Научная статья на тему 'Система выбора приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований в области науки, техники и технологий на основе запросов предприятий ведущих отраслей'

Система выбора приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований в области науки, техники и технологий на основе запросов предприятий ведущих отраслей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев Георгий Георгиевич

В статье предлагается разработать механизм формирования приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований путем вовлечения компаний-потребителей технологий в процессе создания нового наукоёмкого продукта уже на стадии формирования запросов на выполнение конкретных НИОКР. Процесс формирования приоритетных направлений должен охватывать высокоэффективные предприятия во всех регионах и давать сведения о необходимых потребностях в кадровом потенциале, возможностях финансирования на основе частно-государственного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система выбора приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований в области науки, техники и технологий на основе запросов предприятий ведущих отраслей»

ИННОВАЦИИ № 1 (99), 2007

Система выбора приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований в области науки, техники и технологий на основе запросов предприятий ведущих отраслей

Г. Г. Андреев,

генеральный директор фонда СИНД, координатор сети трансфера технологий высшей школы (СТТ ВШ)

Одним из основных препятствий для инновационного развития РФ является значительный разрыв между научным сектором и стратегическими потребностями бизнес-сообщества.

Это объясняется тем, что в системе организации исследований, выполняемых за счет госбюджетных средств, главенствует подход «внедрения», проталкивания законченных разработок при котором приоритеты исследований определяет не потребитель знания или новой технологии, а сами разработчики.

Такой подход работает только в условиях гарантированного спроса на продукт, которому место только на сильно регулируемом рынке.

С другой стороны бизнес-сообщество не имеет четкой инновационной стратегии и мало вкладывает средства в выполнение как собственных научно-исследовательских разработок так и в услуги научноисследовательских организаций и университетов.

Преодоление этого разрыва лежит в предоставлении значительно больших прав потребителям инноваций на ранних стадиях, в ориентации научных исследований на потребности бизнеса, требующая вовлечения компаний — потребителей технологий не на завершающих стадиях разработки нового наукоемкого продукта, но уже на стадии формирования запросов на выполнение конкретных НИОКР и выбора исследовательских приоритетов.

При этом, в процессе формирования приоритетных направлений должны быть вовлечены представители бизнес-сообществ, научного сектора и администрации всех уровней (муниципального, регионального, федерального).

Имеющийся мировой и европейский опыт (Нидерланды, Германия, Франция) однозначно свидетельствует о необходимости задействовать промышленность на самых ранних этапах исследования но-

В статье предлагается разработать механизм формирования приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований путем вовлечения компаний-потребителей технологий в процессе создания нового наукоемкого продукта уже на стадии формирования запросов на выполнение конкретных НИОКР. Процесс формирования приоритетных направлений должен охватывать высокоэффективные предприятия во всех регионах и давать сведения о необходимых потребностях в кадровом потенциале, возможностях финансировании на основе частно-государственного партнерства.

вых технологических областей и определения приоритетных направлений развития науки, техники, технологий [1]. В тоже время, этот опыт показывает, что не существует единого инструмента подходящего для решения всего разнообразия проблем взаимодействия научно-исследовательского сектора и промышленности. Для каждой страны необходимо применять свой набор методов и подходов. При этом необходимо учитывать появившуюся серьезную проблему для России — это отсутствие должного кадрового сопровождения для новых наукоемких технологий и продукции для всех стадий инновационного цикла (от разработчиков до специалистов, осваивающих новые производства). Зачастую сталкиваются с ситуацией, когда есть средства, но нет специалистов ни для разработки, ни для освоения технологии.

Поэтому создаваемая система формирования приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований по разработке наукоемких технологий и техники должна предусматривать подготовку высококлассных специалистов в нужных количествах и необходимого качества. В системе высшей школы университеты, по собственной инициативе совместно с активно действующими предприятиями начали формировать и реализовывать договора о сотрудничестве («стратегическое партнерство»), готовить кластерные структуры, стимулирующие сотрудничество науки, образования и производства в отдельных регионах и отраслях [2, 3].

Нам представляется целесообразным, чтобы система выбора приоритетных направлений инновационно-ориентированных научных программ и проектов выполняла следующие задачи: н учитывала запросы на постановку НИОКР большинства высокотехнологичных предприятий различных отраслей и регионов;

н формировала многоуровневый характер приоритетных направлений (муниципального, регионального, федерального и отраслевого); н обеспечивала межрегиональные и межотраслевые связи при учете запросов потребителей; позволяла формировать и выполнять коллективные НИОКР, с участием нескольких научно-исследовательских организаций в интересах предприятий; н готовила предложения по подготовке вузами специалистов для разработки выбранных приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований и последующей реализации результатов исследований на производстве; н формировала предложения для проведения конкурсов на право выполнения НИОКР за счет финансирования на основе частно-государственного партнерства; н способствовала образованию кластерных структур, стимулирующих сотрудничество науки, образования и высокоэффективного производства. Исходя из поставленных задач очевидно, что система и ее элементы должны охватывать все регионы и большинство высокоэффективных предприятий, находиться в тесных контактах с вузами, администрациями регионов и предприятиями, иметь квалифицированный персонал для научно-технической экспертизы.

Наиболее полно решению этих задач отвечают расположенные во всех регионах Центры трансфера технологий университетов (ЦТТ) и объединившая их Сеть трансфера технологий высшей школы (СТТ ВШ), одной из основных задач которой является осуществление «обратной связи» между потребностями рынка в наукоемкой продукции и формированием для вузов инновационно-ориентированной тематики фундаментальных НИР и прикладных НИОКР, отвечающей требованиям и запросам отраслей и регионов [4].

ЦТТ университетов и их инновационные инфраструктуры имеют положительный опыт по взаимодействию с предприятиями и региональными органами. Наиболее активно работают университеты и их ЦТТ в Томске, Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Н. Новгороде, Воронеже, Владивостоке, Саратове, Волгограде.

Отработаны формы и методы работы по формированию базы данных запросов предприятий в выполнении НИР и ОКР. Вузы и их структуры участвовали в разработке планов инновационного и социально-экономического развития регионов.

Недостаточный опыт новых ЦТТ может быть выполнен обменом опытом и различными учебными курсами, в том числе с использованием дистанционного образования, организуемыми как в системе высшей школы, так и вне ее.

Формирование приоритетов инновационно-ориентированных исследований будет происходить снизу вверх от отдельных предприятий через многоуровневые срезы (муниципальный, региональный и федеральный).

Сбор информации о запросах предприятий в решении научно-технических проблем, возможностях

финансирования выполняемых НИОКР, потребностях в кадровом сопровождении, осуществляется ЦТТ по единой форме и методике во всех регионах.

Для каждого уровня (муниципального, регионального, федерального) определяются наиболее значимые научно-исследовательские работы и формируются свои приоритетные направления и условия их реализации (финансирование, кадры и т. д.).

Формирование приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований на федеральном уровне происходит на основании анализа региональных данных и различных их срезов.

Для выполнения такой объемной работы должны быть разработаны:

н научно методическое и информационное обеспечение анализа запросов на инновационно-ориентированные исследования предприятий и научных организаций в области техники и технологий на регинально-отраслевом уровне; н система мониторинга запросов высокотехнологичных предприятий приоритетных отраслей промышленности в необходимости выполнения НИР и ОКР в перспективных технологических областях;

н методология и механизмы учета, контроля и использования результатов научно-технической деятельности предприятий, вузов, проектных и научных организаций; н научно-методическое обеспечение системы мониторинга и анализа развития кадрового потенциала, необходимого для сопровождения инновационно-ориентированных исследований, внедрения их результатов и освоения выпуска инновационной продукции на предприятиях, в вузах, проектных и научных организациях на регионально-отраслевом уровне; н методика комплексной оценки результативности и эффективности профильной деятельности научных организаций и организаций поддержки научно-инновационной деятельности, в том числе относящихся к государственному сектору; н профессиональные требования работодателей для кадрового обеспечения инновационно-ориентированных предприятий и научных организаций в перспективных высокотехнологичных отраслях промышленности; н методология формирования и прогнозные оценки приоритетных направлений инновационноориентированных исследований в области техники и технологий на основе запросов высокотехнологичных предприятий приоритетных отраслей промышленности, разработанные с учетом передового мирового опыта; н методика формирования тематики приоритетных инновационно-ориентированных программ и проектов для проведения конкурсов финансируемых на основе частно-государственного партнерства.

Методология формирования приоритетных направлений инновационно-ориентированных исследований в области техники и технологий на основе запросов ведущих предприятий различных форм соб-

ИННОВАЦИИ № 1 (99), 2007

ственности и отраслей должна учитывать деятельность организаций на регионально-отраслевом уров- 1. не. На первом этапе она должна быть апробирована в не менее чем 6 регионах различных федеральных округов РФ. 2

Полученные результаты должны способствовать активному развитию перспективных и инновационных исследований в области техники и технологий, эффективному применению полученных результатов в реальном секторе экономики, формированию кластерных структур, объединяющих высокоэффектив- з,

ные предприятия, науку и образование, вовлечению молодой части трудоспособного населения в высокотехнологичные области науки и производства, повышению отдачи от вложенных в науку госбюджетных 4 средств.

Литература

«Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России»/Под ред. В. В. Иванова, С. Клесовой, О. П. Лукши, П. В. Сушкова. М.: ЦИПРАН РАН, 2006.

В. М. Кутузов, А. В. Муравьев, Н. Н. Потрахов, Н. Г. Рыжов, М. Ю. Шестопалов. Технология реализации комплексных научно-образовательных проектов университетов с инновационными предприятиями/Пятая научно-практическая конференция «Планирование и обеспечение кадров для промышленноэкономического комплекса региона. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006.

В. В. Коваль. Инновационный механизм развития взаимодействия ТРТУ и бизнеса/Пятая научно-практическая конференция «Планирование и обеспечение кадров для промышленноэкономического комплекса региона». СПб., СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006.

Г. Г. Андреев. Сеть трансфера технологий высшей школы, ее цели и задачи//Инновации, №7, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.