Научная статья на тему 'Создание открытого образовательного пространства на основе облачных технологий'

Создание открытого образовательного пространства на основе облачных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ФГОС / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕРВИСЫ GOOGLE / ICT-COMPETENCE OF TEACHERS / STATE EDUCATIONAL STANDARDS / CLOUD TECHNOLOGIES / GOOGLE SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брыксина Ольга Федоровна

В статье рассматривается дидактический потенциал облачных технологий, возможности создания открытого образовательного пространства на основе Google-сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брыксина Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING PUBLIC EDUCATIONAL CLOUD-BASED ENVIRONMENT

The article considers the didactic potential of cloud technologies, technological capabilities of creating an open educational environment based on Google services.

Текст научной работы на тему «Создание открытого образовательного пространства на основе облачных технологий»

УДК 378.147.88

СОЗДАНИЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

CREATING PUBLIC EDUCATIONAL CLOUD-BASED ENVIRONMENT

© О.Ф. Брыксина Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© O F. Bryksina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье рассматривается дидактический потенциал облачных технологий, возможности создания открытого образовательного пространства на основе Google-сервисов.

The article considers the didactic potential of cloud technologies, technological capabilities of creating an open educational environment based on Google services.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность педагога; ФГОС; облачные технологии; сервисы Google.

Keywords: ICT-competence of teachers; state educational standards; cloud technologies; Google services.

Уже в течение нескольких последних лет руководители образовательных учреждений всех ступеней образования (общего, среднего и высшего профессионального) решают общую для всей системы российского образования проблему создания условий для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС.

Как показывает практика, большинство проблем касаются сферы информационно-коммуникационных технологий, а именно создания информационно-образовательной среды. И если в методическом плане (речь идет о внедрении инновационных педагогических технологий и моделей в образовательный процесс) эта задача как-то решается (зачастую благодаря педагогам-новаторам), то решение проблемы эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий остается на повестке дня среди приоритетных.

Система отечественного образования, к сожалению, в основной своей массе еще очень далека от состояния резонанса, когда разработчики новых технологических решений, руководители образовательных учреждений и педагоги думают и работают «в унисон». Как это ни парадоксально, разработчики информационных систем для образования сегодня готовы более предметно обсуждать технологические решения проектирования информационно-образователь-

ной среды, чем сами руководители образовательных учреждений.

Акцент делается на обеспечении интерактивности и открытости образовательной среды. Для доказательства актуальности достаточно привести цитату из ФГОС основного общего образования: «условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой» [2].

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения, например, в соответствии с требованиями ФГОС общего образования должна обеспечивать [2]:

• информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

• планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

• дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

• дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учрежде-

ниями дополнительного образования, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Какие же технологические решения могут быть предложены сегодня для создания информационно-образовательного пространства? Конечно, речь в первую очередь пойдет об облачных технологиях, представляющих новую парадигму распределенной и удаленной обработки и хранения данных. Именно они сегодня определяют тренд, ориентирующий субъектов образовательного процесса на создание открытых информационных ресурсов в сети Интернет и организацию совместной продуктивной деятельности.

Облачное хранилище данных - модель онлайн-хранилища, в котором данные хранятся на многочисленных, распределенных в сети серверах, предоставляемых в пользование клиентам. К таким документам пользователь имеет доступ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

аиболее распространенными среди облачных технологий являются сервисы Google Drive (Google-диска), предоставляющего всем пользователям сети, имеющим аккаунт на www.google.com, бесплатный онлайн-офис, включающий себя текстовый, табличный процессор, сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена. Это веб-ориентированное программное обеспечение, работающее без инсталляции на компьютер пользователя. Все документы, создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере компании Google.

Какие преимущества предоставляет данная технология для организации образовательного процесса? Во-первых, и это одно из ключевых преимуществ электронного офиса, доступ к одному и тому же информационному ресурсу возможен с различных устройств (гаджетов), подключенных к сети Интернет (при этом доступ защищен паролем, что удобно и надежно). Пользователь может работать с документом и в учебной аудитории, и с домашнего компьютера. Во-вторых, работать можно совместно. Это

инновационное технологическое решение (беспрецедентное явление в педагогической практике!) качественно меняет образовательный процесс.

Подобный подход к созданию информационно-образовательного пространства в педагогическом вузе, несомненно, будет способствовать повышению профессиональной компетентности и качества подготовки будущих педагогов, поскольку речь идет уже не о пассивном созерцании обучающихся, а об их активном включении в совместную познавательную деятельность.

Чем же обеспечивается это качество? О каких дидактических свойствах сервисов Google сегодня можно уже говорить, имея за плечами опыт их внедрения в образовательный процесс вуза?

Думается, что существует некий инвариант ответа на этот вопрос для любого вида деятельности вообще... Это, конечно, объективная возможность организации совместной продуктивной деятельности студентов. ы очень долго говорили о том, что надо внедрять технологии сотрудничества, но не видели практических путей реализации этой идеи. Теперь все становится предельно просто и доступно. Теперь мы создаем коллективные документы, карты, сайты, ведем блоги... И увлечены сотворчеством...

Во-вторых (нумерация используется для задания некой структуры и никак не в смысле ранжирования!), именно сервисы Google составляют инструментальную основу инновационных педагогических технологий деятельностного типа, которыми должен владеть выпускник педагогического вуза «1 ученик : 1 компьютер», «образование вне стен классной комнаты», «перевернутый урок», BYOD («принеси свое устройство» и др.). В качестве примера достаточно привести проектную деятельность. Педагогическим сообществом сегодня накоплен уникальный опыт использования сервисов Google в проектной деятельности (включая сетевые проекты!), начиная с самопрезентации участников, планирования проекта, его информационного сопровождения и завершая созданием коллективных продуктов. А образовательные флэшмобы и квесты на основе Google-

Создание открытого образовательного пространства на основе облачных технологий

сервисов, хотя и являются некой экзотикой, но, на наш взгляд, еще получат достойную оценку сообщества и развитие...

В-третьих, говоря о педагогических технологиях деятельностного типа, следует отметить, что обучение, действительно, становится личностно ориентированным. Работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого студента, сделать его вклад весомым, что, естественно, влияет на самооценку обучающегося, служит мотивом для саморазвития. Тем не менее существующий опыт практической реализации такой модели показывает необходимость разработки дидактического обеспечения для сопровождения образовательного процесса на разных ступенях образования и для различных предметных областей.

В-четвертых, сервисы Google позволили нам выйти из стен учебной аудитории. Теперь мы можем вести наблюдения и делать записи в коллективных документах и блогах в парке, музее, архиве, на городских улицах. Это качественно иное восприятие обучающимися окружающего мира и, пожалуй, самый надежный способ формирования научного мировоззрения.

В-пятых, образование по-настоящему становится открытым. Наши студенты могут слушать лекции лучших педагогов и известных ученых, учиться дистанционно. Но самое главное - это стало доступно в технологическом аспекте. Так, благодаря возможностям Google-сервисов студенты факультета математики, физики и информатики уже второй год активно работают на спецкурсах («Образовательная модель "Обучение вне стен классной комнаты": технологические решения и методические аспекты» и «Артефакт-педагогика: от артефакта к учебной ситуации») тренера проекта DigiTiiger (самого масштабного из проектов по обучению учителей использованию новых образовательных технологий в Эстонии), эксперта международной Программы Intel «Обучение для будущего», образовательного технолога TKVG (Таллинская кесклиннаская русская гимназия) Людмилы Рождественской.

Точкой входа к ресурсам курсов является Google-сайт, на котором размещены рабочие материалы и результаты продук-

тивной деятельности студентов - информационные ресурсы, созданные в результате аналитической совместной деятельности с использованием сервисов Web 2.0. Совместная работа в дистантном курсе предполагает видео-встречи участников с помощью технологии Hangout. Эта технология предполагает прямую трансляцию в сети Интернет с одновременной записью на сервисе Youtube.com. В обсуждении результатов вместе с самарскими студентами участвовали педагоги Таллинна, Челябинска, Петербурга, Перми.

В-шестых, значительно возрастает мотивация участников образовательного процесса. С чем это связано? Думается, для обучающихся это связано с активным включением в деятельность (ну не хотят они «муштровать» учебник!). А для преподавателя это уникальная возможность профессионального самоутверждения, признания педагогическим сообществом!

В-седьмых, меняется предмет и технология оценивания. Студенты учатся на основе сервисов Google проектировать учебные ситуации, ориентированные на развитие метапредметных результатов (познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий), которые в соответствии с новыми образовательными стандартами должны оцениваться наравне с предметными и, конечно, разрабатывать новые типы заданий, позволяющих это оценивание провести прозрачно и объективно. Сегодня востребованы инструменты формирующего оценивания (оценочные средства), разработка которых - одна из первоочередных задач при переходе на новые образовательные стандарты. Так, уже накоплен опыт использования Google-доку-ментов для реализации критериального подхода при взаимном и самооценивании (как индивидуальных результатов, так и групповых, что особенно ценно!), а также при оценивании деятельности обучающегося педагогом (таблицы продвижения, балльно-рей-тинговые системы и т.п.).

В-восьмых, качественно меняется воспитательная и культурно-просветительская деятельность педагога с использованием сервисов Google. Достаточно упомянуть использование Google-карт в краеведческой деятельности (как возрастает моти-

вация обучающихся!), использование сервиса Google Earth и режима Google Street View для виртуальных экскурсий по всему миру, значимость для общекультурного развития будущих педагогов арт-проекта Google, благодаря которому многие музеи мира теперь доступны онлайн.

Таким образом, использование сервисов Google позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, организовать учебный процесс, направленный на формирование у обучающихся не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий. Да, сегодня ФГОС достаточно четко определен вектор развития современной системы образования и сформулирован социальный заказ общества и государства образовательной системе.

Перед педагогом стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, высокотехнологичных средств информационно-коммуникационных технологий. ам необходимо сократить имеющийся цифровой разрыв между педагогами и обучающимися. И это вызов времени. И в этом плане значение сервисов Google переоценить сложно. Сегодня пришло некоторое понимание, в каком направлении должна развиваться современная дидактика. Есть положительный опыт, нужна его трансляция, «расповсюживание». Только тогда из частного можно будет делать общие выводы... И тогда мы сможем говорить о качестве российского образования и его соответствии современным запросам общества, определенным мировым стандартам.

Литература

1. Брыксина О., Рождественская Л., Ярмахов Б. GoogleApps // Директор школы : науч.-метод. журнал. 2014. № 1. URL: http://direktor.ru/article.htm?id=107.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalog Id=2588 (дата обращения 12.05.2014).

3. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года №788. URL: http://base.garant.ru/197487/.

Сведения об авторе

Ольга Федоровна Брыксина, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой информационно-коммуникационных технологий в образовании Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: bryksina@gmail.com.

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.

Телефон: (846) 333-27-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.