Научная статья на тему 'Серия рефлексивных классных часов «Наш класс вчера, сегодня, завтра. . . » в условиях реализации ФГОС основного общего образования'

Серия рефлексивных классных часов «Наш класс вчера, сегодня, завтра. . . » в условиях реализации ФГОС основного общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1411
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО / АДАПТАЦИОННЫЕ РЕФЛЕКСИВНЫЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Елена Сергеевна

В работе представлены сценарии серии адаптационных рефлексивных классных часов для учащихся 5 классов «Наш класс вчера, сегодня, завтра…», направленных на развитие способности детей анализировать, интерпретировать и выражать собственные мысли, чувства, желания, эмоциональное состояние, а также формирование у учащихся универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Серия рефлексивных классных часов «Наш класс вчера, сегодня, завтра. . . » в условиях реализации ФГОС основного общего образования»

Толмачева Елена Сергеевна

учитель русского языка и литературы гимназия № 86 г. Нижний Тагил

СЕРИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ КЛАССНЫХ ЧАСОВ «НАШ КЛАСС ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА...» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л___г

Аннотация. В работе представлены сценарии серии адаптационных рефлексивных классных часов для учащихся 5 классов «Наш класс вчера, сегодня, завтра...», направленных на развитие способности детей анализировать, интерпретировать и выражать собственные мысли, чувства, желания, эмоциональное состояние, а также формирование у учащихся универсальных учебных действий.

Ключевые слова: переход из начальной школы в среднее звено, адаптационные рефлексивные классные часы, проектная технология.

Переход из начальной школы в среднее звено, как известно, сопровождается рядом трудностей для учащихся. Это знакомство с новыми педагогами и предметами, большая степень свободы и выбора и т.д. Данные процессы входят в период адаптации школьника к новым условиям обучения. Любой педагог знает, насколько важной является помощь пятиклассникам именно в этот трудный для них период. Поэтому в процессе работы МАОУ гимназии № 86 г. Нижний Тагил в рамках ФЭП АПК и ППРО (г. Москва) [3,4,5] возникла идея разработки серии адаптационных рефлексивных классных часов для учащихся 5 классов «Наш класс вчера, сегодня, завтра...». В ходе работы над проектом школьники учатся управлять своей деятельностью, контролировать ее и вносить свои коррективы, проявлять инициативность и самостоятельность.

Именно проектная технология способствует формированию навыков решения проблем творческого и поискового характера, планирования учебных действий в соответствии с поставленной задачей [2,10,11,14,16]. И именно в ходе предлагаемого проекта мы учим школьников оценивать эффективность способов достижения результата, выбирать оптимальный вариант и аргументировать свой выбор. Само планирование проектной деятельности ориентировано на вовлечение учащихся в деятельность по постановке целей, анализу и управлению процессом обучения во время проведения учебного проекта и саморефлексии после его завершения.

Применение различных техник рефлексии создают ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои идеи и методы их улучшения. А школьник должен познать себя, чтобы научиться управлять своей деятельностью, ведь освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии - одна из основных задач, сформулированных в Федеральном госу-

дарственном образовательном стандарте основного общего образования [12,13].

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность влияет на мировоззрение учащихся, формирует их ответственное отношение к делу и к окружающей действительности, именно она создает необходимые условия для развития и личностного роста, формируя и оттачивая столь важный механизм, как рефлексия [1,2,6,7,9,11,15]. Лучшим учителем, как известно, является собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда приносит какой-то конкретный результат, а также является важной ступенью в индивидуальном развитии.

Однако планированию, самоконтролю и рефлексии надо учить!

Именно поэтому серия рефлексивных классных часов «Наш класс вчера, сегодня, завтра.» направлена на развитие способности детей анализировать, интерпретировать и выражать собственные мысли, чувства, желания, эмоциональное состояние, а также позволяет формировать универсальные учебные действия, в том числе:

Личностные результаты

• самоопределение: внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка;

• смыслообразование: мотивация (учебная, социальная), границы собственного знания и «незнания»;

• ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм,

• способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков

Регулятивные универсальные учебные действия

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• формирование навыков контроля своей деятельности при решении двух параллельных задач (анализ собственной деятельности, деятельности коллектива и трансформация полученных результатов).

Познавательные универсальные учебные действия

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• навыки творческо-поисковой деятельности на этапе создания рисунков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

• определение общей цели и путей ее достижения;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Итак, самоконтроль, самооценка и рефлексия являются важнейшими этапами учебной деятельности. Именно овладение этими действиями позволяет учащимся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, производить её коррекцию, ставить перед собой новые учебные задачи и находить пути их решения. Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к переходу на новую ступень развития.

Содержание проекта связано с разработкой серии адаптационных рефлексивных классных часов в начале учебного года (первая неделя) для учащихся 5 классов.

Основной целью проекта является содействие формированию нравственных качеств учащихся.

Среди ведущих задач проекта следует выделить:

• выявление представлений учащихся о прошедшем школьном дне и о том, каким он должен быть;

• приобретение опыта выражать собственные мысли без помощи слова;

• создание благоприятной атмосферы в классе;

• формирование у детей положительной оценки своего классного коллектива.

К планируемым результатам можно отнести:

• повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия;

• изменение уровня развития детского самосознания, преображение определенных мнений, установок, стереотипов,

Ход рефлексивного классного часа.

представлений о школе, ориентирование на успех; проявление позиций: «я нравлюсь», «я способен», «я значу»;

• появление умения подчинять свое поведение целому ряду поставленных целей и задач, независимо от мнения окружения в соответствии с требованиями педагогов;

• развитие личности учащихся во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, поведенческой, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений.

Участниками проекта являются учащиеся 5 класса (10-12 лет).

Возможные социальные партнеры:

• учитель изобразительного искусства, который поможет детям работать с цветом;

• школьный психолог, который поможет учителю проанализировать полученные результаты;

• родители, до которых нужно довести информацию о психическом состоянии ребенка и условиях его адаптации с целью дальнейшей совместной работы.

Виды деятельности учащихся:

• Информационно - аналитическая. Через выполнение данной работы ребенок учится анализировать свои поступки, чувства и эмоции, которые он переживает.

• Познавательная. В первую очередь, это самопознание, а также познание мира через рисунок, краски, цвет.

• Продуктивная. На основе собственных умозаключений учащиеся создают рисунки.

Оборудование: листы бумаги, ватман, краски, записи детских песен.

Рефлексивный классный час «Наш класс вчера, сегодня, завтра...» День 1.

Цели рефлексивного классного часа:

• провести самоанализ и самооценку учебных результатов;

• установить причины, мешающие более успешной учебе, и определить пути их преодоления.

Задачи рефлексивного классного часа:

• поделиться впечатлениями об учебном дне;

• организовать работу по сплочению коллектива учащихся.

Оборудование: аудиофайлы с записями детских песен, листы бумаги, цветные карандаши.

Этапы Содержание

I. Приветствие Звучит аудиозапись песни о школе. (Приложение 3. Песня 1) - Ребята, давайте поздороваемся со всеми, кто пришёл к нам на классный час. Сегодня у вас был первый учебный день, с которым я от души вас поздравляю!

II. Информация (в кругу) - Наш классный час посвящён сегодня очень важной теме. Мы поговорим о том, как вы провели сегодня свой первый день в старшей школе, было ли вам интересно, какие возникли трудности, чем бы вы хотели поделиться и т.д. Для этого я задам вам несколько вопросов, а вы постараетесь правдиво на них ответить. Учитель задает вопросы: - что сегодня было самым важным; - что тебе удалось узнать сегодня; - кого и за что я могу сегодня похвалить; - какие цели я могу поставить для себя на следующий день и т.д. Звучит спокойная тихая музыка (Приложение 3. Песня 6) Учащиеся по очереди дают свои ответы.

Этапы Содержание

III. Творческая мастерская Настроение человека, прежде всего, отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение». После того, как дети устно определили, каков был их день, учитель предлагает перенести все свои чувства и эмоции на бумагу и описать свое внутреннее состояние при помощи рисунка в цвете. При этом учитель заранее предупреждает детей о наличии на уроке цветных карандашей, фломастеров, красок. Учащиеся работают, в качестве фона также можно включить спокойную музыку. После завершения рисунков происходит совместное обсуждение полученных результатов. Дети по желанию характеризуют свой рисунок. (Приложение 1. Рис.1) Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера: красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) — радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии; синий цвет - грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть; зелёный цвет - активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым; жёлтый цвет - спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка; фиолетовый цвет - беспокойность. Тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает; чёрный цвет - уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся; коричневый цвет - цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

IV. Рефлексия (в кругу) После обсуждения рисунков переходим к последнему этапу - рефлексии. Учитель: прошу всех встать в круг и взяться за руки. Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься? Звучит музыка. (Приложение 3. Песня 2). Дети дают ответы по желанию. Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки. Дети дарят сердечки своему лучшему другу в классе или тому, с кем хотели бы подружиться.

«Наш класс вчера, сегодня, завтра.»—день 2. • развитие способностей адекватно вести себя в коллек-Цель урока: знакомство с индивидуальными осо- тиве; бенностями личности, проявляющимися в общении. • обучение школьников общению друг с другом, воспи-Задачи урока: тание чувства уважения к своим товарищам. • формирование навыков самостоятельной работы Оборудование: детские песни, листы бумаги, цвет-по реализации проекта; ные карандаши, краски.

Ход урока.

Этапы Содержание

I. Приветствие Добрый день! Вот и подходит к концу второй учебный день нового учебного года. Что нового и интересного привнес он в нашу школьную жизнь? Чем вам хочется поделиться со мной и со своими одноклассниками? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить на сегодняшнем занятии.

II. Информация (в кругу) Ребята, тема нашего разговора - «Жизнь нашего класса». Мы собрались с вами обсудить и скорректировать совместными усилиями основные моменты жизни в нашем классе. Мне очень хочется, чтобы все выразили свои пожелания, сомнения, надежды, определили круг проблем и вопросов, которые вас действительно интересуют. Я надеюсь, что в этой работе мы проявим бодрый энтузиазм и докажем сами себе, что сделать классной «классную жизнь» в наших силах. Хочется, чтобы эта беседа прошла неформально, и в ней не было равнодушных лиц. Сейчас мы, традиционно, проведем беседу об очередном прожитом дне в школе. Но сделаем мы это в необычной форме. Игра «Психологический портрет» Сейчас каждый из вас выберет для себя какой-то школьный предмет и расскажет о прожитом дне в школе от его имени. Например: «Я - тетрадь по математике, сегодня я узнала много нового.» Звучит музыка. Учащиеся составляют свои рассказы и представляют их классу. Те учащиеся, которые по каким-либо причинам не желают высказываться вслух, могут выполнить задание в письменной форме.

Этапы Содержание

III. Творческая мастерская Большое спасибо всем, кто успешно перевоплотился в школьные предметы и рассказал о себе! Каждый рассказ был очень познавательным и интересным! Правда, ребята?! А сейчас я предлагаю вам продолжить ту работу, которую мы начали вчера. На прошлом занятии вы пытались показать свое эмоциональное состояние при помощи рисунка. Каждый делал это самостоятельно. Сегодня мы усложним задачу и постараемся выполнить то же задание в группе. Для этого я предлагаю вам поделиться на 3 группы. Давайте сделаем это согласно тому ряду, на котором вы сидите. Согласны? Итак, у нас появилось 3 группы, для каждой из которых я приготовила лист бумаги и краски. Ваша задача сегодня — попытаться изобразить эмоциональное состояние в ГРУППЕ. Для этого вам стоит учитывать мнение каждого члена команды, только при этом условии вы сможете передать целостную картину. После того, как рисунок будет готов, выберите одного — двух представителей от группы, которые представят вашу работу всему коллективу класса. Желаю всем успеха, приступайте к работе! После того, как учащиеся завершают работу над рисунком, каждая группа представляет результат проделанной работы классу и объясняет, почему у них получился именно такой рисунок.

IV. Рефлексия (в кругу) После обсуждения рисунков учитель предлагает всем встать в круг и взяться за руки. На этапе рефлексии учитель задает вопросы: - было ли вам комфортно работать в группах? - учитывалось ли мнение каждого участника группы при составлении рисунка? - чему вы научились, работая в группе? - понравилась ли предложенная вам форма работы? Дети дают ответы, после чего учитель просит каждого ребенка пожелать что-то хорошее тому человеку, который стоит справа. Дети высказывают свои пожелания.

«Наш класс вчера, сегодня, завтра.»—день 3. • развитие уважительного отношения к ровесникам; Цели урока: развитие потребности хорошего тона, • развитие потребности в аккуратности; культуры и этики поведения в обществе. • развитие образного и абстрактного мышления. Задачи урока: Оборудование: детские песни, ватман, краски. • воспитание культуры взаимоотношений в коллективе;

Ход урока.

Этапы Содержание

I. Приветствие И снова здравствуйте, мои дорогие друзья! Вновь мы встретились на ставшем уже традиционном классном часе, посвященном вам: вашим успехам, достижениям, радостям, а также тем проблемам и трудностям, с которыми вы, возможно, столкнулись.

II. Информация (в кругу) Итак, я традиционно прошу вас сесть в круг. Может, кто-то сможет ответить, почему для наших бесед мы уже ни в первый раз выбираем форму круга? (Ответы детей). На самом деле круг — это замкнутая фигура, которая олицетворяет сплоченность, близость каждого члена нашего коллектива друг к другу. Сегодня мы проведем завершающий классный час в серии адаптации, и я надеюсь, что за это время вы, действительно, стали немного ближе друг другу, стали лучше понимать друг друга. А самое главное я надеюсь еще и на то, что наш коллектив с каждым днем будет становиться лучше, чище, добрее и дружнее! Сегодня мы начнем наше занятие с небольшой игры «Мои эмоции». Правила игры просты: вы должны попытаться изобразить ваше эмоциональное состояние на данный момент, используя только мимику и жесты. Использование голоса в игре запрещается. Ребята по очереди выполняют задание, остальные внимательно следят и пытаются отгадать то чувство, или эмоцию, которые выражает товарищ.

III. Творческая мастерская Ну что ж, мы с вами отлично поиграли, расслабились, отдохнули. А сейчас предлагаю еще немного поработать. На прошлых двух занятиях вы пытались выразить свои чувства и эмоции в виде рисунков индивидуально и в небольших группах. А сегодня вам предстоит решить самую, на мой взгляд, сложную задачу: нарисовать эмоциональный портрет всего класса. В нем вы можете отразить ваши желания, стремления, планы на будущее, то есть все то, что сейчас занимает вас больше всего! Условия работы прежние: учитывать мнение каждого члена коллектива, быть активными, высказывать свои мысли и пожелания. Если нет вопросов, вы можете приступать к работе! Я желаю вам удачи и творческих успехов!

78 Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

Этапы Содержание

IV. Рефлексия (в кругу) После того, как учащиеся закончат работу над рисунком, приступаем к всеобщему обсуждению. Дети отвечают на следующие вопросы: - что вы попытались изобразить и почему? - почему вы использовали в своем рисунке именно эти краски? - было ли вам комфортно работать вместе? - какие трудности возникали в ходе работы? - понравилась ли вам предложенная форма работы? Что ж, наш классный час, к сожалению, подходит к концу! Я рада, что вам уютно и комфортно работать друг с другом! Я надеюсь, что вы сохраните свои теплые, дружеские отношения на протяжении долгих лет вашего обучения! Попытайтесь сохранить те улыбки, которые украшают ваши лица сегодня! И не забывайте о том, что мы — команда! И только ВМЕСТЕ мы сможем добиться успеха!

Литература

1. Бадмаева Б. Б. Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет // Образование и наука. 2012. № 7, С.45-52.

2. Воровщиков С. Г. К вопросу об универсальных учебных действиях, общеучебных умениях и «бритве Оккама» // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5. С.29-37.

3. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации в образовательном учреждении, находящемся в позиции сетевого взаимодействия // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 6. С.37-44.

4. Давыдова Н. Н. Развитие процессов самоорганизации ОУ в условиях научно-образовательной сети // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С.45-47.

5. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. К разработке организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С.31-34.

6. Демина Л. Д., Ральникова И. А. Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности». [Электрон. ресурс] URL: http://www.vipstudent.ru/ index.php?q=lib&r=16&id=1198074706 (Дата обращения 1.04.2014).

7. Карташева А. А. Коммуникативность образовательного процесса как категория неклассической парадигмы твор-

чества и креативности // Образование и наука. 2012 № 8. С.25-34.

8. Краткий психологический словарь. [Электрон. ресурс] URL: http://www.dedeve.narod.ru/slovar/ (Дата обращения 1.04.2014).

9. Обухов А. С. Исследовательская позиция личности // Школьные технологии. 2007. № 5. С.22.

10. Савенков А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2003. № 2. С.39-49.

11. Семенов И. Н, Степанов С. Ю. Личностно-рефлексив-ный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. 1983. № 2.

12. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1(90). 2012. С.56-65.

13. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-47.

14. Смирных О. В., Давыдова Н. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. 2012. № 1. С.167-175.

15. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Образование и наука. 2011. № 10. С.3-12.

16. Шмигирилова И. Б. Проблемы реализации компетент-ностного подхода в школьном образовании // Образование и наука. 2013. № 7. С.38-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.