Научная статья на тему 'Подготовка к внедрению ФГОС как наиболее актуальная тема профессионального образования'

Подготовка к внедрению ФГОС как наиболее актуальная тема профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка к внедрению ФГОС как наиболее актуальная тема профессионального образования»

ПОДГОТОВКА К ВНЕДРЕНИЮ ФГОС КАК НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PREPARATION TO THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS AS A MOST URGENT TOPIC OF THE PROFESSIONAL EDUCATION

Уважаемые коллеги и дорогие друзья!

Мы рады представить очередной номер научно-образовательного журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом». Этот номер формировался в преддверии внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, в ситуации активной подготовки системы профессионального образования к работе по новым стандартам. Ввиду актуальности данной темы значительная часть материалов, предлагаемых нашим читателям, отражает различные аспекты, вменяемые ФГОС: проблемы формирования компетенций, потенциал и практическая реализация модульно-ком-петентностного подхода, проектирование основных образовательных программ на основе его принципов, вопросы ориентированности профессионального образования на профессиональные стандарты, приведение качества подготовки в соответствие с требованиями работодателей, формирование у студентов и выпускников определенных качеств. Круг обсуждаемых вопросов освещен на уровне профессионального образования в целом, региональных и национальных систем профессионального образования и на уровне деятельности отдельных учреждений.

Учредитель журнала Кузбасский региональный институт развития профессионального образования имеет положительный опыт в подготовке региональной системы профессионального образования к внедрению ФГОС третьего поколения. О порядке и результатах нашей деятельности в данном направлении мы бы хотели рассказать в рамках обращения редакционного совета к читателям.

С 2008 г. ГОУ «КРИРПО» работает над созданием системы научно-методической поддержки и сопровождения учреждений НПО, СПО Кемеровской области при подготовке к реализации образовательных стандартов нового поколения. Одним из первых шагов в данном направлении стало участие сотрудников института и профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования региона в цикле научнометодических и проектных семинаров, которые проводились Министерством образования и науки РФ и Федеральным институтом развития образования в 2008 - 2010 гг. в г. Москве, г. Барнауле, г. Омске по проблемам организационно-методического обеспечения перехода учреждений НПО, СПО на ФГОС нового поколения. Участие в работе данных семинаров позволило представителям педагогического сообщества определить вектор информационно-методической поддержки по проблемам стандартизации всех категорий руководителей и профессионально-педагогических работников учреждений НПО, СПО Кузбасса.

Следующим шагом в данном направлении стало изучение и анализ нормативно-правовой базы по проблемам стандартизации системы образования. Изучение и обсуждение нормативных актов и документов по данной проблеме проходило как в рамках годичного семинара для руководителей учреждений НПО, СПО «Эффективный менеджмент обра-

зовательного учреждения», так и на тематических консультациях, которые проходят для профессионально-педагогических работников в базовых учреждениях профессионального образования.

Важным направлением в решении проблем подготовки внедрения ФГОС нового поколения является научно-методическое сопровождение педагогов в освоении концептуальных особенностей, понятийного аппарата новых образовательных стандартов. Для решения этой задачи на традиционных августовских консультациях для профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования в 2008 - 2010 гг. обсуждались проблемы «Модульно-компетентностный подход как основа перехода обучения на профессиональные образовательные стандарты нового поколения» и «Методология и реализация новых федеральных стандартов профессионального образования».

На августовских консультациях 2010 г. по данным проблемам перед руководителями и профессионально-педагогическими работниками учреждений профессионального образования выступил Блинов Владимир Игоревич, доктор пед. наук, профессор, руководитель Центра НПО, СПО, ВПО, ДПО Федерального института развития образования. Участники августовских консультаций познакомились с проектами ФГОС и приступили к разработке алгоритма деятельности учреждения профессионального образования по подготовке новой учебно-методической документации.

Проблемам и перспективам стандартизации профессионального образования в 2008 -2010 гг. был посвящен цикл тематических консультаций для представителей базовых учреждений профессионального образования и профессионально-педагогических работников. На консультациях педагоги знакомились с новыми документами и рекомендациями федеральных органов управления образованием и на их основе определяли алгоритм своей деятельности в условиях подготовки к переходу на ФГОС нового поколения.

В течение 2008/2009 и 2009/2010 уч.гг. преподавателями института на всех курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и профессионально-педагогических работников проводятся лекционные и семинарские занятия по следующим темам:

- «Компетентностный подход как одно из оснований обновления профессионального образования»;

- «Требования к разработке образовательных программ в условиях перехода на профессиональные образовательные стандарты нового поколения»;

- «Роль преподавателя учебной дисциплины в формировании профессиональных и ключевых компетенций будущего рабочего и специалиста» и др.

В ходе лекций и семинаров слушатели курсов знакомятся с современной трактовкой в науке понятий «компетенция», «компетентность», «квалификация»; обсуждают модель компетенций педагога, ключевые и профессиональные компетенции обучающихся, их формирование в воспитательно-образовательном процессе.

В результате в течение 2009-2010 гг. 1096 руководителей и профессионально-педагогических работников учреждений НПО, СПО получили консультативную помощь по проблемам подготовки учреждений НПО, СПО к внедрению ФГОС нового поколения.

Для этого были проведены:

- 5 тематических консультаций для профессионально-педагогических работников базовых учреждений профессионального образования, в которых приняло участие 78 чел.;

- 14 тематических консультаций для всех категорий профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования, в которых приняло участие 1018 чел. (в т.ч. 691 чел. - участники августовских консультаций 2010 г.).

В плане решения проблем стандартизации профессионального образования большую

роль играет участие педагогов учреждений НПО, СПО региона в разработке проектов новых образовательных стандартов. В 2009 г. по решению Министерства образования и науки РФ преподаватели ФГОУ СПО «Беловский политехнический колледж» и НОУ СПО «Кемеровский кооперативный техникум» вошли в состав групп разработчиков проектов ФГОС по специальностям «Обогащение полезных ископаемых», «Открытые горные работы», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», «Экономика», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет» и др. Разработчиками образовательных стандартов нового поколения была проделана большая работа по приведению в соответствие требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ по названным специальностям к требованиям работодателей, принимавших участие в разработке и экспертизе ФГОС СПО. Эти же учреждения СПО стали Федеральными экспериментальными площадками по разработке и апробации примерных профессиональных образовательных программ по названным специальностям на основе ФГОС СПО.

Эффективная деятельность данных Федеральных экспериментальных площадок позволила сделать следующий шаг в плане научно-методической поддержки и сопровождения учреждений СПО Кемеровской области при подготовке к реализации образовательных стандартов нового поколения. В феврале и в июне 2010 г. на базе ГОУ «КРИРПО» были проведены два обучающих семинара по теме: «Организация деятельности образовательного учреждения СПО по подготовке учебно-программной документации на основе ФГОС нового поколения». В семинарах приняли участие заместители директора по учебной и научно-методической работе, председатели предметно-цикловых комиссий из 48 учреждений СПО и их филиалов (84% от общего количества ОУ СПО). Главная цель обучающего семинара - знакомство педагогов с образцами примерных программ профессионального модуля и учебной дисциплины и проектирование основных профессиональных образовательных программ нового поколения. Результатом семинаров стала презентация проектов примерных и основных профессиональных образовательных программ на основе ФГОС СПО нового поколения. Участники семинара отметили практико-ориентированную направленность обучения педагогов и возможность на базе полученной информации осуществлять в каждом учреждении СПО разработку учебно-программной документации на основе ФГОС нового поколения. Каждый участник семинара получил пакет информационно-методических материалов по теме «Организация деятельности образовательного учреждения СПО по подготовке учебно-программной документации на основе ФГОС нового поколения» на бумажном и электронном носителях.

В декабре 2010 г. институт провел два обучающих семинара для руководителей учреждений НПО, СПО по теме «Управленческие аспекты подготовки учреждений профессионального образования к переходу на ФГОС нового поколения», в которых приняли участие 41 руководитель из 38 учреждений профессионального образования.

В октябре 2010 г. институтом были организованы модульные курсы для заместителей директора и методистов по теме «Подготовка образовательного учреждения к реализации ФГОС нового поколения: взаимодействие ОУ ПО», в результате которых ОУ ПО разрабатывают модели внутреннего взаимодействия структурных подразделений для подготовки к переходу на новые образовательные стандарты.

В результате оказана методическая помощь руководителям и профессионально-педагогическим работникам учреждений НПО, СПО по проблемам подготовки к переходу на ФГОС нового поколения в ходе проведения двух потоков курсов и пяти обучающих семинаров, в работе которых приняло участие 288 чел., из 46 учреждений НПО и 48 учреждений СПО.

В текущем учебном году институт осуществляет комплекс организационно-методических мероприятий по работе с педагогическими колледжами Кемеровской области по

подготовке педагогических кадров к реализации ФГОС нового поколения. Цель данного направления деятельности института - обновление и совершенствование воспитательнообразовательного процесса по подготовке будущих учителей начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования нового поколения.

2010/2011 учебный год в системе профессионального образования Кузбасса посвящен подготовке учреждений НПО, СПО к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения. В настоящее время на федеральном уровне завершился процесс утверждения ФГОС профессионального образования. Следующим этапом будет разработка и экспертиза примерных основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО в соответствии с ФГОС нового поколения.

В рамках с решения департамента образования и науки Кемеровской области учреждения НПО и СПО Кемеровской области будут участвовать в разработке и экспертизе проектов примерных основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО в соответствии с ФГОС нового поколения по 16 профессиям НПО и 12 специальностям СПО, соответствующих кадровым потребностям региона на среднесрочную перспективу и по которым проводится обучение в большинстве учреждений НПО, СПО региона.

В текущем учебном году ГОУ «КРИРПО» совместно с ФГУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО) провел курсы по подготовке разработчиков и экспертов примерных основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО в соответствии с ФГОС нового поколения с последующей сертификацией.

Подготовка сертифицированных специалистов осуществляется в трех направлениях:

- подготовка разработчиков примерных основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО нового поколения;

- подготовка экспертов профессиональных образовательных программ учебных дисциплин, профессиональных модулей;

- подготовка организаторов и преподавателей курсов по подготовке разработчиков и экспертов основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО нового поколения.

В основе технологии реализации программы подготовки сертифицированных специалистов лежит практико-ориентированная подготовка в комбинированном аудиторно-дистанционном режиме с индивидуальным зачетом на основе оценивания итоговых работ.

9-11 сентября 2010 г. в ГОУ «КРИРПО» прошел обучающий семинар для разработчиков и экспертов примерных основных профессиональных образовательных программ НПО/ СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В работе семинара приняли участие 66 представителей от 21 учреждения НПО, от 14 учреждений СПО Кемеровской области, а также представители Кузбассобрнадзора и ГОУ «КРИРПО». Занятия проводили сертифицированные специалисты, представители Федерального института развития образования. Участники семинара познакомились с основными принципами разработки примерных основных профессиональных образовательных программ, программ профессиональных модулей, технологией проведения технической и содержательной экспертизы программной документации в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Будущие разработчики и эксперты образовательных программ, работая в составе трех практических групп, создали проекты программ профессиональных модулей и проекты экспертных заключений на соответствие программной документации требованиям ФГОС нового поколения.

Слушатели курсов в октябре 2010 г. в форме дистанционного обучения подготовили и передали на экспертизу в ФГУ «ФИРО» пять итоговых работ. По итогам экспертизы 57 профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образова-

ния Кемеровской области получили сертификаты разработчиков примерных программ профессиональных модулей и дисциплин НПО, СПО, экспертов программ модулей и дисциплин НПО, СПО, организаторов и преподавателей курсов по подготовке разработчиков и экспертов профессиональных образовательных программ НПО, СПО.

В результате реализации данной программы департаментом образования и науки Кемеровской области планируется создание регионального экспертного совета, который будет проводить экспертизу основных профессиональных образовательных программ НПО/ СПО нового поколения. Сертифицированные специалисты войдут в состав экспертных групп регионального экспертного совета.

Основными перспективными направлениями деятельности института в первом полугодии 2011 г. по подготовке ОУ ПО Кемеровской области к переходу на ФГОС нового поколения являются:

1. Проведение цикла тематических консультаций для профессионально-педагогических работников базовых учреждений ОУ ПО, вебинаров для педагогов и руководителей ОУ ПО.

2. Проведение курсов повышения квалификации для заместителей директора, методистов, преподавателей спецдисциплин, мастеров производственного обучения (программа -72 час.) по теме « Разработка и экспертиза основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО в соответствии с ФГОС нового поколения».

3. Проведение экспертизы результатов деятельности рабочих групп из представителей учреждений НПО, СПО Кемеровской области по разработке примерных основных профессиональных образовательных программ по 16 профессиям НПО и 12 специальностям СПО, утвержденных департаментом образования и науки Кемеровской области.

4. Оказание методической помощи учреждениям НПО, СПО Кемеровской области в процессе внедрения контрольно-измерительных материалов, разработанных Федеральным институтом развития образования, в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Реализация данных направлений позволит решить многие проблемы программно-организационного обеспечения процесса перехода учреждений НПО, СПО Кемеровской области на образовательные стандарты нового поколения.

Редакционный совет журнала ГОУ «КРИРПО»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.