Научная статья на тему 'Модульно‑рейтинговая система оценивания знаний обучающихся на уроках информатики'

Модульно‑рейтинговая система оценивания знаний обучающихся на уроках информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульно‑рейтинговая система оценивания знаний обучающихся на уроках информатики»

слова еще по одной строчке. Через какое-то время рекомендуется повторить упражнение, при необходимости - несколько раз.

Все задания, включенные в тренинг, ученик способен выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи родителей или репетитора. В группе могут оказаться дети, которые и после такой проработки не в состоянии написать диктант на уроке. Скорее всего, они не следовали инструкциям, нарушили последовательность выполнения заданий, не напрягали память. Следует предложить им проделать тренинг еще раз под присмотром взрослых. Однако возможно, мы имеем дело с серьезным нарушением концентрации внимания, и ребенок нуждается в профессиональной помощи психолога и логопеда.

Осталось сделать несколько уточнений технического порядка:

• упражнения должны печататься привычным для детей шрифтом, размер шрифта не менее 16;

• на уроке ученики знакомятся с форматом заданий, основная работа выполняется дома;

• время на выполнение тренинга - не менее двух дней; запрещается делать все упражнения разом в первый или последний день подготовки;

• желательно варьировать типы занимательных упражнений, чтобы избегать однообразия (Приложение 2, упражнения II а, б, в, г).

Проходит не так уж много времени, и сознание ребенка перестраивается на другую модель письма, признает иные правила игры. Наш ученик более не ориентируется на звуковой образ слова. Фонетический образ перестает заслонять графический, который закрепляется все легче и прочнее. Словарные диктанты становятся обычным делом, и можно постепенно увеличивать единицу воспроизводимого текста, переходя к словосочетаниям и далее - к мини-текстам. Необходимость в специальных орфографических тренингах отпадает.

Так стоит ли игра свеч? Стоит ли тратить учительское время на разработку трудоемких дополнительных материалов? Ответ зависит от задачи, которую мы перед собой ставим. Если речь идет о том, чтобы выучить несколько десятков слов, то не стоит. (Пусть уж лучше прописывают по пять строк - рано или поздно запомнят.) Если же мы говорим о развитии способностей и приведении учебных навыков в соответствие с иной природой изучаемого языка, о превращении непосильной задачи в посильную и, тем самым, о моделировании ситуации успеха и сохранении учебной мотивации, - то, безусловно, стоит.

Приложение 1 Развиваем зрительную память.

Готовимся к словарному диктанту (Numbers 1-10)

I. Пропиши слова столбиками сверху вниз. Старайся мысленно фотографировать каждое слово. Обращай внимание на выделенные буквы (в них легко сделать ошибку). Не спеши! Раздели задание на несколько дней.

1 - one _

2 - two__

3 - three

4 - four_

5 - five_

6 - six__

7 - seven

8 - eight________________________________________________

9 - nine_________________________________________________

10-ten___________________________________________________

Еще раз внимательно посмотри на слова. Какие из них легко запомнить? Пропиши их по два раза, six -__________seven -__________________ten -____________

II. Верни на место пропущенные буквы. Можешь пользоваться подсказками.

on_ , f _ur, _ight, n _ne, on_, thre_, e_ght, fo _r, f_ve, _ ne

Jne, eig_t, fo _r, _wo, fiv_, Jght, Jve, fou_, fi e, t _o, t_ree

_n_, _w_, _in_, e_gh_, f_________r, f _ v _, _ h r_e,____e,

__ght

III. В каждой паре выбери и обведи правильно написанное слово. Не подглядывай! Проверь себя, когда выполнишь задание.

1 one /won 3 thre /three 4 for/four 10 tan /ten

2 tow/two 6 six/siks 8 eitgh / eight 9 nain/nine

5 five / faiv 7 saven / seven

IV. Напиши числа по памяти. Проверь себя сам, исправь ошибки красной ручкой и напиши еще по строчке слова, в которых ошибся.

1 -_________ 4-______________ 7-________ 10-_____________

2 -_________ 5-__________ 8-_________________

3 -_________ 6- _________ 9-______________

Приложение 2 Развиваем зрительную память COLOURS

I. Пропиши названия цветов столбиками, обращая внимание на выделенные буквы.

красный - red____________________________________

желтый - yellow__________________________________

зеленый - green__________________________________

синий - blue_____________________________________

розовый - pink___________________________________

коричневый - brown_______________________________

черный - black___________________________________

белый - white____________________________________

оранжевый - orange_______________________________

фиолетовый - purple______________________________

II. а) Вставь пропущенные буквы.

blue yellow white purple black brown

blu_ bl_e lue bl__ lu y llow yello yell w ye ow yell w ite _hite wh te whit ite p rple pu_ple purpl p_ _ple P rpl blak blck lack bla b k br wn bro n rown br n brown

б) Догадайся, какие цвета рассыпались на буквы, и собери их.

iknp - pink nereg -__________________

dre - ____________________ ulbe -_________________

cklab -___________________ Iwoyle -_______________

onbrw -___________________ ethiw -__________________

eprulp -__________________ egnaor -_______________

в) Расположи слова лесенкой ( по числу букв в слове).

3 буквы red

4 буквы _______________

4 буквы _______________

5 букв ________________

5 букв ________________

5 букв ________________

5 букв ________________

6 букв __________________________

6 букв __________________________

6 букв __________________________

г) Выпиши слова, в которых есть удвоенные буквы, подчеркни их.

Выпиши слова с буквой е на конце.

III. Представь, что ты учитель. Возьми красную ручку и исправь ошибки неграмотного ученика. Поставь ему оценку. Некоторые слова он написал правильно.

Red, yellow, blu, gren, blak, pink, braun, wite, orang, perple.

IV. Теперь, постарайся написать названия цветов по памяти.

красный коричневый

желтый розовый

синий белый

зеленый оранжевый

черный фиолетовый

Проверь себя, исправь ошибки и пропиши трудные для тебя слова еще по строчке.

Малько Инна Анатольевна, учитель информатики и И КТ, высшей категории, МОУ «Гимназия №11» район Кайеркан г. Норильск

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Формировать умения фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия.

Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка соответствия достижений учащегося государственному стандарту.

Модульно - рейтинговая система оценивания знаний обучающихся на уроках является актуальной темой в деятельности учителя по решению ключевых задач современного образования, в частности, разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся мобильных групп профильной школы, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации.

Более того, наша «пятибалльная» система оценок на практике вырождается в трёхбалльную, ибо «двойку» ставить, как правило, не рекомендуется. В результате «три ставим, два в уме». С таким подходом, тяжело оценить тех, кто получает заслуженную, а кто «натянутую» оценку.

Работая в данном направлении, важнейшими задачами определила для себя:

1. Стимулировать познавательный интерес к предмету, учитывая различные способы подготовки обучающихся к уроку (использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных...)

2. Придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер. А для этого нужно учитывать создание обучающимися собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать...

3. Способствовать обновлению содержательной стороны предмета.

4. Индивидуализировать процесс обучения.

5. Развивать самостоятельную деятельность школьников.

Главными составляющими педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками и личностно- деятельностный подход. Они занимают одно из центральных мест в технологии «Педагогика сотрудничества».

С учетом всего, я апробировала эксперимент среди учащихся профильных классов, деление которых происходит в рамках мобильных групп. В данные мобильные группы входят обучающиеся, которые выбрали предмет информатика профильным.

Профильное образование как форма организации углубленного обучения неразрывно связана с выходом на развивающее индивидуально-ориентированное обучение, В контексте образовательной технологии это понимается как многоуровневое «планирование результатов обучения». Отсюда, профильное обучение с дополнительной уровневой дифференциацией является средством достижения многоуровневых результатов обучения.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения, пред-

полагает внедрение новых организационных форм, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учеников учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня достижения школьников, тем самым, обеспечивая возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по: содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает, что в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации; дается разъяснение к этой информации; определяются условия погружения в информацию (с помощью средств И КТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации); приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; указаны практические задания. В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.

Задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения требует от учителя хорошего знания своих учеников.

Реализацию использования модульной технологии с использованием учебных элементов можно увидеть в разработках к урокам, сопроводительным или технологическим картам учащихся. Оцениваются практически все виды деятельности учащегося. Для оценки мною создан алгоритм распределения баллов по контрольным точкам с учётом дифференцированного подхода.

Для учета набранных баллов, по которым автоматически выставляется рейтинг каждого обучаемого, мной создан электронный журнал в Microsoft Excel. В данном журнале баллы автоматически переводятся в оценку и просчитывается рейтинг каждого учащегося.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применяя технологию модульно-рейтингового обучения в течение 3-х лет, я пришла к следующим выводам:

Учащиеся ответственнее относятся к изучению материала: перед уроками или на уроках они знакомятся с результатами проверенного задания, в этом случае даже «двойки» играют своеобразную стимулирующую роль, так как ученик, не сдавший зачёт, учит материал и сдаёт его вновь или выполняет пропущенную практическую работу. В зависимости от индивидуальных особенностей он может выполнять задание целиком или по частям.

Учащиеся стремятся скорректировать свои пробелы, сами требуют провести для них зачёт или тестирование, даже если пропустили по уважительной причине.

Ребята объективнее относятся к оцениванию. Перед выполнением работы они знакомятся с принципами выставления баллов, а при проверке учитель делает замечания по ошибкам и недочётам непосред-

ственно в их работах (на компьютерах) или анализирует типичные ошибки на уроке.

Учитель привлекает учащихся к анализу работ товарищей, при этом, чем полнее сделан анализ, тем выше балл получает за него “эксперт”, причём “авторам” заданий балл не снижается, если они прислушались к мнению аналитиков и ликвидировали недочёты.

Классные руководители (и родители) всегда представляют проблемы своих подопечных, так как им выдаются листы со всеми пропусками и полученными баллами, в том числе, и итоговыми.

Учащимся даётся возможность ликвидировать пробелы даже в давно изученном материале, чаще всего при этом выдаётся другое задание, аналогичное по трудности основному. Ребята сами приходят к выводу, что исправлять надо сложные задания, которые оцениваются большим количеством баллов.

Во время тренировочных и небольших практических работ разрешается обращаться за помощью к товарищам, но помогать можно только словами, иначе могут быть начислены штрафные очки (часть баллов снята). В ситуации, когда компьютеры есть не у всех ребят, этот метод взаимопомощи позволяет скорректировать уровень умений учащихся.

Основная трудность при организации - недостаток времени для дополнительной работы учащихся при достаточно большой загруженности кабинета. Ребята приглашаются в свободное от занятий время.

В результате работы пришла к выводу, что прежде чем приступить к обучению по модульной технологии с балльно-рейтинговой системой оценивая знаний обучающихся, нужно создать определенные условия: мотивировать учителей; подготовить школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности; размножить модули, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый ученик будет обеспечен этой программой действий.

Результаты применения модульно-рейтинговой технологии отражают повышенную мотивацию учащихся к предмету, к выполнению заданий и системе оценивания.

Применение разнообразных форм и методов образовательного процесса способствуют повышению качества уровня обученности, индивидуализирует учебный процесс.

В работе отмечаются как достоинства так и проблемные стороны модульного обучения: отсутствия технологии разработки учебных модулей и методики соответствующего учебного процесса, ориентированных на учителя-практика.

Модульная технология обучения с бально-рейтинговой системой оценивания знаний может быть применена не только на уроках информатики, но и в других предметах. Опыт показывает, что внедрение в учебный процесс рейтинговой системы контроля создаёт следующие преимущества в обучении: расширяется компетентность школьников в области изучения дисциплины; снижается стрессовая ситуация во время контроля; обучение становится личностно-ориентированным; повышается эффективность обучающего процесса, качество образования (2005 - 2008гг. с 75% по 87%); обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.

Данная технология позволяет развивать и воспитывать аналитическое и критическое мышление; комму-

никативные способности; ответственность за результаты своей работы; чувство взаимопомощи, умение контролировать себя; умение рационально распределять своё время; формирует чувство самоуважения.

Следовательно, применение модульно-рейтинговой технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса, всей школы - значит, и всего общества.

Молодых Антонина Витальевна,

преподаватель теоретических дисциплин ДШИ ХМАО, г. Югорск

УРОК ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ЖИВОПИСЦЫ СЧАСТЬЯ»-ХУДОЖНИКИ ИМПРЕССИОНИЗМА

Как можно заинтересовать учащихся в изучении творчества художников?

Импрессионизм, «Салон отверженных», «Анонимное общество художников, живописцев, скульпторов, граверов», пленэр, имена художников и деятелей искусства XIX века

Цель урока: выявить суть нового направления (импрессионизм) в творчестве Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея.

Задача урока: научить анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия в процессе подготовки и проведения ролевой игры «Пресс-конференция с импрессионистами».

Оборудование: телевизор, ЭХ/Э.

Предварительная подготовка к уроку.

Урок проводится в форме пресс-конференции и требует предварительной подготовки. За 3-4 недели до проведения «пресс-конференции» учитель предлагает учащимся посетить передвижную выставку «Классика живописи. Импрессионисты» (г.Самара). К уроку готовится тематическая выставка детских работ (по предмету ИЗО), подборка репродукций картин художников-импрессионистов. Учащиеся делятся на три группы («общественное мнение», «журналисты», «художники-импрессионисты») и выполняют следующие задания.

Задания для группы «Общественное мнение».

1, Каким было общественное мнение? Все ли его разделяли?

2. Инсценируйте обмен мнениями между посетителями выставки.

Задания для группы «художников-импрессионистов».

1. Каждый из участников группы из шести художников (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, Э. Дега) выбрать того, от чьего имени он может выступить на пресс-конференции.,

2. Познакомиться с фактами биографии выбранного вами художника, его картинами, особенностями его творчества.

3. Подготовьтесь к возможным вопросам о творчестве импрессионистов.

Задания для группы «журналистов».

1. Придумайте себе псевдоним (французское имя), под которым вы будете выступать, и название печатного органа, который вы будете представлять.

2. Внимательно рассмотреть и изучить иллюстрации:

- Э. Мане «Завтрак на траве», «Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер»;

- О, Ренуар «Жанна Самар и», «Бал в Мулен де л а Галетт», «Качели», портреты детей;

- Э. Дега «Голубые танцовщицы», «Танцевальный класс», «Репетиция»;

- К, Моне «Вокзал Сен-Лазар», «Кувшинки», «Маки», «Впечатление. Восход солнца», «Бульвар Капуцинок», «Водяные лилии и японский мостик»;

- К. Писсарро «Вспаханное поле», «Бульвар Монмартр в Париже»;

- А. Сислей «Мост в Аржентее».

3. Подготовьте такие вопросы авторам картин, вошедших в ваши подборки, чтобы из их ответов вы смогли понять значение термина «импрессионизм» (манера письма, цвет, сюжет, композиция).

4. Продумайте, кто, кому, и в каком порядке будет задавать вопросы.

Технологическая карта урока

Тема урока, его место в целом программы:

Урок разработан в соответствии с программой «Мировая художественная культура: от XVIII века до современности» Г.И. Даниловой и проводится при изучении раздела «Искусство XIX века», как обобщающий урок по теме «Живописцы счастья» (художники импрессионизма).

Урок проведен в 5 классе общего эстетического отделения ДШИ по предмету «История искусства».

План урока:

1. Вступительное слово учителя - ведущего пресс-конференции.

2. Выступление группы «общественное мнение».

- Инсценировка обмена впечатлениями между посетителями выставки.

- Демонстрация фрагмента видеофильма «Отпечатки света» (без звука). Ученик в роли экскурсовода.

3. Комментарии педагога-ведущего. Представление участников конференции: группа «импрессионистов».

4. Интервью, дискуссия между группами «художников» и «журналистов».

5. Подведение итогов. Обобщение «В чем же сущность импрессионизма?» (группа «импрессионистов»).

6. Комментарии и обобщения учителя.

7. Домашнее задание: написать синквейн на лю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.