Научная статья на тему 'Сетецентрическая модель управления дестинациями как новая парадигма развития индустрии туризма'

Сетецентрическая модель управления дестинациями как новая парадигма развития индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ / ДЕСТИНАЦИЯ / СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕ-НИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСИНХРОНИЗАЦИЯ / АТТРАКТОР / СТРАТЕГИЯ "ЗАИМ-СТВОВАНИЯ" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ / "BORROWING" STRATEGY / TOURISM AND RECREATION / DESTINATION / NETWORK-CENTRIC MODEL OF MANAGEMENT / INFORMATIONTECHNOLOGY / SELF-SYNCHRONIZATION / ATTRACTOR / EDUCATIONAL SEGMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаев В. А.

Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты нового подхода к управлению туристскими дестинациями, а именно сетецентрическая модель управления, базирующаяся на применении современных информационных технологий и сете-вой организации информационного обмена дестинаций с потребителями туристских услуг и маркетинговыми организациями. Излагается принцип самосинхронизации при сетецентрическом построении управления в дестинациях. Вводится понятие«туристско-рекреационный аттрактор». Обосновывается стратегия «заимствования» при применении механизмов диффузии инноваций и передовых туристско-рекреационных технологий в туриндустрию регионов России. Предлагается полисетевая схема инновационного развития туристско-рекреационной сферы, включающей образовательный сегмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network-centric destinations management model as a new paradigmin the development of tourism industry

The article examines the theoretical and applied aspects of the new approach to themanagement of tourist destinations. Namely, network-centric management model. Themodel is based on the use of modern information technologies and network organizationof information exchange destinations with consumers of tourism services and marketingorganizations. Networks are considered as “clusters” or aggregation structures consistingmainly of small and medium tourism enterprises. The principle of self-synchronization ina network-centric management of destinations considered. The concept of “tourism andrecreation attractor” is introduced and justified. “Borrowing” strategy in the applicationof innovations diffusion and advanced tourism and recreational technologies mechanismsin tourism industry of Russia regions is justified. Multinetworking scheme innovativedevelopment of tourist and recreational areas including educational segment is proposed.

Текст научной работы на тему «Сетецентрическая модель управления дестинациями как новая парадигма развития индустрии туризма»

УДК 338.48

В.А. МИНАЕВ

СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЕСТИНАЦИЙ КАК НОВАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты нового подхода к управлению туристскими дестинациями, а именно сетецентрическая модель управления, базирующаяся на применении современных информационных технологий и сетевой организации информационного обмена дестинаций с потребителями туристских услуг и маркетинговыми организациями. Излагается принцип самосинхронизации при сетецентрическом построении управления в дестинациях. Вводится понятие «туристско-рекреационный аттрактор». Обосновывается стратегия «заимствования» при применении механизмов диффузии инноваций и передовых туристско-рекреационных технологий в туриндустрию регионов России. Предлагается полисетевая схема инновационного развития туристско-рекреационной сферы, включающей образовательный сегмент.

Ключевые слова: туризм и рекреация, дестинация, сетецентрическая модель управления, информационные технологии, самосинхронизация, аттрактор, стратегия «заимствования», образовательный сегмент.

The article examines the theoretical and applied aspects of the new approach to the management of tourist destinations. Namely, network-centric management model. The model is based on the use of modern information technologies and network organization of information exchange destinations with consumers of tourism services and marketing organizations. Networks are considered as "clusters" or aggregation structures consisting mainly of small and medium tourism enterprises. The principle of self-synchronization in a network-centric management of destinations considered. The concept of "tourism and recreation attractor" is introduced and justified. "Borrowing" strategy in the application of innovations diffusion and advanced tourism and recreational technologies mechanisms in tourism industry of Russia regions is justified. Multinetworking scheme innovative development of tourist and recreational areas including educational segment is proposed. Key words: tourism and recreation, destination, network-centric model of management, information technology, self-synchronization, attractor, "borrowing" strategy, educational segment.

□ СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

В последние годы активно развивается теория и прикладная наука се-тецентрического управления сложными системами как новая эффективная парадигма выживания современных социально-экономических структур в условиях масштабного применения ин-фокоммуникационных технологий и глобализации всех значимых процессов существования человечества [1—2].

© Минаев В.А., 2013

В основе сетецентрической парадигмы лежит сетевой принцип построения той или иной системы, позволяющий обеспечить максимальные возможности для получения информации о параметрах ее собственного функционирования и состояния внешней среды, доступа к названной информации, ее обработки, хранения, распределения и обеспечения обратной связи [3—4].

В условиях подготовки к сетецентриче-ским «войнам», и это не преувеличение, развивается не только военная теория [5], но и магистральные направления дви-

жения стран к системному обеспечению своего процветания.

Термин «сетецентрическая война» появился в США 15 лет назад, доктри-нально оформившись за прошедшие годы применительно к армии (которая не в первый раз осваивает передовые технологии быстрее других). Сегодня американские вооруженные силы, блок НАТО активно внедряют сетецентрические подходы в процессе подготовки войск. Идеи «сетецентрической войны» применяют Англия, Швеция, Китай и другие страны.

Как здесь не вспомнить В. Ключевского, еще в позапрошлом веке изрекшем: «История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» [6]. Не стоит проверять правоту этого постулата на своем печальном опыте, туристской индустрии России необходимо готовиться к «войнам» наступившего будущего, которые сегодня ведутся за рубежом в системе государственного и муниципального управления, бизнеса, экономики и в сфере техники и технологий.

СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИСТСКОИ СФЕРЕ

Только системный, скоординированный подход к применению сетецентрических технологий, принципов и методов в туристской индустрии позволяет говорить о целостном, целенаправленном ее развитии. Именно об этом говорят авторы в своих работах [7—8], ими сделаны следующие выводы.

1. Взаимосвязь и взаиморазвитие туристских процессов и информационных технологий обусловливают на рынке туризма последовательное изменение структур, игроков и туристских продуктов в целях адаптации к быстро меняющемуся поведению потребителей последних.

2. Туристский сектор вынужден прибегать к более гибким технологическим инфраструктурам, способствующим раз-

витию предпринимательских сетей на местном уровне дестинаций.

3. Указанные сети могут рассматриваться как «кластеры» или агрегации структур, состоящих в основном из малых и средних туристских предприятий, которые с помощью новых веб-технологий и современных механизмов рыночного взаимодействия помогают друг другу (принцип «B2B»), обеспечивая заказчику полный пакет туристских продуктов и услуг.

4. В условиях растущей конкуренции на рынке электронной торговли туристскими продуктами и услугами при отсутствии системы управления дестинациями (Destination Management System), усиливающей взаимодействие между поставщиками, клиентами и маркетинговыми организациями, дестинации не смогут поддерживать свою туристскую привлекательность.

5. Дестинациям необходимо дифференцировать свои продукты и развивать партнерские отношения между государственным и частным секторами на туристском рынке.

Из сказанного следует, что сетецентри-ческое управление ресурсами российских дестинаций предполагает создание территориально распределенной сети развитых инфокоммуникационных узлов. Главными характеристиками такой сети являются: высокоэффективная «информационная решетка», обеспечивающая доступ ко всей необходимой информации о дестинации; передовая система управления туристскими ресурсами дестинации, интегрированная «сенсорная поверхность», соединенная в единую сеть с системой «агентов де-стинации» и системой ее управления [9].

CÈHEPŒTÈ4ECKÈE OÔÔEKTbl И ATTPAKTOPbl

В научно-практическом смысле такая организация дестинации позволит перейти к ее более эффективной и оперативной форме управления и самосинхронизации.

При этом показатель оперативности управления подразумевает два взаимосвязанных аспекта:

• дестинация достигает информационного превосходства, под которым понимается аналитическое понимание ситуации на высококонкурентом поле деятельности;

• в технологическом плане такое превосходство предполагает внедрение новых систем менеджмента, компьютерного анализа, оценки и прогнозирования на основе современных математических моделей.

Принцип самосинхронизации при сете-центрическом построении управления в дестинациях подразумевает способность туристско-рекреационной структуры самоорганизовываться снизу, а не реформироваться в административном порядке. Названный принцип воплощается в развитой глобальной компьютерной среде с сетецентрическим управлением высокой структурной сложности [10—11].

О самоорганизации как об основном предмете науки под названием «синергетика» написано немало исследовательских работ, в которых делается попытка обобщить главные закономерности сложных систем, применить их для анализа социального развития.

Важным является то, что проблемы массовой психологии относятся к классу задач, решаемых синергетикой [12—13]. Для применения ее принципов в управлении туристской индустрией необходимо знать законы стохастических процессов, теории нелинейных систем, оперировать понятиями фазового пространства, аттрактора как цели, устойчивого состояния в процессе эволюции той или иной системы.

Не вдаваясь в подробности аппарата синергетики, под туристско-рекреационным аттрактором будем понимать устойчивое состояние дестина-ции в той или иной стране, имеющей свойство притягивать к себе достаточное для своего эффективного существования и развития множество траекторий системы. Они определяются возможностями и предпочтениями путешествующих, ведущих себя как множество активных элементов сетецентрической системы [14].

В работе [15] под аттракторами подразумевается некоторые «воронки», которые свертывают, втягивают в себя множество траекторий, предопределяют ход эволюции системы на участках, даже отдаленных от непосредственного «конуса» такой «воронки».

Аттракторы обладают такой важной особенностью, что если объект, находясь в нем, выйдет из этого состояния, то спустя некоторое время вновь вернется в аттрактор, проявляя свойство асимптотической устойчивости. Примером может быть известное свойство туристов стремиться к своему, однажды испытанному и успешно принятому аттрактору-дестинации.

Конечно же, общая теория аттракторов применительно к туристско-рекреационной сфере должна быть переложена на язык конкретных методов, методик и рекомендаций. И это нужно делать с учетом того, что процесс развития туристских дестинаций все более упорядочивается в направлении их доминирующей сетецентрической роли. Научное обеспечение этой идеи для обозначенной сферы связано с понятиями флуктуации, хаоса, бифуркации, диссипации, диффузии инноваций, то есть нового понятийного аппарата, в том числе относящегося к теории катастроф.

Высокая структурная сложность турист-ско-рекреационной среды и управления ею объясняется стремительным ростом высокоразвитых информационных структур, сопровождающих функционирование и развитие соответствующей инфраструктуры в глобальном информационном пространстве.

Очевидно, что для понимания и формализации таких систем требуются новые методы, позволяющие оперировать со сложными произвольно изменяющимися структурами, как правило, слабо структурированными [16]. Именно неразработанностью универсального математического аппарата и методов управления объясняются слабое развитие и масштабы применения сетецентрических

структур применительно к туристско-ре-креационной сфере (да и не только к ней).

Нужно помнить при этом, что в мире за последние два десятилетия была образована качественно новая, быстро растущая информационная среда, связавшая более полутора миллиардов компьютеров, более 4 млрд абонентов уже объединяют сети мобильной связи. Согласитесь, в данной ситуации эффективность функционирования любой дести-нации становится напрямую зависящей от ее информационного и технологического потенциала.

А центр тяжести управленческих приложений активно смещается от малосвязанных локальных компьютерных архитектур к глобальным сетям и массовым информационным системам, интегрированным в общемировое информационное пространство. При этом архитектура и управление большими сильно связанными системами этого класса эволюционируют к сетецентрическим.

Согласимся с тем, что исходной методологической основой для решения задач сетецентрического управления, в том числе большими туристско-рекреационными системами, являются принципы графо-динамики [4], формирующие в настоящее время перспективное направление в теории управления.

Почему же до сих пор не было значительной практической потребности в математической теории графодинамических систем применительно к туристско-рекреа-ционной сфере? Причины скорее всего кроются в трехкоординатном проблемном пространстве существования дестинаций.

Во-первых, экспоненциально растущие потоки и объемы сложно структурированной информации в этой области до сих пор удавалось обрабатывать традиционными количественными методами и вычислительными средствами.

Во-вторых, распределенные динамически изменяемые структуры высокой сложности с растущим доминированием роли дестинаций в туристско-рекреационной

сфере обозначились не так давно в связи с состоявшимся де-факто формированием глобального сетевого информационного пространства и массовым вовлечением в него путешествующего населения из разных стран.

В-третьих, масштабы распределенной обработки в сетевых ресурсах глобально распределенной информации в туристско-рекреационной сфере наконец-то превысили возможности существующих технологий. Будущее уже не за индустриальным программированием, а за приложениями теории распределенных графоди-намических систем, технологически «бесшовными» инструментами программирования при управлении ресурсами глобально связанной компьютерной среды [4].

ОБ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЯХ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОИ СФЕРЕ

А теперь о том, как применить современные положения синергетики и современного управления к поступательному развитию российских дестинаций. Существует своя специфика, применимая к любой из хозяйственных отраслей нашей страны. Проделаем краткий анализ тех проблем и противоречий, мешающих инновационно развиваться хозяйственному механизму страны, ее туристско-рекреационной сфере.

В настоящее время Правительством Российской Федерации реализуется долгосрочная государственная политика [17]. Ее целями являются достижение технологического лидерства российской экономики, обеспечение устойчивости экономического роста страны, увеличение реальных доходов граждан. Очевидно, что предприятия туристско-рекреационной сферы России, изобилующей на мировом рынке весьма привлекательным спектром дестинаций, не могут оставаться в стороне от магистрального развития ведущих отраслей страны.

Как показывает опыт индустриально развитых стран, добившихся заметных

успехов в освоении наукоемких технологий, повышении объемов производства и экспорта инновационной продукции и услуг, целесообразно выделить следующие возможные формы реализации инновационной политики в туристско-рекреационной сфере:

• стратегию «наращивания», включающую комплекс мероприятий долгосрочного характера, направленных на обеспечение постепенного увеличения числа созданных на базе собственных высоких технологий новых конкурентоспособных предложений и услуг;

• стратегию «заимствования», подразумевающую комплекс реализации мероприятий, направленных на освоение новых технологий и услуг в сфере туризма и отдыха, апробированных в развитых странах с использованием собственного инновационного потенциала страны;

• стратегию «переноса», представляющую комплекс организационно-экономических мероприятий, связанных с освоением производства продукции и услуг туриндустрии новых поколений, пользующихся спросом за рубежом, путем закупки лицензий на высокоэффективные новейшие технологии [18].

Очевидно, что общим элементом для каждой из указанных стратегий является активизация инновационной деятельности и достижение новых экономических рубежей в туристско-рекреационной сфере страны. Разница в стратегиях определяется соотношением достигаемых рубежей и имеющимися на сегодняшний день финансовыми, материально-техническими и организационными возможностями туристской отрасли и государства в целом.

По объективным причинам широко использовать стратегии наращивания и переноса туристско-рекреационных технологий в России сегодня достаточно сложно из-за ограниченных ресурсов, недостатка инвестиций в сферу туринду-стрии, неудовлетворительного состояния ее материально-технической базы.

Поэтому в краткосрочной и среднесрочной перспективе целесообразно сосредоточить усилия на осуществлении стратегии заимствования, которую можно успешно реализовывать через применение механизмов диффузии инноваций и передовых технологий из экономически развитых стран в туриндустрию регионов России. Этот подход может позволить относительно быстро активизировать инновационную деятельность в туристско-рекреационной сфере, нарастить объемы производства конкурентоспособной продукции и услуг в турин-дустрии.

ЕВРОПЕИСКИИ ОПЫТ И РОССИИСКИЕ РЕАЛИИ

Процесс диффузии инноваций и передовых технологий подразумевает наличие большого числа предприятий, как малых, так и средних, а также инновационной инфраструктуры, которая позволит создавать им эффективные кооперационные связи в сфере туриндустрии.

Исследования, проведенные в странах Евросоюза [19], показывают, что имеются четыре группы барьеров, препятствующих осуществлению активных международных контактов между малыми и средними предприятиями Евросоюза с предприятиями развивающихся экономик, а именно:

• Поведенческие барьеры (например, реализуемые стратегии развития малых и средних предприятий и их операционная деятельность, не предусматривающая налаживания международных контактов).

• Политические барьеры (например, наличие различных режимов регулирования в других странах).

• Естественные барьеры (например, языковые и культурные различия).

• Информационные барьеры (например, отсутствие эффективных инструментов коммуникаций, ограничивающее доступ к информации о зарубежных партнерах).

Для преодоления указанных барьеров малым и средним предприятиям Евросо-

юза необходимо затратить определенное количество ресурсов, которых иногда не хватает. Поэтому до 60% этих предприятий не рассматривают вопрос о ведении международной деятельности.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ БАРЬЕРЫ НА ПУТИ К ИННОВАЦИЯМ

Каким же может быть выход из сложившегося положения, особенно для российской действительности?

Проведем физическую аналогию. В квантовой физике существует такое явление, как туннельный эффект. Он определяется как преодоление микрочастицей потенциального барьера в случае, когда ее полная энергия меньше высоты преодолеваемого барьера. Туннельный эффект — явление исключительно квантовой природы, невозможное и даже полностью противоречащее классической механике, что показано на рис. 1 [20].

Путь преодоления потенциального

барьера в классической физике

Путь преодоления потенциального барьера с помощью туннельного эффекта в квантовой физике

Рис. 1. Туннельный эффект в квантовой физике

Если спроецировать описанный принцип преодоления барьера на процесс диффузии инноваций и передовых технологий через массовое взаимодействие малых и средних предприятий туристской сферы, такого «туннельного эффекта», на наш взгляд, можно достичь через широкое применение последних достижений в создании международных бизнес-сетей сотрудничества малых и средних предприятий [21].

Возвращаясь к началу статьи, напомним, что последние два десятилетия характеризуются в мире активным развитием информационно-коммуникационных сетей. В настоящее время они широко используются как в экономике, так и в социальной области. Например, в странах Европейского союза по данным Европейской кластерной обсерватории сегодня функционирует порядка 2500 раз-

личных информационных и бизнес-сетей [22]. Власти Евросоюза вкладывают немалые средства в фундаментальные и прикладные исследования в этой области.

На национальном уровне бесспорным лидером в научных разработках и построении региональных бизнес-сетей (первого поколения) является Германия. В результате создан прототип сети, позволяющей формировать технологические цепочки малых и средних предприятий от разработки высокотехнологичного продукта до его реализации на рынке, а также управление деятельностью этих предприятий в рамках региональных кластеров.

В России такие сети пока не получили своего развития. На ее территории функционирует только одна иностранная бизнес-сеть — Европейская сеть поддержки предпринимательства (Enterprise

Europe Network), которая создана в рамках реализации проекта «Gate to RuBIN». Россия впервые участвует в европейских бизнес- и инновационных сетях.

Стоит отметить, что за последние несколько лет у нас в стране появились технические предпосылки для быстрого развития бизнес-сетей. Так, в ходе подготовки выборов Президента Российской Федерации в 2012 г. силами компании «Ростелеком» емкость каналов связи была увеличена наполовину с целью обеспечения широкополосного доступа в Интернет 80 тысячам избирательных участков. По данным президента компании, сейчас этой сетью охвачена большая часть из 24 тысяч муниципальных образований нашей страны1.

Как показывает практика, создание сетевых структур привязано к развитию современных подходов открытых инноваций. Согласно ним инновации не создаются отдельными организациями, а возникают в динамических средах развития. В этих средах организации, обладающие определенными бизнес-навыками, взаимодействуют с квалифицированной рабочей силой, обладающей необходимыми профессиональными и социальными компетенциями, давая тем самым дополнительные возможности по освоению имеющихся знаний, генерированию новых идей, созданию новых технологий и продуктов.

Наличие таких сетевых структур способствует созданию потоков новых знаний, а также дополнительных взаимодействий специалистов компаний, являющихся важнейшей составляющей инновационного процесса. Этот тип «перекрестного опыления» идей и инноваций признан в настоящее время в качестве одного из факторов успеха в инновационной деятельности в развитых странах.

Исследования в регионах Евросоюза, где применяются такие сетевые структуры, показывают увеличение региональ-

1 URL:http://izvestia.ru/news/529956

ного продукта на душу населения в среднем в два раза при 60% доле работников в сильных сетевых кластерах.

Таким образом, развитие международных бизнес-сетей сотрудничества между странами является необходимой предпосылкой к началу процесса диффузии инноваций и высоких технологий.

О ДИФФУЗИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ

В соответствии с положениями теории диффузии инноваций [23], диффузия — это процесс, в ходе которого инновация с течением времени по информационным каналам распространяется среди всех членов социальной системы; инновация — это идея, практическая деятельность или объект, новизна которого ощущается индивидом или группой.

Согласно этой теории любая инновация (например, новая идея, методика, технология) диффундирует, т.е. распространяется в обществе по определенной предсказуемой модели. Графически данная модель применительно к освоению рынка представляется в виде S-образной кривой, изображенной на рис. 2.

Доля рынка 100%

Рис. 2. S-образная кривая диффузии инноваций

Важным фактором успешного распространения инновации является межличностная коммуникация. В настоящее время этому способствует широкое применение различных социальных сетей,

причем осведомленность об инновациях распространяется по каналам СМИ, Интернета гораздо быстрее, чем при межличностном общении.

Автором настоящей статьи совместно с коллегами-математиками разработан подход и математические модели, позволяющие существенно ускорить процесс диффузии инноваций, используя технологии управления массовым сознанием [24]. Согласно ему процесс распространения инноваций разделяется на две составляющие:

• первая связана с внутренними (имитационными) процессами распространения инновации в сообществе через межличностную агитацию;

• вторая происходит с внешними (инновационными) процессами распространения инновации в сообществе через агитацию в СМИ, в том числе при использовании Интернета.

При этом процесс формирования «критической массы» индивидов, подверженных инновационной идее, зависит от структурирования социальной системы на группы постоянного общения. Такими группами постоянного общения могут быть семья, рабочий коллектив и т.п. Эти группы при разработке моделей названы малыми связанными группами влияния. Подобные выводы по поводу роли малых связанных групп сделаны в свое время и разработчиками теории коллективных действий [25]. Согласно этой теории при прочих равных условиях большие группы менее способны действовать в общих интересах, чем малые [26—27].

Применительно к итальянским дести-нациям исследование [7] подтвердило, что для эффективного выявления новых тенденций туристского спроса и управления им необходима организация взаимодействия между туристско-рекреационными кластерами регионального, провинциального, городского и муниципального уровня, вплоть до локальных групп поставщиков туристских продуктов (личные порталы и сайты). Именно такая иерархическая организация взаимодействия

способна вовремя сегментировать клиентов, обнаружить новые нишевые рынки с их последующей интеграцией в конкурентоспособные кластеры.

Исходя из положений работы [24], делается вывод о том, что управление процессом диффузии инноваций можно успешно осуществлять через целенаправленное формирование в социальной сети малых связанных групп влияния среди новаторов и их ранних последователей.

Очевидно, что образовательный уровень и специальная подготовка имеют существенное значение для развития предпринимательской деятельности, включая туристско-рекреационную сферу, и должны быть обязательно учтены при формировании сетецентрической модели дестинации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МУЛЬТИСЕТЕВАЯ СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОИ МОДЕЛИ ДЕСТИНАЦИИ

Рассмотрим пространственно-распределенную мультисетевую схему эффективной реализации сетецентрической модели дестинации [18]. Эта схема включает в себя:

• образовательные сети;

• специальную социальную сеть сотрудничества (сеть 4С);

• бизнес-сети сотрудничества малых и средних предприятий.

Соответствующая полисетевая структура изображена на рис. 3. Дадим необходимые пояснения к схеме.

В настоящее время Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов по поручению Президента Российской Федерации реализуется дорожная карта «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций». Благодаря проекту планируется создать в России современный рынок труда, связанный с современной системой образования. А также перевести образование из объекта постоянных безвозвратных инвестиций со стороны го-

сударства, в систему, которая станет источником доходов для бюджета и внесет значимый вклад в ВВП страны [28].

Дорожной картой предусмотрено создание в стране ряда сетевых федеральных «электронных университетов» [29]. В рамках построения сетецентрической модели дестинаций целесообразно создание сетевого «электронного университета туризма», интегрированного в бизнес-сети сотрудничества малых и средних пред-

приятий в сфере туриндустрии, в том числе и в международные. Учебные площадки такого университета могут создаваться как на территории России, так и за рубежом, реализуя образовательные программы под требования российского малого и среднего туристского бизнеса, представляющего дестинации страны, а также иностранных инвесторов, работающих на территории нашей страны в туристско-рекреационной сфере.

Образовательные сети

Требования к образовательным программам по профессиональной подготовке кадров для малых и средних предприятий

Ячейка компетенций малых и средних предпри ятий

Бизнес-сети сотрудничества малых и средних предприятий

Ячейка социальных и профессиональных компетенций

Специальные социальные сети сотрудничества (4С)

Рис. 3. Полисетевая схема инновационного развития туристско-рекреационной сферы

Используя такую модель взаимодействия, можно будет выстроить необходимые векторы влияния сетецентрической дестинации в социальных и бизнес-сетях [11], а также подготовить кадры нужного количества и качества для ее эффективного развития. В процессе тесного взаимодействия с существующими международными бизнес-сетями в сфере туризма и рекреаций экономически развитых стран появляется возможность поступательного формирования российских региональных бизнес-сетей сотрудничества в указанной области [30].

ВЫВОДЫ

Современные условия глобализации мироустройства и развития экономики России требуют построения ее современных де-

стинаций в виде туристско-рекреационных систем сетецентрического характера. Это позволит повысить их экономическую эффективность в процессе управления, направленного на достижение этими слож-ноорганизованными структурами динамической устойчивости в нелинейной среде своего функционирования и многовариантности принятия управленческих решений. Важным при этом выступает практическое оперирование таким важнейшим объектом, как аттрактор, являющийся фактором самоорганизации дестинации.

В настоящее время по объективным причинам в краткосрочной и среднесрочной перспективе при построении модели российских дестинаций целесообразно сосредоточить усилия на осуществлении стратегии заимствования. Ее можно успешно ре-

ализовывать через применение механизмов диффузии инноваций и передовых информационных и туристско-рекреационных технологий из экономически развитых стран в экономику регионов России.

Осуществлению процессу диффузии инноваций и передовых технологий мешают существующие внутренние и внешние барьеры как у малых и средних предприятий экономически развитых стран, так и в России. Выходом из сложившего-

ся положения может быть построение в нашей стране инновационной туристско-рекреационной инфраструктуры с широким применением последних достижений в разработке международных бизнес-сетей сотрудничества, а также моделей активного воздействия на общественное сознание в социальных сетях. При этом особое внимание следует уделить образовательным сетям туристского профиля, в том числе — развитию электронных форм обучения.

ËÈTEPATVPA И SËEKTPOHHblE PECVPCbl

1. Затуливетер Ю.С. На пути к глобальному программированию // Открытые системы. 2003. №3. С. 46-47.

2. Таненбаум Э, Ван Стеен М. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. СПб.: Питер. 2003. 877 с.

3. Затуливетер Ю.С. Проблемы глобализации парадигмы управления в математически однородном поле компьютерной информации // Проблемы управления. 2005. №1. 4.1. С. 1-12; №2. Ч.11. С. 13-23.

4. Затуливетер Ю.С, Фищенко Е.А. Гра-фодинамические системы с сетецентриче-ским управлением в математически однородном поле компьютерной информации // Управление большими системами. Специальный выпуск 30.1. Сетевые модели в управлении. М.: ИПУ РАН, 2010. С. 567-604.

5. The Army's Future Combat Systems' Features, Risks, and Alternatives. URL: http:// www.gao.gov/new.items/d04635t.pdJ (дата обращения: 06.01.2014).

6. Ключевский В.О. Сочинения: в 9 т. М.: Мысль, 1990. Т. 9. С. 393.

7. Buhalis D, Molinaroli E. Entrepreneurial Networks and Supply Communities in the Italian eTourism // Information Technology & Tourism. 1 January. 2003. Vol.5. No.3. P. 175184.

8. Buhalis D. Marketing the Competitive Destination of the Future. Tourism Management. 2001. No 21(1). P. 97-116.

9. Бедрицкий А.В. Информационная война: концепции и их реализация в США. М.: РИ-СИ, 2008. 187 с.

10. Акаев А.А., Коротаев А.В., Малинец-кий Г.Г. и др. Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и нацио-

нального развития. Вторая волна глобального кризиса. События «арабской весны». Анализ сценариев развития России в ближайшие десятилетия. М.: Издательская группа URSS, 2012. 488 с.

11. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартиш-вили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.:. Физматлит, 2010. 228 с.

12. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Мир, 1979. 512 с.

13. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 404 с.

14. Бурков В.Н.Основы математической теории активных систем. М.: Наука, 1977. 255 с.

15. Gorodetsky A., Ilyashenko Yu. Minimal and Strange Attractors // International Journal of Bifurcation and Chaos. Vol. 6. No. 6 (1996). P. 1177-1183.

16. Авдеева З.К., Коврига С.В., Макаренко Д.И. Когнитивное моделирование для решения задач управления слабоструктурированными системами (ситуациями) // Управление большими системами М.: ИПУ РАН, 2007. № 16 (2007). С. 26-39.

17. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/ gospolitika-dok.html

18. Зернов В.А., Минаев В.А. Инновационное обучение и бизнес-процессы в международных сетевых системах // Высшее образование сегодня. 2013. № 6. C. 9-16.

19. Beobachtungsnetz der europдischen KMU 2003, Nr. 4 Internationalisierung von KMU.

URL: http://ec.europa.eu/enterprise/newsroom/ cf/_getdocument.cfm?doc_id=1428

20. Квантовый туннельный эффект / Элементы. URL: http://elementy.ru/trefil/21195

21. On Inter-Organizational Trust Engineering in Networked Collaborations Modeling and management of rational trust. URL: http://dare. uva.nl/document/145407.

22. Европейская Кластерная обсерватория. URL: http://clusterobservatory.eu

23. EverettM. Rogers. Diffusion of Innovations, 5th edition. N. Y.: Publisher — The Free Press, A Division of Macmillan Publishing Co., Inc, 2003. 576p.

24. Минаев В.А., Овчинский А.С., Скрыль С.В. и др. Как управлять массовым сознанием: современные модели. М.: РосНОУ, 2013. 200 с.

25. Майбурд Е. Экономика коллективного действия // Семь искусств. Сент. 2012.

№9(34). URL: http://www.7iskusstv.com/2012/ Nomer9/Majburd1.php

26. Olson M. The logic of collective action: Public Goods and the Theory of Groups. Harvard University Press, 1971 p.

27. Ostrom E. Governing the commons: The evolution of institutions for collective action. Cambridge University Press, 1990. 298 p.

28. План мероприятий («дорожная карта») «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций». URL: http://asi. ru/upload/iblock/489/DK_NSKK_22-04-2013_ v24.pdf

29. АСИ раскрывает критерии будущего федерального электронного университета // ACnURL: http://www.investrb.ru/news/214

30. Camarinha-Matos L. Methods and tools for collaborative networked organizations. Springer, 2008. 532 p.

УДК 338.485

Д. Г. БЕСЕДИН

ПРИНЦИП УСТОЙЧИВОСТИ В ТУРИЗМЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

В XXI ВЕКЕ

Исследуется принцип устойчивого развития туризма как основополагающий фактор для дальнейшего развития мирового туризма в современном меняющемся мире. Анализируются понятие и сущность принципа устойчивого развития.

Ключевые слова: туризм, устойчивое развитие, ответственный туризм, негативное влияние туризма, туризм XXI в.

The author of this article analyzes the sustainable tourism and its principles. Sustainable development as the main factor of development of modern world tourism.

Key words: tourism, sustainable development, negative influence, tourism of XXI century.

Экономический, социально-экономический и научно-технический прогресс привел к чрезмерно быстрому развитию туризма. Из-за этого в местах массового посещения туристами появились серьезные проблемы в области экологии, куль-

© Беседин Д.Г., 2013

туры и социального развития, в связи с чем возникает проблема охраны территории от воздействия туризма.

Принципы охраны биосферы в глобальном масштабе были закреплены в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие делегации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.