Научная статья на тему 'Сертификация специалистов системы профессионального образования Кузбасса в условиях перехода на ФГОС нового поколения'

Сертификация специалистов системы профессионального образования Кузбасса в условиях перехода на ФГОС нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сертификация специалистов системы профессионального образования Кузбасса в условиях перехода на ФГОС нового поколения»

70 ЛЕТ СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

сертификация специалистов системы профессионального образования Кузбасса в условиях перехода на фгос нового поколения

А. Ю. Казаков, проректор ГОУ «КРИРПО»

В соответствии с Концепцией развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 года одним из эффективных механизмов развития конкурентоспособности работников образования и востребованности их на рынке труда является процесс сертификации специалистов. В настоящее время в педагогическом сообществе растет потребность в подготовке сертифицированных специалистов, способных развивать профессиональные компетенции в области разработки и экспертизы профессиональных образовательных программ и контрольно-измерительных материалов в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения.

Новый 2010/2011 учебный год в системе профессионального образования Кузбасса посвящен подготовке учреждений НПО, СПО к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения. В настоящее время на федеральном уровне завершается процесс утверждения ФГОС профессионального образования. Следующим этапом будет разработка и экспертиза примерных основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО в соответствии с ФГОС нового поколения.

В соответствии с решением департамента образования и науки Кемеровской области 30 учреждений НПО и 22 учреждения СПО будут участвовать в разработке и экспертизе проектов примерных основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО в соответствии с ФГОС нового поколения по 16 профессиям НПО и 12 специальностям СПО, соответствующих кадровым потребностям региона на среднесрочную перспективу и по которым проводится обучение в большинстве учреждений НПО, СПО региона.

В текущем учебном году ГОУ «КРИРПО» совместно с ФГУ «Федеральный институт профессионального образования» (ФИРО) проводит курсы подготовки разработчиков и экспертов примерных основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО в соответствии с ФГОС нового поколения с последующей сертификацией.

Подготовка сертифицированных специалистов осуществляется в трех направлениях:

- подготовка разработчиков примерных основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО нового поколения;

- подготовка экспертов профессиональных образовательных программ учебных дисциплин, профессиональных модулей;

- подготовка организаторов и преподавателей курсов по подготовке разработчиков и экспертов основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО нового поколения.

В основе технологии реализации программы подготовки сертифицированных специалистов лежит практи-коориентированная подготовка в комбинированном ау-диторно-дистанционном режиме с индивидуальным зачетом на основе оценивания итоговых работ.

9-11.09.2010 г в ГОУ «КРИРПО» прошел обучающий семинар для разработчиков и экспертов примерных основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В работе семинара приняли участие 66 представителей от 21 учреждения НПО, от 14 учреждений СПО Кемеровской области, а также представители Кузбассобрнадзора и сотрудники ГОУ «КРИРПО». Занятия проводили Жилина Мария Юрьевна, канд. пед. наук, старший научный сотрудник ФГУ ФИРО, Кондратьева Ольга Геннадьевна, канд. пед. наук, зав. кафедрой Иркутского ИПКРО, Ярдухина Светлана Петровна, преподаватель ГОУ СПО «Московский государственный техникум моделирования обуви и маркетинга».

Участники семинара познакомились с основными принципами разработки примерных основных профессиональных образовательных программ, программ профессиональных модулей, технологией проведения технической и содержательной экспертизы программной документации в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Будущие разработчики и эксперты образовательных программ, работая в составе трех практических групп, создали проекты программ профес-

141 «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (29), 2010 г.

70 ЛЕТ СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

сиональных модулей и проекты экспертных заключений на соответствие программной документации требованиям ФГОС нового поколения.

Будущим разработчикам и экспертам образовательных программ предстоит до конца октября 2010 г в форме дистанционного обучения подготовить и передать на экспертизу в ФГУ ФИРО пять итоговых работ. По итогам экспертизы слушатели курсов получат сертификат разработчика примерных программ профессиональных модулей и дисциплин НПО, СПО, эксперта программ модулей и дисциплин НПО, СПО, организатора и преподавателя курсов по подготовке разработчиков и экспертов профессиональных образовательных программ НПО, СПО.

В результате реализации данной программы планируется создание регионального экспертного совета, который будет проводить экспертизу основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО нового поколения. Сертифицированные специалисты войдут в состав экспертных групп по рабочим профессиям и специальностям, созданных при региональном экспертном совете.

Данная система подготовки сертифицированных специалистов позволит решить многие проблемы программно-организационного обеспечения процесса перехода учреждений НПО, СПО Кемеровской области на образовательные стандарты нового поколения.

Уважаемые коллеги!

Система начального профессионального образования в 2010 году отмечает свой 70-летний юбилей.

Судьба начального профессионального образования неразрывно связана с историей России. Выпускники ФЗО, ремесленных училищ, позже профессионально-технических училищ своими трудовыми Подвигами поднимали и восстанавливали страну в годы и после Великой Отечественной войны, развивали промышленность и производство в 60-80-е гг. Огромная заслуга в этом и профессионально-педагогических работников системы начального профессионального образования.

В XXI веке система профессионального образования должна чутко реагировать на запросы рынка труда и общества. Системе профобразования необходимо полностью перестраиваться при переходе на новые стандарты профессионального образования, учитывающие требования рынка труда к качеству профессиональной подготовки выпускников.

Только при тесном взаимодейстивии учреждений профессионального образования с работодателями, ориентации на их требования к качеству профессиональной подготовки и повышение мотивации обучающихся к будущей профессиональной деятельности возможно добиться повышения уровня подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

Поздравляю педагогических работников с 70-летием системы начального профессионального образования, желаю новых профессиональных и творческих достижений.

Здоровья и настойчивости в овладении и внедрении новых федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в деятельность образовательных учреждений!

В. И. Блинов, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного образования ФГУ ФИРО

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (29), 2010 г. \ 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.