Научная статья на тему 'Сеть трансфера технологий высшей школы, ее цели и задачи'

Сеть трансфера технологий высшей школы, ее цели и задачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сеть трансфера технологий высшей школы, ее цели и задачи»

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

Сеть трансфера технологий высшей школы,

ее цели и задачи

«Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке»

Б. Окуджава

Г. Г. Андреев,

к. т. н.,

генеральный директор НО Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы, лауреат Государственной премии СССР

К концу 2005 г. Федеральным агентством по науке и инновациям в рамках реализации ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. было создано более 60 отраслевых, региональных и международных ЦТТ, среди которых основная часть в системе высшей школы.

Это объясняется тем, что в системе высшей школы около 100 вузов давно и активно занимаются развитием инновационной деятельности, их лучшим знакомством с проблемой, более молодыми и подвижными кадрами.

В то же время ЦТТ университетов занимаются, как правило, коммерциализацией технологий и продукции, созданных в этих организациях.

Мировая практика показывает, что для повышения эффективности функционирования созданных центров необходимо их объединение в сети. Это подтверждает накопленный за последние 2 года отечественный опыт деятельности региональных сетей (Приволжского федерального округа, Томска), в которых ведущую роль играют университеты. Предварительный анализ типов сетей (региональный/отраслевой), в которые могли бы быть объединены существующие ЦТТ, показывает, что каждый из них имеет свои достоинства.

Региональная сеть обеспечивает:

> широкий спектр номенклатуры коммерчески реализуемых технологий;

> эффективное взаимодействие с местной администрацией;

> организацию координации и взаимную поддержку разных ЦТТ внутри региона;

> установление межотраслевых взаимодействий в пределах границ соответствующих регионов, необходимых для трансфера результатов научнотехнической деятельности (РНТД);

> каналы продвижения готовой продукции к конечным потребителям в пределах своего региона. Отраслевая сеть в большей мере ориентирована:

> на трансфер технологий какой-либо одной отрасли, либо вида продукции;

> эффективное использование производственных и информационных ресурсов в пределах отрасли;

> концентрацию усилий на решение конкретных задач отрасли;

> обладает большими возможностями в области развития международного сотрудничества по конкретным отраслям.

Отраслевая сеть более эффективно способна обеспечить цепочки продвижения конкретной продукции, начиная от научной разработки и заканчивая производством.

Таким образом, как региональные, так и отраслевые сети имеют свои оптимальные условия применения. Очевидно, что при построении крупных сетей, таких как федеральные, необходимо сочетание сетей регионального и отраслевого характера.

Сеть ТТ высшей школы объединяет на добровольной основе независимые организации (университеты, НИИ, КБ, ЦТТ и т. д.), создающие научный продукт и ведущие трансфер технологий, а также региональные (отраслевые) сети трансфера технологий.

Структурно организация сети ТТВШ должна имеет три уровня:

> I уровень — университеты, НИИ, КБ, ведущие работу по ТТ, а также юридически самостоятельные центры ТТ, работающие в интересах университетов;

> II уровень — региональный, объединяющий в сеть организации I уровня, ведущие работы по коммерциализации технологий в регионе, области, республике, федеральном округе;

> III уровень — федеральный, объединяющий организации I и II уровня.

Наличие трех уровней не означает иерархическую структуру управления сетью. Здесь нет и не должно быть «вертикали». Принципы добровольности, коллективизма (готовность предоставлять собственные ресурсы и работать в коллективе), равенства и делового сотрудничества — основа деятельности сети.

Лидер в случае работы сети — это координатор деятельности объединенных на добровольной основе организаций I, II и III уровней.

Трехуровневая система организации сети, представленная выше, имеет межрегиональный характер. В тоже время внутри II и III уровня могут быть сфор-

мированы сети, имеющие отраслевой характер, то есть решающие задачи ТТ в интересах отдельно взятой отрасли или приоритетного научно-технического направления.

Основные принципы формирования сети трансфера технологий высшей школы:

► добровольность;

► сеть не является юридическим лицом;

► общность интересов;

► готовность участников оказывать взаимную поддержку;

► деловое партнерство представителей науки и промышленности;

► использование современных информационных технологий и единого информационного пространства;

► безвозмездность предоставляемой информации;

► открытость для членов сети доступа к информации и вступлению новых членов.

Представляется важным, чтобы создаваемая сеть

ТТ высшей школы наряду с традиционными задачами, выполняемыми в международных и российских сетях ТТ (ШС, КТТМ), выполняла также «обратную связь» между потребностями рынка в наукоемкой продукции и формированием для университетов инновационно ориентированной тематики фундаментальных НИР и прикладных НИОКР, отвечающей требованиям и запросам реального сектора экономики и развития регионов.

Стратегическая цель формирования и функционирования СТТ ВШ: создание постоянно действующей системы коммерческого использования наукоемкой продукции высшей школы на отечественных и зарубежных рынках на основе взаимных связей вузов с промышленностью и регионами, современных информационных технологий.

Цель создания СТТ ВШ — содействие вовлечению инновационного научно-технического потенциала вузов в коммерческий оборот, путем организации через ЦТТ эффективного взаимодействия научного сектора с промышленностью, развития внутрисете-вой кооперации, обмена опытом и подготовки высококвалифицированного персонала для работы в области коммерциализации технологий, формирования научной и деловой кооперации между наукой и бизнесом, активизация научных связей ученых.

Для выполнения намеченных целей СТТ ВШ необходимо решить ряд задач по основным направлениям ее деятельности. Основные направления деятельности, сгруппированы в отдельные блоки:

► Трансфер технологий вузов, разработанных в системе высшей школы, содействие развитию инфраструктуры малых научно-инновационных фирм.

► Мониторинг запросов предприятий и регионов в наукоемкой продукции.

► Формирование инновационно ориентированной тематики НИР и ОКР вузов в соответствии с запросами отраслей и прогнозом развития приоритетных направлений науки и техники («обратная связь» между потребителями и наукой).

► Обеспечение трансфера технологий кадровым потенциалом.

► Формирование и поддержка информационной среды.

► «Форум научных интересов и знакомств», развитие кооперативных отношений между научными коллективами.

В табл. 1 приведены блоки основных направлений и задачи, решаемые сетью трансфера технологий ВШ.

Наименование сети — «Сеть трансфера технологий высшей школы», СТТ ВШ. По-английски — University Technology Transfer Network (UTTN).

Сеть открыла web-страницу: http://www.uttn.ru. Координатор сети — Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы http://www.sind.ru.

Основные организационно-методические материалы формирования и управления «Сетью трансфера технологий высшей школы» сформулированы в «Соглашении о создании сети трансфера технологий высшей школы» и «Временном регламенте работы сети трансфера технологий высшей школы». Решение о присоединении к Соглашению о создании сети трансфера технологий ВШ. Эти документы представлены на сайте сети. По состоянию на 26.09.2006 г. к Соглашению присоединился 21 участник:

1. Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова.

2. Волгоградский центр трансфера технологий.

3. Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева.

4. Курский государственный технический университет.

5. Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП).

6. Научный центр порошкового материаловедения (ПГТУ) г. Пермь.

7. Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева (СГАУ).

8. Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.

9. Саратовский государственный технический университет.

10. СПб государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина).

11. СПб государственный политехнический университет.

12. СПб государственный университет аэрокосмического приборостроения.

13. СПб государственный горный институт им. Г. В. Плеханова.

14. СПб государственный технологический институт.

15. Уральский государственный технический университет — УПИ.

16. Таганрогский государственный радиотехнический университет.

17. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.

18. Томский политехнический университет.

19. ОАО «Трансфер» (Санкт-Петербург).

20. Южно-Российский государственный технический университет.

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

Блоки направления деятельности и задачи, решаемые СТТ ВШ

Хаблица 1

П/п

Блоки направлений деятельности

Решаемые задачи

Трансфер технологий, разработанных в системе высшей школы; содействие развитию инфраструктуры малых научно-инновационных фирм

Формирование адресных баз данных участников сети и разработчиков наукоемкой продукции.

Формирование базы данных наукоемкой продукции вузов по степени готовности для коммерческой реализации.

Расширение практики и поддержка развития кооперативных процессов ведения НИОКР, решение крупных научно-технических проблем в рамках инновационных проектов, выполняемых коллективом разработчиков из разных университетов. Организация взаимодополняющих кооперационных связей ЦТТ различного опыта и уровня развития.

Поддержка и развитие баз данных научно-технических направлений деятельности научно-педагогических коллективов высшей школы.

Содействие в организации и развитии малых фирм и компаний по производству и реализации наукоемкой продукции, разработанной университетами

Мониторинг запросов предприятий и регионов в наукоемкой продукции

• Формирование адресных баз данных инновационных предприятий и организаций для проведения мониторинга.

• Разработка методики проведения мониторинга предприятий и регионов.

• Формирование баз данных потребностей предприятий и регионов в наукоемкой продукции

Формирование инновационно ориентированной тематики НИР и ОКР вузов исходя из запросов отраслей и прогноза развития науки и техники по приоритетным направлений («обратная связь» между потребителями и наукой)

Анализ запросов отраслей и формирование баз данных наиболее востребованной инновационно-ориентированной тематики НИР и ОКР по запросам отраслей. Постоянный мониторинг выполняемых университетами фундаментальных НИР и прикладных НИОКР и отбор наиболее коммерчески привлекаемых для их дальнейшего продвижения (финансирования). Формирование для Роснауки рекомендаций по финансированию таких работ (из средств госбюджета), а также поиску внебюджетных источников финансирования.

Формирование совместно с информационно-аналитическими центрами баз данных инновационно ориентированной тематики НИР и ОКР по приоритетным направлениям науки и техники.

Подготовка предложений для университетов и Роснауки по инновационно ориентированной тематике НИР и ОКР для финансирования их из средств госбюджета

Обеспечение трансфера технологий кадровым потенциалом

• Подготовка и проведение семинаров по обмену опытом по трансферу технологий.

• Организация подготовки повышения квалификации специалистов для центров трансфера технологий, в том числе с использованием дистанционного обучения на базе университетов (Томск, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Москва, Нижний Новгород, Владивосток).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Организация консалтинговых центров и постоянно действующего семинара повышения квалификации на основе дистанционного обучения

Формирование и поддержка информационной среды

• Разработка и сопровождение интернет-портала сети.

• Обеспечение функционирования интернет-выставки научно-технических разработок вузов.

• Разработка информационного, инструментального, технического и организационного обеспечения для участия в выставках-ярмарках участников сети.

• Создание адресных баз данных предприятий отраслей и регионов для адресной рассылки информации о разработанной вузами научно-технической продукции

«Форум научных интересов и знакомств», развитие кооперативных отношений между научными коллективами

Формирование сайта научных знакомств ученых для общения в режиме on-line по интересам.

Формирование на кооперативной основе научных коллективов разработчиков для создания инноваций, решения крупных научно-технических проблем, выдвигаемых промышленностью и регионами

21. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

Одним из первых мероприятий сети было организация фондом СИНД совместно со спонсирующей организацией участия 12 университетов-членов сети в работе международной выставки в г. Шеньян (КНР) с 18 по 22 сентября. По результатам выставки было заключено 12 протоколов о намерениях, по которым в настоящее время ведется работа.

Среди первоочередных работ сети запланировано следующее:

1. Запуск сайта сети и наполнение баз данных.

2. Организация и проведение круглого стола руководителей малых форм с участием проректоров по науке «Итоги и перспективы формирования,

работы и развития малых научно-инновационных фирм»

3. Обсуждение с центрами подготовки специалистов для инновационной деятельности (Санкт-Петербург, Томск, Н. Новгород, Москва, Екатеринбург) вопросов формирования в системе высшей школы курсов интенсивной подготовки специалистов трансфера технологий, в том числе с помощью дистанционного обучения. Приглашаем к совместной работе в сети ТТ ВШ заинтересованные организации системы высшей школы, научно-производственные структуры, имеющие своей целью коммерциализацию научно-технические результатов, установлению партнерских отношений с промышленностью, межрегионального сотрудничества в инновационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.