Научная статья на тему 'Сетецентризм в государственной поддержке малых форм хозяйствования аграрного сектора экономики России'

Сетецентризм в государственной поддержке малых форм хозяйствования аграрного сектора экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕТЕЦЕНТРИЗМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ / SMALL FORMS OF MANAGEMENT / AGRARIAN SECTOR / ECONOMY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / STATE SUPPORT / NETWORK-BASED CENTRISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савкин В.И., Прока Н.И., Крыгин А.А.

В экономике современной России существует объективная необходимость создания эффективной системы управления сельским хозяйством. Предметом статьи является сетецентризм в государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Российской Федерации. Целью работы является анализ федеральных и региональных целевых программ поддержки малых форм хозяйствования на селе и на этой основе разработка сетецентрической модели системы государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. С помощью общелогических методов исследования проведен анализ и сформирована сетецентрическая модель системы управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное понимание целей, а также средств и способов их достижения для эффективной государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. В качестве результатов работы можно выделить разработанную сетецентрическую модель системы поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. Достижение базовых эффектов (продовольственная безопасность, качество жизни населения и экологическая безопасность) осуществляется за счет целенаправленной координации связей элементов (целеи задачеполагания, функциональной компоненты, блока институционального развития, конкурентоспособности и принципа постоянного улучшения), входящих в систему поддержки малых форм хозяйствования. Достигнутые результаты могут быть использованы при подготовке концепций стратегического развития Российской Федерации и ее субъектов, целевых программ, нормативных документов по совершенствованию управления в аграрном секторе экономики. Сетенцентризм в государственной поддержкее малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики определяется необходимостью формирования целеполагания, формализации логического управления через когнитивный анализ показателей, которые характеризуют конечные результаты федеральных и региональных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network-based centrism in the State support to small business of the agrarian sector of the economy of Russia

Subject In the economy of modern Russia there is an objective need for establishing an effective system of agricultural management. The subject of the article is network-based centrism in the State support of small farming in the agrarian sector of the economy of the Russian Federation. Objectives The purpose of the research is the analysis of federal and regional target programs in support of small farming in rural areas, identification of their shortcomings and the development of a network-based centrism model of the system of State support of small farming in the agrarian sector of the economy. Methods To build a network-centric model of management system involving interrelated understanding of objectives, we used the general-logical methods of research. Results As the results of the work, we propose a developed network-centric model of support to small forms of management in the agrarian sector of the economy. To achieve the basic effects (food safety, quality of life and environmental security), it is necessary to engage coordination of the elements within the system of support to small farming (goaland objective-setting, functional components, the institutional development block, competitiveness and the principle of permanent improvement). Application The results can be used in the preparation of strategic development concepts of the Russian Federation and its constituent entities, targeted programs, normative documents on improving management in the agrarian sector of the economy. Relevance The network-based centrism in State support to small farming in the agrarian sector of the economy is determined by the need to develop goal-setting, logical formalization of management through a cognitive analysis of indicators that characterize the end results of federal and regional programs.

Текст научной работы на тему «Сетецентризм в государственной поддержке малых форм хозяйствования аграрного сектора экономики России»

Развитие АПК

УДК 631.1.017:005.71-022.51:332.025.15 (47+57)

сетецентризм в государственной поддержке

малых форм хозяйствования аграрного

сектора экономики россии

В.И. САВКИН,

доктор экономических наук, профессор кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК E-mail: v.i.savkin@mail.ru Н.И. ПРОКА, доктор экономических наук, профессор кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК E-mail: niproka@mail.ru А.А. КРЫГИН, соискатель кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК

E-mail:w2503@bk.ru Орловский государственный аграрный университет

В экономике современной России существует объективная необходимость создания эффективной системы управления сельским хозяйством. Предметом статьи является сетецентризм в государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Российской Федерации. Целью работы является анализ федеральных и региональных целевых программ поддержки малых форм хозяйствования на селе и на этой основе разработка сетецентрической модели системы государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. С помощью общелогических методов исследования проведен анализ и сформирована сетецентрическая модель системы управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное понимание целей, а также средств и способов их достижения для эффективной государственной поддержки малых

форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. В качестве результатов работы можно выделить разработанную сетецентрическую модель системы поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. Достижение базовых эффектов (продовольственная безопасность, качество жизни населения и экологическая безопасность) осуществляется за счет целенаправленной координации связей элементов (целе- и задачеполагания, функциональной компоненты, блока институционального развития, конкурентоспособности и принципа постоянного улучшения), входящих в систему поддержки малых форм хозяйствования. Достигнутые результаты могут быть использованы при подготовке концепций стратегического развития Российской Федерации и ее субъектов, целевых программ, нормативных документов по совершенствованию управления в аграрном секторе экономики. Сете-

центризм в государственной поддержкее малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики определяется необходимостью формирования целе-полагания, формализации логического управления через когнитивный анализ показателей, которые характеризуют конечные результаты федеральных и региональных программ.

Ключевые слова: малые формы хозяйствования, аграрный сектор экономики, устойчивое развитие, сетецентризм в государственной поддержке

Термин «сетецентризм» (Network Centric) появился в американской IT-индустрии в связи с организацией взаимодействия компьютеров с разными операционными системами. Проблематика создания и функционирования сетецентрических систем управления стала волновать умы ученых в конце XX в., и в первую очередь это было связано с военной спецификой в эпоху формирования современного многополярного мира [3, 4, 7, 19]. В последнее время сетецентризм стал все чаще использоваться в различных сферах деятельности. В частности, А.Ю. Ефремов, Д.Ю. Максимов, рассматривая применение сетецентризма в системе управления, предполагают, что «объектом управления является распределенная система, а сама система управления характеризуется определенными свойствами, наиболее важными из которых являются открытость, самоорганизация, слабая иерархия в контуре принятия решений и способность порождать цели внутри себя» [2].

Наиболее важным свойством сетецентрической системы управления является ее эмерджентность. Развивая эту дефиницию, стоит указать, что сетецентризм в своей сущности обладает потенциальными свойствами эффективности и способен решать самые сложные задачи в национальной экономике, в том числе и в ее аграрном секторе.

Малые формы хозяйствования в аграрном секторе экономики — это генетически исходные формы производственной деятельности на селе. Эволюционно развиваясь преимущественно на эндогенной основе, они обеспечивают расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве уже довольно продолжительное время, тем самым сохраняя традиционный уклад сельской жизни. Однако произошедшие структурные изменения советской экономики поставили задачи более эффективного развития малого производства в основном за счет концентрации и специализации производительных сил, в том числе и на инновационной основе. В эконо-

мике современной России существует объективная необходимость не только интеграции участников производственного процесса, но и создания такой системы поддержки и управления малыми формами хозяйствования, которая бы ориентировалась на конечных потребителей, обеспечивая тем самым продовольственную безопасность государства.

В последние годы, несмотря на существенное снижение численности сельского населения, объемы производства сельскохозяйственной продукции существенно возросли. Россия впервые в советский и постсоветский периоды своей истории выходит на рубеж обеспечения продовольственной безопасности, и в этом есть немалая заслуга малых форм хозяйствования. Большая часть плодоовощной продукции в стране производится именно на крестьянских подворьях. С начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и по сегодняшний день в село было вложено более 1,5 трлн руб. [8].

Потенциал развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики основывается на располагаемых ресурсах сельского населения. Это является тем базисом, который обеспечивает их устойчивое развитие (см. таблицу).

Как показывает официальная статистика, несмотря на все усилия государства, пока сохраняется разрыв между ресурсами, которыми располагает городское и сельское население. В целом по Российской Федерации этот разрыв составляет 7 783,7 руб. Как показывает проведенное авторами ранжирование отдельных регионов Центрального федерального округа, только в 8 областях из 16 наблюдается превышение среднероссийского показателя обеспечения ресурсами сельского населения. Подобная ситуация указывает на необходимость государственной поддержки малых форм хозяйствования, которая должна основываться на дифференцированном учете специфики отдельных субъектов Федерации. В настоящее время в Российской Федерации превалирует центристский подход к решению этой проблемы, который не всегда отвечает современным потребностям общества, а имеющиеся результаты неадекватны эффективности расходования государственных ресурсов. По сути, министерства и ведомства зачастую получают под свои квазицелевые программы значительные бюджетные средства и крайне неэффективно их используют.

На федеральном и региональных уровнях необходимо делать акцент не на разовые идеологические

Располагаемые ресурсы городского и сельского населения за I квартал 2013 г. (в среднем на одного члена домохозяйства в месяц), руб.

Регион городское население Сельское население Ранг региона по сельскому населению*

Белгородская область 20 606,5 13 795,9 2

Брянская область 12 429,2 12 211,8 9

Владимирская область 16 654,7 13 186,2 4

Воронежская область 13 531,6 10 951,2 15

Ивановская область 15 262,3 12 975,7 7

Калужская область 13 467,6 13 419,5 5

Костромская область 13 073,8 12 940,9 8

Курская область 14 781,8 11 618,0 10

Липецкая область 25 387,8 11 507,0 11

Московская область 18 420,2 9 358,2 16

Орловская область 21 192,9 13 592,4 3

Рязанская область 13 636,9 12 210,1 9

Смоленская область 11 069,1 10 838,2 12

Тамбовская область 11 015,4 10 127,1 14

Тверская область 15 639,2 15 753,5 1

Тульская область 16 146,4 13 108,3 6

Ярославская область 15 204,3 10 742,9 13

Итого по Центральному федеральному округу 22 413,8 11 736,3 -

Всего по Российской Федерации 20 335,3 12 551,6 -

* Рассчитано авторами.

Источник: URL: http://mcx.ru/documents/document/ v7_showZ3432.266.htm.

приоритеты в аграрной политике государства, якобы способные за несколько лет решить проблемы в сельском хозяйстве, а разрабатывать принципиально новые модели систем управления (поддержки) отече ственного товаропроизводителя.

Поддержка развития малых форм хозяйствования аграрного сектора экономики в современных экономических условиях базируется на государственных программах, реализуемых федеральным центром, и региональных целевых программах (рис. 1). И здесь стоит отдать должное органам власти. В последние годы вектор государственного внимания направлен на поддержку данных товаропроизводителей, которые составляют основу устойчивого развития сельских территорий.

Механизм государственной поддержки развития малых форм хозяйствования в своей основе включает предоставление льготных кредитов, субсидирование процентной ставки по кредитам, льготные условия лизинга основных средств, а также возмещение части затрат на приобретение некоторых оборотных активов и гранты начинающим хозяйствам. Федеральный и региональные уровни, по сути, обеспечивают функционирование существующей государственной системы поддержки малых форм хозяйствования в рамках установленных приоритетов.

Базовая поддержка малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики сосредоточена в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Условия Всемирной торговой организации накладывают свои ограничения и на этот сегмент товаропроизводителей, поскольку в перспективе будет наблюдаться общее снижение государственной поддержки в аграрном секторе экономики: с 9 млрд долл. в 2012 г. до 4,4 млрд долл. в 2018 г. [10] (рис. 2).

Достаточно жесткие условия ВТО (сокращение обязательств государства по поддержке) обусловили необходимость перераспределения финансовых ресурсов в рамках «зеленой» и «желтой» корзин, а также потребовали от государства выработки таких рычагов поддержки отечественного товаропроизводителя, которые были бы не в противоречии с обязательствами, взятыми Российской Федерацией. И здесь стоить делать акценты на поддержку производств (продуктов), обеспечивающих национальную идентификацию страны в мировом сообществе [1, 5, 6, 9-12, 14-18, 20].

Несмотря на применяемые государством различные механизмы поддержки, их направления все же остаются недостаточными, а инструментарий ре-

Рис. 1. Программы и механизмы государственной поддержки развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики России

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Обязательства России по максимальному размеру поддержки сельского хозяйства (совокупная поддержка на федеральном и региональном уровнях), млрд долл. 9,0 9,0 8,1 7,2 6,3 5,4 4,4

Объемы финансирования согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

Консолидированный объем поддержки - 2,28 трлн руб. Распределение по корзинам, трлн руб.

ШВ^Ш ' (34%) \ 1 1,04 1,11

1,51 (66%)

| | Из федерального бюджета Из региональных бюджетов

□ «Зеленая» корзина

Продуктово-специфическая поддержка | | Продуктово-неспецифическая поддержка

Рис. 2. Динамика и структура господдержки аграрного сектора экономики России в условиях ВТО на 2012-2018 гг.

ализации зачастую не отвечает реалиям нашего вре- ном секторе экономики (рис. 3). С одной стороны,

мени. В связи с этим назрела острая необходимость государство зачастую свою поддержку основывает

совершенствования подходов к государственной на ожидании получения быстрой финансовой оку-

поддержке малых форм хозяйствования в аграр- паемости, что в условиях сельского уклада жизни

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Несовершенство или отсутствие законодательства, которое призвано регламентировать процесс создания, выполнения и оценки эффективности целевых программ

Отсутствие норм, гарантирующих продолжение финансирования ранее начатых целевых программ, что приводит к нестабильности расходов

Отсутствие законодательных актов, регулирующих порядок разработки, утверждения и реализации программ на всех уровнях бюджетной системы

Недостаток научной базы по программно-целевому планированию в стране и небольшой опыт успешной реализации целевых программ. Большая зависимость от решений, принимаемых на федеральном уровне

Зачастую используются формальные критерии, не позволяющие оценить эффективность

Недостаточная юридическая сила региональных программ, которые, как правило, утверждаются в субъектах Федерации и имеют форму постановления или распоряжения, но не закона

Выделение значительных ресурсов, освоение которых на региональных уровнях не всегда эффективно

Рис. 3. Недостатки федеральных и региональных целевых программ поддержки малых форм хозяйствования на селе

-47 (398) - 2014-

не всегда возможно. С другой стороны, сложилась ситуация, когда региональные программы поддержки практически копируют федеральные.

Реалии времени показывают, что при разработке направлений и механизмов поддержки малых субъектов экономической деятельности в аграрном секторе экономики России необходим комплексный подход, который бы обеспечивал достижение целей и решение поставленных задач. В качестве такого подхода с успехом может быть применено управление функционированием и развитием сетевых взаимодействий, называемое сетецентрическим управлением.

Наиболее удачную, по мнению авторов, формулировку сетецентризма дал С.В. Степашин в своей работе [13]: система взглядов на управление сложными системами в военной, социально-экономической и других сферах для обеспечения базовых эффектов за счет целенаправленной координации связей элементов, входящих в систему. Четкая координация связей элементов, входящих в систему для обеспечения базовых эффектов, является необходимым условием успешной государственной поддержки и малых форм хозяйствования.

Сетецентрический подход в управлении в своей основе должен предусматривать выполнение в четко обоснованной последовательности целенаправленных действий, которые призваны обеспечивать позитивные изменения показателей (базовых эффектов) состояния системы государственной поддержки малых форм хозяйствования (рис. 4). Достижение базовых эффектов (продовольственная безопасность, качество жизни населения и экологическая безопасность) осуществляется за счет целенаправленной координации связей элементов (целе- и задачепола-гания, функциональной компоненты, блока институционального развития, конкурентоспособности и принципа постоянного улучшения), входящих в систему поддержки малых форм хозяйствования.

Чтобы в полной мере использовать эффективность сетецентризма в государственной поддержке малых форм хозяйствования аграрного сектора экономики, необходимо в первую очередь решить следующие задачи:

— определить структуру стратегических целей и установить причинно-следственные связи при множестве целей (сформировать целеполагание);

— разработать порядок выполнения управленческих действий (формализовать логическое управление);

— предложить наиболее значимые показатели, которые характеризуют конечные результаты, при необходимости определить способы взаимного влияния показателей (провести когнитивный анализ);

— установить векторные связи между целями, управленческими действиями и конечными результатами.

Логическим продолжением сетецентризма государственной поддержки является необходимость формирования федеральных и региональных программ поддержки малых форм хозяйствования, которые возможно будет реализовать с помощью имеющейся ресурсной базы. Это означает, что любая программа (федеральная, региональная) должна включать два основных блока:

I. Блок институционального развития — нацеленность на изменение сложившихся механизмов использования ресурсов в сельской местности:

— создание регионального фонда поддержки развития малых форм хозяйствования, обеспечивающего комплексное обслуживание крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств, а также сельских кооперативов;

— предоставление федеральных и региональных налоговых преференций малым формам хозяйствования, обеспечивающим конкурентные преимущества;

— создание консультационной службы по решению правовых, налоговых и иных вопросов, технологической и маркетинговой поддержки.

II. Блок инвестиционных мероприятий (развития) — определение новых направлений использования ресурсов благодаря проведенным институциональным изменениям:

— дотации и компенсации на производство единицы продукции растениеводства и животноводства при условии роста конкурентоспособности.

— компенсация части цен на энергетические ресурсы;

— кредитование на льготных условиях под залог сельскохозяйственной продукции и земли;

— гарантирование региональными властями минимального уровня закупочных цен при реализации продукции через региональные торговые сети;

— расширение материально-технического обеспечения на условиях лизинга;

— возможность реструктуризация задолженности поставщикам ресурсов.

Представленные результаты могут быть использованы при подготовке концепций стратегического

Развитие малых Форм хозяйствования в аграрном секторе экономики -+-

Приоритеты государства

Устойчивое развитие сельских территорий

------------------------------------1 Программы развития ¡^—► Федеральные и региональные программы

1 | ■; Акцент на региональном аспекте — 1____________________________________| Условия ВТО Ограничения финансирования в рамках «желтой корзины»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 (

ТП

Федеральный уровень

Региональный уровень

Отбор проблем для программной разработки

Т

Оценка целесообразности

Принятие решения о разработке

Разработка проекта программы

Оценка проекта программы

Организация управления программой

Утверждение проекта программы

Финансирование

Общественный контроль

Стратегическая цель

Тактические цели *

Стратегические задачи

Тактические задачи

Т

Планирование

Организация

Мотивации

Контроль

т

Конкурентоспособность как основной мотив государственной поддержки развития малых форм хозяйствования

СЕТЕЦЕНТРИЗМ- формирование базовых эффектов посредством обеспечения целенаправленной координации связей элементов в системе поддержки малых форм хозяйствования

гм

Базовые эффекты

¡н i 9

Создание федерального и региональных фондов поддержки

з §

§ о

>5

<е а о

0

1 ■а

Предоставление федеральных и региональных налоговых гаэеЛеоениий

Создание единой консультационной службы

Дотации и компенсации на производство единицы продукции

а

-Q

b и

§ i ii

£ ф 3 S о

iS

Компенсация части цен на энергетические ресурсы

Кредитование на льготных условиях под залог продукции

Гарантирование региональными властями минимального уровня закупочных цен

Расширение материально-технического обеспечения на условиях лизинга

Возможность реструктуризация задолженности поставщикам ресурсов

Принцип постоянного улучшения, основанный на необходимости повышения конкурентоспособности малых форм хозяйствования в условиях концентрации производства

Необходимость координации действий органов государственной власти, местного самоуправления

I -

Значимость и соответствие приоритетам социально-экономического развития региона

Соответствие задач, намеченных к решению, целям

Контроль и оценка результативности

Рис. 4. Сетецентрическая модель системы поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики

развития Российской Федерации и ее субъектов, целевых программ, нормативных документов по совершенствованию управления в аграрном секторе экономики. Необходимость сетецентризма в государственной поддержке малых форм хозяйствования аграрного сектора экономики определяется потребностью четкого целеполагания, формализации логического управления через когнитивный анализ показателей, которые характеризуют конечные результаты федеральных и региональных программ. В основе сетецентрической системы поддержки малых форм хозяйствования лежит утверждение о том, что обеспечение базовых эффектов (экологическая и продовольственная безопасность, качество жизни сельского населения) достигается за счет целенаправленной координации связей элементов — целе- и задачеполагания, функций управления, конкурентоспособности, институционального развития и принципа постоянного улучшения. Именно наличие федеральных и региональных программ, в рамках которых может осуществляться долгосрочная поддержка на основе сетецентрического подхода, может быть тем адекватным механизмом, который отвечает современным вызовам и обеспечивает эффективность государственного участия в развитии малых форм хозяйствования на селе.

Список литературы

1. Всемирная торговая организация. Что ждет Россию. Мировой опыт. URL: http://stop-vto.ru/wp-content/uploads/docs/stop-vto.pdf.

2. Ефремов А.Ю., Максимов Д.Ю. Сетецентри-ческая система управления — что вкладывается в это понятие? // Технические и программные средства систем управления, контроля и измерения. М.: ИПУ РАН, 2012. С. 158-161.

3. Затуливетер Ю.С. Компьютерный базис сетецентрического управления // Технические и программные средства систем управления, контроля и измерения (теория, методы, алгоритмы, исследования и разработки). М.: ИПУ РАН, 2010. С. 492-511.

4. Кондратьев А.Е. Сетецентризм или гонка за временем. URL: http://pentagonus.ru/load/1/obsh-hie_voprosy/a_kondratev_setecentrizm/18-1-0-751.

5. КрылатыхЭ. Чем обернется вступление России в ВТО для сельского хозяйства страны? URL: http://www.strana-oz.ru/2004/1/chem-obernetsya-vstu-plenie-rossii-v-vto-dlya-selskogo-hozyaystva-strany.

6. Полухин А.А. Организационно-экономический механизм воспроизводства технического потенциала

сельского хозяйства РФ в условиях ВТО // Образование, наука и производство. 2012. № 1. С. 22-29.

7. Пискунов А.А. О сетецентрических средах как факторе информационного противоборства // Междисциплинарные проблемы средового подхода к инновационному развитию. М. : КогитоЦентр, 2011. С. 159-168.

8. Прока Н.И., Савкин В.И., Полухин А.А., Суровцева Е.С. Направления долгосрочного развития кооперации малых форм хозяйствования в сельской местности Орловской области // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 12. С. 9-17.

9. Рубанов И., Фомин А. Не слабо вступили. URL: http://www.rg.ru/2014/01/14/vto.html.

10. Савкин В.И. Приоритеты государства в обеспечении продовольственной безопасности России в условиях ВТО // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 43. 2013. С. 16-25.

11. Савкин В.И., Прока Н.И. Продовольственная безопасность государства: состояние и прогноз // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 1. С. 25-37.

12. Сельское хозяйство России и ВТО. URL: http://agropraktik.ru/blog/VTO_Agricalture/11.html.

13. Степашин С.В. Камо грядеши, планета людей? URL:http:www//zlev.ru/index.php ?article=28 22&nomer=47&p=article#_ftn1.

14. Третьякова Л.А., Савкин В.И. Современные тенденции устойчивого функционирования сельской местности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 3. С. 63-67.

15. УзунВ.Я. Особенности российской политики поддержки сельского хозяйства и необходимость ее кардинальной корректировки после вступления в ВТО // Вопросы экономики. 2012. № 10. С. 132-149.

16. Что даст отечественному сельскому хозяйству ВТО. И что отберет. URL: http://www.agronews. ru/news/detail/116863/.

17. Что даст России ВТО: мнения экспертов. URL: http://bujet.ru/article/114690.php.

18. Эпштейн Д. Что даст отечественному сельскому хозяйству ВТО? // Экономика сельского хозяйства России. 2012. № 2. С. 84-89.

19. Alberts D.S., Garstka J.J., Stein F.P. Network Centric Warfare: Developing and Leveraging Information Superiority. CCRP Publ., 2000.

20. Proka N.I., Poloukhin А.А., Savkin V.I., Surovt-seva Е.S., Kuznetsova Т.М. Potential of cooperation of small-scale business patterns in rural area of the Orel region. URL: http://urlid.ru/c2py.

Economic analysis: theory and practice Development of agricultural sector

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

network-based centrism in the state support to small business

OF THE AGRARIAN SECTOR OF THE ECONOMY OF RUSSIA

Vladimir I. SAVKIN, Nina I. PROKA, Aleksei A. KRYGIN

Abstract

Subject In the economy of modern Russia there is an objective need for establishing an effective system of agricultural management. The subject of the article is network-based centrism in the State support of small farming in the agrarian sector of the economy of the Russian Federation.

Objectives The purpose of the research is the analysis of federal and regional target programs in support of small farming in rural areas, identification of their shortcomings and the development of a network-based centrism model of the system of State support of small farming in the agrarian sector of the economy.

Methods To build a network-centric model of management system involving interrelated understanding of objectives, we used the general-logical methods of research.

Results As the results of the work, we propose a developed network-centric model of support to small forms of management in the agrarian sector of the economy. To achieve the basic effects (food safety, quality of life and environmental security), it is necessary to engage coordination of the elements within the system of support to small farming (goal- and objective-setting, functional components, the institutional development block, competitiveness and the principle of permanent improvement).

Application The results can be used in the preparation of strategic development concepts of the Russian Federation and its constituent entities, targeted programs, normative documents on improving management in the agrarian sector of the economy. Relevance The network-based centrism in State support to small farming in the agrarian sector of the economy is determined by the need to develop goal-setting, logical formalization of management through a cognitive analysis of indicators that characterize the end results of federal and regional programs.

Keywords: small forms of management, agrarian sector, economy, sustainable development, State support, network-based centrism

References

1. Vsemirnaya torgovaya organizatsiya. Chto zhdet Rossiyu. Mirovoi opyt [The World Trade Organization. What awaits Russia? World experience]. Available at: http://stop-vto.ru/wp-content/uploads/docs/stop-vto. pdf. (In Russ.)

2. Efremov A.Yu., Maksimov D.Yu. Setetsen-tricheskaya sistema upravleniya — chto vkladyvaetsya v etoponyatie? Tekhnicheskie iprogrammnye sredstva sistem upravleniya, kontrolya i izmereniya [The network-centric management system: what is the idea? In: Technical and software of management systems, control and measurement]. Moscow, Trapeznikov Institute of Control Sciences of RAS Publ., 2012, pp. 158-161.

3. Zatuliveter Yu.S. Komp 'yuternyi bazis setetsen-tricheskogo upravleniya. Tekhnicheskie i programmnye sredstva sistem upravleniya, kontrolya i izmereniya (teoriya, metody, algoritmy, issledovaniya i razrabotki) [A computer basis of network-centric management. In: Technical and software of control systems, control and measurement (the theory, methods, algorithms, researches and development)]. Moscow, Trapeznikov Institute of Control Sciences of RAS Publ., 2010, pp. 492-511.

4. Kondrat'ev A.E. Setetsentrizm ili gonka za vremenem [Network-based centrism or rushing for time]. Available at: http://pentagonus.ru/load/1/obsh-hie_voprosy/a_kondratev_setecentrizm/18-1-0-751. (In Russ.)

5. Krylatykh E. Chem obernetsya vstuplenie Ros-sii v VTO dlya sel 'skogo khozyaistva strany? [What will Russia's accession to the WTO do to agriculture?]. Available at: http://www.strana-oz.ru/2004Z1/chem-obernetsya-vstuplenie-rossii-v-vto-dlya-selskogo-hozyaystva-strany. (In Russ.)

6. Polukhin A.A. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm vosproizvodstva tekhnicheskogo potent-siala sel'skogo khozyaistva RF v usloviyakh VTO [An organization-economic mechanism of reproduction of the technical capacity of the agriculture of the Russian Federation under the WTO]. Obrazovanie, nauka i proizvodstvo — Education, science and production, 2012, no. 1, pp. 22-29.

7. Piskunov A.A. O setetsentricheskikh sredakh kak faktore informatsionnogo protivoborstva. Mezhdistsi-plinarnye problemy sredovogo podkhoda k innovatsion-nomu razvitiyu [The network-centric environment as a factor of information antagonism. In: Interdisciplinary problems of the environmental approach to innovative development]. Moscow, KogitoTsentr Publ., 2011, pp.159-168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Proka N.I., Savkin V.I., Polukhin A.A., Surovt-seva E.S. Napravleniya dolgosrochnogo razvitiya kooperatsii malykh form khozyaistvovaniya v sel'skoi mestnosti Orlovskoi oblasti [Directions of the long-term development of cooperation of small forms of management in rural areas of the Orel region]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika — Regional economics: theory and practice, 2014, no. 12, pp. 9-17.

9. Rubanov I., Fomin A. Ne slabo vstupili [We have joined big time]. Available at: http://www. rg.ru/2014/01/14/vto.html. (In Russ.)

10. Savkin V.I. Prioritety gosudarstva v obespeche-nii prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossii v usloviyakh VTO [The priorities of the State in ensuring the food security of Russia under the WTO]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 43, pp. 16-25.

11. Savkin V.I., Proka N.I. Prodovol'stvennaya bezopasnost' gosudarstva: sostoyanie i prognoz [Food security: current situation and the forecast]. Problemy teorii i praktiki upravleniya — Problems of theory and practice of management, 2013, no. 1, pp. 25-37.

12. Sel 'skoe khozyaistvo Rossii i VTO [Agriculture of Russia and the WTO]. Available at: http://agroprak-tik.ru/blog/VTO_Agricalture/11.html. (In Russ.)

13. Stepashin S.V. Kamo gryadeshi, planeta lyu-dei? [Quo Vadis, Planet of people?]. Available at: http: www//zlev.ru/index.php ?ar-ticle=2822&nomer=47&p =article#_ftn1. (In Russ.)

14. Tret'yakova L.A., Savkin V.I. Sovremennye tendentsii ustoichivogo funktsionirovaniya sel'skoi

mestnosti [Current trends of the steady functioning of rural areas]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost' — National interests: priorities and security, 2009, no. 3, pp. 63-67.

15. Uzun V.Ya. Osobennosti rossiiskoi politiki podderzhki sel'skogo khozyaistva i neobkhodimost' ee kardinal'noi korrektirovki posle vstupleniya v VTO [The features of Russian agricultural support policies and the need for drastic adjustment after joining the WTO]. Voprosy Economiki, 2012, no. 10, pp. 132-149.

16. Chto dast otechestvennomu sel'skomu khozyaistvu VTO. I chto otberet [What will the WTO give to the national agriculture? And what will it take?]. Available at: http://www.agronews.ru/news/ detail/116863/. (In Russ.)

17. Chto dast Rossii VTO: mneniya ekspertov [What will the WTO give to Russia: expert views]. Available at: http://bujet.ru/article/114690.php. (In Russ.)

18. Epshtein D. Chto dast otechestvennomu sel'skomu khozyaistvu VTO? [What will the WTO give to the national agriculture?]. Ekonomika sel 'skogo khozyaistva Rossii — Economy of agriculture of Russia, 2012, no. 2, pp. 84-89.

19. Alberts D.S., Garstka J.J., Stein F.P. Network Centric Warfare: Developing and Leveraging Information Superiority. CCRP Publ., 2000.

20. Proka N.I., Poloukhin A.A., Savkin V.I., Surovtseva E.S., Kuznetsova T.M. Potential of cooperation of small-scale business patterns in rural area of the Orel region. Available at: http://urlid.ru/c2py.

Vladimir I. SAVKIN

Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation v.i.savkin@mail.ru

Nina I. PROKA

Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation niproka@mail.ru

Aleksei A. KRYGIN

Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation w2503@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.