полагает внедрение новых организационных форм, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учеников учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня достижения школьников, тем самым, обеспечивая возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по: содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает, что в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации; дается разъяснение к этой информации; определяются условия погружения в информацию (с помощью средств И КТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации); приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; указаны практические задания. В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.
Задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения требует от учителя хорошего знания своих учеников.
Реализацию использования модульной технологии с использованием учебных элементов можно увидеть в разработках к урокам, сопроводительным или технологическим картам учащихся. Оцениваются практически все виды деятельности учащегося. Для оценки мною создан алгоритм распределения баллов по контрольным точкам с учётом дифференцированного подхода.
Для учета набранных баллов, по которым автоматически выставляется рейтинг каждого обучаемого, мной создан электронный журнал в Microsoft Excel. В данном журнале баллы автоматически переводятся в оценку и просчитывается рейтинг каждого учащегося.
Применяя технологию модульно-рейтингового обучения в течение 3-х лет, я пришла к следующим выводам:
Учащиеся ответственнее относятся к изучению материала: перед уроками или на уроках они знакомятся с результатами проверенного задания, в этом случае даже «двойки» играют своеобразную стимулирующую роль, так как ученик, не сдавший зачёт, учит материал и сдаёт его вновь или выполняет пропущенную практическую работу. В зависимости от индивидуальных особенностей он может выполнять задание целиком или по частям.
Учащиеся стремятся скорректировать свои пробелы, сами требуют провести для них зачёт или тестирование, даже если пропустили по уважительной причине.
Ребята объективнее относятся к оцениванию. Перед выполнением работы они знакомятся с принципами выставления баллов, а при проверке учитель делает замечания по ошибкам и недочётам непосред-
ственно в их работах (на компьютерах) или анализирует типичные ошибки на уроке.
Учитель привлекает учащихся к анализу работ товарищей, при этом, чем полнее сделан анализ, тем выше балл получает за него “эксперт”, причём “авторам” заданий балл не снижается, если они прислушались к мнению аналитиков и ликвидировали недочёты.
Классные руководители (и родители) всегда представляют проблемы своих подопечных, так как им выдаются листы со всеми пропусками и полученными баллами, в том числе, и итоговыми.
Учащимся даётся возможность ликвидировать пробелы даже в давно изученном материале, чаще всего при этом выдаётся другое задание, аналогичное по трудности основному. Ребята сами приходят к выводу, что исправлять надо сложные задания, которые оцениваются большим количеством баллов.
Во время тренировочных и небольших практических работ разрешается обращаться за помощью к товарищам, но помогать можно только словами, иначе могут быть начислены штрафные очки (часть баллов снята). В ситуации, когда компьютеры есть не у всех ребят, этот метод взаимопомощи позволяет скорректировать уровень умений учащихся.
Основная трудность при организации - недостаток времени для дополнительной работы учащихся при достаточно большой загруженности кабинета. Ребята приглашаются в свободное от занятий время.
В результате работы пришла к выводу, что прежде чем приступить к обучению по модульной технологии с балльно-рейтинговой системой оценивая знаний обучающихся, нужно создать определенные условия: мотивировать учителей; подготовить школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности; размножить модули, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый ученик будет обеспечен этой программой действий.
Результаты применения модульно-рейтинговой технологии отражают повышенную мотивацию учащихся к предмету, к выполнению заданий и системе оценивания.
Применение разнообразных форм и методов образовательного процесса способствуют повышению качества уровня обученности, индивидуализирует учебный процесс.
В работе отмечаются как достоинства так и проблемные стороны модульного обучения: отсутствия технологии разработки учебных модулей и методики соответствующего учебного процесса, ориентированных на учителя-практика.
Модульная технология обучения с бально-рейтинговой системой оценивания знаний может быть применена не только на уроках информатики, но и в других предметах. Опыт показывает, что внедрение в учебный процесс рейтинговой системы контроля создаёт следующие преимущества в обучении: расширяется компетентность школьников в области изучения дисциплины; снижается стрессовая ситуация во время контроля; обучение становится личностно-ориентированным; повышается эффективность обучающего процесса, качество образования (2005 - 2008гг. с 75% по 87%); обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.
Данная технология позволяет развивать и воспитывать аналитическое и критическое мышление; комму-
никативные способности; ответственность за результаты своей работы; чувство взаимопомощи, умение контролировать себя; умение рационально распределять своё время; формирует чувство самоуважения.
Следовательно, применение модульно-рейтинговой технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса, всей школы - значит, и всего общества.
Молодых Антонина Витальевна,
преподаватель теоретических дисциплин ДШИ ХМАО, г. Югорск
УРОК ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ЖИВОПИСЦЫ СЧАСТЬЯ»-ХУДОЖНИКИ ИМПРЕССИОНИЗМА
Как можно заинтересовать учащихся в изучении творчества художников?
Импрессионизм, «Салон отверженных», «Анонимное общество художников, живописцев, скульпторов, граверов», пленэр, имена художников и деятелей искусства XIX века
Цель урока: выявить суть нового направления (импрессионизм) в творчестве Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея.
Задача урока: научить анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия в процессе подготовки и проведения ролевой игры «Пресс-конференция с импрессионистами».
Оборудование: телевизор, ЭХ/Э.
Предварительная подготовка к уроку.
Урок проводится в форме пресс-конференции и требует предварительной подготовки. За 3-4 недели до проведения «пресс-конференции» учитель предлагает учащимся посетить передвижную выставку «Классика живописи. Импрессионисты» (г.Самара). К уроку готовится тематическая выставка детских работ (по предмету ИЗО), подборка репродукций картин художников-импрессионистов. Учащиеся делятся на три группы («общественное мнение», «журналисты», «художники-импрессионисты») и выполняют следующие задания.
Задания для группы «Общественное мнение».
1, Каким было общественное мнение? Все ли его разделяли?
2. Инсценируйте обмен мнениями между посетителями выставки.
Задания для группы «художников-импрессионистов».
1. Каждый из участников группы из шести художников (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, Э. Дега) выбрать того, от чьего имени он может выступить на пресс-конференции.,
2. Познакомиться с фактами биографии выбранного вами художника, его картинами, особенностями его творчества.
3. Подготовьтесь к возможным вопросам о творчестве импрессионистов.
Задания для группы «журналистов».
1. Придумайте себе псевдоним (французское имя), под которым вы будете выступать, и название печатного органа, который вы будете представлять.
2. Внимательно рассмотреть и изучить иллюстрации:
- Э. Мане «Завтрак на траве», «Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер»;
- О, Ренуар «Жанна Самар и», «Бал в Мулен де л а Галетт», «Качели», портреты детей;
- Э. Дега «Голубые танцовщицы», «Танцевальный класс», «Репетиция»;
- К, Моне «Вокзал Сен-Лазар», «Кувшинки», «Маки», «Впечатление. Восход солнца», «Бульвар Капуцинок», «Водяные лилии и японский мостик»;
- К. Писсарро «Вспаханное поле», «Бульвар Монмартр в Париже»;
- А. Сислей «Мост в Аржентее».
3. Подготовьте такие вопросы авторам картин, вошедших в ваши подборки, чтобы из их ответов вы смогли понять значение термина «импрессионизм» (манера письма, цвет, сюжет, композиция).
4. Продумайте, кто, кому, и в каком порядке будет задавать вопросы.
Технологическая карта урока
Тема урока, его место в целом программы:
Урок разработан в соответствии с программой «Мировая художественная культура: от XVIII века до современности» Г.И. Даниловой и проводится при изучении раздела «Искусство XIX века», как обобщающий урок по теме «Живописцы счастья» (художники импрессионизма).
Урок проведен в 5 классе общего эстетического отделения ДШИ по предмету «История искусства».
План урока:
1. Вступительное слово учителя - ведущего пресс-конференции.
2. Выступление группы «общественное мнение».
- Инсценировка обмена впечатлениями между посетителями выставки.
- Демонстрация фрагмента видеофильма «Отпечатки света» (без звука). Ученик в роли экскурсовода.
3. Комментарии педагога-ведущего. Представление участников конференции: группа «импрессионистов».
4. Интервью, дискуссия между группами «художников» и «журналистов».
5. Подведение итогов. Обобщение «В чем же сущность импрессионизма?» (группа «импрессионистов»).
6. Комментарии и обобщения учителя.
7. Домашнее задание: написать синквейн на лю-
бую выбранную картину в стиле импрессионизма. Рефлексия. Синквейн - нерифмованное пятистишие, написанное по определенной схеме.
Возможная личностно-значимая проблема: научиться вживаться в образ человека другого времени, рассуждать с его точки зрения и представлять атмосферу иной эпохи.
Планируемые результаты изучения материала:
Учащиеся выявляют уровень знаний по данной теме, учатся понимать произведения искусства, откликаться на них эмоционально и интеллектуально, учатся формировать свои оценочные суждения.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
- иллюстративно-репродуктивный,
- частично-поисковый,
- проблемный,
- наглядный.
Коммуникативная технология - умение общаться и работать в группах, умение представить себя, вести диалог, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение.
Рефлексивная технология - написание синквей-на способствует развитию творческих способностей и обобщению материала; умение сделать выводы по уже изученному материалу.
Деятельностная технология - активное включение учащихся в ролевую игру.
Осуществление меж предметных связей (предмета «ИЗО» и «Истории искусств»).
Форма урока: обобщающий урок в виде ролевой игры «Пресс-конференция с импрессионистами».
Развитие умений учащихся:
Погружение в мир искусства, «общение» с художественными произведениями способствует развитию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю. (Общекультурная компетенция). Учащиеся воспроизводят известный историко-культурный материал, анализируют изученное, сравнивают, актуализируют знания. Развиваются воображение, способности к эмоциональному восприятию, креативность. (Познавательная компетенция). Одновременно развивается умение организовывать продуктивную коммуникацию в группе, распределять деятельностные позиции (роли) и удерживать их при выполнении заданий. (Коммуникативная компетенция). Умение составлять вопросы по стилю, творчеству художников, картинам. (Готовность использовать теоретические знания для практического их применения в дискуссии...). Развитие способности к оценке собственных знаний.
Основные понятия и термины:
Импрессионизм, «Салон отверженных», «Анонимное общество художников, живописцев, скульпторов, граверов и пр.», пленэр, имена художников и деятелей искусства XIX века.
Ход урока:
1. Учитель: X I X век ознаменован революцией в науке о свете и цвете. Центром мировой художественной жизни стал Париж. А главным событием - ежегодная выставка живописи и скульптуры - Салон. Стать участником Салона было непросто: для этого работы должны были получить одобрение высокого жюри -академиков Школы Изящных искусств.
В 1863 году жюри было особенно сурово. Многие художники, которых раньше допускали до участия в
Салоне, были отвергнуты. Отказов было так много, что в художественных кругах Парижа начались волнения, что неизменно вызывало скандал, В конце концов, конфликт разрешил сам император Наполеон III - он разрешил выставить все отвергнутые работы на другой выставке, которая сразу получила название «Салон Отверженных». С первогоже дня эта выставка привлекла огромное число посетителей - 3 - 4 тысячи в день! Это было самое популярное место развлечения - сюда приходили посмеяться и позабавиться.
Через несколько лет их будут называть «импрессионистами». Это были Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезанн и Берта Моризо.
Весной 1874 года, через 11 лет после скандального «Салона отверженных», решили пренебречь всеми разрешениями и устроить свою небольшую выставку. 15 апреля на бульваре Капуцинок в Париже состоялась выставка «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов ...», где и была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» - вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. С легкой руки журналиста, критика Луи Леруа слово «впечатление» (франц. impression) дало название новому стилю - импрессионизм.
Открытие выставки было смелым поступком, первым коллективным вызовом всему академическому искусству, Салону, критике и публике. Современники называли их бунтовщиками, а жюри Салона постоянно отвергало их работы. Оценка критики была ужасающей. Пресса смеялась над картинами, публика была в восторге! Что говорить, вы сейчас сами в этом убедитесь, Выставка открыта!
2. Группа «общественное мнение».
- Господа, посмотрите, «чрезвычайно комическая выставка»! Это «пёстрая мешанина красок»!
- Это полная безграмотность! Даже у ребенка, играющего с бумагой и красками, это получится лучше...
- Здесь ничего невозможно разглядеть. Это не картины, а эскизы! Будьте любезны, объясните, что означают эти бесчисленные черные мазки в нижней части картины, будто её кто-то языком лизал?
- Ну, как же, это прохожие.
- Значит, и я так выгляжу, когда иду по бульвару Капуцинок? Гром и молния! Вы что, наконец, издеваетесь надо мной?..
-Уродливыеживописные попытки, в которых нет ни формы, ни гармонии, ни рисунка - сплошной гротеск, фантазия больного мозга.
- Это пять или шесть душевнобольных, среди которых даже одна женщина. Они хватают холст, краски и кисти, делают несколько случайных мазков и ставят внизу свое имя...
- Они просто одержимы манией гениальности.
- Господа, не будем забывать, что вначале все мастера отпугивают публику, новаторы шокируют.
- Я вижу одну размалеванную пестроту! Даже платье, и то всё в жирных пятнах...
- Рисунок на обоях в зачаточном виде и то выглядит законченным, чем это...
- «Эти художники «впечатления» производят то же впечатление, что кошка, которая вздумала бы прогуляться по клавишам фортепьяно, или обезьяна, завладевшая ящиком с красками».
Учитель: Многие в тайне надеялись быть отвергнутыми, чтобы привлечь к себе такое внимание публики! Фильм «Отпечатки света» тоже вызвал к себе противоречивые мнения публики. (Демонстрация фрагмента видеофильма без звука).
3. Учитель: Кто эти люди? В чем заключается сущность их творчества? На эти вопросы вы можете получить ответы сегодня на пресс-конференции.
Позвольте представить вам участников нашей встречи: Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей.
4. Интервью группы «журналистов» с «импрессионистами».
- Вопрос господину Клоду Моне. Почему на первой выставке вас окрестили импрессионистами?
К. Моне: Это название придумал критик Луи Леруа в качестве издевки, насмешки. Он использовал название картины «Впечатление. Восход солнца», что от слова «импрессион» в переводе с французского означает «впечатление». Впоследствии ироничное имя закрепилось за художниками и очень быстро потеряло свой первоначальный смысл.
- Вопрос господину Писсарро. Почему именно «впечатление», что под этим вы подразумевали?
К. Писсарро: Передать не само явление жизни, а впечатление от него (то, что осталось у человека в памяти, в воображении). Чтобы сохранить свежесть впечатления, художнику надо работать очень быстро. Особенно большое внимание уделяется первому, мимолетному впечатлению от натуры.
- Вопрос господину Клоду Моне. Чем же, по-вашему, отличается ваш метод живописи от предыдущего?
К. Моне: В первую очередь мы вышли из мастерских на природу, открытый воздух (пленэр). Это дало нам возможность наблюдать объекты в привычной для них среде при естественном освещении. Здесь исчезают четкие контуры, цвет постоянно меняется, можно изобразить лишь мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета. Пленэр заставлял работать быстро, что привело нас к новой технике письма: легкими мазками, прозрачными и вибрирующими, как сама воздушная среда. Краски не смешивались, а накладывались в виде отдельных мазков разной формы и в разном направлении, при этом их смешивал глаз при рассмотрении произведения. Поэтому наши работы лучше смотреть не вблизи, а с небольшого расстояния.
- Возникновению нового направления в искусстве всегда что-то предшествует, есть причины. Как вы это обоснуете господин, Сислей?
А. Сислей: Прежде всего, это меняется само общество, сознание людей, их мировоззрение. Появление новых достижений в области науки и искусства. Изменению технике письма предшествовало изобретение масляных красок в тюбиках и открытие квантовой теории света. Краски в тюбиках дали возможность работать на пленэре. Квантовая же теория света, по которой белый цвет состоит из семи основных цветов, легла в основу новой живописной техники (отдельными мазками чистых цветов).
- А как вы думаете, господин К. Писсарро?
К. Писсарро: В XIX веке произошел переворот в науке, были сделаны великие открытия в физике, химии, математике, биологии, психологии. Открытия ученых свидетельствовали об одном: все в мире существует в
непрерывном движении, изменении. «Остановок» в природе нет, поэтому настоящая правда жизни - это её движение, изменение, развитие. Ученые утверждали, что не всегда человек может познать мир только разумом. Иногда чувства более верный способ познания, чем рассудок. Мы художники нашли совсем иные выразительные средства для передачи нового представления о жизни.
- Господин Мане, ваши картины «Завтрак на траве» и «Олимпия» неприличны. Вам нравится шокировать публику?
Э.Мане: Работая над этими картинами, я меньше всего предполагал, что меня обвинят в безнравственности. Я пытался оторваться от салонных штампов и вернуться к прошлому эпохи Возрождения, чтобы создать произведение, наполненное новым содержанием и изображением современных людей. Картина «Завтрак на траве» была соотнесена с рисунком Рафаэля и образами Джорджоне «Сельский квартет», а «Олимпия» с образами «Спящей Венеры» Джорджоне и «Венеры Урбинской» Тициана. «Но у меня все стало по другому- я перенес сцену на воздух, окружил её прозрачной атмосферой, а люди были такими, какими мы их видим сегодня». Шокировал и масштаб картин - размеры были настолько велики, что фигуры людей были написаны в натуральную величину.
- Какова тематика ваших работ, господин Дега?
Э. Дега: Я работал параллельно сразу над несколькими темами: прачки, танцовщицы, музыканты, женщины за туалетом. Предпочитал изображать современную городскую жизнь - улицы, кафе, оперу, театральные представления, скачки.
- Господин Дега, почему вы любите писать балет?
Э. Дега: Я писал серии картин с балеринами, посещая танцклассы в Опере. Наблюдая за балеринами, не только на сцене, но и в гримерных, танцклассах, в короткие минуты отдыха я увидел их тяжелейший труд. Меня интересовал балет, но не его зрелище и театральность. Я не искал в балете той соблазнительной грациозности. Меня интересовали абсурдные, неожиданные ракурсы. Я выхватывал из театральной жизни отдельные, острые, динамичные моменты и останавливал их на миг в движении.
- Господин Моне, ваши картины наполнены светом и воздухом. Как вам это удается?
К. Моне: Да, я люблю изображать на своих картинах всевозможные текучести. Для меня пар, дым, облака, световые пятна словно оживают, они перестают быть бесплотной физической средой. Надо быть просто очень внимательным и наблюдать изменения форм под воздействием света и воздуха.
- Господин Моне, вы - пейзажист. Чем вас привлекает природа?
К. Моне: Пейзаж - мой любимый жанр. Я даже построил лодку-мастерскую, в которой работал прямо на воде. Чтобы быть внутри природной среды, чувствовать и ощущать её, пронизывать воздушное пространство. (Рассказ К, Моне о его саде близ Парижа в деревушке Живерни).
- Господин Ренуар, вы часто пишите портреты детей. Почему вы обращаетесь к этой теме, чем она вас привлекает, и что вы пытаетесь передать в этих образах?
О. Ренуар: Детский портрет занимает особое место в моем творчестве. Я никогда не заставлял детей позировать, сидеть смирно, а позволял им смеяться, резвиться, делая при этом наброски. Меня привлекает их непосредственность, непринужденность, открытый,
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
радостный взгляд на мир. Всегда стремился передать естественность выражения на лицах маленьких детей. Я просто очарован ими, они приводят меня в восторг!
- Господин Ренуар, какими, на ваш взгляд, должны быть картины?
О. Ренуар: На картинах всегда должен быть праздник: солнце сверкает, щеки румянятся, дети радуются, взрослые наслаждаются жизнью. Меня больше интересуют люди, чем пейзаж. Я отдаю предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, загородным прогулкам. Картина должна быть наполнена светом, непосредственной радостью и счастьем.
- Господа художники, каждый из вас обращается к теме современного города. Какие мотивы вас привлекают?
К. Писсарро: Тема города - бульвары, с кафе и магазинами, толпами прохожих в любое время года стали для меня важным мотивом творчества. Эта безостановочная, напряженная, динамичная и пестрая жизнь города захватывала меня.
- Почему ни публика, ни критики не поняли вас?
К. Моне: Наши работы были отвергнуты парижским Салоном. Прежде всего, мы изображали не героические сюжеты, а обычную жизнь. Отличалась и техника и манера письма.
Э. Мане: Вместо религиозных и исторических сюжетов появились пейзажи и жанровые сцены. А это ни как не соответствовало строгим академическим принципам Салона. Публика, привыкшая к помпезной, приглаженной салонной живописи не могла нас оценить по достоинству.
- Считаете ли вы, господа художники, что открыли такую сторону мира, которую до вас почти не замечали другие художники?
Э. Дега: Да, я считаю, что мы совершили перелом в искусстве. Большее внимание мы уделяли линии, форме и цвету, чем точности изображения и его контуру.
К. Моне: Мы изображали не цвет самого предмета, а его окраску при разном освещении, которое постоянно меняется в течение суток и времен года. Такой правды, такого приближения к натуре поэзия живописи еще не знала.
А. Сислей: Мы практически исключили черный цвет из палитры красок, доказав, что любая тень состоит из хроматических цветов.
- Господин Моне, ваша излюбленная манера писать сериями - что вам это дает? Разве вам не надоедает писать одно и то же место до 48 раз?
К. Моне: Это мне позволило не оставить без внимания тончайшие нюансы цвета и света в разное время суток, в разное время года. Передать неуловимые переходы от утреннего к дневному и от дневного к вечернему освещению. Это можно выразить только в сериях: «Японский мостик» - 18 вариантов, «Водоем с белыми кувшинками» - 13 вариантов, «Водяные лилии» - 48 полотен, «Руанский собор» и список этот можно продолжать.
- Господин Дега, неужели вам действительно нравится подглядывать в замочную скважину «для того, чтобы создавать свои произведения»?
Э. Дега: Дело в том, что как только человек чувствует, что за ним наблюдают, он перестает быть непосредственным. Поэтому я никогда не писал с натуры,
а скапливал множество зарисовок одного и того же предмета. Может это и создает впечатление подсмотренной чужой жизни.
Учитель: Господа художники, не могли бы вы обобщить то, о чём сейчас говорилось, ответить на вопрос: «В чем же сущность импрессионизма?»
5. Гэуппа «импрессионистов»
А. Сислей: Мы стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающего нас мира.
Э. Мане: Прежде всего, это впечатления от современного города с его подвижностью, импульсивностью, разнообразной жизнью.
К. Писсарро: Свои впечатления мы пытались воплотить на полотнах, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, световоздушной среды.
О. Ренуар: Мы старались писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, соединяющего на определенном расстоянии раздельные мазки в живописный образ.
Э. Дега: Импрессионизм, который возник в противовес академической живописной манере, внес в искусство свежесть, новый взгляд на окружающий мир, обогатил наше зрительное восприятие.
К. Моне: Мы сняли с картин тот условный коричневый налет, который всегда присутствовал на музейных произведениях; мы осветлили палитру, сделали цвет ярким, перешли к манере письма «а ля прима» - прямо по грунтованному холсту, без долгой предварительной подготовки красками. Мы показали, что динамичная поверхность картины является одним из важных выразительных средств. Но главным, вероятно, является то. Что мы отвоевали право художника писать свободно, так, как он видит, как ему подсказывает интуиция, ничто не привязывает его раз и навсегда к определенным правилам.
6. Учитель: Медленно и очень тяжело завоевывали импрессионисты и их последователи понимание и признание публики. Пройдут годы, прежде чем их картины займут достойное место в самых крупных картинных галереях всего мира, а сами они станут кумирами для всех любителей живописи.
7. Рефлексия. Синквейн.
Домашнее задание - написать синквейн по любому выбранному произведению в стиле импрессионизма.
Схема:
1-я строка - существительное (заданная тема).
2-я строка - 2 прилагательных.
3-я строка - 3 глагола.
4-я строка - предложение.
5-я строка - итоговое существительное.
Пример синквейна на тему «Бал в Мулен де ла Га-летт» (автор, Еременко Кристина 5 класс)
1 .«Бал в Мулен де ла Галетт»
2.Праздничный, оживленный.
3.Танцуют, веселятся, разговаривают.
4.Способность передать картину живого общения людей в их непосредственных позах, жестах, движениях, лицах.
5.Пьер Огюст Ренуар.
Наша пресс-конференция подошла к концу. Благодарю всех за работу.
80
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №2, 2009