Научная статья на тему 'Трансфер технологий высшей школы как составляющая инновационной деятельности вуза'

Трансфер технологий высшей школы как составляющая инновационной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / TECHNOLOGY TRANSFER / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохин Василий Федорович

В статье рассмотрены цели создания и задачи сети трансфера технологий высшей школы. Показана многоуровневая структура сети и принципы ее функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education technology transfer as a component of innovative university activity

The article discusses the purpose and goals of a higher school technology transfer network. The multilayer structure and operations of the network are presented.

Текст научной работы на тему «Трансфер технологий высшей школы как составляющая инновационной деятельности вуза»

В. Ф. Самохин

ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С. М. Буденного.

В статье рассмотрены цели создания и задачи сети трансфера технологий высшей школы. Показана многоуровневая структура сети и принципы ее функционирования.

Ключевые слова: трансфер технологий, инновационная деятельность, инновационная система.

V. Samokhin

HIGHER EDUCATION TECHNOLOGY TRANSFER AS A COMPONENT OF INNOVATIVE UNIVERSITY ACTIVITY

The article discusses the purpose and goals of a higher school technology transfer network. The multilayer structure and operations of the network are presented.

Key words: technology transfer, innovation activity, innovation system.

Приоритетной задачей инновационной деятельности вуза должно стать обеспечение взаимодействия науки, образования и реального сектора экономики. Выполнение этой задачи связано с созданием инновационной структуры вуза, которая позволит управлять процессом адаптации образования и науки к сложившимся социально-экономическим условиям в государстве и изменившимся требованиям к подготовке специалистов.

Активная роль высшей школы в развитии инновационных процессов обусловлена тем, что в вузах России обеспечивается:

• непрерывный инновационный цикл от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, до реализации наукоемкой продукции и технологий в промышленности;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, работающих в условиях инновационной экономики;

• создание и поддержка инновационных инфраструктур в вузах.

Высшая школа в числе других государственных институтов одной из первых оценила современные тенденции развития инновационных процессов, их роль и значение в реформировании экономики, разработке новых прорывных технологий, создании конкурентоспособной наукоемкой продукции [3].

Инновационная деятельность в высшей школе стала развиваться с начала 1990-х гг. сразу в двух направлениях: путем создания инновационных научных программ и организации инновационных инфраструктур. В задачи участников инновационных программ входило осуществление связи с учебным процессом, системой подготовки кадров. Подготовка учебно-методических материалов велась с использованием новейших достижений науки и техники; к научно-исследовательским работам привлекались обучающиеся. Участие в инновационных программах стимулировало становление научных школ, а также формирование у преподавателей и обучающихся навыков инновационной деятельности.

С 1996 г. инновационная деятельность высшей школы объединяется в рамках трех

комплексных научно-технических программ Минобразования России:

«Развитие инновационной деятельности в вузах России»;

«Поддержка новых экономических структур научно-технического предпринимательства и защита интеллектуальной собственности в высшей школе России»;

«Технопарки и инновации».

К выполнению этих программ было привлечено более 150 вузов и научных учреждений Минобразования России и более 17 тысяч их сотрудников и студентов [3, с. 6]. С 2000 г. инновационные программы Минобразования объединяли уже более 500 проектов и около 200 вузов. С 1998 г. программы, связанные с инновационной деятельностью выполнялись в рамках одного из приоритетных направлений высшей школы «Развитие инновационной деятельности в вузах России». Начиная с 2002 г. в системе образования России действует отдельная самостоятельная научно-техническая программа «Инновационная деятельность высшей школы».

Однако, несмотря на серьезный опыт развития инновационных процессов, в высшей школе остается нерешенным ряд проблем, к которым прежде всего следует отнести:

1. Низкий процент вузов, в которых активно развивается инновационная деятельность (20-25%);

2. Из инновационных структур вузов крайне редко выходят крупные технологии, системы, которые изменяют положение дел в технологической сфере отрасли, страны.

3. Инновационные структуры вузов недостаточно интегрированы в научно-образовательные комплексы.

4. В вузах, за редким исключением, не произведена модернизация системы управления с учетом развития в них нового вида деятельности - инновационной.

5. Не разработана концепция единой инновационной системы высшего профессионального образования как неотъемлемой части национальной инновационной системы.

6. В большинстве вузов не структурированы учебно-научно-инновационные комплексы с целью реализации полного инновационного цикла.

7. В годовую отчетность вузов в обязательном порядке не включена отчетность по показателям инновационной деятельности, по показателям, характеризующим их инновационный потенциал и инновационную активность.

Инновационный режим развития российской экономики предполагает не только ее базирование на новых научных знаниях и инновационных технологиях, но и обязательное обеспечение устойчивого функционирования и развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности.

Инновационные процессы в обществе - это в первую очередь вызов довольно инерционной системе - системе образования. Радикальная реформа образования является первым по важности глобальным вызовом.

Между развитием образования и успешностью экономического развития существует теснейшая связь. Можно утверждать: развитие образования сегодня - это вопрос выживания страны как цивилизованного участника международного сообщества.

В современных условиях уровень и содержание образования являются ключевыми для современной наукоемкой экономики государства. Важную роль в достижении главных показателей интеллектуального потенциала государства, уровня развития науки, культуры и техники призвана играть система высшего профессионального образования (ВПО), являющаяся неотъемлемой составляющей национального образования Российской Федерации.

Стратегической целью инновационной системы ВПО является создание совокупных условий для решения триединой задачи:

• повышение качества подготовки специалистов для наукоемких производств;

• формирование инновационной культуры обучающихся и преподавательского состава;

• формирование экономики государства, построенной на новых научных знаниях.

В свою очередь стратегию развития инновационной системы ВПО определяют (рис. 1):

• существующая нормативно-правовая база;

• инновационный потенциал системы ВПО;

• проводимая экономическая политика государства;

• утвержденная концепция ВПО;

• уровень инновационной культуры высшей школы.

Подсистемами, реализующими цели общей инновационной системы ВПО, являются:

• подсистема генерации новых знаний;

• подсистема образования и профессиональной подготовки;

• подсистема инновационной инфраструктуры.

Ключевыми элементами в общей инновационной структуре ВПО являются учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК) вузов, центральная задача которых заключается в генерации новых знаний как в интересах образовательного процесса, так и в интересах реального сектора экономики.

Другим важнейшим элементом инновационной структуры ВПО следует считать сеть трансфера технологий высшей школы (СТТ ВШ). К концу 2005 г. Федеральным агентством по науке и инновациям в рамках реализации Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. было создано более 60 отраслевых, региональных и международных центров трансфера технологий (ЦТТ), среди которых основная часть в системе высшей школы [1, с. 24].

Это объясняется тем, что в системе высшей школы около 200 вузов активно включились в инновационную деятельность, они лучше знакомы с проблемой инновационного развития общества, имеют молодые и подвижные кадры.

В то же время мировая практика показывает, что для повышения эффективности функционирования ЦТТ необходимо их объединение в сети.

Целью создания СТТ ВШ является содействие вовлечению инновационного научно-технического потенциала вузов в коммерческий оборот, путем организации через ЦТТ эффективного взаимодействия научно-

Рис. 1. Структура, цели и условия функционирования инновационной системы высшего профессионального образования

инновационного сектора высшей школы с промышленностью, развития внутрисетевой кооперации, обмена опытом и подготовки высококвалифицированного персонала для работы в области коммерциализации технологий, формирования научной и деловой кооперации между наукой и бизнесом, активизации научных связей ученых.

Для достижения этой цели СТТ ВШ должна действовать в следующих группах направлений [2, с. 59]:

• трансфер технологий вузов, разработанных в системе высшей школы;

• содействие развитию инфраструктуры малых научно-инновационных фирм;

• мониторинг запросов предприятий и регионов в наукоемкой продукции;

• формирование инновационно ориентированной тематики НИР и ОКР вузов в соответствии с запросами отраслей и прогнозом развития приоритетных направлений науки и техники (обратная связь между потребителями и наукой);

• обеспечение трансфера технологий кадровым потенциалом;

• формирование и поддержка информационной среды.

Сформулированные основные направления деятельности СТТ ВШ определяют стоящие перед ней задачи (рис. 2):

• формирование баз данных: адресов участников сети и разработчиков наукоемкой продукции, наукоемкой продукции вузов по степени их готовности для коммерческой реализации, научно-технических направлений деятельности научно-педагогических коллективов высшей школы, инновационных предприятий и организаций для проведения мониторинга, потребностей предприятий и регионов в наукоемкой продукции, инновационно ориентированной тематики НИОКР по приоритетным направлениям науки и техники и др.;

• организация взаимодополняющих кооперативных связей ЦТТ различного опыта и уровня развития;

• содействие организации и развитию малых фирм по производству и реализации наукоемкой продукции;

• мониторинг выполняемых вузами фундаментальных НИР и прикладных ОКР;

• организация подготовки и повышения квалификации специалистов для ЦТТ;

• создание сайта научных знакомств для общения в режиме on-line по интересам;

• обеспечение функционирования интернет-выставки научно-технических разработок вузов, разработка и сопровождение интернет-портала сети и др.

СТТ ВШ объединяет на добровольной основе независимые организации (университеты, НИИ, КБ и т. д.), создающие научный продукт и осуществляющие трансфер технологий, а также региональные (отраслевые) сети трансфера технологий. Структурно организация СТТ ВШ должна иметь три уровня (рис. 3):

Первый уровень - университеты, НИИ, КБ, ведущие работу по трансферу технологий, а также юридически самостоятельные ЦТТ, работающие в интересах университетов;

Второй уровень - региональный, объединяющий в сеть организации первого уровня, ведущие работы по коммерциализации технологий в регионе, области, республике, федеральном округе;

Третий уровень - федеральный, объединяющий организации первого и второго уровней.

Наличие трех уровней не означает иерархическую структуру управления сетью и не предполагает выстраивания «вертикали».

Основа деятельности СТТ ВШ построена на принципах добровольности, коллективизма, готовности предоставлять собственные ресурсы и работать коллективно, равенства и делового сотрудничества. Лидер в случае работы СТТ ВШ выполняет роль координатора деятельности объединенных на добровольной основе организаций первого, второго и третьего уровней. Такая структура СТТ ВШ имеет межрегиональный характер. Одновременно внутри второго и третьего уровней могут быть сформированы сети, имеющие отраслевой характер, решающие задачи трансфера технологий в интересах отдельно взятой отрасли или одного из приоритетных научно-технических направлений. Помимо принципов добровольности, делового партнерства,

Рис. 2. Цель, направления деятельности и основные задачи сети трансфера технологий высшей школы

общности интересов СТТ ВШ строится на основе использования современных информационных технологий в интересах отдельно взятой отрасли или одного из приоритетных научно-технических направлений. Помимо принципов добровольности, делового партнерства, общности интересов СТТ ВШ строится на основе использования современных информационных технологий и единого ин-

формационного пространства, безвозмездности предоставляемой информации и открытого доступа для членов сети к информации.

Важным элементом функционирования СТТ ВШ является выполнение также «обратной связи» между потребностями рынка в наукоемкой продукции и формированием для университетов инновационно ориентированной тематики фундаментальных НИР и

Рис. 3. Трехуровневая система трансфера технологий высшей школы: ЦТТ-Ш - федеральный уровень; ЦТТ-11 - региональный уровень; ЦТТ-1 - университеты (У), НИИ, КБ

прикладных ОКР, отвечающих требованиям и запросам реального сектора экономики. Стратегической целью формирования и функционирования СТТ ВШ является создание постоянно действующей системы коммерческого использования наукоемкой продукции высшей школы на отечественных и зарубежных рынках на основе взаимных связей вузов с промышленностью и с использованием современных информационных технологий.

В настоящее время в РФ сформирована и действует «Сеть трансфера технологий высшей школы» СТТ ВШ (University Technology Transfer Network - UTTN). Сеть открыла web страницу: http:www.uttn.ru. Координатор сети - Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы http:www.sind.ru.

Основные организационно-методические материалы формирования и управления СТТ ВШ сформулированы в «Соглашении о создании сети трансфера технологий вы-

сшей школы» и во «Временном регламенте сети трансфера технологий высшей школы». Эти документы представлены на сайте сети. По состоянию на 1.01.2007 г. к Соглашению присоединились около 30 вузов из различных регионов России. СТТ ВШ призвана оказать содействие по вовлечению инновационного научно-технического потенциала вузов в коммерческий оборот, путем организации через ЦТТ эффективного взаимодействия научного сектора с промышленностью, развития внутрисетевой кооперации, обмена опытом и подготовки высококвалифицированного персонала для работы в области коммерциализации технологий, формирования научной и деловой кооперации между наукой и бизнесом, активизации научных связей ученых.

Эффективное функционирование СТТ ВШ в значительной мере определит степень участия каждого вуза как в общей инновационной системе ВПО, так и в НИС России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев Г. Г. Сеть трансфера технологий высшей школы, ее цели и задачи // Инновации. 2006. № 7. С. 24-26.

2. Самохин В. Ф. Инновационная среда системы военного профессионального образования. СПб.: ВАС, 20098. 256 с.

3. Филиппов В. М. Инновационная деятельность в сфере образования и науки - приоритетное направление политики министерства образования РФ // Инновации. 2003. № 1. С. 5-8.

SPISOK LITERATURY

1. Andreyev G. G. Set' transfera tekhnologiy vysshey shkoly, eyo tseli i zadachi // Innovatsii. 2006. N 7. S. 24-26.

2. Samokhin V. F. Innovatsionnaya sreda sistemy voyennogo professional'nogo obrazovaniya. SPb.: VAS, 2009. 256 s.

3. Filippov V. M. Innovatsionnaya deyatel'nost' v sfere obrazovaniya i nauki - prioritetnoye napravleniye politiki ministerstva obrazovaniya RF // Innovatsii. 2003. N 1. S. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.