Научная статья на тему 'О готовности учреждений начального и среднего профессионального образования Кемеровской области к переходу на ФГОС нового поколения (по материалам коллегии департамента образования и науки Кемеровской области)'

О готовности учреждений начального и среднего профессионального образования Кемеровской области к переходу на ФГОС нового поколения (по материалам коллегии департамента образования и науки Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О готовности учреждений начального и среднего профессионального образования Кемеровской области к переходу на ФГОС нового поколения (по материалам коллегии департамента образования и науки Кемеровской области)»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О ГОТОВНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ К ПЕРЕХОДУ НА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОЛЛЕГИИ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

А. Ю. Казаков, проректор ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»

24 мая 2011 года коллегия Департамента образования и науки Кемеровской области рассмотрела вопрос «О готовности учреждений начального и среднего профессионального образования к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения».

В течение последних двух лет Департамент образования и науки Кемеровской области организовал целенаправленную работу по созданию условий по подготовке учреждений начального и среднего профессионального образования региона к переходу на реализацию образовательных стандартов нового поколения.

В 2010 году 7 преподавателей учреждений СПО Кемеровской области прошли обучение и получили сертификаты разработчиков и экспертов основных профессиональных образовательных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей Федерального института развития образования (ФИРО), в 2011 году на базе ГОУ «КРИРПО» подготовлено еще 57 сертифицированных разработчиков. По данным ФИРО, во всех регионах Российской Федерации подготовлено около 260 сертифицированных специалистов, таким образом, практически каждый четвертый из них - представитель Кемеровской области. Подготовка сертифицированных специалистов дала возможность осуществлять разработку и экспертизу учебно-программной документации в соответствии с требованиями федеральных стандартов по 14 профессиям НПО и 11 специальностям СПО.

Приказом департамента № 1026 от 26 мая 2011 г. создан экспертный совет по профессиональному образованию в Кемеровской области для решения задач по обеспечению единой научно-методической политики в области проведения экспертной оценки примерных и рабочих основных профессиональных образовательных программ.

По проблемам подготовки учреждений профессионального образования к реализации

ФГОС нового поколения проведено 4 потока курсов повышения квалификации, 5 обучающих семинаров, 25 тематических консультаций и веби-нар для всех категорий профессионально-педагогических работников, в которых приняло участие 1666 человек.

ФГОС нового поколения содержат требования к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ, в том числе требования к материально-технической базе.

Раздел № 7 ФГОС содержит перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений, наличие которых обязательно для учреждения, реализующего данную образовательную программу. Наполнение учебных помещений определяется содержанием основных профессиональных образовательных программ. Перечень необходимого оборудования, инструментов, приспособлений, образцов изучаемых деталей и т. п., наименования и количества расходных материалов должен обеспечивать достижение обучающимися каждого результата освоения образовательных программ (знаний, умений, практического опыта) через определенную деятельность.

Образовательные стандарты нового поколения требуют от образовательных учреждений активного использования в воспитательно-образовательном процессе современных информационных технологий, интернет-ресурсов.

В целях определения готовности государственных образовательных учреждений профессионального образования Кемеровской области к переходу на реализацию ФГОС нового поколения с 1 сентября 2011 года на основании приказа Департамента образования и науки Кемеровской области № 64 от 19.01.2011 г. учреждениями начального и среднего профессионального образования, подведомственными департаменту, проведена инвентаризация образовательных ресурсов.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проведенная инвентаризация выявила ряд слабых мест, общих для большинства учреждений и требующих системного решения:

- недостаточная скорость соединения и количество мест доступа к сети Интернет;

- отсутствие читальных залов библиотек с выходом в Интернет;

- отсутствие открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий, оборудованного стрелкового тира или места для стрельбы;

- недостаточная обеспеченность учебными и учебно-методическими печатными изданиями, изданными за последние 5 лет; отечественными журналами и справочной литературой; во многих учреждениях не созданы условия для использования электронных средств обучения в полном объеме.

С целью обеспечения готовности учреждений профессионального образования области к реализации ФГОС с 1 сентября 2011 года коллегия определила ряд необходимых мер. Ежегодно, начиная с 2011 года, департамент будет проводить региональный смотр программ создания и развития ресурсных центров в учреждениях начального и среднего профессионального образования, который направлен на развитие программно-целевого управления, формирование модели управления учреждением на основе стратегического планирования деятельности с учетом анализа маркетинговой среды. По результатам смотра программы, признанные лучшими (не менее трех по каждому уровню профессионального образования) получат поддержку из областного бюджета при условии со-финансирования со стороны работодателей и самого учреждения.

За счет средств Региональной комплексной программы «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области» на 2011-2013 годы будет оборудовано 20 читальных залов библиотек учреждений профессионального образования, подключены к сети Интернет со скоростью соединения не менее 2 МГб 8 учреждений, обеспечено специализированным программным продуктом по автоматизации управления 41 учреждение.

ГОУ «КРИРПО» продолжит научно-методическое сопровождение перехода учреждений профессионального образования на новые стандарты через проведение курсов повышения квалификации, семинаров, консультаций, вебинаров, стажировок для всех категорий профессионально-педагогических работников, в том числе в online режиме, в режиме консалтингового сопровождения разработки учебно-методического обе-

спечения ФГОС по наиболее значимым для региона профессиям и специальностям, оказания методической помощи внедрения контрольно-оценочных средств, ориентированных на проверку сформированных компетенций. Образовательные учреждения, у которых нет собственного оборудованного стадиона, должны принять меры для создания спортивных комплексов на основе территориального кооперирования для совместного использования несколькими учреждениями профессионального образования с привлечением средств работодателей и муниципалитетов.

Каждому учреждению необходимо обеспечить подписку на отечественные журналы в соответствии с требованиями ФГОС (раздел 7) по каждой профессии, специальности, начиная со второго полугодия 2011 года, за счет собственных средств от приносящей доход деятельности.

Учреждениям профессионального образования необходимо в сжатые сроки осуществить мероприятия, обеспечивающие поэтапную, в течение двух следующих лет, корректировку образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС:

- привести в соответствие с требованиями ФГОС нового поколения локальные акты и документы образовательного учреждения, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса первого года обучения;

- разработать программу развития образовательных ресурсов образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения на 2011-2013 гг. (второго и третьего года обучения) с участием работодателей;

- на основании требований ФГОС НПО, СПО (раздел 7) и Региональной комплексной программы «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области» на 20112013 годы провести совместно с работодателями: исследования количественных и качественных характеристик рынка труда по подготавливаемым профессиям и специальностям; разработать вариативную часть основных профессиональных образовательных программ; разработать фонд оценочных средств для итоговой аттестации обучающихся; составить программы практик и планы организации учебной и производственной практик; определить содержание промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Есть уверенность, что реализация данных решений позволит решить большинство проблем программно-организационного обеспечения процесса перехода учреждений НПО, СПО Кемеровской области на образовательные стандарты нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.