Сервис Google как способ создания информационно-образовательного пространства
педагога
Google service as a way to create information and educational space of the teacher
Галимуллина Э.З.
старший преподаватель, кафедра математики и прикладной информатики, Елабужский институт Казанского федерального университета,
РФ, г.Елабуга e-mail: EZGalimullina@kpfu.ru
Elvira Galimullina
Senior Lecturer at the Mathematics and Applied Computer Science Department
Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russian Federation, Yelabuga e-mail: EZGalimullina@kpfu.ru
Бочкарева А.В.
студентка 4 курса, ф-т математики и естественных наук, Елабужский институт Казанского федерального университета,
РФ, г.Елабуга e-mail: avbochkareva1488@mail.ru
Anastasiya Bochkareva
4th year student, faculty of mathematics and natural sciences, Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russian Federation, Yelabuga e-mail: avbochkareva1488@mail.ru
Аннотации.
В настоящее время организация учебного процесса в любом образовательном учреждении невозможна без использования современных информационно-коммуникационных технологий. Одним из наиболее перспективных направлений в данной сфере связано с применением облачных технологий, которые дают возможность педагогу не только эффективно обрабатывать информацию, полученную из различных источников, но и организовывать совместную работу обучающихся и получать мгновенную обратную связь, создав собственное информационно-образовательное пространство. В данной статье авторы рассматривают возможности использования инструментов облачного сервиса Google.
Annotation.
Currently, the organization of the educational process in any educational institution is impossible without the use of modern information and communication technologies. One of the most promising areas in this area is associated with the use of cloud technologies, which enable the teacher not only to effectively process information obtained from various sources, but also to organize joint work of students and receive instant feedback, creating their own information and educational space. In this article, the authors consider the possibility of using Google cloud service tools.
Ключевые слова: цифровизация образования, системно-деятельностный подход, облачные технологии, google сервисы.
Key words: digitalization of education, system-activity approach, cloud technologies, google services
Переход от традиционного обучения к современному требует принципиально нового подхода к системе образования, осуществляющий на концепции модернизации. Концепция включает в себя цифровизацию современного образования, т.е. переход на электронную систему, внедрение программного и аппаратного обеспечения. Предполагается, что с помощью внедрения таких технологий реализуется системно-деятельный подход в обучении, лежащий в основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Системно-деятельностный подход в обучении является универсальным инструментом познавательной деятельности. В основу подхода положены такие принципы, как открытость, доступность, гибкость и мобильность образовательного контента, который направляет обучающихся на самостоятельную деятельность. Обучающийся должен иметь возможность самостоятельно и совместно с другими людьми приобретать новые знания, уметь ставить осмысленные цели, выстраивать траекторию самообразования и саморазвития, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем. Педагог является ключевой фигурой реформирования образования, выполняя наставническую функцию. Поэтому современному педагогу необходимо иметь собственное открытое информационно-образовательное пространство для организации образовательного процесса. В рамках цифровизации образовательного процесса все это возможно реализовать при помощи облачных технологий. [2]
Облачная технология или технология облачных сервисов (англ. cloudcomputing) — технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис.[4]
Для организации образовательного процесса участникам необходимо иметь возможность коммуникаций на базе информационно-образовательного пространства. Такое электронное пространство можно организовать с применением различных web-инструментов. Например, с 2013 года для организации образовательного процесса преподавателями кафедры математики и прикладной информатики, а также кафедры физики и информационных технологий Елабужского института Казанского федерального университета используется платформа Moodle. К сожалению не каждое образовательное учреждение может позволить себе приобрести подобную платформу. В связи с этим возникает необходимость применения альтернативных web-инструментов для создания информационно-образовательного пространства. Такими инструментами могут стать облачные сервисы, которые дают возможность педагогу не только эффективно обрабатывать информацию, полученную из различных источников, но и организовывать совместную работу обучающихся и получать мгновенную обратную связь.[5]
На основе ранее опубликованных авторами исследований, был выбран облачный сервис Google.[1] Данный сервис содержит множество web-инструментов, которые позволяют организовать информационно -образовательное пространство педагога. Инструменты Google ориентированы на сетевое взаимодействие участников образовательного процесса.
Для успешного внедрения технологии облачных сервисов в организацию образовательного процесса педагог должен:
- понимать сущность технологии облачных сервисов как инструмента организации образовательного процесса;
- уметь анализировать и отбирать облачные сервисы для создания собственного информационного пространства;
- грамотно и эффективно применять технологию облачных сервисов на практике.
Поэтому возникает необходимость в разработке целостного курса, который направлен на изучение технологии облачных сервисов в образовательном процессе и инструментария Google для организации собственного информационно-образовательного пространства.
Авторами был разработан и апробирован дистанционный курс «Практика использования облачных технологий в работе педагога», используя возможности инструмента Google Класс, а также других инструментов Google. Данный курс был апробирован на курсах повышения квалификации учителей различных предметов,
директоров образовательных учреждений, а также группы преподавателей Елабужского института КФУ. Всего по разработанному курсу прошло обучение более 300 человек в период с октября 2018 года по апрель 2019 года.
Курс «Практика использования облачных технологий в работе педагога» состоит из десяти разделов, содержание которых направлено на освоение основных приемов работы с инструментами Google, изучение особенностей облачных технологий, возможности их применения педагогом в организации учебного процесса. Курс состоит из теоретического и практического блоков. Практическую часть составляют лабораторные работы. Каждая лабораторная работа имеет свою структуру и состоит из теоретических сведений, цели, постановки задачи, руководства по выполнению работы с иллюстрациями, а также задания для самостоятельного выполнения. Итоговым заданием является создание собственного информационно-образовательного пространства с применением изученных инструментов сервиса Google.
Основной целью внедрения облачных технологий в учебный процесс является повышение уровня взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечение самостоятельной работы обучающихся посредством инструментов организации совместной деятельности. Облачные технологии будут способствовать повышению открытости, мобильности и доступности образовательного контента, позволят обеспечить инструментами образовательной деятельности, что удовлетворяет требованиям современной системы образования.
Список используемой литературы:
1. Бочкарева А.В., Галимуллина Э.З. Анализ инструментария технологии облачного хранения данных в образовании. Физико-математическое образование: Проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И.Лобачевского в Казанском федеральном университете, г. Елабуга, 7-9 декабря 2017 г. - Елабуга: ЕИ КФУ. 2017. - 317 с. (дата обращения: 28.03.2019)
2. Бережнова, Е. В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании [] / Е. В. Бережнова // Педагогика. - 2001. - N9. - С.33-39. (дата обращения: 04.04.2019)
3. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 809-811. — URL https://moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 09.04.2019)
4. Батура Т.В., Мурзин Ф.А., Сечин Д.Ф.. облачные технологии: основные понятия, задачи и тенденции// Электронные научный журнал программные продукты, системы и алгоритмы. 2014. №1. С.4-8. URL: http://swsys-web.ru/cloud-computing-basic-concepts-problems.html (Дата обращения: 18.04.2019)
5. Ратушная Е.А., Ковальчук В.А. Облачные вычисления: новые технологии в образовании // Международный студенческий научный вестник. - 2014. - № 1. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11820 (Дата обращения: 26.03.2019)