Научная статья на тему 'Сертификация услуг (работ) в области пожарной безопасности на объектах нефтегазовой отрасли с использованием методики оценки уровня качества услуг (работ'

Сертификация услуг (работ) в области пожарной безопасности на объектах нефтегазовой отрасли с использованием методики оценки уровня качества услуг (работ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полегонько В. И.

Впервые получены результаты исследований, которые позволяют определить достаточность или недостаточность уровня качества услуг в области пожарной безопасности, которого потенциально может достигнуть исполнитель этих услуг. Значительный интерес представляют полученные результаты исследования по оценке уровня качества услуг в области пожарной безопасности на примере организаций нефтегазовой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полегонько В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сертификация услуг (работ) в области пожарной безопасности на объектах нефтегазовой отрасли с использованием методики оценки уровня качества услуг (работ»

В. И. Полегонько

главный научный сотрудник Учебно-научного комплекса проблем пожарной безопасности в строительстве Академии ГПС МЧС России, заместитель руководителя Руководящего органа Системы добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности России (СДСПБ)

УДК 614.849

СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ (РАБОТ) В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ (РАБОТ)

Впервые получены результаты исследований, которые позволяют определить достаточность или недостаточность уровня качества услуг в области пожарной безопасности, которого потенциально может достигнуть исполнитель этих услуг. Значительный интерес представляют полученные результаты исследования по оценке уровня качества услуг в области пожарной безопасности на примере организаций нефтегазовой отрасли. Ключевые слова: технический регламент, нефтегазовая отрасль, сертификация услуг.

Принятый Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 г. № 123-Ф3, разработанный Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Президента России, имеет цель повышения уровня защищенности от пожаров объектов экономики, критически важных для национальной безопасности страны. В настоящее время в числе самых перспективных и развивающихся отраслей промышленности можно назвать газо- и нефтедобывающую, химическую и нефтехимическую, составляющие основу экономического потенциала страны. Некоторые из технологических процессов, которые применяются на предприятиях этих отраслей, связаны с возможностью возникновения пожара или взрыва. Поэтому одним из важных факторов, повышающих их уровень безопасности, являются грамотно и качественно выполненная работа (услуга) в области пожарной безопасности и то, что сама услуга не станет причиной пожара или взрыва.

На Государственную противопожарную службу МЧС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О пожарной безопасности" возложены функции по сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности. В этой сфере деятельности Система сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации (далее — ССПБ) под руководством цент-

рального органа (МЧС России) накопила богатый опыт и имеет свое дальнейшее развитие.

Однако, к большому сожалению, данная Система охватывает только первую часть — сертификацию продукции, а вот вторая ее часть — сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества — до настоящего времени не развита.

Представляется очевидным, что для обеспечения исполнителем стабильно высокого качества услуг (работ) в области пожарной безопасности он должен соответствовать определенным требованиям, зависящим от вида деятельности. Объективной стороной регулирования безопасности услуг (работ) является необходимость защитить человека, его имущество и природную среду от отрицательных последствий современного научно-технического развития, недобросовестных организаций, предприятий, оказывающих услуги (выполняющих работы) в области пожарной безопасности, компенсировать недостатки конкуренции, повысить эффективность систем противопожарной защиты.

Сертификация является одной из мер по защите рынка услуг (работ) от недобросовестных исполнителей. Выполнение требований должно подвергаться тщательной проверке при проведении добровольной сертификации, так как сертификация в сфере услуг — это также признанный

^ШЛ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2009 ТОМ 18 № 1

международный способ обеспечения защиты интересов потребителей в аспектах безопасности для жизни и здоровья человека и экологии.

В Польше успешно функционирует система добровольной сертификации услуг (работ) в области пожарной безопасности. Данная система создана в соответствии с польским законодательством и стандартами, действующими в Европейском Союзе. Контролем за его правильным функционированием с точки зрения законодательства занимается Польский центр аккредитации. Очень важную роль во внедрении системы добровольной сертификации услуг в сфере пожарной безопасности играют страховые компании, объединенные в Польскую страховую палату, объявившие о введении значительных скидок на страховые премии для владельцев объектов, в которых противопожарные системы и устройства будут спроектированы, установлены и взяты на сервисное обслуживание фирмами, имеющими сертификаты на свои услуги.

В этих условиях актуальным является формирование приоритетных направлений государственной политики, исходя из необходимости комплексного подхода к вопросу обеспечения качества и безопасности услуг (работ) в области пожарной безопасности на всех стадиях жизненного цикла услуги: проектирование, производство, монтаж, обращение на рынке, обслуживание. Для каждой из этих стадий существуют специфические формы и методы контроля, как внутренние, так и внешние. Оценить качество оказания услуг (проведения работ) можно только с выполнением всех процедур, предусмотренных правилами и порядком сертификации, так как сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия услуги (работы) заданным требованиям.

Определенным сдерживающим фактором в деле сертификации услуг (работ) в области пожарной безопасности является то, что обязательная сертификация потенциально опасных для жизни, здоровья и имущества потребителя услуг в России не предусмотрена.

В то же время законом Российской Федерации "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

В целях реализации Федерального закона в 2003 г. в Российской Федерации была создана Система добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности (далее — Система или СДСПБ). Система зарегистрирована и внесена в Государственный реестр Госстандарта России, 25 марта 2003 г. оформлено Свидетельство о государственной регистрации № РОСС ЯИ.Е077.04ПБ00.

Система имеет две собственные формы бланков сертификата соответствия которые выда -ются исполнителям услуг при проведении сертификации услуг (работ) и систем менеджмента качества в области пожарной безопасности.

Кроме того, в Системе имеются бланк разрешения на право применения знака и собственный знак соответствия, а также другие документы, необходимые для осуществления сертификации.

При сертификации услуг (работ) в области пожарной безопасности в Системе заявитель вправе самостоятельно установить (выбрать) показатели, подтверждаемые при сертификации. В случае необходимости заявитель может определить дополнительные требования и документы, на соответствие которым будет проведена сертификация, на условиях договора между ним и органом по сертификации.

Требования к деятельности структурных подразделений, экспертам, испытателям и консультантам Системы установлены в документах, принятых и утвержденных в СДСПБ.

При положительных результатах проверок орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, при отрицательных — заявителю выдается решение об отказе в выдаче сертификата соответствия. Заявитель также получает разрешение на применение знака соответствия и имеет право проставлять его на ярлыках, документации, квитанциях и т.п., а также использовать в рекламных целях в течение всего срока действия сертификата (не более трех лет). Руководящий орган Системы ведет учет выданных, отмененных (аннулированных) сертификатов соответствия услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности, разрешений на использование знака соответствия и своевременно информирует об этом Департамент надзорной деятельности МЧС России.

Первые сертификаты соответствия услуги в области пожарной безопасности уже выданы. В Реестре СДСПБ зарегистрировано более 20 сертификатов соответствия.

Аккредитованные в СДСПБ органы по сертификации используют в своей работе методику оценки уровня качества услуг (работ) в области пожарной безопасности. Методика количественной оценки качества услуг в области пожарной безопасности и потенциальных возможностей исполнителя в этой области основывается на учете всех основных факторов, прямо или косвенно влияющих на качество услуг.

Объективность методики обеспечена обоснованным подбором факторов, оказывающих влияние на деятельность исполнителя услуг в области пожарной безопасности, оптимальным определением критериев оценки качества работ и услуг, а также коэффициентов, корректирующих значимость критериев. Математическая модель, применяемая для этих целей, представляет собой точечную систему, в которой показатели, характеризующие данное явление (состояние, процесс и т.д.), комплексно связаны между собой с помощью цифровых коэффициентов или соотношений.

Реализация метода в данном случае заключается в том, что количественно учитываются разнообразные факторы, оказывающие влияние на деятельность исполнителя услуг в области пожарной безопасности и, соответственно, на качество производимых им услуг.

Для количественной оценки потенциальных возможностей исполнителя и, соответственно, уровня качества, на котором он может оказывать услуги (выполнять работы) в области пожарной безопасности, используются средние взвешенные арифметический (И) и геометрический (V) индексы качества услуг, определяемые по формулам:

И

- 9 V

11 ^

11 к -1

;кЧк;

9 М

V - п п*;к. 11 к-1

(1)

(2)

где М — число критериев (факторов первого уровня), подлежащих аттестации; где цк — числовое значение к-го скорректированного критерия,

Цк - Ккркк;

(3)

Кк — числовое значение к-го фактора первого уровня;

ЕКк — коэффициент, корректирующий значимость к-го фактора первого уровня (критерия), оказывающего влияние на качество процесса

оказания услуг в области пожарной безопасности;

ак—коэффициент весомости к-го скорректированного критерия.

В большинстве практически важных случаев расхождения между И и V несущественны. В методике оценки уровня качества услуг в области пожарной безопасности применяется средний взвешенный геометрический (V) индекс качества услуг.

Для оценки достаточности уровня качества услуг в области пожарной безопасности, которого потенциально может достигнуть исполнитель, используется гибкий подход, обеспечивающий стимулирование осуществления услуг в области пожарной безопасности и совершенствование деятельности исполнителя.

Решения о достаточности или недостаточности уровня качества услуг в области пожарной безопасности, которого потенциально может достигнуть исполнитель, должны приниматься, исходя из следующих условий:

V - Vн:

V,, > V> Vн■;

V < Vн,

(4)

(5)

(6)

где V — фактический индекс качества услуг (работ), определенный в результате расчетов; V, — верхний нормативный индекс качества, равен 4,152;

¥н — нижний нормативный индекс качества, равен 2,585.

При выполнении условия (5) потенциальные возможности исполнителя и, соответственно, уровень качества выполняемых им услуг в области пожарной безопасности считаются достаточными. Результаты проверки соответствия исполнителя установленным требованиям оформляют актом, в котором делают заключение о возможности выдачи исполнителю сертификата соответствия.

При выполнении условия (4) потенциальные возможности исполнителя и, соответственно, уровень качества выполняемых им услуг в области пожарной безопасности считаются условно достаточными. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дают заключение (принимают решение) о том, что путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные недостатки в деятельности исполнителя.

00

0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНаСТЬ 2009 ТОМ 10 № 1

При этом орган по сертификации выполняет следующее:

• приостанавливает действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия, выданных исполнителю;

• информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора;

• устанавливает срок выполнения исполнителем корректирующих мероприятий;

• проверяет выполнение исполнителем корректирующих мероприятий.

После выполнения исполнителем корректирующих мероприятий и положительной их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.

В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата, аннулирует лицензию на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.

В случае, если расчетный индекс качества услуг оказывается ниже нижнего нормативного индекса (условие (6)), то результаты оценки деятельности исполнителя оформляют актом, в котором делают заключение о том, что исполнитель является потенциально несостоятельным для выполнения услуг в области пожарной безопасности. Одновременно составляется план корректирующих мероприятий по устранению выявленных недостатков, влияющих на показатель качества.

В целях получения достоверных сведений о практической применимости разработанной методики бальной характеристики факторов (критериев) безопасности, которая заложена в основу типовой схемы управления качеством в организации, оказывающей услуги (работы) в области пожарной безопасности, в рамках СДСПБ проведена оценка возможности ООО "СахИнфо-Сервис" выполнять на объектах нефтегазового комплекса, таких как завод по сжижению природного газа и терминала отгрузки нефти проекта "Сахалин-2", береговой комплекс подготовки Чайво проекта "Сахалин-1", морская ледостойкая стационарная буровая платформа "Орлан", услуги (работы) по:

• консультированию юридических и физических лиц по вопросам обеспечения пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов различного назначения;

• разработке технических решений по выявленным в ходе пожарно-технической экспертизы проектной документации нарушений действующих противопожарных норм проектирования;

• разработке раздела "Противопожарные мероприятия", включаемого в пояснительную записку проектно-сметной документации при проектировании объектов различного назначения;

• разработке инструкций по действию персонала при возникновении пожара на объекте, планов эвакуации и спасания людей при пожарах в зданиях и сооружениях;

• проведению инженерно-технических расчетов по обеспечению противопожарной защиты объектов и безопасности эвакуации людей;

• проектированию электротехнических изделий, электрооборудования и систем противопожарной защиты (пожарной и охранно-пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, дымоудаления, пожаротушения (вода, пена, газ, порошок, аэрозоль, автоматика систем);

• экспертизе проектной документации на ее соответствие противопожарным требованиям действующих нормативных документов.

Следует особо отметить, что СДСПБ является одним из элементов аудита безопасности — системы независимой оценки рисков, и создание в регионах России органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения сертификации услуг (работ) в области пожарной безопасности не требует дополнительных вложений бюджетных средств. Система позволит усилиями Государственной противопожарной службы МЧС России и бизнеса качественно улучшить защищенность наших граждан от чрезвычайных ситуаций, даст возможность более активно влиять на вопросы обеспечения пожарной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, формирование благоприятной общественной, правовой и экономической среды для интенсивного развития услуг в области пожарной безопасности, а также выработку мер государственной поддержки пожарной безопасности как важного сектора экономики, позволит изменить отношение потребителей услуг (работ) в области пожарной безопасности к организациям, оказывающим эти услуги (выполняющим работы), существенно снизить административное давление на объекты предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора, одновременно сузит поле для коррупции в этой сфере деятельности.

Кроме этого СДСПБ может быть рекомендована как инструмент по оценке организаций и предприятий, оказывающих услуги (выполняющих работы) в области пожарной безопасности, для членства в составе саморегулируемой организации в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Таким образом, дальнейшее развитие на территории Российской Федерации Системы добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности позволит организациям и предприятиям, в том числе малого и среднего бизнеса: • повысить качество оказываемых услуг (выполняемых работ) в области пожарной безопасности;

• обеспечить потребителю гарантии, что услуги (работы) в области пожарной безопасности соответствуют установленным требованиям;

• повысить конкурентоспособность предприятий и организаций за счет повышения качества осуществляемых услуг (работ) в области пожарной безопасности на территории Российской Федерации;

• реально ощутить экономический и управленческий эффект от внедрения системы менеджмента качества.

Материал поступил в редакцию 20.01.09.

© Полегонько В. И., 2009 г. (тел. (495) 617-27-94).

ABSTRACT

The Certification of Fire Safety Services (Works) on the Units of Oil and Gas Sector by the Methods of Rating of Services (Works) Quality Level

Polegonko V.l., Chief Research Assistant of Educational Scientific Complex of Fire Safety in Building Construction of the Academy of State Fire Service, Emercom of Russia, Assistant Chief of Governing Body of the Voluntary Certification System of Services (Works), Quality Management Systems in the Field of Fire Safety of Russia (VCSFS)

The investigation results, which make it possible to detect the sufficiency or insufficiency of fire safety services quality level that can be potentially reached by executor have been obtained for the first time. The investigation results of rating of fire safety services quality level by example of oil and gas sector organizations cause especial interest.

Key words: technical regulations, oil and gas sector, certification of services.

^ПШ ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2009 TOM 18 № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.