Научная статья на тему 'Сетецентрическое управление как инновационная модель распространения знаний для устойчивого развития туризма'

Сетецентрическое управление как инновационная модель распространения знаний для устойчивого развития туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗНАНИЙ / ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / ДЕСТИНАЦИЯ / СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / САМОСИНХРОНИЗАЦИЯ / АТТРАКТОР / МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИ-НАЦИЙ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / KNOWLEDGE / TOURISM / RECREATION / DESTINATION / NETWORK-CENTRIC MODEL MANAGEMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / SELF-SYNCHRONIZATION / ATTRACTOR / THE MANAGEMENT OF TOURIST DESTINATIONS / AND DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаев В.А., Сесёлкин А.И.

Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты нового сетецентрического подхода к управлению туристскими дестинациями, устойчивым развитием туризма и распространением знаний на основе использования информационных технологий. Вводится и обосновывается понятие «аттрактора туризма и рекреации». Обсуждается идея создания сетевого «электронного университета туризма» на базовых принципах ЮНВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Centric management model as an innovative extension for sustainable tourism development

Theoretical and applied aspects of the new network-centric approach to the management of tourism destinations, sustainable tourism development and dissemination of knowledge based on the use of information technology. We develop and motivate the concept of «attractor tourism and recreation». Discussed the idea of creating a network of «electronic University tourism» on the basic principles of the UNWTO.

Текст научной работы на тему «Сетецентрическое управление как инновационная модель распространения знаний для устойчивого развития туризма»

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378.147:338.48

В.А. Минаев, доктор техн. наук

Российский государственный университет туризма и сервиса А.И. Сесёлкин, доктор пед. наук Российская международная академия туризма

СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Создание сетевых структур привязано к развитию

современных подходов «открытых инноваций», согласно которым инновации не создаются отдельными организациями, а возникают в динамических средах развития. В этих средах организации, обладающие определенными бизнес-навыками, взаимодействуют с квалифицированной рабочей силой (которая имеет необходимые профессиональные и социальные компетенции), тем самым давая дополнительные возможности по освоению имеющихся знаний, генерированию новых идей, созданию новых технологий и продуктов.

Наличие таких сетевых структур способствует созданию потоков новых знаний, а также дополнительных взаимодействий специалистов компаний, которые являются важнейшей составляющей инновационного процесса. Этот тип «перекрестного опыления» идей и инноваций признан в настоящее время в качестве одного из факторов успеха в инновационной деятельности в развитых странах.

Образовательный уровень и специальная подготовка имеют существенное значение для развития предпринимательской деятельности, включая туристско-рекреационную сферу, и должны быть обязательно учтены при формировании сетецен-трической модели управления туристскими дести-нациями.

Сетецентрическая модель управления туристскими дестинациями основана на использовании современных информационных технологий и сетевой организации обмена информации о дести-нациях с потребителями услуг туризма и маркетинговыми организациями. Сети рассматриваются как «группы» или агрегированные структуры, состоящие, главным образом, из малых и средних предприятий индустрии туризма.

При рассмотрении сетецентрических технологий управления в туристской индустрии [1, 2] следует учитывать следующее:

• взаимосвязь туристских процессов и информационных технологий обусловливают на рынке туризма последовательное изменение структур, участников и туристских продуктов в целях адаптации к быстро меняющемуся поведению потребителей;

• туристский сектор вынужден прибегать к более гибким технологическим инфраструктурам, способствующим устойчивому развитию туризма и предпринимательских сетей на местном уровне дестинаций;

• указанные сети могут рассматриваться как «кластеры» или агрегации структур, состоящих в основном из малых и средних туристских предприятий, которые помогают друг дру-

Теория и методика профессионального образования

гу (принцип «B2B»), обеспечивая заказчику «полный пакет» туристских продуктов и услуг;

♦ в условиях растущей конкуренции на рынке электронной торговли туристскими продуктами и услугами при отсутствии системы управления дестинациями (СУД), усиливающей взаимодействие между поставщиками, клиентами и маркетинговыми организациями, дестинации не смогут поддерживать свою туристскую привлекательность и устойчивое развитие туризма;

• дестинациям необходимо дифференцировать свои продукты и развивать партнерские отношения между государственным и частным секторами на туристском рынке для устойчивого развития туризма.

Сетецентрическое управление ресурсами российских дестинаций предполагает создание территориально распределенной сети развитых инфо-коммуникационных узлов. Главными ее характеристиками являются [3]: высокоэффективная «информационная решетка», обеспечивающая доступ ко всей необходимой информации о дестина-ции, передовая система управления туристскими ресурсами, интегрированная «сенсорная поверхность», соединенная в единую сеть с системой «агентов дестинации».

В научно-практическом смысле такое построение организации дестинации позволит перейти к ее более эффективной и оперативной форме управления и самосинхронизации [4].

Для достижения данных целей важным является то, что управление массовой психологией путешествующих относится к классу задач, решаемых синергетикой [5]. Для применения ее принципов в управлении туристской индустрией необходимо знать законы стохастических процессов, теории нелинейных систем, оперировать понятиями фазового пространства, аттрактора как цели устойчивого состояния туристской дестинации.

В рамках терминологии синергетики под «ту-ристско-рекреационным аттрактором» понимают устойчивое состояние туристской дестинации в той или иной стране, которая имеет свойство притягивать к себе достаточное для своего эффективного существования и развития множество траекторий системы, определяемых возможностями и предпочтениями путешествующих, ведущих себя как множество активных элементов сетецентрической системы [6].

Аттракторы обладают такой важной особенностью, что если объект, находясь в нем, выйдет из этого состояния, то спустя некоторое время вновь вернется в аттрактор, проявляя свойство асимптотической устойчивости, т. е. свойство туристов стремится к испытанному и успешно принятому аттрактору-дестинации.

Научное обеспечение идеи аттрактора для названной сферы связано с понятиями флуктуации,

хаоса, бифуркации, диссипации, диффузии инноваций, т. е. нового понятийного аппарата, в том числе относящегося к теории катастроф.

Исходной методологической основой для решения задач сетецентрического управления большими туристско-рекреационными системами являются принципы графодинамики [7], формирующие перспективное направление в теории управления, а также положения теории диффузии инноваций.

В соответствии с названной теорией любая новая идея, методика, технология распространяются в обществе по определенной предсказуемой модели. Графически данная модель применительно к освоению рынка представляется в виде ^-образной кривой.

Одним из авторов совместно с коллегами-математиками разработан подход и математические модели, которые позволяют существенно ускорить процесс диффузии инноваций, используя технологии управления массовым сознанием [8]. Согласно ему, процесс распространения инноваций разделяется на две составляющие:

• первая связана с внутренними процессами распространения инновации в сообществе через межличностную агитацию;

• вторая — с внешними процессами распространения инновации в сообществе через агитацию в СМИ, в том числе с широким использованием Интернета.

Применительно к итальянским дестинациям исследование [1] подтвердило, что для эффективного выявления новых тенденций туристского спроса и управления им необходима организация взаимодействия между туристско-рекреационными кластерами регионального, провинциального, городского и муниципального уровня, вплоть до локальных групп поставщиков туристских продуктов (личные порталы и сайты). Именно такая иерархическая организация взаимодействия способна вовремя сегментировать клиентов, обнаружить новые нишевые рынки с их последующей интеграцией в конкурентоспособные кластеры.

В рамках построения сетецентрической модели управления дестинациями целесообразно создание сетевого «электронного университета туризма — ЭУТ», который был бы интегрирован в бизнес-сети сотрудничества малых и средних предприятий в сфере туриндустрии, в том числе международные. Учебные площадки такого университета могут создаваться как на территории России, так и за рубежом, реализуя образовательные программы дистанционного обучения под требования российского малого и среднего туристского бизнеса, представляющего дестинации страны, а также иностранных инвесторов, работающих на территории нашей страны в туристско-рекреационной сфере, с учетом принципов Глобального этического кодекса туризма, Глобальных критериев устойчивого развития ту-

Новые педагогические технологии

ризма ООН для дестинаций и принципов ЮНВТО для развития устойчивого, доступного и ответственного туризма. Координирующим центром по созданию ЭУТ на первом этапе в России могла бы стать кафедра по устойчивому развитию туризма, созданная в Российской международной академии туризма (РМАТ), члене Сети знаний ЮНВТО, на основе специального соглашения РМАТ с ЮНВТО.

Используя такую модель взаимодействия, можно будет выстроить необходимые векторы влияния сетецентрической дестинации в социальных и бизнес-сетях, а также подготовить кадры нужного количества и качества для ее эффективного развития на базе сетевого взаимодействия с заинтересованными профильными вузами, в том числе в рамках международной магистерской программы «Менеджмент туристских дестинаций», реализуемой в РМАТ. В процессе тесного взаимодействия с существующими международными бизнес-сетями в сфере туризма и рекреации экономически развитых стран появляется возможность поступательного формирования российских региональных бизнес-сетей сотрудничества в указанной области.

Таким образом, современные условия глобализации мироустройства и развития экономики России требуют построения ее современных дестина-ций в виде туристско-рекреационных систем сете-центрического характера. Это позволит повысить их экономическую эффективность в процессе управления, направленного на достижение этими слож-ноорганизованными структурами динамической устойчивости в нелинейной среде своего функционирования и многовариантности принятия управленческих решений. Важным при этом выступа-

ет практическое оперирование таким важнейшим объектом, как аттрактор, являющийся фактором самоорганизации дестинации.

Осуществлению процесса диффузии инноваций и передовых технологий будет способствовать построение в нашей стране инновационной турист-ско-рекреационной инфраструктуры с широким применением последних достижений в разработке международных бизнес-сетей сотрудничества и распространения знаний.

Список литературы

1. Buhalis D., Molinaroli E. Entrepreneurial Networks and Supply Communities in the Italian eTourism // Information Technology & Tourism, 1 January. — 2003. — Vol. 5. — № 3. — P. 175-184.

2. Buhalis D. Marketing the Competitive Destination of the Future // Tourism Management. — 2001. — № 21(1). — P. 97-116.

3. Губанов Д.А., Новиков Д.М., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Под ред. Д.А. Новикова. — М.: Изд-во физ.-мат. лит-ры, 2010. — 228 с.

4. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. — М.: Мир, 1979. — 512 с.

5. Хакен Г. Синергетика. — М.: Мир, 1980. — 404 с.

6. Бурков В.Н. Основы математической теории активных систем. — М.: Наука, 1977. — 256 с.

7. Затуливетер Ю.С., Фищенко Е.А. Графодина-мические системы с сетецентрическим управлением в математически однородном поле компьютерной информации // Управление большими системами. Спец. вып. 30.1 «Сетевые модели в управлении». — М.: ИПУ РАН, 2010. — С. 567-604.

8. Как управлять массовым сознанием: современные модели / В.А. Минаев, А.С. Овчинский, С.В. Скрыль [и др.]. — М.: РосНОУ, 2013. — 200 с.

УДК 378.4

Н.Ю. Вьюжанина

М.Г. Минин, доктор пед. наук

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И ПРОЕКТНО-ОРГАНИЗОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

При проектировании дисциплины с целью внедрения новых инновационных образовательных технологий, в том числе проблемноориенти-рованного и проектно-организованного обучения (ППО), одним из сложных моментов является инкорпорирование развития у студентов общекультурных компетенций в процесс их подготовки. Основная проблема связана с тем, что при проектировании дисциплин в фокусе традиционно находится

предметная область и наука. Для дополнительных элементов в устоявшейся программе зачастую нет места или нет четкого видения и достаточной мотивации к этому. Ведь в этом случае, кроме обычных задач по планированию и обеспечению вертикальной и горизонтальной когерентности предметного и научного содержания, необходимо работать с дополнительными аспектами, касающимися того, как найти время, например, в случае ППО для про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.