fnata77@mail.ru

Капустина доктор экономических наук, доцент, Российский университет транспорта Надежда (МИИТ) (127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, д. 9]. Валерьевна E-mail: kuzminova_n@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы перестройки и повышения эффективности государственного управления, а также механизмов ее регулирования. Особая роль уделяется проблемам отчуждения общества от государства и возникновению основополагающего противоречия государственного управления в период смены технологического уклада. Для снижения указанных противоречий необходимы нововведения, в том числе в области информационно-коммуникативных технологий. Применение информационно-коммуникационных технологий приводит к новому витку спирали развития публичного управления. Целью данного этапа является повышение уровня информационной полноты, достоверности, транспарентности действий органов публичного управления, создание моделей взаимодействия государства, бизнеса и социума.

Ключевые слова: публичное управление, технологический уклад, информационно-коммуникационные технологии, инновации, сетевой менеджмент.

Обоснование проблемы. Начало XXI века для России характеризуется стадией экономической рецессии, что позволяет говорить о необходимость трансформации экономической системы. В этот период особенно остро возник вопрос перестройки и повышения эффективности государственного управления, а также механизмов его регулирования. На первое место выводится последовательная ориентация данных механизмов на основные функции, которые в рыночной экономике должны реализовываться государством на различных фазах длинноволнового цикла.

В данных условиях новую жизнь обрела теория длинных или кондратьевских волн [1].

В соответствии с данной теорией, накопление знаний, появление новых технологий и их широкое распространение в ХХ веке привело к завершению фазы жизненного цикла доминирующего технологического уклада (ТУ].

В России обостряется проблема отчуждения общества от государства, проявляющаяся в гражданской апатии, дистанцировании населения от реализации управленческих решений. Это свидетельствует о развитии основополагающего противоречия государственного управления, сущность которого заключается в том, что наряду с объективной необходимостью придания публичного характера управлению происходит отчуждение объекта управления от процесса разработки и реализации управленческих решений [2, 3]. Для разрешения указанного противоречия необходимо становление публичного характера управления в части вопросов выбора моделей публичного управления, механизмов и инструментов реализации.

Основными несущими отраслями современного ТУ являются микроэлектроника, программное обеспечение и экономика, базирующаяся на знаниях (сюда входят электронные компоненты и устройства, электронно-вычислительная техника, радио-, телекоммуникационное и лазерное оборудование, услуги по обслуживанию вычислительной техники] [4, 5].

Основу данного этапа развития ТУ составляют технологии цифровой связи. Однако в современной системе управления отражается отставание инновационно-технологического потенциала российской экономики, что говорит о слабом регулировании государством инновационной сферы:

- нечетким распределением ресурсов в ключевых направлениях научно-технического прогресса;

- недостаточная развитость научно-производственных структур в ряде регионов, в том числе способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынках.

Основу данной проблемы составляет неразрешенность противоречия, суть которого состоит в недостаточности ресурсной государственной поддержки инновационного сектора

и потребностей совершенствования производства с учетом слабой развитости внедрения публичных механизмов управления в развитии экономики.

Среди слабых звеньев процесса реализации государственной политики, выделяется слабая развитость применения управленческих решений с учетом информационно-аналитического обоснования, что приводит к просчетам и ошибкам при реализации социально-экономических программ [6-8].

Принимаемые макрорешения зачастую не отражают реальные потребности большинства населения. Все сводится к поддержанию немногочисленной части социума, которая контролирует большой процент национального богатства. Все это, как правило, приводит к обострению как внутренних социальных противоречий страны, так и в рамках международной арены.

Решение проблемы. Для того, чтобы снизить воздействия указанных противоречий на публичное управление и, как следствие, на управление организацией в период смены ТУ, в мировой экономике в последние годы проводится «шторм» нововведений. Расходы на освоение составляющих новый ТУ технологий и масштаб их применения растут с галопирующими темпами.

На сегодняшний момент наблюдается стремительное развитие информационно-коммуникативных технологий, что позволяет публичному управлению выходить за пределы традиционного пространства и расширять возможности для построения, в том числе, и в онлайн-пространстве, архитектуры участия общества и предпринимательских структур, в том числе, и организаций, в системе государственного и муниципального управления. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики (табл. 1] доля готовности органов государственной власти и местного самоуправления за период с 2010 по 2016 год возросла с 86,8% до 95,5%. Что говорит о практически полной возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в процесс государственного управления и его транспарентности. Однако, наблюдается процесс снижения использования локальных вычислительных систем с одновременным ростом применения сети Интернет. К сожалению все еще недостаточно развито применение Интранета и Экстранета.

Таким образом, применение принципов, механизмов и технологий сетевой публичной политики в государственном управлении позволяет внедрять инновации в сферу публичного управления, и жизнедеятельность общества и, как следствие, оказывает влияние на саму организацию.

В данных условиях роль государства приобретает специфику ключевого института, координирующего процесс разработки публичных решений и создающего институциональные условия для реализации сетевого менеджмента, государство увеличивает свою готовность к общественной коммуникации, а значит, к эффективному публичному менеджменту.

Информация в современном обществе служит важнейшим источником публичного управления. Его органы используют информационные отношения: информация связывает между собой государство, предпринимательские структуры и общество в целом. Все функции управления требуют принятия решений, коммуникации и обмена информацией. Важное требование реализации функций публичного управления заключается в наличии адекватной и точной информации. Коммуникации представляют собой обмен ею, знаниями, интеллектуальной собственностью в процессе взаимодействия социальных групп, общностей, личностей, экономических систем и являются единственным способом получения такой информации. Взаимоотношения органов публичного управления и общества приобретают в эпоху глобальной информатизации и коммуникационной открытости принципиально иное качественное содержание [10].

Открытость взаимоотношений органов публичного управления, предпринимательских структур и общества, их взаимодействие в государственно-управленческих процессах предполагает создание атмосферы открытости, которая реализуется в постоянном диалоге между государственными структурами и представляющими интересы граждан общественными институтами. Взаимообразные коммуникации органов публичного управления и общественных кругов обусловлены растущей динамикой сетевых форм взаимодействия и увеличивающимися требованиями социальной сферы к системе государственного менеджмента. Непрерывность таких информационных контактов, в современных динамически меняющихся условиях, необходима для мониторинга и прогнозирования событий, для своевременной и адекватной реакции на происходящее и оказания должного управляющего воздействия. В системе государственного управления действует своеобразный механизм «раннего оповещения» об опасности (назревающих конфликтах, кризисах], помогающий предотвратить нежелательные социальные последствия.

Таблица 1

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в органах государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (ОМУ)[9]

Наименование показателя Года

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

1. Доля ОГВ и ОМС, использо-

вавших Интернет, в общем чис-

ле обследованных организаций ОГВ И ОМС - всего 86,8 90,5 93,0 94,6 95,0 94,5 95,5

из них на скорости 256 Кбит/сек и выше, % 55,2 64,3 80,0 84,0 85,9 84,5 87,6

2. Доля ОГВ и ОМС, имевших ско-

рость передачи данных через Ин-

тернет не менее 2 Мбит/сек, в общем числе обследованных ор-

ганизаций ОГВ и ОМС, % 22,4 24,4 45,7 50,3 51,5 53,1 57,2

3. Доля ОГВ и ОМС, использо-

вавших информационные-

компьютерные технологии в от-

четном году:

- локальные вычислительные

сети (ЛВС], % 72,7 76,7 77,5 80,3 73,8 70,5 70,1

- электронную почту,% 87,4 89,4 91,7 93,4 89,8 89,9 94,2

- Интранет, % 11,8 15,5 13,4 15,2 15,2 17,0 18,1

- Экстранет,% 4,6 5,7 5,9 7,2 14,1 16,5 14,0

- средства электронной

цифровой подписи, % 74,5 83,2 84,4 86,9 85,9 84,9 87,7

- специальные программные средства,% 29,4 31,5 33,5 35,5 35,9 36,5 36,2

- системы электронного доку-

ментооборота, % - 72,7 72,4 74,6 68,6 72,2 76,6

- автоматический обмен данны-

ми между своими и внешними

информационными системами по форматам обмена,% 36,9 27,9 30,3 57,5 64,5 68,3

4. Доля размещенных заказов на

поставки товаров, выполнение

работ и оказание услуг для госу-

дарственных и муниципальных

нужд с использованием элек-

тронных торговых площадок, в общем объеме размещаемых за-

казов:

- количество торгов,% 25,0 80,5 92,8 94,2 93,9

- стоимость заключенных кон-

трактов, % 14,4 59,3 64,4 63,8 60,5

5. Доля электронного докумен-

тооборота между органами госу-

дарственной власти, в общем

объеме межведомственного до-

кументооборота, % - - 51,5 49,2 61,7 44,9 40,4

В публичном управлении общественные организации, предприятия и учреждения любой формы собственности, а также заинтересованные граждане являются объектами, которые имеют возможность активно принимать участие в разработке и реализации властных решений за счет развития обратных связей. Им могут быть делегированы отдельные государственно-управленческие полномочия, осуществляемые в интересах общества.

При этом, государство уже не играет роль опекуна и диктатора, его задача состоит в том, чтобы гарантировать ответственность системы за удовлетворение конкретных требований и потребностей социума. Граждане становятся активными субъектами общества, имеющими доступ к управлению, к процессу реализации государственной политики.

Применение информационно-коммуникационных технологий приводит к новому витку спирали развития публичного управления. Целью данного этапа является повышение уровня информационной полноты, достоверности, транспарентности действий органов публичного управления, созданию моделей взаимодействия государства, бизнеса и социума. Все проводимые мероприятия должны в результате увеличить уровень социального благополучия.

Вывод. Эксперты называют XXI в. веком коммуникации [11, 12]. Новые современные средства и технологии передачи информации, во многом, меняют принципы организации связи органов публичного управления и общества, в целом. Общественная коммуникация призвана:

- с помощью оперативных координационных центров, образованных при возникновении любых ситуационных проблем в обществе подключать для решения этих проблем весь общественный потенциал;

- уменьшить ошибки органов публичного управления до минимума в проектах системных изменений, за счет возможности их реального общественного обсуждения и, соответственно, общественной поддержки в непредвиденных ситуациях,

- обеспечить предпринимателям соответствие системных изменений в зависимости от установленных правил проекта, за счет появления механизма общественного гаранта во всех сферах;

- обеспечить экономию времени и финансов, вследствие возможности устранения основополагающего противоречия и его производных;

- позволить гражданам принимать участие в общественной жизни и практической деятельности органов публичного управления;

- введение режима общественной коммуникации как открытой информационной системы приведет к появлению и созданию доверительного интервала между всеми членами общества.

Происходящие в публичном управлении изменения, как в глобальном, так и в национальном масштабах, обусловили активизацию научного поиска в современной экономической теории. Для экономической науки становится актуальной выработка теоретических подходов к исследованию публичного управления, адекватно объясняющих не только традиционные формы коммуникации государства, общества и предпринимательских структур (иерархия, рынок, сети], но и различные трансформации таких отношений с учетом функционирования сетевых механизмов, что характерно для современных рыночных условий.

Литература

1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения / Сборник научных ра-

бот. - М.: Экономика, 2002. - 768 с.

2. Морозова А.И. Совершенствование инструментария публичного управления реализацией государственной закупочной политики/ дисс. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2013.

3. Данилова Н.Е. Трансформация публичного управления как организация эффективного взаи-

модействия органов власти и общества в условиях информатизации // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 6. - С. 294-298.

4. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М., 2010.

5. Глазьев С.Ю. Научный доклад: «О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции». М., 2013.

6. Фоменко Н.М. Применение информационно-коммуникационных технологий в системе публичного управления/ Эконом. и гуманитар. исследования регионов. 2014. № 5. - С. 85-89.

7. Балашов А.Н., Белов А.И., Мартынов А.Ф. Информационное взаимодействие в системе публичного управления // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. № 3. - С. 137-140.

8. Васильева Е.Г., Кононенко Д.В. Современные интерпретации концепции электронного государ-

ства (электронного правительства] // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2016. № 1 (30]. - С. 9-16.

9. Федеральная служба государственной статистики URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovation s/it_technology/ (дата обращения 01.11.2017]

10. Некрасов В.Н., Фоменко Н.М. Общественная коммуникация в системе публичного управления. Ростов н/Д., 2014.

11. Галкин А.И. Перспективы развития административной реформы и дальнейшего совершенствования государственного управления в Российской Федерации // Альманах мировой науки. 2016. № 13 (4). - С. 118-123.

12. Еремин А.А. Объективные предпосылки взаимодействия государственной и публичной власти в целях реализации интересов общества // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 3 (48]. - С. 26 -30.

Fomenko Natalia Mikhailovna, Doctor of Economics, Associate Professor, Volgodonsk EngineeringTechnical Institute the branch of National Research Nuclear University" MEPhI " (73/94, Lenin St., Volgo-donsk, Rostov region, 347360, Russian Federation). E-mail: fnata77@mail.ru

Kapustina Nadezhda Valerievna, Doctor of Economics, Associate Professor, Russian University of Transport» (RUT - MIIT) (9, str. Obraztsova, Moscow, 127994). E-mail: kuzminova_n@mail.ru

ELECTRONIC NETWORK INSTRUMENTS AS AN INNOVATIVE COMPONENT OF PUBLIC ADMINISTRATION COMMUNICATIVE RELATIONS

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article deals with the main problems of restructuring and improving the public administration efficiency, as well as mechanisms for its regulation. A special role is given to the problems of alienating society from the state and the emergence of a fundamental contradiction in public administration during the period of technological change. Some innovations, especially in the field of information and communication technologies are needed to reduce these contradictions. The application of information and communication technologies leads to a new stage of the public administration development. The purpose of this stage is to increase the level of information completeness, reliability, transparency of public authorities' actions, and to create models for cooperation between the state, business and society.

Keywords: public management, technological structure, information and communication technologies, innovations, network management.

УДК 338.2 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-72-79

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫ Е ПРОГРАММЫ И ИХ МЕРОПРИЯТИЯ

КАК ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Ягодин кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления,

Дмитрий Ярославский филиал Ленинградского государственного университета Витальевич имени А.С. Пушкина (150014, Россия, г. Ярославль, ул. Чайковского, д. 9).

E-mail: dmitry.iagodin@yandex.ru

Аннотация

В статье обобщены основные недостатки кэйнсианской, монетаристской моделей и модели Я. Тингенбергена. Предложено определение категорий «целевой показатель» и «инструмент» государственного управления. Предложена модель управления, основанная на системообразующих функциональных связях между целевыми показателями и показателями инструментов.

Ключевые слова: модель управления, целевой показатель, инструмент управления и его показатель, функциональная связь.

Государственное и муниципальное управление - это деятельность уполномоченных органов, направленная на достижение установленных политических целей. В рамках субъект-объектной модели субъект воздействует на объект управления для приведения его в запланированное состояние. Средства воздействия субъекта на объект суть инструменты - инструменты государственной или муниципальной политики выбираются в соответствии с принятой моделью. Однако набор инструментов, доступных для достаточно обоснованного их использования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.