ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2Q13. №1(31)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ПЕДАГОГИКА
УДК 378.09
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ЭЛЕКТРОННОГО ТРЕНАЖЕРА «СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ», РАЗМЕЩЕННОГО В ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСАХ GOOGLE
© Д.Н.Алюшева, Л.Л.Салехова
В статье рассматривается проблема разработки и использования электронных образовательных ресурсов в облачных сервисах Google. На примере авторского электронного тренажера «Служебные слова языка программирования» представлены педагогические возможности электронных образовательных ресурсов для расширения самостоятельной учебной работы студентов за счет интерактивности и использования активно-деятельностных форм обучения.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, облачный сервис Google, электронный тренажер.
Информатизация системы образования предполагает создание и эффективное использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). В соответствии с ГОСТ Р 52653-200, под ЭОР понимается «образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них». В настоящее время в высших учебных заведениях идет процесс разработки и внедрения ЭОР, использование которых способствует созданию инновационной конструктивной среды, поддерживающей творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность студентов благодаря своим свойствам и технологическим возможностям. Тем не менее, ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты, реализованные в виде ЭОР, будут обладать следующими инновационными качествами:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации;
практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы - полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Таким образом, интерактив является главным педагогическим инструментом ЭОР.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге - вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в университете [1].
Как показывает опыт развитых зарубежных стран, решением проблем информатизации образования является внедрение в учебный процесс «облачных вычислений». Популярный сейчас термин cloud computing («облачные вычисления») стал употребляться в мире компьютинга с 2008 г. [2]. К нему относятся, в частности, бесплатные хостинги почтовых служб для обучающихся и преподавателей. Сетевым технологиям и использованию сетевых социальных сервисов сети Интернет в образовании посвящены многие работы отечественных и зарубежных авторов. Например, основные социальные сетевые сервисы сети Интернет описаны в работе российских авторов К.Г.Кречетникова и И.В.Кречетниковой [3]. Для Интернет-обучения и организации единой международной виртуальной среды для реализации образовательных услуг различными учебными заведениями мира предназначен российский портал E-education.ru [4]. Веб-сервисы рассматриваются как сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. В отличие от сетевых сервисов (блоги, вики-страницы, мессенджеры, видеосервисы и др.), облачные вычисления позволяют использовать как сервис и программное обеспечение, так и данные, и даже компьютеры. Cloud computing можно эффективно использовать, однако сказы-
вается малоизученность вопроса использования облачных сервисов в образовательном процессе.
Лучший способ подготовки студентов к работе с новейшими IT-технологиями - это использование этих технологий в обучении, поэтому стоит обратить внимание на инновационные IT-приложения, например, использование облачных сервисов Google в образовании.
Google Apps Education Edition - это Web-приложения на основе облачных вычислений, предоставляющие студентам и преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы. Службы Google для образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный (и свободный от рекламы) набор инструментов, который позволит преподавателям и студентам более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться» [5]. Основными преимуществами использования Google Apps Education Edition в образовании с точки зрения пользователя являются следующие:
- минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условие - наличие доступа в Интернет);
- облачные технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб-браузера);
- Google Apps поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые студентами и учебными заведениями;
- работа с документами возможна с помощью любого мобильного устройства, поддерживающего работу в Интернете;
- все инструменты Google Apps Education Edition бесплатны [5].
И га Q,
Gmail (. -J Google Talk
Календарь Google
© <©
Сайты Google Группы
Конфиденциальность и безопасность Средства администрирования
С
Совместная работа
Apps
для
учебных
заведений
Инфраструктура и безопасность
Рис. 1. Google для учебных заведений
Современные компьютерные технологии позволяют студентам и преподавателям использовать для общения и работы несколько устройств: ноутбуки, компьютеры, смартфоны, мобильные телефоны и т.д. Инструменты Google Apps поддерживаются самыми разными устройствами, поэтому являются общедоступной и универсальной IT-технологией для работы в образовательной
среде. Google Apps для учебных заведений - это тонко настраиваемые приложения для общения и совместной работы, которые благодаря облакам позволяют избежать многих проблем и расходов, связанных с обслуживанием программного и аппаратного обеспечения (рис. 1) [6].
Компьютерный тренажер «Служебные слова языка программирования»
Приведем пример использования электронного тренажера «Служебные слова языка программирования» при подготовке бакалавров по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» в Казанском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации.
Большое значение в профессиональной подготовке бакалавра по данному направлению имеет изучение языков программирования, которое осуществляется в рамках дисциплин «Программирование», «Объектно-ориентированный анализ и программирование» (ФГОС от 25.01.11). Однако многие студенты, особенно заочной формы обучения, испытывают затруднения при запоминании служебных слов языков программирования, так как зарезервированные слова языков программирования имеют англоязычное происхождение. Очень важно, чтобы студенты правильно понимали их смысл, запоминали написание и произношение. Поэтому возникает необходимость разработки программного средства, которое позволило бы организовать эффективное освоение синтаксиса и семантики языка программирования. Удобным средством для этих целей является компьютерный тренажер, с дальнейшим размещением и использованием его в «облачном сервисе» Google - Диск, который представляет собой единое пространство для хранения файлов и работы с ними. Он позволяет работать над документами одновременно с другими пользователями. C помощью этого сервиса можно загрузить в облако и иметь постоянный доступ к любым файлам, в том числе видеороликам, фотографиям, PDF, текстовым документам и многим другим.
Компьютерный тренажер как средство обучения дает возможность:
а) автоматической генерации служебных слов с использованием загрузки любого словаря языка программирования;
б) работы со служебными словами любого языка программирования в двух режимах: по служебному слову определить значение, и наоборот;
в) автоматизированного контроля знаний;
б) самостоятельной проработки студентом учебного материала, позволяющей выбирать удобное место и время работы;
22З
Д.Н.АЛЮШЕВА, Л.Л.САЛЕХОВА
г) поиска служебных слов в тренажере. Тренажер может использоваться непосредственно как на занятиях, так и для организации самостоятельной работы обучающихся. Такой продукт полезен преподавателям, так как в тренажере организован быстрый поиск необходимого служебного слова.
В качестве основной среды разработки была выбрана программная среда Turbo Delphi. Выбор обусловлен тем, что Delphi позволяет легко интегрировать различного рода информацию и организовать хранение совокупности данных в структурированных типах, таких как файлы, динамические списки. В качестве средства доступа к электронному тренажеру и его использования выбран облачный сервис Google.
Первый режим обучения позволяет для отображаемого служебного слова языка программирования выбрать из предложенного списка вариантов его значение. При каждом выборе слова из словаря из текущей папки загружается и воспроизводится соответствующий звуковой файл с таким же названием (*.wav) (рис. 2)._________
ijj Процедур а, открывающая файл на запись ! Процедура задержки действия Процедура, открывающая файл на дозапись Функция, определяющая размер файла
Определить Выход
Рис. 2. Первый режим обучения
Второй режим обучения позволяет по значению определить служебное слово языка программирования (рис. 3).
| WHILE DO FILEPOS ISETFILLSTYLE
Рис. 3. Второй режим обучения
Контроль знаний студентов с использованием тренажера
Результат работы студента с тренажером отображается в виде диаграммы в отдельном окне (рис.4).
PUTPIXEL
READ
RECTANGLE
REWRITE
ROUND
SEEK
SETFILLSTYLE
TRUNCATE
TYPE
WHILE DO
WRITE
ARRAY
ASSIGN
CASE
CLOSE
DELAY
ELLIPSE
FILEPOS
FILESIZE
PROCEDURE
RANDOMIZE
REPEAT UNTIL
DROWPOLY
FUNCTION
APPEND
CIRCLE
Рис. 4. Контроль знаний
При первой загрузке словаря в той же папке создается файл с тем же именем, что и словарь, с расширением - хранилище результатов тре-
нинга по каждому слову. Это типизированный файл, хранящий набор записей, которые состоят из 3-х полей: слово, количество выборов и количество правильных ответов. На основании этих данных вычисляется коэффициент уровня знаний по текущему слову по следующей формуле:
К = П / В *100, где П - количество правильных ответов; В - количество выборов слова.
Таким образом, чем больше правильных ответов, тем выше коэффициент уровня знаний. В режиме обучения следующим выбирается то слово, которое в словаре имеет наименьший коэффициент уровня знаний. Для хранений коэффициентов и самих слов используется список, что позволяет организовывать быструю его сортировку.
В тренажере также организован быстрый поиск значения интересующего служебного слова из словаря с последующим его озвучиванием. Такая функция позволяет быстро найти искомое слово и прослушать, как оно произносится. Для этого необходимо в соответствующее поле ввести искомое слово, нажать на кнопку «Найти». При обнаружении данного слова в подготовленной базе отобразится перевод его значения, при необходимости можно прослушать произношение (рис. 5).
Рис. 5. Поиск служебного слова по словарю
В тренажере также есть возможность работы с аудиоинформацией, она представлена на отдельной форме «Поиск». Звук записан в стандартной программе Звукозапись. Для успешного воспроизведения файл со звуком должен храниться в том же каталоге, что и тренажер.
Тренажер используется в Казанском кооперативном институте при изучении дисциплины «Программирование», ориентирован на студентов второго курса очной и заочной форм обучения по направлению «Бизнес-информатика». Итоговое тестирование показало, что доля студентов, освоивших служебные слова программирования, составила 77%. Надо отметить, что удобство и эффективность использования инструментов Google Apps особо оценили студенты заочной формы обучения, так как он позволяет взаимодействовать с преподавательским составом и одногруппниками в любое время, а не только во время сессий.
USE OF ELECTRONIC SIMULATOR «FUNCTIONAL WORDS OF PROGRAMMING LANGUAGE» LOCATED IN CLOUD GOOGLE IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS
D.N.Alyusheva, L.L.Salekhova
The article focuses on the development and use of electronic educational resources located in the cloud Google services. The author presents an electronic simulator "Functional words of programming language" with its pedagogical potential of electronic educational resources to enhance students’ self-study owing to interaction and activity-based learning.
Key words: E-learning resources, cloud service, electronic simulator.
Алюшева Диляра Наримановна - старший преподаватель кафедры инженернотехнических наук и сервиса Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.
E-mail: alyusheva@rambler.ru
Салехова Ляйля Леонардовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры математической лингвистики и информационных систем в филологии Института филологии и искусств Казанского федерального университета.
E-mail: salekhova2009@rambler.ru
Поступила в редакцию 25.11.2012
1. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах II URL: http:IIwww.ed.gov.ruInewsIkonkursI5692#g15 (дата обращения 17.G9.2G12).
2. NIST Definition of Cloud Computing v15 II URL: http:IIcsrc.nist.govIgroupsISNSIcloud-computingIcloud-def-v15.doc. (дата обращения 26.G2.2G12).
3. Кречетников К.Г. Социальные сетевые сервисы в
образовании I К.Г.Кречетников, И.В.Кречетни-кова II Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О.Макарова II URL: http:IIido.tsu.ruI
other_resIpdfI3(39)_45.pdf. (дата обращения 24.G2.2G12).
4. Портал Интернет-обучения E-education.ru II URL: http:IIwww.e-education.ru. (дата обращения 1G.G6.2G12).
5. Алексанян Г.А. Сервисы Google в организации самостоятельной деятельности студентов II Молодой ученый. - 2G12. - №9. - С. 263 - 266 II URL: http:IIwww.moluch.ruIarchiveI44I (дата обращения 1G.G6.2G12).
6. Наши продукты и услуги - Компания - Google II URL: http:IIgoogle.ruIaboutIcompanyIproductsI (дата обращения 1G.1G.2G12).