Электронная форма учебника - основа цифровизации школы
The electronic form of the textbook - the basis of school digitization
Шабаршина К.В.
студентка 4 курса, ф-т математики и естественных наук, Елабужский институт Казанского федерального университета,
РФ, г.Елабуга e-mail: ks. shabarshina@gmail. com
Kseniya Shabarshina
4th year student, Faculty of Mathematics and Natural Sciences, Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russian Federation, Yelabuga e-mail: ks.shabarshina@gmail.com
Любимова Е.М.
старший преподаватель, кафедра математики и прикладной информатики, Елабужский институт Казанского федерального университета,
РФ, г.Елабуга e-mail: EMLjubimova@kpfu.ru
Elena Ljubimova
Senior Lecturer at the Mathematics and Applied Computer Science Department
Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russian Federation, Yelabuga e-mail: EMLjubimova@kpfu.ru
Аннотация.
В статье рассматриваются современные тенденции российского образования. Указывается на основные причины неготовности учителей к цифровизации школьного образования. Обосновывается необходимость использования электронных форм учебников учителями в их профессиональной деятельности для плавного перехода к цифровому образованию. Выявлены преимущества электронной формы учебника с позиции учителя и обучающегося.
Annotation.
The article discusses the current trends in Russian education. It indicates the main reasons for teachers' unwillingness to digitize school education. The necessity of using electronic forms of textbooks by teachers in their professional activities for a smooth transition to digital education is substantiated. The advantages of the electronic form of the textbook from the position of a teacher and a student are revealed.
Ключевые слова: цифровизация, электронный учебник, цифровые инструменты, учебник
Key words: digitalization, electronic textbook, digital tools, textbook
Одним из главных трендов современного образования является его цифровизация. В мае 2017 года президент РФ утвердил указ о стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, в котором отражается дальнейшее развитие страны по пути информатизации. В течение 2018
года правительство РФ подготовило и утвердило национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» [1].
В состав программы «Цифровая экономика Российской Федерации» входит шесть направлений среди которых федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Для этого направления поставлены такие задачи как совершенствование системы образования, создание новых, необходимых для цифровой экономики компетенций.
Также в 2018 года стартовал национальный проект «Цифровая школа». К 2025 году должны быть созданы институциональные и инфраструктурные условия, обеспечивающие равный доступ обучающихся к качественному общему образованию, уровень которого характеризуется положительной динамикой в значении показателей национальных и международных сравнительных исследований, а также возможностью использования цифровых образовательных ресурсов во всех школах [3].
Реализация новых идей модернизации современной школы возможна лишь при обеспечении готовности педагогов. В этих условиях еще более актуальным становится вопрос подготовки учителей к осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровизации школьного образования.
Основной причиной, тормозящей процесс цифровизации школы, является низкий уровень мотивации современных школьных учителей. Как показывает практика в основе нежелания учителей использовать цифровые инструменты в своей профессиональной деятельности лежит сложность конструирования многокомпонентной информационной среды обучения предмету в условиях динамического изменения целей содержания и форм организации обучения. Это связано с трудностями реализации уже знакомого и освоенного частью учителей подхода, при котором учителю, чтобы сконструировать среду обучения приходится осуществлять поиск ресурсов в сети интернет, анализировать, адаптировать их к применению в практике обучения. В условиях цифровизации образования, динамически изменяющейся действительности такой подход становится малоэффективным. В решении проблемы может помочь использование электронных форм учебников. В качественной электронной версии учебника педагог может найти все основные ресурсы, необходимые для проектирования информационной среды обучения, дополняя ее другим цифровым контентом, в том числе авторским. Поэтому актуальным направлением развития цифрового образования является внедрение электронных форм учебников в среднюю общеобразовательную школу [4].
Электронная форма учебника (ЭФУ) - это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника [2].
Часто используют термин «электронный учебник», что не совсем верно, согласно определению, электронный учебник можно рассматривать как электронную копию печатного издания, обладающую лишь возможностью контекстного поиска.
Для понимания соотношения понятий электронный учебник и электронная форма учебника в информационно-образовательном пространстве обратимся к рисунку 1 [5].
Рисунок 1. Соотношение понятий в ореоле «Электронные формы учебников» Итак, электронные формы учебников являются частным случаем электронного учебника, из этого следует вывод о том, что они должны соответствовать критериям качества, предъявляемым к электронным учебникам в целом, и обладать качественными специфическими свойствами.
Широкая область применения электронных форм учебников (рис. 2) в образовательном процессе позволяет облегчить работу педагога на этапе разработки и поиска дополнительных материалов.
Рисунок 2. Направления использования электронной формы учебника в образовательном процессе.
Также ЭФУ может быть особенно полезна, в условиях применения педагогом во фронтальной работе, используя проектор или интерактивную доску. Такая работа может осуществляться как при работе с мультимедийными компонентами, так и в практике выполнения интерактивных упражнений, в том числе при осуществлении анализа выполнения контрольных заданий и тестов.
Использование электронной формы возможно при реализации смешанного подхода в обучении, при котором ученику предоставляется возможность самому выбрать время, место и темп прохождения материала.
При самостоятельной работе ученика с электронной формой учебника формируются полезные навыки, такие как:
• работа со встроенным словарем и формирование собственного словаря;
• углубление понимания прочитанного материала при помощи инструмента «заметки» через выделение главных идей, конспектирование.
Еще одним из условий результативности применения ЭФУ на практике является обеспечение индивидуального подхода. Индивидуализация обучения включает в себя умение педагога работать с разными детьми учитывая их индивидуальные особенности, в том числе опираясь на учебник, поэтому учебники должны содержать материал, рассчитанный как на способных учащихся, так и на учеников со средними способностями. То есть хороший учебник должен содержать разноуровневые задания, которые бы позволили обучающемуся самому выбирать уровень и количество заданий, поступательно продвигаясь к тому уровню обученности, который потенциально доступен школьнику.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать выводы о том, что первым шагом на пути перехода к цифровому образованию должны стать именно электронные формы учебников. в первую очередь это связано с тем, что если учитель разбирается в печатном учебнике, то и в электронной форме ему не составит труда разобраться, ведь содержательно ЭФУ повторяет печатную версию. Использование ЭФУ позволяет разгрузить учителя, избавляя его от необходимости поиска, изучения, отбора, а также создания новых электронных образовательных ресурсов, так как они уже имеются в учебнике. Организованная при помощи электронных форм среда обучения предоставляет ученикам большую самостоятельность, а возможность применения модели обучения «перевернутый класс» обеспечивает соответствие требованиям современного школьного образовательного стандарта. Грамотное применение ЭФУ делает процесс обучения более индивидуализированным.
Таким образом, использование ЭФУ поможет сделать переход к цифровому образованию в школе более плавным для всех участников образовательного процесса и послужит основой для формирования информационно -образовательной среды.
Список используемой литературы:
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 (документ опубликован) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
2. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения — Введ. 2009-12-15.— Переизд. 2018 М.: Изд-во Стандартинформ, 2018.
3. Кадры и образование в цифровой экономике России [Электронный ресурс] // Портал Tadviser 22.02.2018 URL: http://www.tadviser.ru/a7399707.
4. Любимова Е.М. Анализ готовности и причины затруднений учителей в применении электронных форм учебников / Е.М. Любимова, К.В. Шабаршина // Физико-математическое образование: проблемы и перспективы: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И.Лобачевского в КФУ. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та. -2017. с. 214-220.
5. Шабаршина К.В. Электронные формы учебников в различных системах дистрибуции / Наука и молодежь: Материалы Всероссийской (заочной) студенческой научно- практической конференции. Елабуга: Изд-во Елабужского института Казанского федерального университета, 2017. с. 155-157.